Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа № 34 имени Александра Шостака»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО Рекунова М. А. Протокол № 1 от « 28 » 08 2017г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Пройдисвет Н. Е. « » 2017г. | «Рассмотрено» на заседании педагогического совета ГБОУ СОШ № 34 Протокол № 1 от " " 2017г. | "Утверждаю" Директор ГБОУ СОШ № 34 Мася Ю. Л. Приказ № _________ от « » ______ 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету Технология
Класс 3-А
Учитель Шильдяева Ирина Алексеевна
Количество часов по программе 164
Учебный год 2017 - 2018
г. Севастополь
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Технология» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы «Технология» Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014) Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014 (Школа России).
Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. Рабочая тетрадь. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Просвещение. 2014 (Школа России).
Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. М.: Просвещение, 2014 (Школа России).
Цель изучения курса технологии – развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Основные задачи курса:
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование целостной картины миры материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно- конструкторской деятельности;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления;
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Общая характеристика учебного предмета
Представленный курс закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать учащимся первоначальный опыт преобразовательной художественно- культурного содержания, и создают условия для активного освоения детьми технологии ручной обработки доступных материалов, современных информационных технологий, необходимых в повседневной жизни современного человека.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально - практической деятельности ученика, что в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание. В результате на уроках технологии могут закладываться основы трудолюбия и способности к самовыражению, формироваться социально-ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаёт предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Технология» в 3 классе в Федеральном базисном учебном плане предусмотрено 34 ч (1 ч в неделю). Согласно программе по технологии Е.А. Лутцевой предмет «Технология» может изучаться 34 ч (1ч в неделю) или 68 ч (2 ч в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Уметь:
формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
выявлять и формулировать учебную проблему;
анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать:
- о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
- о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Уметь:
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
основные линии чертежа (осевая и центровая);
правила безопасной работы канцелярским ножом;
косую строчку, ее варианты, их назначение;
названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме,
о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.
Уметь частично самостоятельно:
читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
выполнять рицовку;
оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),
решать доступные технологические задачи.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Знать:
названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной мышью.
Уметь с помощью учителя:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
В основу содержания курса положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобразительное искусство, литературное чтение, музыка). Основа интеграции — процесс творческой деятельности мастера, художника на всех этапах (рождение идеи, разработка замысла, выбор материалов, инструментов и технологии реализации замысла, его реализация), целостность творческого процесса, использование единых, близких, взаимодополняющих средств художественной выразительности, комбинирование художественных технологий. Интеграция опирается на целостное восприятие младшим школьником окружающего мира, демонстрируя гармонию предметного мира и природы. При этом природа рассматривается как источник вдохновения художника, источник образов и форм, отражённых в народном быту, творчестве, а также в технических объектах.
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
В 3 и 4 классах основная форма практической работы — простейшие технологические проекты (групповые и индивидуальные), базой для которых являются уже усвоенные предметные знания и умения, а также постоянное развитие основ творческого мышления.
В программу каждого класса включены поисковые, пробные или тренировочные упражнения, с помощью которых учащиеся делают открытия новых знаний и умений для последующего выполнения изделий и проектов.
Изготовление изделий не есть цель урока. Изделия (проектная работа) лишь средство для решения конкретных учебных задач. Выбор изделия не носит случайный характер, а отвечает цели и задачам каждого урока и подбирается в чётко продуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами. Любое изготавливаемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более одного-двух новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления. Это обеспечивает получение качественного изделия за период времени не более 20 минут от урока и исключает домашние задания.
Структура курса
Информационная мастерская (3 часа)
Вспомним и обсудим! Знакомимся с компьютером. Компьютер - твой помощник. Проверим себя.
Мастерская скульптора (6 часов)
Как работает скульптор? Скульптура разных времён и народов. Статуэтки. Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём?
Мастерская рукодельницы (8 часов)
Вышивка и вышивание. Строчка петельного стежка. Пришивание пуговиц. Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево» История швейной машины. Секреты швейной машины. Футляры. Проверим себя. Наши проекты. Подвеска.
Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов (11 часов)
Строительство и украшение дома. Объём и объёмные формы. Развёртка. Подарочные упаковки. Декорирование (украшение) готовых форм. Конструирование из сложных развёрток. Модели и конструкции. Наши проекты. Парад военной техники. Наша родная армия. Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. Изонить. Художественные техники из креповой бумаги.
Мастерская кукольника (6 часов)
Может ли игрушка быть полезной. Театральные куклы-марионетки. Игрушка из носка. Игрушка-неваляшка. Что узнали, чему научились.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Количество часов |
1 | Информационная мастерская | 3 |
2 | Мастерская скульптора | 6 |
3 | Мастерская рукодельницы | 9 |
4 | Мастерская инженеров-конструкторов, строителей, декораторов | 11 |
5 | Мастерская кукольника | 5 |
| Итого | 34 |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются:
качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов и работы в целом;
степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя);
уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его личным творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации.
Календарно- тематическое планирование по предмету "Технология"
1 час в неделю на 2017 – 2018 учебный год.
№ п/п | Дата проведения | Кол-во часов | Тема урока | Основное содержание темы, термины и понятия | Виды деятельности, форма работы | Планируемые результаты обучения |
по пла ну | по фак ту | освоение предметных знаний (базовые понятия) | универсальные учебные действия (УУД) |
I четверть |
Информационная мастерская 3 часа |
1. | 07.09 | | | Как работать с учебником. Вспомним и обсудим. Учебник,с.2–9 | Знакомство с учебником условными обозначениями. Материалы и инструменты. Правила безопасной работы с ножницами и клеем. Понятия: замысел, образ, творчество Деятельность человека при реализации замысла. Работа современных творческих коллективов. | Учимся новому. Словарная работа: технология. Беседа о том, что изучают и делают на уроках технологии (коллективная). Чтение текста в учебнике (с. 3): обращение « Дорогой друг». Рассматривание учебника Коллективный обмен мнениями об учебнике. Знакомство с условными обозначениями, структурой учебника. Как работать с учебником. Работа с текс-том (с. 6). Коллективная беседа «Творение мастера». Делаем сами. Беседа (или викторина и игровые задания) о материалах и инструментах, используемых на уроках технологии (коллективная). Изучение правил безопасной работы с инструментами. Анализ изделия по заданному плану. Составление последовательности работы над изделием. Выполнение задания | Повторят знания, полученные в 1–2 классах (отбор необходимых для рабо-ты над изделием материалов, инструме-нтов, последовательность действий при работе над изделием). Познакомятся с учебником для 3 кл.; со значением понятий «творчество», «замысел», «функциональные возможности». Научатся составлять план творческой работы; на практическом уровне изготавливать изделия из природного материала по собственному замыслу. | Регулятивные: умеют контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике и рабочей тетради; принимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на фун-кциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке технологии принадлежностей и материалов. Познавательные: общеучебные – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, правилах работы с инструментами; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о понятиях: «замысел», «современники», «образ», «творчество». Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения |
2. | 14.09 | | | Знакомимся с компьютером. Учебникс.10-13 | Знакомство с компьютером, его назначением. Использование ПК в деятельности человека. Правила безо-пасной работы с ПК. Понятия: компьютер, системный блок, клавиатура, мышь, монитор, принтер. Профессии людей, которые работают с ПК. | Учимся новому. Словарная работа: компьютер, монитор, клавиатура, системный блок. Беседа об использовании компьютера. Рассматривание иллюстрации с.11 Коллективный обмен мнениями «Профессии, которые работают с компьютером». Знакомство с составляющими устройствами компьютера. Как работать с компьютером (включать, открывать папки рабочего стола, управлять мышью). Работа с текстом (с. 12). Коллективная беседа «Кто сильнее ПК или человек». Делаем сами. Исследование «Кто быстрее» Изучение правил безопасной работы с компьютером Анализ исследования. Подведение итогов. Коллективное обсуждение результатов исследования | Познакомятся с устройством и предназначением компьютера.; со значением понятий компьютер, системный блок, клавиатура, монитор, принтер. На практическом уровне включать и выключать компьютер, управлять мышью, открывать папки рабочего стола. |
3. | 21.09 | | | Компьютер твой помощник. Проверим себя Учебник,с.14-16 | Знакомство с историей компьютера, его назначением. Знакомство с комплектующими компьютера (дисководы). Правила безопасной работы с ПК. Понятия: CDдиск, DVD диск, дисковод, съёмный дисковод, флеш-карта | Учимся новому. Словарная работа CD диск, DVD диск, дисковод, съёмный дисковод, флеш-карта:. Знакомство с комплектующими устройствами компьютера. Как работать с CD, DVD диском (вставить диск, закрыть дисковод, открыть значок «Компьютер»). Работа с текстом (с.15). Делаем сами. Практическая работа «Поиск файлов» Изучение правил безопасной работы с компьютером Анализ исследования. Проверочная работа (с.16) | Познакомятся с комплектующими ко-мпьютера; со значением понятий CD-диск, DVD диск, дисковод, съёмный дисковод, флеш-карта. На практическом уровне включать и выключать компьютер, управлять мышью, открывать папки рабочего стола, работать с CD, DVD диском (вставить диск, закрыть дисковод, открыть значок «Компьютер»). |
Мастерская скульптора 6 часов |
4. | 28.09 | | | Как работает скульптор. Учебник,с.18-19 | Знакомство с профессией скульптор. Материалы и инструменты, которые используют скульпторы. Правила безопасной работы с инструментами. Природные материалы и их использование в поделках. Приемы работы скульптора. Тер-мины и понятия: скульптура, скульптор. | Учимся новому.Беседа о значении искусства в жизни людей. Коллективное рассуждение: какие знаменитые скульптуры вы знаете? Работа с учебником (с. 18). Беседа о материалах и приемах работы скульптора.(с. 18-19). Игровой момент: узнай материал на ощупь. Делаем сами. Выдающиеся скульпторы и скульптуры | Систематизируют знания материалах, о техниках выполнения изделий. Познакомятся с приемами работы скульптора; самостоятельно составлять рассказ «Красота скульптуры» | Регулятивные: умеют контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике и рабочей тетради; принимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на фун-кциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке технологии принадлежностей и материалов. Познавательные: общеучебные – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, правилах работы с инструментами; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о понятиях: «замысел», «современники», «образ», «творчество». Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения |
5. | 05.10 | | | Скульптуры различных времён и народов. Учебник, с.20-21 | Знакомство с историей скульптуры. Образы в истории, и материалы, которые используют скульпторы. Приемы работы скульптора. Термины и понятия: скульптура, скульптор. | Учимся новому. Беседа о сходстве современных скульптур с древними. Работа с учебником (с. 20). Беседа о мате-риалах в работе скульптора.. Делаем сами. Образ моей скульптуры | Систематизируют знания материалах, о техниках выполнения изделий. Познакомятся с историей скульптуры, о сходствах и различиях древней и современной скульптуры. самостоятельно составлять план работы и придумать образ будущей скульптуры |
6. | 12.10 | | | Статуэтки. Учебник, с.22-27 | Знакомство с народными промыслами разных областей России. Художественные средства скульптора. Материалы и инструменты скульптора. Правила безопасной работы с пластилином. Понятия статуэтка, дымковская игрушка, каргопольская игрушка, северная резьба, гжельский фарфор, филимоновская игрушка. Деятельность человека при реализации замысла. | Учимся новому. Беседа о народных промыслах Работа с учебником (с. 22). Беседа о материалах и способах изготовления статуэтки. Делаем сами. Анализ готового изделия. Беседа о пластичных материалах и их свойствах. Выполнение задания по рабочей тетради . Составление плана работы над изделием. Изготовление пластилиновой скульптуры. Подведение итогов. Выставка работ. Критерии оценивания работ. Коллективное обсуждение | Систематизируют знания материалах, о техниках выполнения изделий. Познакомятся с игрушками народных промыслов, приемами работы; самостоятельно составить рассказ «Статуэтки – традиции народа» |
7. | 19.10 | | | Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем. Учебник, с.28-31 | Знакомство с видами рельефа, оберегами различных народов. Понятия рельеф, фактура, контррельеф, барельеф, горельеф. Деятельность человека при украшении жилища. | Учимся новому. Беседа о видах рельефа. Работа с учебником (с. 28). Беседа “Обереги нашего края». Делаем сами. Анализ рельефа жилищ. Составление рассказа Обереги жилища | Систематизируют знания материалах, о техниках выполнения изделий. Познакомятся с видами рельефа, самостоятельно составить рассказ «Виды рельефа и фактуры в истории» |
8. | 26.10 | | | Рельефы. Как придать поверхности фактуру и объём. Учебник, с.30-31 | Знакомство с приемами получения рельефа. Материалы и инструменты скульптора. Правила безопасной работы с пластилином. Понятия рельефа, дизайн. Деятельность человека при реализации замысла. | Учимся новому.Беседа о приемах рельефа. Работа с учебником (с.30). Беседа о материалах и приемах рельефа. Делаем сами.Анализ готового изделия. Беседа о пласти-чных материалах и их свойствах. Выполнение задания учебника (с.31 ). Составление плана работы над изделием. Изготовление шкатулки или вазочки. . Подведение итогов. Выставка работ. Критерии оценивания работ. Коллективное обсуждение | Систематизируют знания материалах, о техниках выполнения изделий. Познакомятся с приемами рельефа, приемами работы; самостоятельно составить план работы |
II четверть |
9. | 09.11 | | | Конструируем из фольги. Проверим себя Учебник,с.32-37 | Знакомство со свойствами бумаги, назначением и приемами работы с ней. Правила безопасной работы с бумагой. Понятия фольга, конструирование. Деятельность человека при реализации замысла. | Учимся новому.Беседа о приемах работы с фольгой. Ра-бота с учебником (с.33). Беседа о материалах и приемах работы. Делаем сами.Исследование «Свойства фольги» Анализ готового изделия. Беседа о материалах и свойствах бумаги (фольги). Выполнение задания учебника (с.34 ). Составление плана работы над изделием. Изготовление бабочки . Подведение итогов. Выставка работ. Критерии оценивания работ. Коллективное обсуждение | Систематизируют знания материалах, о техниках выполнения изделий. Познакомятся с приемами конструирование из фольги; самостоятельно составить план работы. | |
Мастерская рукодельниц 9 часов |
10. | 16.11 | | | Вышивка и вышивание. Учебник, с.38-41 | Знакомство с народным промыслом мастериц- вышивальщиц, видами вышивки, особенностями узоров. Материалы и инструменты мастериц-вышивальщиц. Правила безопасной работы с ножницами и иглой. Понятия: вышивка, роспись. Работа мастериц-вышива-льщиц в современном мире. | Учимся новому.Словарная работа: вышивка, роспись, узор. Беседа о видах вышивки, основных узоров. Чтение текста в учебнике (с. 38): Рассматривание иллюстрации учебника (Виды вышивки). Коллективный обмен мнениями об узорах вышивки регионов России. Как работать с иглой, нитью, ножницами учебником. Работа с текстом (с. 46). Коллективная беседа «Традиции народа - крестьянская вышивка». Делаем сами. Беседа о материалах и инструментах, используемых мастерицами-вышивальщицами (коллективная). Изучение правил безопасной работы с инструмента- ми. Анализ изделия по заданному плану. Составление последовательности работы над изделием. Выполнение задания: Мешочек со строчкой. | повторят знания, полученные в 1–2 классах (отбор необходимых для рабо-ты над изделием материалов, инструме-нтов, последовательность действий при работе над изделием). Познакомятся с видами вышивки, особенностями узора, со значением понятий «вышивка», «роспись», «узор». Научатся составлять план творческой работы; на практическом уровне изготавливать мешочек со строчкой по образцу. | Регулятивные: умеют контролировать свои действия по точному и оперативному ориенти-рованию в учебнике и рабочей тетради; при-нимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на фун-кциональность,удобстворациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке техно-логии принадлежностей и материалов. Познава-тельные:общеучебные – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, правилах работы с инст-рументами; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополня-ющей представление о понятиях: «замысел», «современники», «образ», «творчество». Ком-муникативныеумеют слушать учителя и одно-классников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют моти-вацию к учебной и тво-рческой деятельности; сориентирова ны на пло-дотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения |
11. | 23.11 | | | Строчка петельного стежка. Учебник, с.42-43 | Знакомство с технологией петельного стежка. Материалы и инструменты. Правила безопасной работы с ножницами и иглой. Понятия: петельный стежок. | Учимся новому.. Беседа о том, для чего нужно умение шить, об основных строчках и их вариантов. Знакомство с техникой выполнения петельного стежка. Работа с текстом (с. 42). Делаем сами.Беседа о материалах и инструментах, используемых на уроках технологии (коллективная). Изучение правил безопасной работы с инструментами. Анализ изделия по заданному плану. Составление последовательности работы над изделием. Выполнение задания: «Сумочка», «Сердечко» (по выбору) | повторят знания, полученные в 1–2 классах (отбор необходимых для рабо-ты над изделием материалов, инструме-нтов, основными видами строчки, пос-ледовательность действий при работе над изделием). Познакомятся с техникой петельного стежка.».Научатся составлять план тво-рческой работы; на практическом уро-вне изготавливать изделия при помощи петельного стежка. |
12. | 30.11 | | | Пришивание пуговицы Учебник, с.44-47 | Знакомство историй пуговицы, с технологией пришивания пуговицы к изделию.Ма-териалы и инструмен-ты. Правила безопасной работы с ножницами и иглой. | Учимся новому.. Беседа « Возникновение и использование пуговицы » том, для чего нужно умение пришивать пуговицы, об основных вариантах пришивания пуговицы. . Знакомство с техникой пришивания пуговицы. Работа с текстом (с. 444). Делаем сами.Беседа о материалах и инструментах, используемых на уроках технологии (коллективная). Изучение правил безопасной работы с инстру-ментами. Анализ последовательности выполнения пришивания по заданной инструкции. Анализ образца. Составление последовательности работы над изделием . Выполнение задания: «Браслет»,(учебник,с.47)(по выбору) | Систематизируют знания об основной технике пришивания пуговицы (отбор необходимых для работы над изделием материалов, инструментов, основными видами строчки, последовательность действий при работе над изделием). Познакомятся с техникой пришивания пуговицы. Научатся составлять план творческой работы; на практическом уровне изготавливать «Браслет» |
13. | 07.12 | | 2 | Наши проекты «Подарок малышам» Волшебное дерево»». Учебник, с.48-49 | Систематизируют знания об основных видах вышивки, приемах петельного стежка, пришивания пуговицы.Ма териалы и инст-рументы. Правила безопасной работы с ножницами и иглой. | Учимся новому.. Применять свои умения, навыки на практике, воплощать образы в реальное изделие. Беседа о том, для чего нужно умение шить, об основных строчках и их вариантов. Делаем сами. изготовление Волшебного дерева (коллективная). Повторение правил безопасной работы с инструментами. Анализ изделия по заданному плану. Составление последовательности работы над изделием. Выполнение задания группами. | Научатся применять свои умения и знания в жизни. повторят знания, полученные на предыдущих уроках. Научатся составлять план творческой работы; на практическом уровне изготавливать изделия (групповая работа) |
14. | 14.12 | | | История швейной машины. Учебник, с.50-53 | Знакомство с видами, устройством и предназначением швейной машины. С профессией швеи-мотористки. Основными видами тканей, применяемых при шитье. Технологией стяжки. Материалы и инструменты. Правила безопасной работы со швейной машиной. Понятия: швейная машина, швея-мотористка, стяжка | Учимся новому.. Беседа о видах швейной машины, применение их в жизни человека. Профессия швея-мотористка, портной. Знакомство с техникой выполнения стяжки Работа с текстом (с. 50). Делаем сами.Беседа о применении швейной машины в жизни человека. Изучение правил безопасной работы с инструментами. Анализ изделия по заданному плану. Составление последовательности работы над изделием. Выполнение задания: «Бабочка» | Познакомятся с техникой стяжки. Научатся анализировать образец и составлять план творческой работы; на практическом уровне изготавливать изделия |
15. | 21.12 | | | Секреты швейной машины. Учебник, с.54-55 | Знакомство с устройством швейной машины Материалы и инструменты. Правила безопасной работы с ножницами и иглой. | Учимся новому.Анализ изделия по заданному плану. Составление последовательности работы над изделием. Выполнение задания: «Бабочка» | Научатся составлять план творческой работы; на практическом уровне изготавливать изделия при помощи стежка. |
16. | 11.01 | | | Футляры. Учебник, с.56-59.Проверим себя. Учебник, с.62 | Знакомство с основными видами футляров, предназначением. Основными видами тканей, применяемых при изготовлении футляра. Технологией изготовление футляра. Правила безопасной работы с иглой и ножницами. Понятия: футляр, ключница швейная машина, швея-мотористка, стяжка | Учимся новому.Беседа о применении футляров в жизни человека. Знакомство с техникой изготовления ключницы. Делаем сами. Изучение правил безопасной работы с инструментами. Анализ изделия по заданному плану. Составление последовательности работы над изделием. Выполнение задания: «Ключница» | Познакомятся с техникой изготовления ключницы.Научатся анализировать образец и составлять план творческой работы; на практическом уровне изготавливать изделия |
17. | 18.01 | | | Наши проекты «Подвеска» | Систематизируют знания об основных видах вышивки, приемах петельного стежка, пришивания пуговиц . Материалы и инструменты. Правила безопасной работы с ножницами и иглой. | Учимся новому.. Применять свои умения, навыки на практике, воплощать образы в реальное изделие. Беседа о том, для чего нужно умение шить, об основных строчках и их вариантов. Делаем сами. изготовление Волшебного дерева (коллективная). Повторение правил безопасной работы с инструментами. Анализ изделия по заданному плану. Составление последовательности работы над изделием. Выполнение задания группами. | Научатся применять свои умения и знания в жизни. повторят знания, полученные на предыдущих уроках. Научатся составлять план творческой работы; на практическом уровне изготавливать изделия (групповая работа) | |
18. | 25.01 | | | Защита проектов. Проверим себя | | | | |
Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора 11 часов |
19. | 01.02 | | | Строительство и украшение дома. Учебник, с 64-67 | Знакомство со стилями строительства. выполнять разметку при помощи шаблона, си-мметричного складывания, способы испо-льзования инструме-нтов в бытовых условиях и в учебной деятельности,отдельные элементы архитектуры. Организовывать рабочее место. Знакомство с понятиями: декор. Осваивать правила безопасной работы при изготовлении изделия.. | Учимся новому.Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения и масштабированияСравнивать эскиз и технический рисунок, свойства различных материаловСоотносить назначение городских построек с их архитектурными особенностями работать с учебником Делаем сами. Беседа о строительстве в разные времена, особенности жилищ разных народов, о материалах и инструментах, используемых на уроках технологии (коллективная). Изучение правил безопасной работы с инструментами. Анализ изделия по заданному плану. Составление последовательности работы над изделием. Выполнение задания: «Изба» | Систематизация знаний по отбору необходимых для работы над изделием материалов, инструментов, последовательность действий при работе над изделием).Со значением слов юрта, чум, декор. Научатся составлять план творческой работы; на практическом уровне изготавливать изделия из гофрокартона по образцу.. | Регулятивные: умеют контролировать свои действия по точному и оперативному ориенти-рованию в учебнике и рабочей тетради; при-нимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на фун-кциональность,удобстворациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке техно-логии принадлежностей и материалов. Познава-тельные:общеучебные – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, правилах работы с инст-рументами; осознанно читают тексты с целью освоения и использования |
20. 21. | 08.02 15.02 | | | Объём и объёмные формы. Развёртка. Учебник, с.68-71 | Знакомство с объемными и плоскими геометрическими фигурами. выполнять разметку при помощи шаблона, симметричного складывания, способы использова-ния инструментов в бытовых условиях и в учебной деятельнос-ти. Организовывать рабочее место. Знакомство с понятиями: развёртка, рицовка Осваивать правила безопасной работы при изготовлении изделия. | Учимся новому.Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения и масштабированияСравнивать эскиз и технический рисунок, свойства различных материалов Делаем сами. Сравниваем плоские и геометрические фигуры. Выполняем развёртку геометрической фигуры. Изучение правил безопасной работы с инструментами. Анализ изделия по заданному плану. Составление последовательности работы над изделием. Выполнение задания: | Систематизация знаний о геометрических фигурах. Со значением слов развёртка. Научатся анализировать чертеж по плану, выполнять разметку развёртки; на практическом уровне изготавливать изделия из картона по образцу.. |
22. | 22.02 | | | Подарочные упаковки. Учебник, с. 72-75 | Знакомство с культурой подарков, культурой упаковки подарков выполнять разметку при помощи шаблона, симметрично го складывания, способы использова ния инструментов в бытовых условиях и в учебной деятельности Организовывать рабочее место. Осваи-вать правила безопасной работы при изготовлении изделия. | Учимся новому.Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения и масштабирования.Сравнивать эскиз и технический рисунок. Делаем сами. Анализ дизайна изделия, его плоских деталей, объёмных деталей..Изучение правил безопасной работы с инструментами. Анализ изделия по заданному плану. Составление последовательности работы над изделием. Выполнение задания: Коробочка для подарка | Познакомятся с техникой изготовления подарочной коробки. Научатся составлять план работы; на практическом уровне изготавливать детали изделия по схеме. |
23. | 01.03 | | | Декорирование (украшение) готовых форм. Учебник, с.76-77 | Знакомство с декорированием готовых форм с помощью не-скольких предметов, со способами декорирова ния, с различными материалами для украшения выполнять дизайн-анализ изделия. Организовывать рабочее место Осваивать правила безопасной работы при изготовлении изделия. | Учимся новому.Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения и масштабирования.Сравнивать эскиз и технический рисунок Делаем сами. Анализ дизайна изделия, его плоских деталей ,подбираем цветовую гамму для декорирования, фуктуру, объем и материалы. Изучение правил безопасной работы с инструментами. Анализ изделия по заданному плану. Составление последовательности работы над изделием. Выполнение задания: декор коробочки для подарка | Познакомятся с техникой и способами декорирования подарочной коробки. Научатся составлять план работы; на практическом уровне декорирования изделия по самостоятельному плану и творческому замыслу. |
24. | 15.03 | | | Конструирование из сложных развёрток. Учебник, с.78-79 | Знакомство с видами автомобилей, устройства модели автомобиля. Выполнять разметку частей изделия, декор Организовывать рабочее место. Осваивать правила безопасной работы при изготовлении изделия. | Учимся новому.Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения и масштабированияСравнивать эскиз и технический рисунок. Делаем сами. Анализ дизайна изделия, его деталей. Изучение правил безопасной работы с инструментами. Анализ изделия по заданному плану. Составление последовательности работы над изделием. Выполнение задания: Декор модели изделия. Систематизировать знания правил дорожного движения. | Систематизировать знания о способах и технике декора. Научатся составлять план работы; на практическом уровне изготавливать детали изделия по схеме, декорировать их |
25. | 22.03 | | | Модели и конструкции. Учебник,с. 80- 83 | Знакомство с видами конструкторов, способами соединения деталей, основными деталями конструктора выполнять сборку изделия с помощью различных соединений. Анализ соединений. Организовывать рабочее место. Осваивать правила безопасной работы при изготовлении изделия. | Учимся новому. Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Делаем сами. Анализ видов соединений конструктора, сборку изделия. Изучение правил безопа-сной работы с инструментами.. Составление плана после-довательности работы над изделием. Выполнение задания: конструирование изделия. | Познакомятся с техникой и видами соединения. Научатся составлять план работы; анализировать соединения деталей модели изделия, на практическом уровне собрать изделие по собственному замыслу и плану. |
26. | 05.04 | | 1 ч | Наши проекты. Парад военной техники Наша родная армия. Учебник,с.86-89 | Знакомство с различными видами войск в РФ, с военной техникой, обмундированием войск в разные вре-мена. С историей пра-зднования 23 февраля. Организовы вать рабочее место.Осваи вать правила безопасной работы при изготовлении изделия.. | Учимся новому.Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятияСравнивать эскиз и технический рисунок. Делаем сами. Анализ дизайна изделия, его деталей (плоских, объёмных) .Изучение правил безопасной работы с инструментами. Анализ изделия по заданному плану. Составление последовательности работы над изделием. Выполнение задания: Пятиконечная звезда | Познакомятся с техникой изготовления пятиконечной звезды Научатся составлять план работы; на практическом уровне изготавливать детали изделия по плану. |
27. | 12.04 | | 2ч | Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. Учебник,с.96-99 | Знакомство с профессией художник –декоратор, с декоративно-прикладным искусством, их видами, средствами художественной выразительности С понятиями: филигрань, орнамент, квиллинг. Организовывать рабочее место. Осваивать правила безопасной работы при изготовлении изделия. | Учимся новому.Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Овладевать техникой квиллинга. Сравнивать образец и технический рисунок. Делаем сами. Анализ дизайна изделия, его деталей. Изучение правил безопасной работы с инструментами. Анализ изделия по заданному плану. Составление последовательности работы над изделием. Выполнение задания: изделие в технике квиллинг | Познакомятся с техникой квиллинга. Научатся составлять план работы; на практическом уровне изготавливать детали изделия по схеме. |
28. | 19.04 | | 2ч | Художественные техники из креповой бумаги. Изонить. Проверить себя. Учебник ,с.100-102 | Знакомство с художествен ной техникой, приемами дизайна. С понятиями: креповая бумага изонить. Организовывать рабочее место Осваивать правила безопасной работы при изготовлении | Учимся новому.Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Знакомство с приемами художественного Работа с текстом (с. 100). Коллективная беседа «Виды бумаги и ее свойства..Овладевать приемами накручивания полоски, изготовления пружинок, торцевания из креповой бумаги. Делаем сами.Дизайн-анализ образца изделия. Изучение правил безопасной работы с инструментами. Анализ изделия по самостоятельному плану. Составление последовательности работы над изделием. Выполнение задания. | Познакомятся с техникой и приемами художественной техники Научатся составлять план работы; проводить дизайн-анализ изделия, на практическом уровне изготавливать изделия из креповой бумаги. | |
Мастерская кукольника часа |
29. | 26.04 | | | Что такое игрушка. Учебник, с.104-107 | Знакомство с Историей возникновения игрушки, с русской народной игрушкой. Современная игрушка своими руками. Материалы и инструменты. Правила безопасной работы с ножницами и клеем. Понятия: за-мысел, образ, творчество | Учимся новому.Словарная работа: игрушка. Беседа о том, чем отличается игрушка современности от старинных, покупная от самодельной игрушки.. Коллективный обмен мненими о современной игрушке.. Знакомство с особенностями народных игрушек в разных регионах России. Коллективная беседа «Русские народные игрушки».Делаем сами.Беседа (о материалах и инструментах, используемых для изготовления игрушек). Изучение правил безопасной работы с инструментами. Анализ изделия по заданному плану. Составление последовательности работы над изделием. Выполнение задания: | Отбор необходимых для работы над изделием материалов, инструментов, последовательность действий при работе над изделием. Познакомятся с русской народной игрушкой, техникой изготовления самодельных игрушек. Со значением понятий «народная игрушка. Научатся составлять план творческой работы; на практическом уровне изготавливать изделия из подручных материалов, проводить дизайн-анализ и декорирование. | Регулятивные: умеют контролировать свои действия по точному и оперативному ориенти-рованию в учебнике и рабочей тетради; при-нимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на фун-кциональность,удобстворациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке техно-логии принадлежностей и материалов. Познава-тельные:общеучебные – умеют строить осознан-ное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, правилах работы с инст-рументами; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополня-ющей представление о понятиях: «замысел», «современни ки», «образ», «творчество». Ком-муникативныеумеют слушать учителя и одно-классников, инициатив-но сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Лич-ностные: имеют моти-вацию к учебной и тво-рческой деятельности; сориентирова ны на пло-дотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения |
30. | 03.05 | | | Театральные куклы. Марионетки. Учебник, с.108-111 | Знакомство с. видами кукл, театральными куклами, их особенностями, с профессией кукловод. Матери-алы и инструменты. Правила безопасной работы с ножницами, иглой. Понятия: марионетка, кукловод Работа кукольных театров. | Учимся новому.Словарная работа: марионетка, кукловод. Чтение текста в учебнике (с. 108) «Виды театральных кукол»: Коллективный обмен мнениями о популярности кукольных театров. Коллективная беседа «Кукла-творение мастера».Делаем сами.Беседа о материалах и инструментах, используемых для изготовления кукол-(коллективная). Изучение правил безопасной работы с инструмента-ми. Анализ изделия по заданному плану. Составление последовательности работы над изделием. Выполнение задания | Систематизируют знания о театре, профессиях. отбор необходимых для работы над изделием материалов, инструментов, последовательность действий при работе над изделием. Познакомятся с видами театральных кукол; со значением понятий: марионетка. Научатся составлять план творческой работы; на практическом уровне изготавливать изделия по образцу. |
31. | 10.05 | | | Игрушка из носка. Учебник, с.112-113 | Знакомство со стари-нными игрушками, их особенностя ми, с тех-нологией изготовления игрушки из носка. Материалы и инстру-менты. Правила безо-пасной работы с нож-ницами | Учимся новому.Коллективный обмен мнениями об отличии старинных игрушек от современных. Коллективная беседа «Творение мастера». Делаем сами. Беседа (или викторина и игровые задания) о материалах и инструментах, используемых для изготовления игрушекна Изучение правил безопасной работы с инструмента- ми. Анализ изделия по заданному плану. Составление последователь-ности работы над изделием. Выполнение задания: (инди-видуальная). | Повторят знания, отбор необходимых для работы над изделием материалов, инструментов, последовательность действий при работе над изделием. Научатся составлять план творческой работы; на практическом уровне изготавливать изделия из природного материала по образцу |
32. | 17.05 | | | Кукла-неваляшка. Учебник, с.114-118 Проверь себя. Учебник, с. 119 | Знакомство с детскими игрушками, с при-нципом действия не-валяшки Материалы и инструменты.Правила безопасной работы с ножницами и клеем. | Учимся новому Беседа о разнообразии игрушек мира. Коллективный обмен мнениями об устройстве игрушки-неваляшки. Знакомство с принципом построения игрушки. Делаем сами. Беседа (или викторина и игровые задания) о материалах и инструментах, используемых для изготовления неваляшки. Изучение правил безопасной работы с инструментами. Анализ изделия по заданному плану. Составление последовательности работы над изделием. Выполнение задания | Систематизация и закрепление знаний и умений. отбор необходимых для работы над изделием материалов, инструментов, последовательность действий при работе над изделием. Научатся составлять план творческой работы; на практическом уровне изготавливать изделия из природного материала по собственному замыслу. |
33. | 24.05 | | | Итоговый урок за год. Что узнали, чему научились. Урок-выставка | | | |