Рабочая программа учебного курса
«Урок в музее»
1 год обучения
Целями курса являются:
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
– приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.
– реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;
– развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеств
– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора.
Общая характеристика курса
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
В основу программы положены:
– единство воспитания обучения и творческой деятельности учащихся;
– направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На занятиях учащиеся знакомятся особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира
Личностные, метапредметные и предметные результата освоения курса
Личностные результаты :
– формирование гражданственности, воспитание чувства гордости за свою родину, уважения к традициям и культуре других народов.
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора
– развитие воображения.
– развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты :
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
– освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии;
– использование ИКТ для решения художественных и познавательных задач.
–формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты :
– Формирование первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека.
– Формирование основ худ. культуры, потребности в худ. творчестве и в общении с искусством.
– Овладение практическими и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.
– Усвоение особенностей языка живописи и художественных средств выразительности;
– Различение изученных жанров живописи
– Использование полученных знаний в практической деятельности
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Сказка в русской живописи: иллюстрации Ивана Билибина | 5 |
2 | Третьяковская галерея – гордость России | 1 |
3 | Сказка в работах В.И. Васнецова | 6 |
4 | Бытовая живопись: жизнь повседневная | 5 |
5 | Портрет: душа на холсте | 1 ч |
6 | Русский пейзаж | 1 ч |
7 | Натюрморт | 1 ч |
8 | Великая Отечественная война в живописи | 1 |
8 | Итоговая игра «Путешествие по галерее» | 1 |
| ИТОГО | 22 часа |
Тема урока | часы | Программное содержание | Опорные УУД |
Личностные | познавательные | коммуникативные | регулятивные |
Народная сказка глазами художников И.Я. Билибин «Царевна-лягушка» | 1 час | Деятельность: рассматривание иллюстрации, Сопоставление средств выражения в иллюстрации и в сказке: особенность оформления иллюстраций (орнамент, черный контур) Понятия: Иллюстрация, художник-иллюстратор, персонаж, орнамент, контур | Развивать эмоциональную отзывчивость, сочувствия | Решать задачи поискового характера, Сопоставлять разные виды искусства: литературу и живопись | Понимать концептуальный смысл иллюстрации Высказывать свое суждение о героях и их поступках. | Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы |
И. Я.Билибин «Иван-царевич и жар птица» | 1 час | Деятельность: рассматривание иллюстрации, сопоставление с образцами хохломской росписи Понятие: традиции народной живописи | Формировать бережного отношения к материальным и духовным ценностям | Сопоставлять живопись и образцы народного промысла | Пересказывать содержание иллюстрации с опорой на вопросы учителя. Понимать концептуальный смысл иллюстрации Высказывать свое суждение о героях и их поступках. | |
И. Я.Билибин « Сказка о царе Салтане…» | 2 часа | Деятельность: рассматривание иллюстрации, расстановка иллюстраций по порядку в соответствии с сюжетом сказки, определение авторского отношения к отрицательным и положительным героям Понятия: поступок героя, позиция автора | Оценивать на основе общечеловеческих ценностей однозначные поступки | Решать задачи поискового характера, анализировать средств выразительности живописи, | Высказывать свое мнение, аргументировать его, отвечать на вопросы о героях, изображенных на иллюстрации, об их поступках | По ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки |
И.Я. Билибин « Царь Дадон и шамаханская царица» | 1 час | Деятельность : Рассматривание иллюстрации, интерпретация эмоционального состояния героев и причин их поступков Понятия: Национальная одежда, инонациональные обычаи | Уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран | Сопоставлять разных виды искусства: литературу и живопись | Высказывать свое мнение, аргументировать его, отвечать на вопросы о героях, изображенных на иллюстрации, об их поступках | Осуществлять проект – иллюстрации к любимым сказкам |
И. Я.Билибин «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 час | Деятельность: рассматривание иллюстрации, отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации; определяет по внешности переживания и чувства героя Понятия: чувства героя, мимика героя, поза; | Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа. | Анализировать ряд иллюстраций, сравнивать их | Самостоятельно вычитывать информацию, данную в НЕявном виде с помощью учителя; Понимать концептуальный смысл иллюстрации, | Планировать с помощью учителя учебную деятельность, решение знакомых задач | | |
Третьяковская галерея | 1 час | Деятельность: ознакомление с историей Третьяковской галереи, ее значение для русской живописи Понятия: меценат, галерея, музей, выставка | осознавать себя гражданином России, формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям | Представлять места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества | Воспринимать информацию данную в явном виде: | Работать по плану |
Сказка в работах В.И. Васнецова «Алёнушка» | 1 час | Деятельность: рассматривание иллюстрации, отбор отрывка или слов, соответствующих иллюстрации; определяет по внешности переживания и чувства героя Понятия: чувства героя, мимика героя, поза; | Развивать эмоциональную отзывчивость, сочувствие, сопереживание | Сравнивать и анализировать сказочный образ в восприятии двух художников, видеть различия, Выделять аналогии и решать задачи на их основе | Объяснять чувства, эмоциональное состояние персонажа исходя из своего опыта | Планировать решение незнакомой задачи, решать ее |
В.И. Васнецов «Иван-царевич на сером волке» | 1 час | Деятельность: рассматривание иллюстрации, определение тревожного настроения картины через цветовое решение. Определение роли отдельных деталей в картине (цветущая яблоня – благополучный финал) Понятия: настроение картины, цветовая гамма, мрачные и светлые тона, деталь | Развивать эмоциональную отзывчивость, сочувствие, сопереживание | Устанавливать причинно-следственные связи | Самостоятельно вычитывать информацию с с иллюстрации, данную вНЕявном виде с помощью учителя; | Планировать решение незнакомой задачи, решать ее |
В.И.Васнецов «Снегурочка» | 1 ч. | Деятельность: Рассматривание иллюстрации, определение тревожного настроения картины через выражение лица Снегурочки и детали (контуры верхушек деревьев-открытые рты, капкан на дорожке, огни деревни, как глаза чудовища). Понятия: настроение картины, деталь, контуры. ДЗ: найти самостоятельно ответ на вопрос: «Почему Снегурочка страшится идти к людям? (По опере Римского-Корсакова) Придумать хороший конец для сказки | Развивать эмоциональную отзывчивость, сочувствие, сопереживание Развивать воображение | Выдвигать гипотезу (чего страшится Снегурочка), Восполнять недостающие факты | Считывать информацию с иллюстрации, данную вНЕявном виде с помощью учителя; Самостоятельно выискивать необходимую информацию в различных источниках, Создавать небольшие рассказы или истории по картине | Планировать решение незнакомой задачи, решать ее, Работать по плану, используя дополнительные средства |
В.И. Васнецов «Ковёр-самолёт» | 1 час | Деятельность: Рассматривание иллюстрации, выявление противопоставления: «обычная жизнь – яркая сказка» через цвет и композиционное противопоставление («верх-низ»); Игра: откуда ковер самолет? (фото\видеофрагмент) (Гарри Поттер, м/ф про Алладина, Старик Хоттабыч, фильм-сказка «После дождичка в четверг») Понятия: «волшебный предмет», настроение картины, цветовая гамма, композиция, противопоставление | Развивать кругозор, определить зону ближайшего литературного развития (Л.Лагин «Старик Хоттабыч», сказки «Тысяча и одной ночи) | Выделять аналогичные «волшебные предметы» в фольклоре других народов, в литературных произведениях разных эпох, произведениях анимационного и киноискусства | Выполнять проектное задание: «Волшебный ковер: технические характеристики» (грузоподъемность, высота полета, его продолжительность и т.д.) по указанным кино-, анима-, фольклорным произведениям | Работать по плану, По ходу работы сверять свои действия с целью, Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев в оценке проекта |
В.И. Васнецов «Три царевны подземного царства» | 1 час | Деятельность: Рассматривание картины, Сравнение образов царевен: почему художник изобразил отдельно 2х царевен золотого царства, царевну драгоценных камней и отдельно царевну каменного угля? Понятия: аллегория (иносказание), сказочный мотив | Развивать кругозор (история русского костюма как выражение прошлого, настоящего и будущего на картине) | Сравнивать и анализировать образы царевен, как воплощение смены разных исторических эпох Выдвигать гипотезу (где изображены царевны, кто им кланяется) | | |
В.И. Васнецов «Богатыри» | 1 час | Деятельность: Рассматривание картины. Игра: «Угадай, кто?» (по описанию богатырей в былине - с их изображением); сопоставление с современными образами (м/ф Добрыня Никитич и т.д.) Понятия: былина и быль, богатырь, богатырская застава, патриотизм | Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства, оценивать современные образы на основе общечеловеческих и российских ценностей | Сравнивать и анализировать образы богатырей в былинах и на картине (сопоставлять с современными трактовками) | Высказывать свое мнение (в монологе или диалоге), приводить аргументы | Самоопределяться в жизненных ценностях: понимать, объяснять, что связывает с историей, культурой, судьбой народа и всей страны |
В.И. Васнецов «Сирин и Алконост» | 1 час | Деятельность: сравнение картин по цветовому решению, по построению Понятия: контраст, мифические образы – мировое древо, Сирин и Алконост | Развивать кругозор, определить зону ближайшего литературного развития (мифы древних славян) | Сопоставлять образы на картине: размещение, цветовое решение, эмоциональный контраст, делать вывод об авторском замысле | | |
Бытовая живопись: жизнь повседневная В.Г.Перов «Охотники на привале» | 1 час | Деятельность: рассматривание иллюстрации, знакомство с традицией 19 в. (охота как развлечение в свободное время для всех возрастов и сословий), поиск ответа на проблемный вопрос: почему исчезла традиция? Оценка: хорошо это или плохо? Понятия: бытовая живопись, национальная традиция, изменение точки зрения | Формировать/ выраба-тывать бережное отношения к природе, осознавать себя частью многоликого изменяющегося мира | Извлекать информацию из изображения, Сравнивать традиции прошлого и современности, Анализировать причины изменений развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения | Считывать информацию с иллюстрации, данную в НЕявном виде с помощью учителя | Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей: неоднозначные ситуации |
В.Г.Перов «Птицелов» и «Рыболов»» | 1 ч. | Деятельность: рассматривание иллюстрации, знакомство с традицией 19 в. (ловить и выпускать птиц), поиск ответа на проблемный вопрос: почему исчезла одна традиция и НЕ исчезла другая? Понятия: бытовая живопись, национальная традиция, Благовещенье, изменение общества –смена традиций | Формировать/ выраба-тывать бережное отношения к природе, осознавать се6я частью многоликого изменяющегося мира | Сравнивать традиции прошлого и современности, Анализировать причины изменений построение логической цепи рассуждений; | Считывать информацию с иллюстрации, данную вНЕявном виде с помощью учителя | Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей: неоднозначные ситуации |
В. И. Суриков «Взятие снежного городка» | 1 час | Деятельность: подбор оценочных эпитетов, определение по внешности героя его переживаний и чувства Понятия: бытовая живопись, сюжетно-композиционный центр картины, динамика («остановись, мгновенье!») | Развивать кругозор (народные традиции, Масленница, проводы зимы) ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства, оценивать образы на основе общечеловеческих и российских ценностей | Выражать свое отношение к произведению искусства (что нравится? Почему?) и обосновывать его. | Высказывать свое суждение о героях и их поступках. | Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы |
А.А.Пластов «Летом» «Первый снег» | 2 часа | Деятельность: сравнение картин по эмоциональной доминанте; определение особенностей в изображении детей, развитие воображения: придумать продолжение истории на картине Понятия: бытовая живопись, бытовой жанр контраст, сюжетно-композиционный центр картины, авторский замысел | Развивать эмоциональную отзывчивость, сочувствие, сопереживание Развивать воображение | Сопоставлять разные виды искусства, сравнивать образы в литературе и живописи Яков Аким «Первый снег» Елена Благинина «По малину» | Высказывать свое мнение, аргументировать его, отвечать на вопросы о героях, изображенных на иллюстрации | Самоопределяться в жизненных ценностях: понимать, объяснять, что связывает с историей, культурой, судьбой народа и всей страны |
Портрет: душа на холсте В.А.Серов «Девочка с персиками» | 1 час | Деятельность: изучение картины: ее цветового решения, настроения, композиции. Развитие воображения (ДЗ: рассказать про героя - характер, привычки, случай из жизни) Понятия: портрет, виды портретов – парадный, портрет-картина, портрет-прогулка, детский портрет. Настроение картины. Передний план, фон | Развивать эмоциональную отзывчивость, сочувствие, сопереживание. Развивать воображение | Восполнять недостающие факты, моделировать ситуации | Создавать небольшие рассказы или истории по картине | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Осуществлять самоконтроль при написании мини-сочинения |
Весеннее настроение на холсте. И.И.Левитан «Март» | 1час | Деятельность: рассматривание картин, подбор музыкальных фрагментов, сходных по эмоциональному настрою (Вивальди, Чайковский, Гайдн Весна,часть 1, увертюра ) Понятия: пейзаж, настроение картины. Передний план, фон | Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями | Сравнивать образы природы в живописи и музыке, выявлять аналогии | Решать знакомые задачи, проблемы творческого и поискового характера Интерпретирование (понимание и оценивание) живописного и музыкального произведений | Работать по плану, В ходе работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Натюрморт. Хруцкий «Цветы и плоды» | 1 час | Деятельность: рассматривание картины и Понятия: натюрморт, настроение картины. Передний план, фон | Формировать бережное отношение к родной природе, умение видеть прекрасное Развивать воображение Уметь слушать и слышать собеседника. Обосновывать свою позицию. | Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных) – определить разницу между пейзажем и натюрмортом; | Решать знакомые задачи, проблемы творческого и поискового характера | Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Великая Отечественная война в живописи А.А.Пластов «Фашист пролетел»" | 1 час | Деятельность: рассматривание картин, определение общего эмоционального фона и способов их создания (цвет, композиция, выражение лиц героев) Понятия: эмоциональный настрой героизм, подвиг | Развивать кругозор, определить зону ближайшего развития (Великая Отечественная война, тыл, фронт, трудовой фронт). Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства, оценивать образы на основе общечеловеческих и российских ценностей | Восполнять недостающие факты, моделировать ситуации | Интерпретировать (понимать и оценивать) живописное произведение посредством творческого пересказа, Высказывать свое суждение о героях | Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Игра «Путешествие по галерее» | 1 час | | | Различает жанры живописи | Демонстрировать умение работать в группе | Самостоятельно оценивать достигнутые результаты |