СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Урок в музее"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Урок в музее"»


Рабочая программа учебного курса

«Урок в музее»

1 год обучения


Целями курса являются:

– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

– приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.

– реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;

– развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеств

– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора.


Общая характеристика курса

Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

В основу программы положены:

– единство воспитания обучения и творческой деятельности учащихся;

– направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.

Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На занятиях учащиеся знакомятся особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира


Личностные, метапредметные и предметные результата освоения курса

Личностные результаты :

– формирование гражданственности, воспитание чувства гордости за свою родину, уважения к традициям и культуре других народов.

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора

– развитие воображения.

– развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты :

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

– освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии;

– использование ИКТ для решения художественных и познавательных задач.

–формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.

Предметные результаты :

– Формирование первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека.

– Формирование основ худ. культуры, потребности в худ. творчестве и в общении с искусством.

– Овладение практическими и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.

– Усвоение особенностей языка живописи  и художественных средств выразительности;

– Различение изученных жанров живописи

– Использование полученных знаний в практической деятельности


п/п

 

Содержание программного материала

 

 

Количество часов

1

Сказка в русской живописи: иллюстрации Ивана Билибина


5

2

Третьяковская галерея – гордость России

1

3

Сказка в работах В.И. Васнецова

6

4

Бытовая живопись: жизнь повседневная

5

5

Портрет: душа на холсте

1 ч

6

Русский пейзаж

1 ч

7

Натюрморт

1 ч

8

Великая Отечественная война в живописи

1

8

Итоговая игра «Путешествие по галерее»

1

 

ИТОГО

22 часа

















Тема

урока

часы

Программное содержание

Опорные УУД

Личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные

Народная сказка глазами художников

И.Я. Билибин «Царевна-лягушка»


1 час

Деятельность:

рассматривание иллюстрации, Сопоставление средств выражения в иллюстрации и в сказке:

особенность оформления иллюстраций (орнамент, черный контур)

Понятия: Иллюстрация, художник-иллюстратор, персонаж, орнамент, контур

Развивать эмоциональную отзывчивость, сочувствия

Решать задачи поискового характера, Сопоставлять разные виды искусства: литературу и живопись

Понимать концептуальный смысл иллюстрации Высказывать свое суждение о героях и их поступках.

Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы

И. Я.Билибин «Иван-царевич и жар птица»

1 час

Деятельность:

рассматривание иллюстрации,

сопоставление с образцами хохломской росписи

Понятие: традиции народной живописи

Формировать бережного отношения к материальным и духовным ценностям

Сопоставлять живопись и образцы народного промысла

Пересказывать содержание иллюстрации с опорой на вопросы учителя.

Понимать концептуальный смысл иллюстрации Высказывать свое суждение о героях и их поступках.


И. Я.Билибин « Сказка о царе Салтане…»



2 часа







Деятельность:

рассматривание иллюстрации, расстановка иллюстраций по порядку в соответствии с сюжетом сказки, определение авторского отношения к отрицательным и положительным героям

Понятия: поступок героя, позиция автора

Оценивать на основе общечеловеческих ценностей однозначные поступки


Решать задачи поискового характера, анализировать средств выразительности живописи,

Высказывать свое мнение, аргументировать его, отвечать на вопросы о героях, изображенных на иллюстрации, об их поступках

По ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки


И.Я. Билибин « Царь Дадон и шамаханская царица»


1 час

Деятельность :

Рассматривание иллюстрации, интерпретация эмоционального состояния героев и причин их поступков


Понятия:

Национальная одежда, инонациональные обычаи

Уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран

Сопоставлять разных виды искусства: литературу и живопись

Высказывать свое мнение, аргументировать его, отвечать на вопросы о героях, изображенных на иллюстрации, об их поступках

Осуществлять проект – иллюстрации к любимым сказкам


И. Я.Билибин «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

1 час

Деятельность: рассматривание иллюстрации, отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации; определяет по внешности переживания и чувства героя

Понятия: чувства героя, мимика героя, поза;

Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа.


Анализировать ряд иллюстраций, сравнивать их

Самостоятельно вычитывать информацию, данную в НЕявном виде с помощью учителя; Понимать концептуальный смысл иллюстрации,



Планировать с помощью учителя учебную деятельность,

решение знакомых задач



Третьяковская галерея

1 час

Деятельность: ознакомление с историей Третьяковской галереи, ее значение для русской живописи

Понятия: меценат, галерея, музей, выставка

осознавать себя гражданином России,

формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям

Представлять места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества

Воспринимать информацию данную в явном виде:


Работать по плану

Сказка в работах В.И. Васнецова «Алёнушка»

1 час

Деятельность:

рассматривание иллюстрации, отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации; определяет по внешности переживания и чувства героя

Понятия: чувства героя, мимика героя, поза;

Развивать эмоциональную отзывчивость, сочувствие, сопереживание

Сравнивать и анализировать сказочный образ в восприятии двух художников, видеть различия,

Выделять аналогии

и решать задачи на их основе


Объяснять чувства, эмоциональное состояние персонажа исходя из своего опыта

Планировать решение незнакомой задачи, решать ее

В.И. Васнецов «Иван-царевич на сером волке»


1 час

Деятельность: рассматривание иллюстрации, определение тревожного настроения картины через цветовое решение. Определение роли отдельных деталей в картине (цветущая яблоня – благополучный финал)

Понятия: настроение картины, цветовая гамма, мрачные и светлые тона, деталь

Развивать эмоциональную отзывчивость, сочувствие, сопереживание

Устанавливать причинно-следственные связи

Самостоятельно вычитывать информацию с с иллюстрации, данную вНЕявном виде с помощью учителя;

Планировать решение незнакомой задачи, решать ее

В.И.Васнецов «Снегурочка»


1 ч.














Деятельность: Рассматривание иллюстрации, определение тревожного настроения картины через выражение лица Снегурочки и детали (контуры верхушек деревьев-открытые рты, капкан на дорожке, огни деревни, как глаза чудовища).

Понятия: настроение картины, деталь, контуры.

ДЗ: найти самостоятельно ответ на вопрос: «Почему Снегурочка страшится идти к людям? (По опере Римского-Корсакова)

Придумать хороший конец для сказки

Развивать эмоциональную отзывчивость, сочувствие, сопереживание


Развивать воображение

Выдвигать гипотезу (чего страшится Снегурочка),


Восполнять недостающие факты

Считывать информацию с иллюстрации, данную вНЕявном виде с помощью учителя;

Самостоятельно выискивать необходимую информацию в различных источниках,



Создавать небольшие рассказы или истории по картине

Планировать решение незнакомой задачи, решать ее,

Работать по плану, используя дополнительные средства

В.И. Васнецов «Ковёр-самолёт»

1 час

Деятельность: Рассматривание иллюстрации, выявление противопоставления: «обычная жизнь – яркая сказка» через цвет и композиционное противопоставление («верх-низ»);

Игра: откуда ковер самолет? (фото\видеофрагмент) (Гарри Поттер, м/ф про Алладина, Старик Хоттабыч, фильм-сказка «После дождичка в четверг»)

Понятия: «волшебный предмет», настроение картины, цветовая гамма, композиция, противопоставление

Развивать кругозор, определить зону ближайшего литературного развития (Л.Лагин «Старик Хоттабыч», сказки «Тысяча и одной ночи)

Выделять аналогичные «волшебные предметы» в фольклоре других народов, в литературных произведениях разных эпох, произведениях анимационного и киноискусства

Выполнять проектное задание: «Волшебный ковер: технические характеристики» (грузоподъемность, высота полета, его продолжительность и т.д.) по указанным кино-, анима-, фольклорным произведениям

Работать по плану, По ходу работы сверять свои действия с целью, Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев в оценке проекта

В.И. Васнецов «Три царевны подземного царства»

1 час

Деятельность:

Рассматривание картины,

Сравнение образов царевен: почему художник изобразил отдельно 2х царевен золотого царства, царевну драгоценных камней и отдельно царевну каменного угля?

Понятия: аллегория (иносказание), сказочный мотив

Развивать кругозор (история русского костюма как выражение прошлого, настоящего и будущего на картине)

Сравнивать и анализировать образы царевен, как воплощение смены разных исторических эпох

Выдвигать гипотезу (где изображены царевны, кто им кланяется)




В.И. Васнецов «Богатыри»

1 час

Деятельность:

Рассматривание картины. Игра: «Угадай, кто?» (по описанию богатырей в былине - с их изображением); сопоставление с современными образами (м/ф Добрыня Никитич и т.д.)

Понятия: былина и быль, богатырь, богатырская застава, патриотизм

Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства, оценивать современные образы на основе общечеловеческих и российских ценностей

Сравнивать и анализировать образы богатырей в былинах и на картине (сопоставлять с современными трактовками)

Высказывать свое мнение (в монологе или диалоге), приводить аргументы

Самоопределяться в жизненных ценностях: понимать, объяснять, что связывает с историей, культурой, судьбой народа и всей страны

В.И. Васнецов «Сирин и Алконост»

1 час

Деятельность: сравнение картин по цветовому решению, по построению

Понятия: контраст, мифические образы – мировое древо, Сирин и Алконост

Развивать кругозор, определить зону ближайшего литературного развития (мифы древних славян)

Сопоставлять образы на картине: размещение, цветовое решение, эмоциональный контраст, делать вывод об авторском замысле



Бытовая живопись: жизнь повседневная В.Г.Перов «Охотники на привале»

1 час

Деятельность: рассматривание иллюстрации, знакомство с традицией 19 в. (охота как развлечение в свободное время для всех возрастов и сословий),

поиск ответа на проблемный вопрос: почему исчезла традиция? Оценка: хорошо это или плохо?

Понятия: бытовая живопись, национальная традиция, изменение точки зрения

Формировать/ выраба-тывать бережное отношения к природе,

осознавать себя частью многоликого изменяющегося мира

Извлекать информацию из изображения,

Сравнивать традиции прошлого и современности,

Анализировать причины изменений

развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения


Считывать информацию с иллюстрации, данную в НЕявном виде с помощью учителя

Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей:

неоднозначные ситуации


В.Г.Перов «Птицелов» и «Рыболов»»


1 ч.

Деятельность: рассматривание иллюстрации, знакомство с традицией 19 в. (ловить и выпускать птиц),

поиск ответа на проблемный вопрос: почему исчезла одна традиция и НЕ исчезла другая?


Понятия: бытовая живопись, национальная традиция, Благовещенье, изменение общества –смена традиций

Формировать/ выраба-тывать бережное отношения к природе,

осознавать се6я частью многоликого изменяющегося мира

Сравнивать традиции прошлого и современности,

Анализировать причины изменений

построение логической цепи рассуждений;

Считывать информацию с иллюстрации, данную вНЕявном виде с помощью учителя

Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей:

неоднозначные ситуации

В. И. Суриков «Взятие снежного городка»


1 час

Деятельность: подбор оценочных эпитетов,

определение по внешности героя его переживаний и чувства


Понятия: бытовая живопись, сюжетно-композиционный центр картины, динамика («остановись, мгновенье!»)

Развивать кругозор (народные традиции, Масленница, проводы зимы)

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства, оценивать образы на основе общечеловеческих и российских ценностей

Выражать свое отношение к произведению искусства (что нравится? Почему?) и обосновывать его.

Высказывать свое суждение о героях и их поступках.

Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы

А.А.Пластов

«Летом»



«Первый снег»


2 часа

Деятельность: сравнение картин по эмоциональной доминанте; определение особенностей в изображении детей, развитие воображения: придумать продолжение истории на картине

Понятия: бытовая живопись, бытовой жанр контраст, сюжетно-композиционный центр картины, авторский замысел


Развивать эмоциональную отзывчивость, сочувствие, сопереживание


Развивать воображение

Сопоставлять разные виды искусства, сравнивать образы в литературе и живописи

Яков Аким «Первый снег»


Елена Благинина «По малину»


Высказывать свое мнение, аргументировать его, отвечать на вопросы о героях, изображенных на иллюстрации

Самоопределяться в жизненных ценностях: понимать, объяснять, что связывает с историей, культурой, судьбой народа и всей страны

Портрет: душа на холсте

В.А.Серов «Девочка с персиками»


1 час

Деятельность: изучение картины: ее цветового решения, настроения, композиции. Развитие воображения (ДЗ: рассказать про героя - характер, привычки, случай из жизни)


Понятия: портрет, виды портретов – парадный, портрет-картина, портрет-прогулка, детский портрет. Настроение картины. Передний план, фон


Развивать эмоциональную отзывчивость, сочувствие, сопереживание.


Развивать воображение


Восполнять недостающие факты, моделировать ситуации

Создавать небольшие рассказы или истории по картине

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Осуществлять самоконтроль при написании мини-сочинения 

Весеннее настроение на холсте.

И.И.Левитан «Март»

1час

Деятельность: рассматривание картин, подбор музыкальных фрагментов, сходных по эмоциональному настрою (Вивальди, Чайковский, Гайдн Весна,часть 1, увертюра )


Понятия: пейзаж, настроение картины. Передний план, фон


Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями

Сравнивать образы природы в живописи и музыке, выявлять аналогии

Решать знакомые задачи, проблемы творческого и поискового характера Интерпретирование (понимание и оценивание) живописного и музыкального произведений 

Работать по плану,

В ходе работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки

Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Натюрморт.

Хруцкий «Цветы и плоды»




1 час

Деятельность: рассматривание картины и

Понятия: натюрморт, настроение картины. Передний план, фон


Формировать бережное отношение к родной природе, умение видеть прекрасное


Развивать воображение Уметь слушать и слышать собеседника.

Обосновывать свою позицию.


Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных) – определить разницу между пейзажем и натюрмортом;

Решать знакомые задачи, проблемы творческого и поискового характера

Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Великая Отечественная война в живописи

А.А.Пластов «Фашист пролетел»"

1 час

Деятельность: рассматривание картин, определение общего эмоционального фона и способов их создания (цвет, композиция, выражение лиц героев)


Понятия: эмоциональный настрой героизм, подвиг

Развивать кругозор, определить зону ближайшего развития (Великая Отечественная война, тыл, фронт, трудовой фронт).

Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства, оценивать образы на основе общечеловеческих и российских ценностей

Восполнять недостающие факты, моделировать ситуации

Интерпретировать (понимать и оценивать) живописное произведение посредством творческого пересказа, Высказывать свое суждение о героях

Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Игра «Путешествие по галерее»


1 час



Различает жанры живописи

Демонстрировать умение работать в группе

Самостоятельно оценивать достигнутые результаты