СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Технология. Швейное дело", 9 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Швейное дело"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Технология. Швейное дело", 9 класс»




Приложение

к адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1.




Рабочая программа

по учебному предмету «Технология. Швейное дело»

для обучающихся 9 класса

на 2021-2022 учебный год










Составила:

Шупилова Ольга Васильевна


















Биробиджан, 2021г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Технология. Швейное дело» для обучающихся 9 класса составлена на основе действующих нормативных документов регулирующих деятельность образовательной организации, Положением о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени», Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 № 4/15), Примерных рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 1 (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 04.07.2017 № 3/17). Учебного плана ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2021 – 2022 учебный год, а так же с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центр образования «Ступени» начального общего образования.

При составлении примерной рабочей программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающихся. Содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.

На изучение предмета «Технология. Швейное дело» федеральным компонентом учебного плана отводится 10 часов в неделю (330 часов в год).

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 9 классе разработана на основе государственной программы «Швейное дело, 9 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2010. Швейное дело: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая, 2010 г.

Программа предназначена для преподавания швейного дела, как одного из профилей трудового обучения в общеобразовательном учебном заведении для детей с проблемами в интеллектуальном развитии.

Занятия по данному виду профессиональной подготовки содействуют общему развитию обучающихся, и предусматривает подготовку к самостоятельному выполнению заданий по основам проектирования и изготовления швейных изделий и выполнения различных операций.

Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды.

Задачи:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

  • овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;

  • коррекция и развитие устной речи, недостатков психофизического развития учащихся сограниченными возможностями умственного развития, их познавательных возможностей и интересов.


Программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по изготовлению швейных изделий. Обучающихся должны уметь планировать работу по изготовлению изделия. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Программа рассчитана на 1 год обучения (330 часов). В 9 классе уроки проводятся по 10 часов в неделю в соответствии с количеством учебных часов, отведенных базисным планом.


Планируемый уровень подготовки обучающихся

Должны владеть компетенциями:

  • информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе);

  • социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение организовывать свою деятельность);

  • эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностями.

По окончании 9 класса обучающиеся должны знать:

  • Обобщенно о швейном производстве;

  • Требования безопасности труда, электро- и пожарной безопасности, производственной и личной гигиены;

  • Основные свойства и применение швейных материалов;

  • Виды отделки тканей. Дефекты ткацкого производства, крашения и печатания;

  • Наименование, назначение и способы применения швейного инструмента и приспособлений малой механизации;

  • Наименование, назначение ручных и машинных стежков и строчек;

  • Общие сведения об устройстве, названии и принципе действия основных узлов и механизмов промышленной швейной машины;

  • Технологию ручных и машинных швейных работ;

  • Технологию обработки деталей и узлов швейных изделий;

  • Способы ремонта одежды;

  • Виды отделки лёгкой одежды, способы раскроя отделочных деталей;

  • Основные правила и простейшие приемы моделирования и конструирования швейных изделий;

  • Назначение и приемы изготовления выкроек, последовательность выполнения кроя;

  • Сведения о контроле качества швейных изделий;

  • Технические характеристики, назначение основных узлов промышленной швейной машины, правила работы на швейной машине «Оверлок»;

  • Причины возникновения и принципы устранения неполадок швейной машины;

  • Устройство и принцип действия регуляторов швейной машины;

  • Знать требования к оборудованию рабочего места;

  • Профессии швейного, ткацкого, прядильного производства;

  • Знать определения «пооперационное разделение труда», «бригадный метод пошива». Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к изготавливаемым изделиям. Особенности раскроя парных деталей, раскрой «разворот».

Должны уметь:

  • Регулировать качество машинной строчки, чистить и смазывать швейную машину;

  • Выполнять строчки на промышленной швейной машине по прямым и закруглённым линиям;

  • Изготавливать изделия несложного покроя. Работать по инструкционно-технологической карте;

  • Ориентироваться в работе по образцу изделия и по операционной карте;

  • Различать фасоны изделий, выбирать способы обработки в зависимости от модели, ткани;

  • Выявлять дефекты ткани. Снимать и записывать мерки;

  • Работать по лекалу. Пользоваться масштабной линейкой. Ориентироваться в чертеже Выполнять экономную раскладку выкройки и раскрой ткани с направленным рисунком Выполнять ремонт одежды ручным и машинным способами Выполнять ВТО изделий. Выполнять самоконтроль качества изделия;

  • Соблюдать правила гигиены и безопасности труда, электро- и пожарной безопасности;

  • Планировать свою работу;

  • Определять простейшими способами свойства тканей;

  • Выполнять ручные и машинные швейные работы с использованием приспособлений малой механизации;

  • Моделировать и конструировать простейшие виды швейных изделий;

  • Снимать мерки, выполнять эскизы и чертежи швейных изделий;

  • Изготавливать выкройки, производить и контролировать раскрой тканей по выкройкам и лекалам;

  • Обрабатывать детали и узлы швейных изделий;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни: мелкого ремонта изделий из различных материалов; создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда.

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты освоения обучающимися 9 класса выделенных образовательных областей, исходя из представленных в них содержательных линий, согласно Концепции «Специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья» включают два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, а именно:

  • овладение обучающимися трудовыми знаниями и умениями, необходимых для выполнения практических работ;

  • овладение правилами и приемами выполнения ручных и машинных работ;

  • овладение способами в формировании профессиональных планов и в выборе профессии.


При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенного ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемых на уроках математики, естествознания, русского языка.

Программа построена таким образом, что усвоение необходимых технологических знаний неразрывно связано с выполнением практических работ, т.е. с непосредственным трудом обучающихся, на которые отводится не менее 70% учебного времени. Знания о свойствах материала, использовании их в производстве, правила обращения с инструментами, трудовые умения учащиеся приобретают в процессе изготовления изделия.

Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у детей эстетическое представление, благотворно сказывается на становление личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им самостоятельность в быту.


Содержание программы 330 часов


Вводное занятие (2ч) Итоги обучения за прошлый год и задачи предстоящего. Ответственность обучения в швейном классе. Техника безопасности при пользовании инструментами и оборудованием. Распределение рабочих мест.

Особенности обработки изделий из синтетических тканей (8ч.)

Теоретические сведения. Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей.

Блузочная, платьевая и плащевая синтетические ткани: свойства и их учет при пошиве изделий. Особенности влажно-тепловой обработки синтетической ткани. Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей.

Лабораторная работа. Определение синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей.


Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии или по линии бедер (20ч.)

Изделие. Платье отрезное по линии талии или по линии бедер со съемным поясом, с рукавами или без рукавов.

Теоретические сведения. Платья отрезное и цельнокроеное. Фасоны отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии талии и по линии бедер. Использование выкроек основ платья, блузок и юбок для изготовления выкройки отрезного платья. Использование выкройки прямого рукава для изготовления выкроек рукава «фонарик» и рукава «крылышко».

Умение. Выбор и описание фасона платья.

Практические работы. Разрезание выкройки основы платья по линии талии и по линии бедер. Раскладка выкройки на ткани. Изменение фасона юбки при раскрое. Раскрой с учетом припусков на швы. Прокладывание копировальных стежков.


Соединение лифа с юбкой (20ч.)

Изделие. Платье, отрезное по линии талии или по линии бедер.

Теоретические сведения. Ткани, используемые для пошива отрезного платья. Детали платья,отрезного по линии талии. Правила соединения лифа с юбкой.

Практические работы. Подготовка к примерке платья. Примерка. Внесение исправлений после примерки. Обработка вытачек, боковых и плечевых срезов. Обработка пояса. Соединение лифа с юбкой притачным швом. Обметывание срезов на краеобметочной машине.


Влажно-тепловая обработка изделия на швейной фабрике (10ч.)

Теоретические сведения. Оборудование отделочного цеха: виды (утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение. Общее представление о работе прессов. Назначение паровоздушного манекена. Требования к влажно-тепловой обработке изделий. Организация рабочего места при влажно-тепловой обработке изделия. Техника безопасности на рабочих местах.

Экскурсия (виртуальная). Швейная фабрика. Отделочный цех. Ознакомление с оборудованием.


Трудовое законодательство (10ч.)

Теоретические сведения. Трудовой кодекс. Основные права и обязанности рабочих и служащих. Трудовой договор. Перевод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодежи.


Вводное занятие (2ч). План работы на четверть. Техника безопасности при пользовании инструментами и оборудованием.


Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину (18ч.)

Теоретические сведения. Готовая выкройка: особенности, название деталей и контурных срезов, условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину, цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе.

Умение. Использование миллиметровой бумаги для изготовления выкройки в натуральную величину на основе уменьшенного чертежа. Использование резца и кальки для перевода выкроек в натуральную величину из приложения к журналу мод. Подгонка выкройки на свой размер. Описание фасона изделия по рисунку в журнале мод с использованием инструкции к выкройке.

Практические работы. Выбор фасона изделия с учетом его сложности. Анализ выкройки и чертежа.


Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды (26ч.)

Изделия. Платье, юбка, сарафан, блузка несложного фасона.

Теоретические сведения. Готовая выкройка: названия деталей, контрольные обозначения,описания к выкройке или чертежу. Выбор фасона и его анализ. Подбор ткани, ниток и фурнитуры. Подбор отделки для модели с отделкой. Норма расхода ткани при разной ее ширине. Анализ выкройки.

Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Проверка раскладки с учетом направления рисунка, экономного использования ткани и припусков на швы. Раскрой. Пошив и отделка изделия.


Оборудование швейного цеха (20ч)

Теоретические сведения. Универсальная швейная машина: модели (97-го класса, 1022-го класса «Текстима» и другие), скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы. Приспособления к универсальной швейной машине (направляющие линейки для подшивки низа и выполнения окантовочного шва).

Заправка нитей в машину. Перевод регулятора строчки. Простейшие приемы регулировки натяжения верхней и нижней нитей. Специальная швейная машина: виды (цепного стежка, краеобметочная, стачивающе-обметочная), характеристика и назначение видов. Заправка верхней и нижней нитей. Швейные машины-автоматы и полуавтоматы: характеристика и назначение.

Умение. Работа на универсальной швейной машине.

Упражнения. Заправка верхней и нижней нитей на универсальной и специальной швейных машинах. Регулировка натяжения верхних и нижних нитей на универсальной и специальной швейных машинах.


Практическое повторение (8ч)

Виды работы. Пошив постельного белья, платьев, блузок, женских и детских юбки.

Самостоятельная работа (30 ч)

Пошив постельного белья.


Вводное занятие (2ч). План работы на четверть. Правила техники безопасности в швейном производстве.


Организация труда и производства на швейной фабрике (14 ч)

Теоретические сведения. Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности. Общее представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового производства. Цеха на швейной фабрике: экспериментальный, подготовительный, раскройный и швейный. Общее представление об организации труда в основных цехах на швейной фабрике. Норма времени (время, необходимое для выполнения данной операции) и норма выработки (количество готовой продукции в единицу времени). Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеи-мотористки. Разряды по существующей тарифной сетке.


Правила безопасной работы на швейной фабрике (9ч)

Теоретические сведения. Законодательство, по охране труда. Безопасность труда на швейной фабрике: в швейном цехе, на рабочем месте швеи-мотористки, в других цехах. Электробезопасность. Безопасная работа при выполнении ручных и машинных операций, а также при влажно-тепловой обработке изделий. Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах.


Технология пошива простейших изделий (30ч.)

Теоретические сведения. Ассортимент простейших изделий фабрики. Ткань, используемая для пошива простейших изделий: виды, технологические свойства. Основные детали изделий, названия срезов. Виды швов, используемых при пошиве изделий. Последовательность обработки изделий. Технические условия на готовые изделия. Пооперационное разделение труда при пошиве простейшего изделия. Нормы выработки и плановые задания на пошив простейшего изделия в производственных условиях.

Упражнение. Изготовление пробного изделия индивидуально.

Практические работы. Изготовление изделия с пооперационным разделением труда.


Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей, обработанных на обметочной машине (4ч.)

Теоретические сведения. Универсальная машина, используемая для выполнения машинных закрепок как отдельных операций, характеристика, подготовка к работе. Подготовка деталей и изделий к выполнению на них машинных закрепок.

Экскурсия (виртуальная). Швейная фабрика. Швейный цех. Наблюдения за работой швей. Пробноевыполнение машинной закрепки шва.


Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве (31ч)

Изделие. Прямое цельнокроеное платье с несложной отделкой.

Теоретические сведения. Работа подготовительного и раскройного цехов: настил тканей, раскладка лекал, экономные приемы раскроя, оборудование для раскроя, проверка качества кроя, маркировка кроя. Лекало: направление долевых нитей, контрольные точки для соединения деталей, хранение, материал для изготовления. Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья на швейной фабрике: заготовка переда платья, соединение плечевых срезов, обработка горловины, втачивание рукавов в открытую пройму или обработка проймы подкройной обтачкой. Соединение боковых срезов, обработка низа изделия. Утюжка и складывание изделия.

Практические работы. Раскрой платья по фабричным лекалам. Пошив платья попроизводственной технологии.


Практическое повторение (10ч.)

Виды работы. Выполнение в машинной закрепки на концах швов деталей, обметанных на обметочной машине. Обметывание срезов в изделиях на специальной машине.


Вводное занятие (1ч). План работы на четверть. Правила техники безопасности в швейном производстве.

Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии (8ч)

Теоретические сведения. Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических. Ткани с пропиткой, с блестящим покрытием, с применением металлических и металлизированных нитей. Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды.

Лабораторная работа. Изучение прорубаемости новых тканей (строчка на машине иглами и нитками разным номеров), влагопроницаемости (намачивание водой, сушка, наблюдение за изменением внешнего вида), сминаемости, изменений вида и качества при утюжке, с разным температурным режимом.


Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды (45ч)

Изделия. Юбки, брюки подростковые и молодежные разных фасонов.

Теоретические сведения. Ассортимент поясных изделий на фабрике. Ткани, используемые для изготовления поясных изделий: виды, свойства. Лекала, используемые на швейной фабрике для раскроя поясных изделий. Производственный способ обработки застежек в поясном изделии. Машины для обработки застежки. Новейшая технология обработки пояса. Использование прокладочных материалов и спецоборудования для обработки пояса. Современный способ обработки низа поясного изделия. Выбор моделей, подбор ткани и отделки. Подбор лекал, внесение необходимых изменений в выкройку детали изделия.

Умение. Влажно-тепловая обработка шва.

Практические работы. Раскрой изделия по готовым лекалам. Стачивание вытачек и боковых срезов (при пошиве брюк стачивание среднего и шаговых срезов). Обметывание срезов швов. Влажно-тепловая обработка швов. Обработка застежки в боковом или среднем шве по промышленной технологии. Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью (или другая отделка). Обработка и соединение пояса с верхним срезом изделия при использовании элементов промышленной технологии. Обработка швом в подгибку с открытым или закрытым срезом низа изделия на универсальной и специальной машинах.


Обработка окантовочным швом среза мелкой детали (3ч)

Теоретические сведения. Приспособление к универсальной швейной машине для выполнения окантовочного шва. Требования к обработке срезов деталей окантовочным швом. Особенности обработки окантовочным швом закругленных срезов мелких деталей. Дефекты при выполнении окантовочного шва: разная ширина окантовки, искривленный край детали. Причины дефектов: отклонение в ширине окантовки, изменение в натяжении окантовки, уменьшение ширины окантовочного шва. Необходимость тщательного и постоянного контроля за выполнением окантовочного шва.

Умение. Выполнение окантовочного шва.

Упражнения. Заправка окантовки в приспособление. Выполнение окантовочного шва напрямых срезах. Выполнение окантовочного шва на закругленных срезах.


Практическое повторение (подготовка к экзамену) (4ч)

Виды работы. Стачивание с одновременным обметыванием боковых и других срезов на машине при пошиве легкой одежды. Заготовка мелких деталей к легкой одежде.


Контрольная работа и анализ её качества (3ч)

Самостоятельный пошив изделия, равнозначного по трудности исполнения экзаменационному.





















Календарно-тематическое планирование

9 класс — 330 часов


№№

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки прохождения

План

Факт

1

Вводный инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в кабинете «Технология», санитарно-гигиеническим требованиям. Цель, задачи, актуальность изучения предмета.

2



Особенности обработки изделий из синтетических тканей (8 ч.)

2

Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей (Блузочная, платьевая и плащевая). Получение синтетических волокон. Свойства и их учет при пошиве изделий.

2



3

Особенности влажно-тепловой обработки синтетической ткани.

2



4

Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей.

2



5

Лабораторная работа. Определение синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей.

2



Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии или по линии бедер (20 ч.)

6

Платья отрезное и цельнокроеное. Фасоны отрезного платья.

2



7

Детали платья, отрезного по линии талии и по линии бедер.

2



8

Использование выкроек основ платья, блузок и юбок для изготовления выкройки отрезного платья.

2



9

Использование выкройки прямого рукава для изготовления выкроек рукава «фонарик» и рукава «крылышко».

2



10

Практическая работа. Разрезание выкройки основы платья по линии талии и по линии бедер. Изменение фасона юбки при раскрое.

4



11

Практическая работа. Раскладка выкройки на ткани. Раскрой с учетом припусков на швы.

4



12

Практическая работа. Прокладывание копировальных стежков.

4



Соединение лифа с юбкой (20 ч.)

13

Ткани, используемые для пошива отрезного платья.

2



14

Детали платья,отрезного по линии талии. Правила соединения лифа с юбкой.

2



15

Практическая работа. Подготовка платья к примерке.

2



16

Практическая работа. Примерка. Внесение исправлений после примерки.

2



17

Практическая работа. Обработка вытачек, боковых и плечевых срезов.

4



18

Практическая работа.Обработка пояса. Соединение лифа с юбкой притачным швом.

4



19

Практическая работа.Обметывание срезов на краеобметочной машине.

4



Влажно-тепловая обработка изделия на швейной фабрике (10ч.)

20

Экскурсия (виртуальная). Швейная фабрика. Отделочный цех. Ознакомление с оборудованием.

2



21

Оборудование отделочного цеха: виды (утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение.

2



22

Общее представление о работе прессов. Назначение паровоздушного манекена.

2



23

Требования к влажно-тепловой обработке изделий. Техника безопасности на рабочих местах.

2



24

Организация рабочего места при влажно-тепловой обработке изделия.

2



Трудовое законодательство (10 ч.)

25

Сведения о трудовом законодательстве: право на труд, труд молодежи, прием на работу.

2



26

Сведения о трудовом законодательстве: перевод на другую работу, расторжение трудового договора.

2



27

Сведения о трудовом законодательстве: рабочее время, время отдыха, заработная плата.

2



28

Сведения о трудовом законодательстве: дисциплина труда и трудовой распорядок, охрана труда.

2



29

Сведения о трудовом законодательстве: охрана труда. Труд молодежи.

2



Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину (20 ч.)

30

Вводное занятие. План работы на четверть. Техника безопасности при пользовании инструментами и оборудованием.

2



31

Готовая выкройка: особенности, название деталей и контурных срезов, условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину, цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе.

2



32

Изготовление выкроек по чертежам одежды в натуральную величину.

2



33

Практическая работа. Выбор фасона изделия с учетом его сложности. Анализ выкройки и чертежа.

2



34

Практическая работа. Перевод чертежей деталей выкройки в натуральную величину.

4



35

Практическая работа. Изготовление выкроек по чертежам одежды в уменьшенном масштабе в натуральную величину

4



36

Практическая работа. Изменение стандартной выкройки в соответствии с особенностями фигуры.

4



Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды (26ч.)

37

Готовая выкройка: названия деталей, контрольные обозначения, описания к выкройке или чертежу.

2



38

Выбор фасона и его анализ.

2



39

Подбор ткани, ниток и фурнитуры. Подбор отделки для модели с отделкой.

2



40

Норма расхода ткани при разной ее ширине. Анализ выкройки.

2



41

Практическая работа. Раскладка выкройки на ткани. Проверка раскладки с учетом направления рисунка, экономного использования ткани и припусков на швы.

2



42

Практическая работа. Раскрой.

2



43

Практическая работа. Пошив и отделка изделия.

14



Оборудование швейного цеха (20 ч)

44

Универсальная швейная машина: модели (97-го класса, 1022-го класса «Текстима» и другие), скорость, виды выполняемых работ, основные механизмы. Приспособления к универсальной швейной машине (направляющие линейки для подшивки низа и выполнения окантовочного шва).

4



45

Заправка нитей в машину. Перевод регулятора строчки. Простейшие приемы регулировки натяжения верхней и нижней нитей.

4



46

Специальная швейная машина: виды (цепного стежка, краеобметочная, стачивающе-обметочная), характеристика и назначение видов.

4



47

Заправка верхней и нижней нитей.

4



48

Швейные машины-автоматы и полуавтоматы: характеристика и назначение.

4



Практическое повторение. Самостоятельная работа (30ч)

49

Пошив постельного белья.

30



Организация труда и производства на швейной фабрике (16 ч)

50

Правила техники безопасности в швейном производстве.

2



51

Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности. Общее представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового производства.

4



52

Цеха на швейной фабрике: экспериментальный, подготовительный, раскройный и швейный. Общее представление об организации труда в основных цехах на швейной фабрике.

4



53

Норма времени (время, необходимое для выполнения данной операции) и норма выработки (количество готовой продукции в единицу времени).

4



54

Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеи-мотористки. Разряды по существующей тарифной сетке.

4



Правила безопасной работы на швейной фабрике (9ч)

55

Законодательство, по охране труда. Безопасность труда на швейной фабрике: в швейном цехе, на рабочем месте швеи-мотористки, в других цехах.

3



56

Электробезопасность. Безопасная работа при выполнении ручных и машинных операций, а также при влажно-тепловой обработке изделий.

3



57

Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах.

3



Технология пошива простейших изделий (30ч.)

58

Ассортимент простейших изделий фабрики.

2



59

Ткань, используемая для пошива простейших изделий: виды, технологические свойства.

2



60

Основные детали изделий, названия срезов.

2



61

Виды швов, используемых при пошиве изделий.

2



62

Последовательность обработки изделий.

2



63

Технические условия на готовые изделия.

2



64

Пооперационное разделение труда при пошиве простейшего изделия. Нормы выработки и плановые задания на пошив простейшего изделия в производственных условиях.

2



65

Изготовление изделия с пооперационным разделением труда.

16



Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей, обработанных на обметочной машине (4ч.)

66

Экскурсия (виртуальная). Швейная фабрика. Швейный цех. Наблюдения за работой швей. Пробное выполнение машинной закрепки шва.




67

Универсальная машина, используемая для выполнения машинных закрепок как отдельных операций, характеристика, подготовка к работе. Подготовка деталей и изделий к выполнению на них машинных закрепок.




Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве (31ч)

68

Работа подготовительного и раскройного цехов: настил тканей, раскладка лекал, экономные приемы раскроя, оборудование для раскроя, проверка качества кроя, маркировка кроя.

2



69

Лекало: направление долевых нитей, контрольные точки для соединения деталей, хранение, материал для изготовления.

2



70

Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья на швейной фабрике: заготовка переда платья, соединение плечевых срезов, обработка горловины, втачивание рукавов в открытую пройму или обработка проймы подкройной обтачкой.

2



71

Соединение боковых срезов, обработка низа изделия.

2



72

Утюжка и складывание изделия.

2



73

Практическая работа. Раскрой платья по фабричным лекалам. Пошив платья по производственной технологии.

21



Практическое повторение (10ч.)

74

Выполнение в машинной закрепки на концах швов деталей, обметанных на обметочной машине. Обметывание срезов в изделиях на специальной машине.

10



Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии (9 ч)

75

Вводное занятие. План работы на четверть. Правила техники безопасности в швейном производстве.

1



76

Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических.

2



77

Ткани с пропиткой, с блестящим покрытием, с применением металлических и металлизированных нитей.

2



78

Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды.

2



79

Лабораторная работа. Изучение прорубаемости новых тканей (строчка на машине иглами и нитками разным номеров), влагопроницаемости (намачивание водой, сушка, наблюдение за изменением внешнего вида), сминаемости, изменений вида и качества при утюжке, с разным температурным режимом.

2



Технология пошива юбок и брюк, применяемая в массовом производстве одежды (45ч)

80

Ассортимент поясных изделий на фабрике. Ткани, используемые для изготовления поясных изделий: виды, свойства.

2



81

Лекала, используемые на швейной фабрике для раскроя поясных изделий.

2



82

Производственный способ обработки застежек в поясном изделии. Машины для обработки застежки.

2



83

Новейшая технология обработки пояса. Использование прокладочных материалов и спецоборудования для обработки пояса.

2



84

Современный способ обработки низа поясного изделия.

2



85

Выбор моделей, подбор ткани и отделки. Подбор лекал, внесение необходимых изменений в выкройку детали изделия.

2



86

Влажно-тепловая обработка шва.

3



87

Практическая работа. Раскрой изделия по готовым лекалам.

3



88

Практическая работа. Стачивание вытачек и боковых срезов (при пошиве брюк стачивание среднего и шаговых срезов).

4



89

Практическая работа. Обметывание срезов швов.

4



90

Практическая работа. Влажно-тепловая обработка швов.

3



91

Практическая работа. Обработка застежки в боковом или среднем шве по промышленной технологии.

4



92

Практическая работа. Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью (или другая отделка).

4



93

Практическая работа. Обработка и соединение пояса с верхним срезом изделия при использовании элементов промышленной технологии.

4



94

Практическая работа. Обработка швом в подгибку с открытым или закрытым срезом низа изделия на универсальной и специальной машинах.

4



Обработка окантовочным швом среза мелкой детали (3ч)

95

Приспособление к универсальной швейной машине для выполнения окантовочного шва. Требования к обработке срезов деталей окантовочным швом. Особенности обработки окантовочным швом закругленных срезов мелких деталей. Дефекты при выполнении окантовочного шва: разная ширина окантовки, искривленный край детали. Причины дефектов: отклонение в ширине окантовки, изменение в натяжении окантовки, уменьшение ширины окантовочного шва. Необходимость тщательного и постоянного контроля за выполнением окантовочного шва.

1



96

Практическая работа. Заправка окантовки в приспособление. Выполнение окантовочного шва напрямых срезах.

1



97

Практическая работа. Выполнение окантовочного шва на закругленных срезах.

1



Практическое повторение (подготовка к экзамену) (4ч)

98

Стачивание с одновременным обметыванием боковых и других срезов на машине при пошиве легкой одежды. Заготовка мелких деталей к легкой одежде.

4



Контрольная работа и анализ её качества (3ч)

99

Самостоятельный пошив изделия, равнозначного по трудности исполнения экзаменационному.

3



ИТОГО

330





Материально-техническое обеспечение

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

Основная литература:

  • Швейное дело: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2011 г.

  • Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва, «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2010г.


Дополнительная литература:

  • Ерзенкова Н.В. Искусство красиво одеваться. Рига, «Импакт», 1993г.

  • Екшурская Т.Н., Юдина Е.Н. Модное платье. Санкт-Петербург, «Лениздат», 1992г.

  • Егорова Р.И., Монастырская В.П. Учись шить. Москва, «Просвещение», 1998г.

  • Ковалёва Е.А. Трудовое обучение во вспомогательной школе. Москва, «Просвещение», 1988г.

  • Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Швейное дело. Москва, «Просвещение», 2007г.

  • Ольховская В.П. Шитьё без примерок. Харьков, «Книжный клуб», 2007г.

  • Пузанова Б.П.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) Москва Асадема 2001 г.

  • Подласый И.П. Курс лекция по коррекционной педагогике Москва «Владос» 2003 г. Симоненко

  • Селютин И. Колесова Л. Шьем сами., Вечернее платье. Москва 2005г.

  • Труханова А.Т., Исаев В.В. Основы швейного производства. Москва, «Просвещение», 1989г.

  • Чижик Т.С. Кройка и шитьё. Ростов – на - Дону, «Проф-Пресс», 2000г.

  • Чижикова Л.П. Кружок конструирования и моделирования одежды. Москва, «Просвещение», 1990 г.

  • Учебное пособие Психология и педагогика Москва Издательство института Психотерапии 2002 г.


Литература для учащихся:

  • Егорова Р. И. Учись шить. М., Просвещение 1998 г.

  • Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. Технология. Швейное дело. 9 класс.

  • Учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. М.: Просвещение, 2010 г.

  • Екшурская Т. Н., Юдина Е. Н., Белова И. А.. Модное платье: конструирование, технология пошива, отделка. Лениздат, 1992 г.

  • О. А. Кожина, О. Л. Кораблѐва. Конструирование и моделирование брюк. Учебное пособие. М. 1992 г.

  • Чернякова В. Н. Технология обработки ткани: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е издание. М.: Просвещение, 1999 г.

Печатные и демонстрационные пособия:

  • Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой;

  • Раздаточный материал.

Технические средства обучения:

  • Компьютер;

  • Компьютер мобильный педагога;

  • Мультимедийный проектор, экран.

Экранно-звуковые пособия

  • Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения;

  • Электронные приложения;

  • Аудиозаписи звуков, подборка видеоуроков, обучающих программ

  • Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!