Муниципальное казенное образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Одинцовская общеобразовательная школа «Надежда»
УТВЕРЖДАЮ
Директор_______ К.С. Махнач |
Приказ №_______ от______2022 |
Рабочая программа
по предмету: «Технология»
3 Б класс
Составитель: Малынова Э.С., учитель 1 КК
2022-2023 учебный год
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
Рабочая программа по предмету «Технология» для обучающихся 3 классов по АООП для обучающихся с ЗПР (7.2), РАС (8.2), НОДА (6.2), слабослышащих и позднооглохших обучающихся (2.2) на уровне начального общего образования МКОУ для обучающихся с ОВЗ Одинцовской общеобразовательной школы «Надежда».
Варианты 2.2, 6.2, 7.2, 8.2. АООП НОО предполагают, что обучающиеся получают образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» для обучающихся 3 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
Для реализации данной программы используется линия учебников (Технология 3 класс, аторов Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой, УМК «Школа России»), включенных в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на 136 часов (по 4 часа в неделю при 34 учебных неделях).
Описание методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса
Учебное оборудование:
технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)
учебные (столы, доска)
Учебные средства:
Учебник Технология 3 класс / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева /- Москва, «Просвещение», 2020г.
Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)
Рабочая программа по предмету «Технология» для 3 класса образовательных
учреждений, авторы Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева, М. «Просвещение» 2018г.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения Рабочей программы для 3-го класса по учебному предмету «Технология» оцениваются по следующим направлениям:
Осознание себя как гражданина России проявляется в:
знании различных профессий, ремеслах и промыслах народов России
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
умении организовывать рабочее место и рабочее пространство (рациональная организация рабочего пространства);
проявлении ответственного поведения (соблюдение требований, выполнение обещаний);
соблюдении школьных правил (соблюдение правил безопасного труда);
соответствии поведения дисциплинарным требованиям;
социально одобряемых действиях в отношении к предметам окружающей действительности;
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации проявляется в:
умении устанавливать коммуникацию с партнером, учителем для реализации собственной потребности;
описывать порядок получения результата своего труда, говорить об испытываемых эмоциях,
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
использовании форм речевого этикета в различных учебных ситуациях;
умении действовать, согласно принятым группой правилам, при выполнении коллективной работы.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
стремлении украшать предметы окружающей действительности,
интересе к произведениям скульптуры, живописи, красоте природы и предметного мира,
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях проявляется в:
осознании своих возможностей при выполнении индивидуальной и коллективной работы (выбор приемов реализации задуманного),
умении получить одобряемый результат своего труда,
Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах проявляется в умениях:
рационально организовывать рабочее место;
рационально использовать инструменты и приспособления для обработки материалов в соответствии с их свойствами.
Метапредметные результаты освоения Рабочей программы для 3-го класса по учебному предмету «Технология» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются в умении:
оперировать известными понятиями.
самостоятельно сравнивать, группировать предметы, объекты
самостоятельно отличать новое от уже известного;
самостоятельно обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.
самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в умении:
- самостоятельно определять цель выполнения заданий;
выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;
самостоятельно ориентироваться в задании;
– самостоятельно планировать последовательность выполнения действий при выполнении заданий;
– контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;
- определять конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа, освоенных, работая по составленному плану, осуществлять контроль точности выполнения операций;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью измерительных инструментов;
исправлять допущенные ошибки, самостоятельно соотносить полученный результат с образцом и замечать несоответствия.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются в умении:
вести диалог по обозначенной теме;
договариваться о своей роли в коллективных работах, работе в парах и группах;
приходить в обсуждении к общему решению;
учитывать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
использовать допустимые адекватные речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
Предметные результаты
По итогам обучения в 3 классе можно проверять сформированность следующих знаний, представлений и умений:
- умение работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.); выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
- умение правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д;
- навыки самообслуживания, овладение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
– различение видов материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия; – овладение неподвижным и подвижным способами соединения деталей и использования соединительных материалов (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка); – освоение понятий о чертеже и линиях чертежа, новых терминов (макраме, коллаж); – знакомство со свойствами новых материалов (стеарин, тесто); уточнение представлений о новых свойствах уже встречавшихся материалов;
– освоение приемов разметки деталей из бумаги: с помощью линейки, на глаз, с помощью шаблонов;
– освоение новых видов лепки, аппликации, мозаики, плетения, приемов комбинирования в одном изделии различных материалов;
–– создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе "бросовых", и разных способов соединения; – владеть простейшими видами народных ремесел, традиционных для своей местности.
- работать с инструментами: ножницами, стеки, швейной иглой, циркулем;
- различать виды декоративно-прикладного искусства (хохломская роспись, городецкая роспись, дымковская игрушка), их особенности, способы создания.
В разделе «Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности»:
- Называть и различать обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделия, отделка;
- Называть и различать свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе (гибкость, пластичность, промокаемость, сминаемость);
- различать натуральные ткани (хлопчатобумахные, шерстяные, шелковые);
- Осуществлять основные способы соединения деталей из разных материалов, изученными соединительными материалами (клей, нитки, пластилин);
- различать чертеж и эскиз;
- Называть и различать линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
- Называть и различать устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
- Читать простейшие чертежи (эскизы);
- Выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
- соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
- выполнять доступные практические(технологические) задания с опорой на образец.
В разделе «Конструирование и моделирование»:
- Называть и различать, использовать неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
- Конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
- Определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей известными способами (клей, нитки, пластилин).
Основное содержание учебного предмета
Общекультурные и общетрудовые компетенции
Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Мастера и их профессии. Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов.
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности.
Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Исследование физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.).
Практика работы с компьютером
Информация и её отбор. Способы получения, хранения, переработки информации.
Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях(CD).
Работа с простыми информационными объектами (текст, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересным детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и PowerPoint.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и самообслуживание | 8 |
2 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Элементы графической грамоты | 7 |
3 | Конструирование и моделирование | 11 |
4 | Практика работы с компьютером | 8 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
| Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
| Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда и самообслуживание (8 ч) | | | |
| Как работать с учебником? Городская среда. | 06.09 | | |
| Архитектура. Изделие «Дом» | 13.09 | | |
| Городские постройки Изделие «Телебашня» | 20.09 | | |
| Основы культуры труда. Парк | 27.09 | | |
| Практическая деятельность человека. Коллективная работа «Детская площадка» | 04.10 | | |
| Ателье мод | 18.10 | | |
| Дом и семья. Аппликация из ткани | 25.10 | | |
| Изготовление тканей. Проект «Коллекция тканей» | 01.11 | | |
| Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (7 ч) | | | |
| Народные промыслы. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. Вязание. | 08.11 | | |
| Одежда для карнавала | 15.11 | | |
| Бисероплетение | 29.11 | | |
| Технология измерений | 06.12 | | |
| Технологические операции обработки продуктов. Изделие: «веселый бутерброд» | 13.12 | | |
| Кулинария | 20.12 | | |
| Новогодние украшения стола | 27.12 | | |
| Конструирование и моделирование (11 ч) | | | |
| Технологические операции ручной обработки материалов Магазин подарков. Работа с пластичными материалами (тестопластика). Лепка | 10.01 | | |
| Работа с природными материалами. Золотистая соломка | 17.01 | | |
| Работа с бумагой и картоном | 24.01 | | |
| Автомастерская. Работа с металлическим конструктором. Конструирование | 31.01 | | |
| Работа с металлическим конструктором | 07.02 | | |
| Мосты. Работа с различными материалами. Конструирование | 14.02 | | |
| Водный транспорт. Работа с бумагой. Конструирование | 28.02 | | |
| Океанариум. Работа с текстильными материалами. Шитьё | 07.03 | | |
| Фонтаны. Работа с пластичными материалами. Пластилин. Конструирование | 14.03 | | |
| Зоопарк. Работа с бумагой. Складывание. Оригами | 21.03 | | |
| Вертолётная площадка. Работа с бумагой и картоном. | 28.03 | | |
| Практика работы с компьютером (8 ч) | | | |
| Интернет. Работа на компьютере | 11.04 | | |
| Интернет. Работа на компьютере | 18.04 | | |
| Текстовый редакторWord | 25.04 | | |
| Графический редактор Paint | 02.05 | | |
| Графический редактор Paint | 09.05 | | |
| Контрольный урок | 16.05 | | |
| Повторение | 23.05 | | |
| Повторение | 23.05 | | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол методического объединения
От__________2022 г. №_____________
Председатель ШМО
____________________Малынова Э.С.