Рабочая программа учебного курса
«Урок в музее»
Целями курса являются:
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
– приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.
– реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;
– развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеств
– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора.
Общая характеристика курса
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
В основу программы положены:
– единство воспитания обучения и творческой деятельности учащихся;
– направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На занятиях учащиеся знакомятся особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира
Личностные, метапредметные и предметные результата освоения курса
Личностные результаты :
– формирование гражданственности, воспитание чувства гордости за свою родину, уважения к традициям и культуре других народов.
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора
– развитие воображения.
– развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты :
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
– освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии;
– использование ИКТ для решения художественных и познавательных задач.
–формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты :
– Формирование первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека.
– Формирование основ худ.культуры, потребности в худ. творчестве и в общении с искусством.
– Овладение практическими и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.
– Усвоение особенностей языка живописи и художественных средств выразительности;
—различение изученных жанров живописи
- использование полученных знаний в практической деятельности
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Мир искусства (урок-повторение) | 1 |
2 | Русская историческая живопись | 2 |
3 | Бытовая живопись: народные праздники | 2 |
4 | Лирический пейзаж | 9 |
5 | Природный пейзаж | 3 |
6 | Парковый пейзаж | 1 |
7 | Городской пейзаж | 1 |
8 | Лица эпохи: детский портрет | 1 |
9 | Лица эпохи: портрет человека из народа | 1 |
10 | Камерный портрет: А. С. Пушкин глазами художников | 2 |
11 | Жизнь в натюрморте | 1 |
12 | Великая Отечественная война в живописи | 1 |
13 | Итоговое занятие-игра | 1 |
| ИТОГО | 26 часов |
Тема урока | часы | Программное содержание | Опорные УУД |
Личностные | Познавательные (предметные) | коммуникативные | регулятивные |
Мир искусства | 1 час | Деятельность: актуализация информации, повторение изученного Понятия Искусство, живопись, скульптура, архитектура как виды искусства | Формировать бережного отношения к материальным и духовным ценностям | Сопоставлять разные виды искусства; Сравнивать- факты и явления | Высказывать свое мнение, аргументировать его | Планировать решение незнакомой задачи, решать ее |
Историческая живопись: история Кремля в картинах А. М. Васнецова А.М.Васнецов "Московский Кремль при Иване Калите", А.М.Васнецов "Московский Кремль при Дмитрии Донском" | 2 часа | Деятельность: сравнение картин по цветовому решению, по построению; определение особенностей в изображении детей Понятия: историческая живопись контраст, композиция картины, авторский замысел | Развивать кругозор (история московского Кремля, история Московской Руси, оборона Москвы) Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства, оценивать образы на основе общечеловеческих и российских ценностей | Решать задачи поискового характера | Высказывать свое мнение, аргументировать его, отвечать на вопросы о героях, изображенных на иллюстрации | Самоопределяться в жизненных ценностях: понимать, объяснять, что связывает с историей, культурой, судьбой народа и всей страны |
Бытовая живопись: народные праздники Б.М.Кустодиев «Масленица», «Ярмарка» | 2 часа | Деятельность: сравнение картин по цветовому решению, подбор оценочных эпитетов, «придумывание истории по картине» Понятия: бытовая живопись, сюжетно-композиционный центр картины, динамика («остановись, мгновенье!») | Развивать кругозор (народные традиции, Масленица, проводы зимы, ярмарка) ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства, оценивать образы на основе общечеловеческих и российских ценностей | Выражать свое отношение к произведению искусства (что нравится? Почему?) и обосновывать его. | Высказывать свое суждение о героях и их поступках, предполагать развитие событий | Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы |
Лирический пейзаж. «Волшебство лунного света»: ночь глазами художника А.Куинджи: | 2 часа | Деятельность: Рассматривание, сравнение картин, определение эмоциональной доминанты Понятия: пейзаж, лирический пейзаж (пейзаж-настроение), моновыставка, контраст, светотень, панорама, оттенки цвета | Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа. | Сопоставлять разные виды искусства, сравнивать образы в литературе и живописи: Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Майская ночь или утопленница», ч II. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Страшная месть», ч.X (от слов «Чуден Днепр и при теплой летней ночи»); анализировать средства выразительности живописи | Высказывать свое мнение, аргументировать его | По ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки |
Лирический пейзаж. «Волшебство дневного света» на картинах И.И.Левитана "Берёзовая роща" и А.И.Куинджи "Берёзовая роща" | 2 часа | Деятельность: Сравнение картин, определение эмоциональной доминанты Понятия: пейзаж, лирический пейзаж, контраст, светотень, панорама, оттенки цвета, блики на полотне Левитана, декоративность картины Куинджи | Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа. | Сопоставлять разные виды искусства, сравнивать образы в литературе и живописи: 1) Светлана Ромашина «В краю берёзовых туманов» 2) Всеволод Рождественский «Береза» | Самостоятельно считывать информацию, данную в неявном виде с помощью учителя, высказывать свое мнение, аргументировать его | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Лирический пейзаж. «Волшебство света»: В.А.Серов" Заросший пруд" , В.Д.Поленов "Заросший пруд" | 2 часа | Деятельность: Сравнение картин, определение эмоциональной доминанты Понятия: пейзаж, лирический пейзаж, цветовой контраст, светотень, панорама, оттенки цвета, блики, игра света и тени в пейзаже Серова, «повествовательность» пейзажа Поленова | Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа. | Сравнивать образы природы в живописи и литературе, выявлять аналогии: 1. Д. С. Мережковский «Ноябрь» 2. Константин Романов «Вы помните ль? Однажды, в дни былые…» | Интерпретировать (понимать и оценивать) живописное произведение посредством творческого пересказа | Работать по плану, По ходу работы сверять свои действия с целью, Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев |
Лирический пейзаж. Времена года: осень И.И.Левитан "Осенний день. Сокольники", "Вечерний звон" | 2 час | Деятельность: рассматривание картин, характеристика деталей пейзажа путем подбора эпитетов; поиск ответа на вопросы: какие особенности осеннего настроения передает художник? Какими средствами создается разное настроение картин? Понятия: пейзаж, настроение картины | Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Развивать воображение | Решать задачи поискового характера, анализировать средства выразительности живописи, Сравнивать образы природы в живописи и музыке, выявлять аналогии: 1.М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» 2.С.Майкапар «Осенью» | Интерпретировать (понимать и оценивать) живописное произведение посредством творческого пересказа, | Планировать решение незнакомой задачи, решать ее. |
Лирический пейзаж. Времена года: весна на картине И.И.Левитана «Большая вода» | 1 ч | Деятельность: Сравнение картин, определение эмоциональной доминанты | Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями | Сравнивать образы природы в живописи и литературе, выявлять аналогии: 1) Я. Полонский. Река взломала лед… 2) Н. А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» | Самостоятельно считывать информацию, данную в неявном виде с помощью учителя, высказывать свое мнение, аргументировать его | Работать по плану, По ходу работы сверять свои действия с целью |
Природный пейзаж. Лесной пейзаж в творчестве И. И. Шишкина: "Утро в сосновом лесу", "Рожь", "Корабельная роща", "Сосны, освещённые солнцем" | 3 часа | Деятельность: рассматривание картин, подбор стихотворных фрагментов, сходных по эмоциональному настрою Понятия: природный пейзаж, лесной пейзаж как разновидность природного пейзажа, настроение картины, средства выразительности | Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Развивать воображение | Сравнивать образы природы в живописи и литературе, выявлять аналогии: 1) С.Я.Маршак «Встреча в пути» 2) С. Я. Маршак «Бор» 3) И.А. Бунин «детство («Чем жарче день…») | Создавать небольшие устные рассказы или истории по картине, выражать свои интерпретации в форме мини-сочинения | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Осуществлять самоконтроль при написании мини-сочинения |
Парковый пейзаж на картине Д.И. Поленова «Бабушкин сад» | 1 час | Деятельность: рассматривание картины, характеристика деталей пейзажа. Понятия: парковый (усадебный) пейзаж, особенности паркового пейзажа: обжитая человеком природа, обустроенная для приятного время провождения: аккуратные дорожки, скамьи, фонари, статуи и фрагменты архитектуры. | Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Развивать воображение | Восполнять недостающие факты, моделировать ситуации | Высказывать свое мнение, аргументировать его, отвечать на вопросы о героях, изображенных на картине, об их поступках | Планировать с помощью учителя учебную деятельность, решение знакомых задач |
Городской пейзаж на картине Д.И. Поленова «Московский дворик» | 1 час | Деятельность: рассматривание картины, характеристика деталей пейзажа.беседа по содержаниею картины Понятия: городской пейзаж, его особенности: изображение зданий, улочек, кварталов, населенных жителями. Пейзаж и жанровая сценка | Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа, развивать воображение | Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных) | отвечать на вопросы о героях, изображенных на картине | Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы |
Лица эпохи: детский портрет В.А. Серов «Микки Морозов», «Дети. Саша и Юра Серовы» | 1 час | Деятельность: сравнение картин по цветовому решению, по построению; определение особенностей в изображении детей, Понятия: портрет, камерный (интимный) портрет («Микки Морозов») и портрет-картина («Дети»), сюжетно-композиционный центр картины, авторский замысел | Развивать воображение Д/З: рассказать про героев картин (характер, привычки, случай из жизни) | Восполнять недостающие факты, моделировать ситуации | Высказывать свое суждение о героях, Объяснять чувства, эмоциональное состояние персонажа исходя из своего опыта | Осуществлять самоконтроль при написании мини-сочинения |
Лица эпохи: портрет человека из народа. А.А.Венецианов «Девушка в платке», «Захарка» | 1 час | Деятельность: Рассматривание портретов, интерпретация эмоционального состояния героев, определение по внешности переживаний и чувств героя Понятия: камерный портрет, костюм, чувства героя, мимика героя, поза; костюм | Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа. | Восполнять недостающие факты, моделировать ситуации | Самостоятельно считывать информацию, данную в неявном виде, Высказывать свое мнение, аргументировать его, отвечать на вопросы о героях, изображенных на картине | Планировать с помощью учителя учебную деятельность, Осуществлять проекты (на выбор) – костюм эпохи, обычаи и нравы эпохи |
Камерный портрет. А. С. Пушкин глазами художников. В.А.Тропинин "Портрет А.С.Пушкина", О.А.Кипренский "Портрет А.С.Пушкина" | 2 часа | Деятельность: Рассматривание портретов, сравнение образов поэта: романтический на портрете Кипренского и «домашний» на портрете Тропинина Понятия: камерный портрет, его признаки: поясной, на нейтральном фоне; мимика героя, поза; костюм | Развивать кругозор (муза поэзии Эрато, лира, образ Байрона, поза Наполеона, шотландский плащ), Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа | Сопоставлять разные виды искусства, сравнивать образы в литературе и живописи: 1) А. С. Пушкин «Я памятник воздвиг…» 2) А. С. Пушкин «Послание к Юдину» (16 строк от слов «Вот кабинет уединенный…») | Решать знакомые задачи, проблемы поискового характера Самостоятельно считывать информацию, данную в неявном виде, Высказывать свое мнение, аргументировать его. | Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Жизнь в натюрморте П. П. Кончаловский "Сирень" | 1 час | Деятельность: Рассматривание натюрмортов П. П. Кончаловского выявление типа композиции (треугольный или радиальный) Понятия: типы натюрморта: букет, натюрморт в пейзаже, натюрморт в интерьере ; настроение картины, цветовая гамма, композиция | Развивать кругозор, определить зону ближайшего развития (интерьер, треугольная и радиальная композиция картины), Развивать, совершенствовать эмоциональное и эстетическое восприятие образа. | Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных) – определить разницу между пейзажем и натюрмортом; | Решать знакомые задачи, проблемы творческого и поискового характера | Работать по плану, По ходу работы сверять свои действия с целью, Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев |
Великая Отечественная война в живописи А.А.Дейнека "Оборона Севастополя" | 1 час | Деятельность: рассматривание картин, определение общего эмоционального фона и способов их создания (цвет, композиция, выражение лиц героев) Понятия: Исторический жанр, батальная живопись, эмоциональный настрой, героизм, контраст цветовой и композиционный, драматический сюжет | Развивать кругозор, определить зону ближайшего развития (Великая Отечественная война, город-герой, катакомбы, оборона Севастополя) Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства, оценивать образы на основе общечеловеческих и российских ценностей | Восполнять недостающие факты, моделировать ситуации | Интерпретировать (понимать и оценивать) живописное произведение посредством творческого пересказа, Высказывать свое суждение о героях | Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Игра «Путешествие по галерее» | 1 час | Игровая деятельность | Развивать умение работать в команде | Различает жанры и жанровые разновидности живописи, характеризует цветовое решение и композицию | Демонстрировать умение работать в группе | Самостоятельно оценивать достигнутые результаты |
Итого | 26 | | | | | |