СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Технология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе авторской программы "Технология: программа: 1-4 классы" Е. А. Лутцевой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Технология"»



Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Технология: программа: 1-4 классы» Е.А. Лутцевой 2013 год.

Учитывая направление работы школы «Гражданское воспитание. Социализация учебно-воспитательного процесса» и главную идею курса «Технология», определяются цели и задачи.

Цель - достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения учащихся в начальной школе благодаря специально подобранному и выстроенному содержанию курса и его методическому аппарату.

Задачи:

  • развивать личностные качества (активности, инициативности, воли,

любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

  • формировать общие представления о мире, созданном умом и руками человека, об

истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

  • формировать первоначальные конструкторско-технологические и организационно

экономические знания, овладеть технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоить правила техники безопасного труда; приобрести навыки самообслуживания;

  • овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения

информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

  • использовать приобретенные знания о правилах создания предметной и

информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

  • развивать коммуникативную компетентность младших школьников на основе

организации совместной продуктивной деятельности; приобрести первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

  • воспитывать экологически разумное отношение к природным ресурсам, умение

видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважение к людям труда и культурному наследию, результатам деятельности предшествующих поколений.

Рабочая программа разработана в полном соответствии с авторской программой и учебно-методическим комплектом.

Содержание учебно-методического комплекта:

1.Технология:программа: 1- 4 классы / Е.А. Лутцева/ - М.: Вентана-Граф, 2013.-80 c. - (Начальная школа ХХI века).

2.Технология: 3 класс: учебник для учащихся общеобра­зовательных учреждений / Е.А. Лутцева. – 4-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2012. – 160 с.:ил. (Начальная школа ХХI века)

3. Технология: 3 класс: органайзер для учителя: сценарии уроков /Е.А. Лутцева - М.: Вентана-Граф, 2014.-224 c.

Учебный план рассчитан на 34 часа, авторская программа «Технология» предусматривает 34 часа. Рабочая программа на 2021-2022 учебный год составлена на 35 часов.

В авторской программе контрольные работы не предусмотрены.

Формы организации учебного процесса: урок, конкурс, презентация, путешествие, викторина.

Формы текущего контроля знаний и умений обучающихся: сообщение, опрос, ролевая игра, практическая работа.

Содержание программы

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание – 14часов
    Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры.

Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала ХХ в. Использование человеком энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества.

Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и её компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем). Гармония предметов и окружающей среды — соответствие предмета (изделия) обстановке.

Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск

доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.

Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу). Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.

  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты – 10 часов. 

Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металла, ткани, мех и др.), их получение, применение.

Разметка развёрток с опорой на простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и её вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами…

  1.  Конструирование и моделирование – 5 часов. 

Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов

соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлёст, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, щелевого замка, сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным

декоративно художественным условиям. Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.

  1. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) – 5 часов. 

Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, полуаемой

человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.

Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение.

Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации.

Планируемые результаты изучения технологии в 3 классе

Личностные результаты:

Создание условий для и формирования следующих умений:

- отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь;

-проявлять интерес к историческим традициям своего края и России; - испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании; - принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним; - опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

- совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; - совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное; - самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); - коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; - осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструкторские доработки; - выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

Познавательные УУД

- с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет; - открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; - преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).

Коммуникативные УУД

- учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; - уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

- уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.

Предметные результаты

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

Знать: - о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства; - о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).

Уметь: - узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремёсла; - соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами(светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знать: - названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);

- последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;

- основные линии чертежа (осевая и центровая); - правила безопасной работы канцелярским ножом; - косую строчку, её варианты, их назначение; - названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).

Иметь представление: - о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме, - о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.

Уметь частично самостоятельно: - читать простейший чертеж (эскиз) развёрток; - выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов; - подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий; - выполнять рицовку; - оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами; - находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет), - решать доступные технологические задачи.

3. Конструирование и моделирование

Знать: - простейшие способы достижения прочности конструкций.

Уметь: - конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям; - изменять конструкцию изделия по заданным условиям; - выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.

4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Знать: - названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере; - о назначении клавиатуры, компьютерной мыши.

Уметь с помощью учителя: - включать и выключать компьютер; - пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания); - выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать); - работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания

Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «Технология»

(1ч в неделю; 34 учебных недель)

3 класс


урока

Тема урока

По плану

По факту

Приме-

чание

Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч)

1

Рукотворный мир как результат труда человека

03.09



2

Рукотворный мир как результат труда человека

10.09



3

Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда

17.09



4

Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда

24.09



5

Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда

01.10



6

Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда

08.10



7

Природа в художественно-практической деятельности человека

15.10



8

Природа в художественно-практической деятельности человека

22.10



9

Природа и техническая среда

29.10



10

Природа и техническая среда

12.11



11

Природа и техническая среда

19.11



12

Дом и семья. Самообслуживание

26.11



13

Дом и семья. Самообслуживание

03.12



14

Дом и семья. Самообслуживание

10.12



Раздел 2. Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты (10 ч)

15

Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком

17.12



16

Инструменты и приспособления для обработки материалов

24.12



17

Общее представление о технологическом процессе

14.01



18

Общее представление о технологическом процессе

21.01



19

Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

28.01



20

Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

04.02



21

Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

11.02



22

Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)


18.02



23

Графические изображения в технике и технологии

25.02



24

Графические изображения в технике и технологии

04.03



Раздел 3. Конструирование и моделирование (5 ч)

25

Изделие и его конструкция

11.03



26

Элементарные представления о конструкции

18.03



27

Конструирование и моделирование несложных объектов

25.03



28

Конструирование и моделирование несложных объектов

08.04



29

Конструирование и моделирование несложных объектов

15.04



Раздел 4. Использование информационных технологий

(практика работы на компьютере) (6 ч)

30

Знакомство с компьютером

22.04



31

Работа с информацией

29.04



32

Работа с информацией

06.05



33

Работа с информацией

13.05



34

Работа с информацией

20.05



35

Работа с информацией

27.05