СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету Технология. Технический труд. 8 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник Технология. Технический труд. 8 класс В.М. Казакевич, Г.А. Молевой Москва ДРОФА, 2014 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету Технология. Технический труд. 8 класс.»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им. Г.Ф.Атякшева»

Рабочая программа, рассмотрена на заседании предметного объединения



Протокол № _5_от


«15» мая 2018 г.


«Согласовано»


_________________________

( роспись курирующего заместителя директора)



«24» мая 2018 г.



«Утверждено»


приказом

директора Лицея от





№ 515 от 31.08.2018 г.






Рабочая программа учебного предмета

«ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД»

(наименование учебного предмета)

Базовый, основное общее, VIIIкласс

(уровень образования)

35 часов

(количество часов, отводимых на реализацию программы)

Фролов Денис Сергеевич, учитель технологии

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)











Югорск, 2018 г.







  1. Паспорт Рабочей программы

Наименование пункта

Содержание пункта

Название программы

Рабочая программа по предмету « Технология. Технический труд» 8 класс

Авторы учебника, учебно-методического комплекса, название учебника, год издания

Учебник Технология.8-9 класс. В. М. Казакевич

Г.А. Молевой, Москва Просвещение, 2018 год;

Реализует требований ФГОС НОО/или

ФГОС ООО/или федерального компонента государственного образовательного стандарта для 6х классов (указать нужное)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями в приказе Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1577);


Общие цели рабочей программы с учётом специфики учебного предмета, курса

Цель школьного трудового воспитания разностороннее развитие учащихся:

воспитывать устойчивый интерес к техническому труду, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей;

развивать творческий потенциал ребёнка путем активизации у него воображения и фантазии; формировать эмоционально-чувственное отношение к труду;
формировать навыки работы в разных видах труда:

формировать умение пользоваться языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;

развивать опыт технического восприятия.

формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;

активизацию самостоятельной творческой деятельности;

формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане (в том числе обоснование часов лицейского компонента (на расширение каких тем направлены часы вариативной части учебного плана)

Курс « Технология» изучается с 5 по 8 класс из расчета 2 часа в неделю: в 8 классе -35 часов.

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

1 час в неделю, 35 часов в год,

Указание того, за счет каких форм организации учебного процесса, в каком соотношении реализуется Рабочая программа

  • Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительно-отделочных и ремонтных санитарно-технических работ, расчетных и проектных операций. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по теме «Машины и механизмы».

  • - тесты

  • - составление картосхем

  • - сообщения учащихся

  • - практические работы

  • - вычерчивание схем

  • - заполнение таблиц

  • - зачеты



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 8 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по технологии.


Личностные результаты

трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;

умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучае­мым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

навыками применения распространённых ручных инстру­ментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры тру­да, уважительного отношения к труду и результатам труда.

формирование целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

интегрируетзнания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.


способствует включению в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;


В области познавательной культуры:

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

  • уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

  • овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

  • овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

  • Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;


В области нравственной культуры:

  • способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий на трудовом обучении, во время конкурсов, выставок.

  • формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);


В области трудовой культуры:

  • планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ре сур сов;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

  • Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок, отдыха;


В области эстетической культуры:

  • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

  • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

  • участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;


В области коммуникативной культуры:

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

  • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстника ми и учителями;

  • сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

  • адекватное использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; по строение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

  • Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы взаимодействия с партнерами во время учебной, игровой и соревновательной деятельности.

Метапредметные результаты

  • самостоятельное определение цели своего обучения, по­становка и формулировка для себя новых задач в учёбе и по­знавательной деятельности;

  • алгоритмизированное планирование процесса познава­тельно-трудовой деятельности;

  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учеб­ной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предпола­гающих стандартного применения одного из них; поиск но­вых решений возникшей технической или организационной проблемы;

  • выявление потребностей, проектирование и создание объ­ектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

  • Развивать мотивы и интересы своей познавательной активности;

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.


В области познавательной культуры:


  • Овладение сведениями о роли и значении технологии в формировании целостной личности человека;

  • Понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека.

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • использование дополнительной информации при про­ектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

  • согласование и координация совместной познаватель­но-трудовой деятельности с другими ее участниками;


  • самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;


  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;


В области нравственной культуры:

  • Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченную возможность и нарушения в состоянии здоровья;

  • Проявление уважительного отношения к окружающим, товарищам по команде и соперникам;

  • Оценивание своей трудовой деятельности с точки зрения правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • Ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.


В области трудовой культуры:

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с техноло-гической культурой производства;


оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;


  • Добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий.


В области эстетической культуры:

  • Понимание культуры движений человека, постижение значения овладения жизненно

важными двигательными умениями и навыками.

оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

В области коммуникативной культуры:

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

  • установление рабочих отношений в группе для выполне­ния практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстника ми и учителями;


Предметные результаты


В основной школе в соответствии с ФГОС основного общего образования результаты изучения предмета «Технологии» должны отражать:

осознание роли техники и технологий для прогрессивно­го развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения ме­тодов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствую­щих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях созда­ния объектов труда;

практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явле­ний, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;


В области познавательной культуры:

  • формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;

В области нравственной культуры:

  • способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время трудовой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

  • уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;


В области трудовой культуры:

  • планирование технологического процесса и процесса тру­да; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и обо­рудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ре сур сов;

  • овладение методами учебно-исследовательской и проект­ной деятельности, решения творческих задач, моделирова­ния, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, пра­вил санитарии и гигиены;

  • выбор средств и видов представления технической и тех­нологической информации в соответствии с коммуникатив­ной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

  • документирование результатов труда и проектной дея­тельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сло­жившейся ситуации на рынке товаров и услуг;


В области эстетической культуры:

  • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

  • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

  • участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;

  • Умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки.

В области коммуникативной культуры:

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

  • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстника ми и учи те ля ми;

  • сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; по строение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

  • Способность интересно и доступно излагать знания о трудовой культуре, умело применяя соответствующие понятия и термины.


В физиолого-психологической области:


  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

  • соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

  • сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.



  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Технология» учащиеся 8 класса должны:

иметь представление:

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

об осознании роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формировании целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;

классификации видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентации в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

уметь:планировать технологический процесс и процесса труда; подбирать материалы с учётом характера объекта труда и технологии; осуществлять подбор инструментов, приспособлений, оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдать трудовую и технологическую дисциплину; соблюдать нормы и правила безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

контролировать промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявлять допущенные ошибки в процессе труда, и обосновывать способы

как строится дом;

о соблюдение норм и правил безопасности

профессии строителей;

как устанавливается врезной замок;

основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на чертежах;

о особенностях выполнения архитектурно-строительных чертежей;

об основных условиях обозначения на кинематических и электрических схемах.

соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

об осознании роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формировании целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;

классификации видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентации в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

уметь:анализировать семейный бюджет;

определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;

анализировать рекламу потребительских товаров;

выдвигать деловые идеи;

осуществлять самоанализ развития своей личности;

соотносить требования профессий к человеку и его личным достижениям;

собирать простейшие электрические цепи;

читать схему квартирной электропроводки;

определять место скрытой электропроводки;

подключать бытовые приёмники и счетчики электроэнергии;

устанавливать врезной замок;

утеплять двери и окна;

анализировать графический состав изображения;

читать несложные архитектурно-строительные чертежи.



Выполнять умения и навыки

рационально организовывать рабочее место;

находить необходимую информацию в различных источниках;

применять конструкторскую и технологическую документацию;

составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;

выбирать сырьё, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособ­лений, машин, оборудования, электроприборов;

соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;

осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия;

находить и устранять допущенные дефекты;

проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и усло­вий;

распределять работу при коллективной деятельности;

оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;

изготовления изделий декоративно-прикладного искус­ства для оформления интерьера; применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

знать цели и значение домашней экономики, составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной частей;

знать возможности рационального использования средств и пути их увеличения;

уметь анализировать семейный бюджет;

знать роль членов семьи в формировании семейного бюджета;

знать принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;

иметь представление об определении прожиточного минимума семьи и расходов учащегося;

уметь осуществлять самоанализ своей экономической деятельности;

уметь выдвигать деловые идеи;

знать принципы производства, передачи и использования электроэнергии;

знать элементную базу электротехники;

уметь собирать простейшие электрические цепи, производить ремонт соединительных элементов бытовых электроприборов;

знать устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;

уметь производить измерения тока, напряжения, сопротивления, читать простейшие электрические схемы;

анализировать семейный бюджет;

определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;

анализировать рекламу потребительских товаров;

выдвигать деловые идеи;

осуществлять самоанализ развития своей личности;

соотносить требования профессий к человеку и его личным достижениям;

собирать простейшие электрические цепи;

читать схему квартирной электропроводки;

определять место скрытой электропроводки;

подключать бытовые приёмники и счетчики электроэнергии;

устанавливать врезные замки

утеплять двери и окна;

анализировать графический состав изображения;

читать несложные архитектурно-строительные чертежи.

применять во время работы типовые средства защиты



  1. Содержание учебного предмета

Технология обработки древесины с элементами машиноведения.

Виды пиломатериалов, шпона, искусственных древесных материалов технология их производстваобласть применения. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Технологические пороки древесины: механические повреждения, заплесневелость, деформация. Профессии, связанные с обработкой древесины и древесных материалов. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.

Представления о способах изготовления деталей различных геометрических форм. Графическое изображение деталей призматической и цилиндрической форм. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: шипы, проушины, отверстия, уступы, канавки. Основные сведения о видах проекций деталей на чертеже. Правила чтения чертежей деталей призматической и цилиндрической форм.

Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей призматической формы. Устройство и назначение рейсмуса, строгальных инструментов (рубанка, шерхебеля), стусла, стамески. Инструменты для сборочных работ. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, долблении, сверление отверстий; изготовление ящичных соединений сборка деталей изделия, контроль качества; столярная и декоративная отделка изделий. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами и на сверлильном станке.

Организация рабочего места токаря по дереву. Устройство токарного станка, его назначение.Соблюдение правил безопасности труда при работе на токарном станке. Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей с внутренним точением формы на токарном станке. Назначение плоских и полукруглых резцов. Устройство штангенциркуля и способы выполнения измерений.

Подготовка и рациональное размещение инструментов; подготовка и закрепление заготовки, установка подручника, проверка станка на холостом ходу. Соблюдение рациональных приемов работы при изготовлении изделий на токарном станке по обработке древесины.

Изготовление деталей цилиндрической формы с внутреннем точением на токарном станке: определение припусков на обработку, черновое точение, разметка и вытачивание конструктивных элементов (канавок, уступов, буртиков, фасок); чистовое точение, подрезание торцов детали, обработка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Защитная и декоративная отделка изделия. Соблюдение правил безопасности труда при отделочных работах.Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

Игрушки и малогабаритная мебель, ручки, изделие для украшения интерьера, кухонные и бытовые принадлежности.

Понятие об орнаменте и узоре. Виды орнаментов. Прорезные орнаменты.

Построение и нанесение узора на поверхность древесины.

Элементы прорезной резьбы.

Выполнение простейшего орнамента.

Домовая резьба

Инструменты и приспособления для прорезной резьбы. Особенности прорезной резьбы

Выполнение растительного орнамента.

Перенос рисунка на заготовку с изменением масштаба.

Маркетри, материалы инструменты,применяемые для его выполнения.

Техника выполнения мозаичных наборов. Технология шпонирования древесины, способы отделки. Виды декоративно-прикладных ремёсел у малочисленных народов севера. Выполнение прорезной резьбы с природными мотивами.

Мозаика по дереву. Понятие о видах мозаики по дереву. Региональный компонент.


Элементы домашней экономики основы предпринимательства

Введение в домашнюю экономику

Цели и задачи экономики семьи. Экономические связи в семье. Недвижимость, личная и коллективная собственность, распределительные отношения в семье.

Семейное хозяйство, его составляющие. Семья и бизнес, виды бизнеса в условиях рыночной экономики.

Ресурсы и потребности семьи. Свойства товаров, определение качества товара. Личное предпринимательство.

Бюджет и расходы семьи Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода семьи: зарплата, пенсия, доход на капитал, ценные бумаги, от приусадебного участка и предпринимательской деятельности.

Роль школьника в увеличении доходной части семейного бюджета.

Деловая игра «Бюджет семьи».

Постоянные и переменные расходы семьи. Экономия средств. Распределение

бюджета. Расходы на услуги и электроэнергию, расходы на питание. Физиологические обоснованные нормы расхода продуктов питания на человека, семью.

Трудовые отношения в семье, семейные обязанности членов семьи.

Маркетинг в домашней экономике. Покупка товаров. Правила покупки товаров и услуг. Реклама товаров на упаковке и в средствах массовой информации.

Защита прав потребителей. Инструкции пользования товарами и услугами.

Основы предпринимательства Сущность, цели и задачи предпринимательства. Виды предпринимательства: индивидуальное, семейное, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества.

Основы технического черчения

Способы построения графических изображений, чертежей. Чертежи деталей из листового материала.Контурные очертания технических деталей.Трафареты и шаблоны для вычерчивания и контроля контурных очертаний деталей. Моделирования из проволоки и картона. Параллельные размерные линии и размеры радиусов. Определение положений круглых отверстий и их диаметров. Сечения и размеры. Задачи на построение. Определение формы деталей методом выполнения дополнительных изображений. Связь чертежа с разметкой. Задачи с неполными данными. Конструирование изделий, составление технологических карт.

Электротехника

Элементная база электротехникиОбласти применения электроэнергии. Правила безопасной работы с электрооборудованием. Источники тока, потребители энергии, аппараты управления и защиты.Условные обозначения элементов. Электроизмерительные приборы Системы электроизмерительных приборов. Определение цены деления шкалы. Класс точности приборов. Оценка погрешности измерений. Предел измерения. Амперметры и вольтметры, Измерение тока и напряжения. Измерение сопротивления. Мультиметр и правила его использования.Электрические цепи Последовательное и параллельное соединение потребителей энергии. Неразветвленные и разветвленные электрические цепи. Расчет простейшей электрической цепи.Квартирная электропроводка. Сборка схемы квартирной электропроводки на макете. Подключение потребителей к источнику питания. Простейший ремонт квартирной проводки. Электродвигатели постоянного тока Назначение, принцип действия и конструкция двигателей постоянного тока с электромагнитным возбуждением и возбуждением от постоянных магнитов. Использование двигателей постоянного тока на транспорте.Сборка схемы управления двигателем постоянного тока с использованием реверса и регулировкой оборотов.Переменный электрический ток Амплитуда, частота, период переменного электрического тока. Источники тока. Линии электропередачи. Трансформатор. Устройство трансформатора и его назначение. Обозначения на электрических схемах. Одно- и двухполупериодные выпрямители.Сборка схемы простейшего однополупериодного выпрямителя с нагрузкой. Снятие вольтамперной характеристики.Трехфазный переменный ток бытовые и промышленные электроприборы Понятие о трехфазном переменном токе. Соединения потребителей звездой и треугольником.Конструкция и принцип действия бытовых нагревательных приборов. Нагревательные элементы. Пути экономии электроэнергии.Ремонт бытовых электроприборов. Основные понятия и правила.

Понятие техники как форме деятельности и средстве труда. Современное понимание техники. Разновидности техники. Классификация техники и характеристики её классов.

Понятие технической системы. Технологические машины как технические системы. Основные конструктивные элементы техники. Рабочие органы техники.

Двигатели машин, как основных видов техники. Виды двигателей.

Передаточные механизмы в технике: виды, предназначение и характеристики. Электрическая, гидравлическая и пневматическая трансмиссии. Органы управления техникой. Системы управления. Автоматизированная техника. Автоматические устройства и машины. Станки с ЧПУ.

Техника для транспортирования. Сравнение характеристик транспортных средств. Моделирование транспортных средств.

Роботы и их роль в современном производстве. Основные конструктивные элементы роботов. Перспективы робототехники.

Составление иллюстрированных проектных обзоров техники по отдельным отраслям и видам. Ознакомление с имеющимися в кабинетах и мастерских видами техники: инструментами, механизмами, станками, приборами и аппаратами.

Ознакомление с конструкцией и принципами работы рабочих органов различных видов техники. Изготовление моделей рабочих органов техники

Ознакомление с принципиальной конструкцией двигателей.

Ознакомление с конструкциями и работой различных передаточных механизмов и трансмиссий.

Изготовление моделей передаточных механизмов.

Изучение конструкции и принципов работы устройств и систем управления техникой, автоматических устройств бытовой техники. Сборка простых автоматических устройств из деталей конструктора.

Сборка из деталей конструктора роботизированных устройств. Управление моделями роботизированных устройств.

Творческий проект

Этапы и последовательность составления проекта. Выбор и обоснование темы проектирования.Составление технологической карты творческого проекта. Составление схем и эскизов деталей творческого проекта.Изготовление деталей проекта с использованием различных конструкционных материалов (дерева, металла, пластмассы, электротехнических материалов и электроэлементов).Сборка изделия проекта.Отделка проектного изделия и самооценка работы. Защита выполненного проекта.

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Тема урока

Дата

Виды контроля

план

факт

I четверть – 9 часов

Введение- 1 час; Технология обработки древесины с элементами машиноведения -8 часов.


1

Технология жизни человека и общества

05.09


Фронтальный опрос

2

Виды искусственных древесных материалов

09.09


Практическая работа

3

Подвижные и неподвижные соединения в изделиях из древесных материалов

16.09


Практическая работа

4

Ящичные угловые соединения и их изготовление

23.09


Практическая работа

5

Изготовление малогабаритной мебели. Входная контрольная работа

30.09



Тест

6

Точение внутренних поверхностей

01.10


Практическая работа

7

Способы отделки искусственных древесных материалов. Региональный компонент.

08.10


Практическая работа

8

Облицовывание поверхностей древесины и древесных материалов шпоном. Региональный компонент.

15.10


Практическая работа

9

Декоративно-прикладная обработка древесины. Виды ремёсел у МНС. Региональный компонент.

22.10


Практическая работа

II четверть – 7 часов

Домашняя экономика и основы предпринимательства-4 часа; Основы технического черчения- 3 часа.




Практическая работа

10

Потребности семьи. Бюджет семьи


29.10



Фронтальный опрос

11

Предпринимательство в семье

18.11



Фронтальный опрос

12

Накопления. Сбережения. Расходная часть бюджета

25.11



Фронтальный опрос

13

Экономика приусадебного участка

02.12



Фронтальный опрос

14

Прикладные геометрические построения

09.12



Фронтальный опрос

15

Чтение чертежей методом моделирования и сравнения. Промежуточная контрольная работа.

16.12



Тест


16

Нанесение размеров. Сечения и разрезы.

24.12


Практическая работа

IIIчетверть – 10 часов

Основы технического черчения - 2 часа; Технология электротехнических работ - 6 часов; Культура дома - 2 часа.





Практическая рабо­та

17

Чертёж и технологическая карта.

14.01



Практическая работа

18

Задачи на конструирование.

21.01



Практическая работа

19

Однофазный переменный ток. Трёхфазная система переменного тока

28.01



Фронтальный опрос

20

Квартирная электропроводка

04.02


Практическая работа

21

Бытовые нагревательные приборы и светильники

11.02



Практическая работа

22

Электрические двигатели.

18.02



Фронтальный опрос

23

Электрический пылесос. Стиральная машина.

25.02


Фронтальный опрос

24

Роботы и перспективы робототехники

04.03



Фронтальный опрос

25

Как строят дом

11.03


Практическая работа

26

Ремонт оконных блоков

18.03


Практическая работа


IV четверть – 9 часов

Культура дома - 2 часа; Творческая, проектная деятельность - 7 часов




Практическая работа

27

Технология установки врезного замка.

07.04


Фронтальный опрос

28

Ремонт дверных блоков

14.04



Практическая работа

29

Выбор и обоснование проекта.

21.04


Практическая работа

30

Экономический расчёт проекта

28.04


Практическая работа

31

Составление технологической документации

05.5


Практическая работа

32

Выполнение проекта

12.05


Практическая работа

33

Выполнение проекта

19.05


Практическая работа

34

Защита проекта

19.05


Презентация

35

Подведение итогов за год. Итоговая контрольная работа

25.05


Тест