СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Урок в музее"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Урок в музее"»


Рабочая программа учебного курса

«Урок в музее»

Целями курса являются:

– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

– приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.

– реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;

– развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеств

– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора.


Общая характеристика курса

Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

В основу программы положены:

– единство воспитания обучения и творческой деятельности учащихся;

– направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.

Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На занятиях учащиеся знакомятся особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира


Личностные, метапредметные и предметные результата освоения курса


Личностные результаты :

– формирование гражданственности, воспитание чувства гордости за свою родину, уважения к традициям и культуре других народов.

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора

– развитие воображения.

– развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты :

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

– освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии;

– использование ИКТ для решения художественных и познавательных задач.

–формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.


Предметные результаты :

– Формирование первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека.

– Формирование основ худ.культуры, потребности в худ. творчестве и в общении с искусством.

– Овладение практическими и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.

– Усвоение особенностей языка живописи  и художественных средств выразительности;

—различение изученных жанров живописи

- использование полученных знаний в практической деятельности



п/п

 

Содержание программного материала

 

 

Количество часов

1

Мир искусства (урок-повторение)

1

2

Русская историческая живопись

2

3

Бытовая живопись: народные праздники

2

4

Лирический пейзаж

9

5

Природный пейзаж

3

6

Парковый пейзаж

1

7

Городской пейзаж

1

8

Лица эпохи: детский портрет

1

9

Лица эпохи: портрет человека из народа

1

10

Камерный портрет: А. С. Пушкин глазами художников

2

11

Жизнь в натюрморте

1

12

Великая Отечественная война в живописи

1

13

Итоговое занятие-игра

1

 

ИТОГО

26 часов



Тема

урока

часы

Программное содержание

Опорные УУД

Личностные

Познавательные (предметные)

коммуникативные

регулятивные

Мир искусства

1 час

Деятельность: актуализация информации, повторение изученного

Понятия

Искусство, живопись, скульптура, архитектура как виды искусства

Формировать бережного отношения к материальным и духовным ценностям

Сопоставлять разные виды искусства; Сравнивать- факты и явления

Высказывать свое мнение, аргументировать его

Планировать решение незнакомой задачи, решать ее


Историческая живопись: история Кремля в картинах А. М. Васнецова


А.М.Васнецов "Московский Кремль при Иване Калите", А.М.Васнецов "Московский Кремль  при Дмитрии Донском"


2 часа

Деятельность: сравнение картин по цветовому решению, по построению; определение особенностей в изображении детей

Понятия: историческая живопись контраст, композиция картины, авторский замысел


Развивать кругозор (история московского Кремля, история Московской Руси, оборона Москвы) Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства, оценивать образы на основе общечеловеческих и российских ценностей

Решать задачи поискового характера

Высказывать свое мнение, аргументировать его, отвечать на вопросы о героях, изображенных на иллюстрации

Самоопределяться в жизненных ценностях: понимать, объяснять, что связывает с историей, культурой, судьбой народа и всей страны

Бытовая живопись: народные праздники


Б.М.Кустодиев «Масленица», «Ярмарка»



2 часа

Деятельность: сравнение картин по цветовому решению, подбор оценочных эпитетов, «придумывание истории по картине»

Понятия: бытовая живопись, сюжетно-композиционный центр картины, динамика («остановись, мгновенье!»)

Развивать кругозор (народные традиции, Масленица, проводы зимы, ярмарка)

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства, оценивать образы на основе общечеловеческих и российских ценностей

Выражать свое отношение к произведению искусства (что нравится? Почему?) и обосновывать его.

Высказывать свое суждение о героях и их поступках, предполагать развитие событий

Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы

Лирический пейзаж.

«Волшебство лунного света»: ночь глазами художника А.Куинджи:

2 часа

Деятельность:

Рассматривание, сравнение картин, определение эмоциональной доминанты

Понятия: пейзаж, лирический пейзаж (пейзаж-настроение), моновыставка, контраст, светотень, панорама, оттенки цвета

Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа.


Сопоставлять разные виды искусства, сравнивать образы в литературе и живописи:

  1. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Майская ночь или утопленница», ч II.

  2. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Страшная месть», ч.X (от слов «Чуден Днепр и при теплой летней ночи»);

анализировать средства выразительности живописи

Высказывать свое мнение, аргументировать его

По ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки


Лирический пейзаж. «Волшебство дневного света» на картинах И.И.Левитана "Берёзовая роща" и А.И.Куинджи "Берёзовая роща"


2 часа

Деятельность:

Сравнение картин, определение эмоциональной доминанты

Понятия: пейзаж, лирический пейзаж, контраст, светотень, панорама, оттенки цвета, блики на полотне Левитана, декоративность картины Куинджи

Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа.


Сопоставлять разные виды искусства, сравнивать образы в литературе и живописи:

1) Светлана Ромашина

«В краю берёзовых туманов»

2) Всеволод Рождественский «Береза»


Самостоятельно считывать информацию, данную в неявном виде с помощью учителя, высказывать свое мнение, аргументировать его

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Лирический пейзаж.

«Волшебство света»:

В.А.Серов" Заросший пруд" , В.Д.Поленов "Заросший пруд"


2 часа

Деятельность:

Сравнение картин, определение эмоциональной доминанты

Понятия: пейзаж, лирический пейзаж, цветовой контраст, светотень, панорама, оттенки цвета, блики, игра света и тени в пейзаже Серова,

«повествовательность» пейзажа Поленова

Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа.


Сравнивать образы природы в живописи и литературе, выявлять аналогии:

1. Д. С. Мережковский «Ноябрь»

2. Константин Романов «Вы помните ль? Однажды, в дни былые…»

Интерпретировать (понимать и оценивать) живописное произведение посредством творческого пересказа

Работать по плану, По ходу работы сверять свои действия с целью, Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев

Лирический пейзаж. Времена года: осень

И.И.Левитан "Осенний день. Сокольники", "Вечерний звон"


2 час

Деятельность: рассматривание картин, характеристика деталей пейзажа путем подбора эпитетов;

поиск ответа на вопросы: какие особенности осеннего настроения передает художник? Какими средствами создается разное настроение картин?

Понятия: пейзаж, настроение картины

Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями.

Развивать воображение

Решать задачи поискового характера, анализировать средства выразительности живописи,

Сравнивать образы природы в живописи и музыке, выявлять аналогии:

1.М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

2.С.Майкапар «Осенью»

Интерпретировать (понимать и оценивать) живописное произведение посредством творческого пересказа,

Планировать решение незнакомой задачи, решать ее.


Лирический пейзаж. Времена года: весна на картине

И.И.Левитана

«Большая вода»

1 ч

Деятельность:

Сравнение картин, определение эмоциональной доминанты


Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями

Сравнивать образы природы в живописи и литературе, выявлять аналогии:

1) Я. Полонский. Река взломала лед…

2) Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Самостоятельно считывать информацию, данную в неявном виде с помощью учителя, высказывать свое мнение, аргументировать его

Работать по плану, По ходу работы сверять свои действия с целью

Природный пейзаж.

Лесной пейзаж в творчестве И. И. Шишкина: "Утро в сосновом лесу", "Рожь", "Корабельная роща", "Сосны, освещённые солнцем"


3 часа

Деятельность: рассматривание картин, подбор стихотворных фрагментов, сходных по эмоциональному настрою

Понятия: природный пейзаж, лесной пейзаж как разновидность природного пейзажа, настроение картины, средства выразительности

Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями.

Развивать воображение

Сравнивать образы природы в живописи и литературе, выявлять аналогии:

1) С.Я.Маршак «Встреча в пути»

2) С. Я. Маршак «Бор»

3) И.А. Бунин «детство («Чем жарче день…»)

Создавать небольшие устные рассказы или истории по картине,

выражать свои интерпретации в форме мини-сочинения

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Осуществлять самоконтроль при написании мини-сочинения 

Парковый пейзаж

на картине Д.И. Поленова «Бабушкин сад»

1 час

Деятельность: рассматривание картины, характеристика деталей пейзажа.

Понятия: парковый (усадебный) пейзаж, особенности паркового пейзажа: обжитая человеком природа, обустроенная для приятного время провождения: аккуратные дорожки, скамьи, фонари, статуи и фрагменты архитектуры.

Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями.

Развивать воображение

Восполнять недостающие факты, моделировать ситуации

Высказывать свое мнение, аргументировать его, отвечать на вопросы о героях, изображенных на картине, об их поступках

Планировать с помощью учителя учебную деятельность,

решение знакомых задач

Городской пейзаж

на картине Д.И. Поленова «Московский дворик»

1 час

Деятельность: рассматривание картины, характеристика деталей пейзажа.беседа по содержаниею картины

Понятия: городской пейзаж, его особенности: изображение зданий, улочек, кварталов, населенных жителями. Пейзаж и жанровая сценка

Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа, развивать воображение


Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

отвечать на вопросы о героях, изображенных на картине

Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы

Лица эпохи: детский портрет

В.А. Серов «Микки Морозов»,

«Дети. Саша и Юра Серовы»


1 час

Деятельность: сравнение картин по цветовому решению, по построению; определение особенностей в изображении детей,

Понятия: портрет, камерный (интимный) портрет («Микки Морозов») и портрет-картина («Дети»),

сюжетно-композиционный центр картины, авторский замысел


Развивать воображение Д/З: рассказать про героев картин (характер, привычки, случай из жизни)


Восполнять недостающие факты, моделировать ситуации

Высказывать свое суждение о героях,

Объяснять чувства, эмоциональное состояние персонажа исходя из своего опыта


Осуществлять самоконтроль при написании мини-сочинения 

Лица эпохи: портрет человека из народа.

А.А.Венецианов «Девушка в платке», «Захарка»




1 час

Деятельность:

Рассматривание портретов, интерпретация эмоционального состояния героев, определение по внешности переживаний и чувств героя

Понятия: камерный портрет, костюм, чувства героя, мимика героя, поза;

костюм

Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа.


Восполнять недостающие факты, моделировать ситуации

Самостоятельно считывать информацию, данную в неявном виде, Высказывать свое мнение, аргументировать его, отвечать на вопросы о героях, изображенных на картине

Планировать с помощью учителя учебную деятельность, Осуществлять проекты (на выбор) – костюм эпохи, обычаи и нравы эпохи


Камерный портрет. А. С. Пушкин глазами художников.

В.А.Тропинин "Портрет А.С.Пушкина",

О.А.Кипренский "Портрет А.С.Пушкина"

2 часа

Деятельность:

Рассматривание портретов, сравнение образов поэта: романтический на портрете Кипренского и «домашний» на портрете Тропинина

Понятия: камерный портрет, его признаки: поясной, на нейтральном фоне; мимика героя, поза; костюм

Развивать кругозор (муза поэзии Эрато, лира, образ Байрона, поза Наполеона, шотландский плащ), Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа


Сопоставлять разные виды искусства, сравнивать образы в литературе и живописи:

1) А. С. Пушкин «Я памятник воздвиг…»

2) А. С. Пушкин «Послание к Юдину» (16 строк от слов «Вот кабинет уединенный…»)

Решать знакомые задачи, проблемы поискового характера Самостоятельно считывать информацию, данную в неявном виде, Высказывать свое мнение, аргументировать его.

Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Жизнь в натюрморте

П. П. Кончаловский "Сирень"

1 час

Деятельность: Рассматривание натюрмортов П. П. Кончаловского выявление типа композиции (треугольный или радиальный)

Понятия: типы натюрморта: букет, натюрморт в пейзаже, натюрморт в интерьере ;

настроение картины, цветовая гамма, композиция

Развивать кругозор, определить зону ближайшего развития (интерьер, треугольная и радиальная композиция картины), Развивать, совершенствовать эмоциональное и эстетическое восприятие образа.


Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных) – определить разницу между пейзажем и натюрмортом;

Решать знакомые задачи, проблемы творческого и поискового характера

Работать по плану, По ходу работы сверять свои действия с целью, Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев

Великая Отечественная война в живописи

А.А.Дейнека "Оборона Севастополя"


1 час

Деятельность: рассматривание картин, определение общего эмоционального фона и способов их создания (цвет, композиция, выражение лиц героев)




Понятия: Исторический жанр, батальная живопись, эмоциональный настрой, героизм, контраст цветовой и композиционный, драматический сюжет

Развивать кругозор, определить зону ближайшего развития (Великая Отечественная война, город-герой, катакомбы, оборона Севастополя)

Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства, оценивать образы на основе общечеловеческих и российских ценностей

Восполнять недостающие факты, моделировать ситуации


Интерпретировать (понимать и оценивать) живописное произведение посредством творческого пересказа, Высказывать свое суждение о героях

Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Игра «Путешествие по галерее»


1 час

Игровая деятельность

Развивать умение работать в команде

Различает жанры и жанровые разновидности живописи, характеризует цветовое решение и композицию

Демонстрировать умение работать в группе

Самостоятельно оценивать достигнутые результаты

Итого

26