СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Всеобщая история. История Средних веков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Всеобщая история. История Средних веков"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Осколковская средняя общеобразовательная школа» имени В.П.Карташова

Алейского района Алтайского края







РАССМОТРЕНА

на заседании МС

Протокол № _

от __ __ _____

Руководитель МС

_______Астанина С.И.

ПРИНЯТА

педагогическим советом

школы

Протокол № __

от ___ ___ _____

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________Л.В.Бочарова

Приказ № ___

от ___ __ _____



Рабочая программа

по учебному предмету «Всеобщая история. История Средних веков»

для 6 класса

2019-2020 учебный год




Составитель: Фомина Ю.В.,

учитель истории и обществознания



















с.Осколково

2019 год


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1 Рабочая программа по предмету «Всеобщая история. История Средних веков» разработана на основе нормативных документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);

  3. Приказа от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897»;

  4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.04.2016 г. № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03. 2014 № 253, ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию;

  5. Основная программа ООО

  6. Положения о рабочей программе учебного предмета (курса) МКОУ «Осколковская СОШ» имени А.П.Карташова;

  7. Примерной образовательной программы по всеобщей истории и программы к учебнику Бойцов М.А., Шукуров Р.М. автором которой является О.Ю. Стрелова.





















































    1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) из них 40 часов «История России» и 28/30 часов «История Средних веков».


    1. Учебно – методическое обеспечение.

Для учащихся:

Рабочая тетрадь по «Всеобщей истории. Истории средних веков» Н.Г. Петрова; Русское слово 2016

Учебник. Всеобщая история. История средних веков М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров Русское слово 2016

Для учителя:

Методическое пособие к учебнику Бойцова М.А., Шукурова Р.М. «Всеобщая история. История Средних веков» Русское слово 2015


  1. Планируемые результаты образования.


Предметные результаты изучения Истории Средних веков включают в себя:

— целостное представление об историческом этапе развития человечества в V — XV вв. как важном и оригинальном периоде всеобщей истории, в котором в разных частях планеты существовали яркие и самобытные культуры, круг цивилизаций стал намного шире, чем в древности, и они уже занимали большую часть обитаемой суши;

— понимание, почему именно христианская Европа, будучи на протяжении всего Средневековья только одной из нескольких крупных цивилизаций, к XV в. набрала силы для рывка вперед будущих открытий;

— яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры, а также с историей важных научных открытий в эпоху Средневековья;

— способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Средних веков, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов средневекового прошлого;

— представление об исторических легендах как органичной форме реконструкции прошлого в эпоху Средневековья и специфическом историческом источнике;

— умения датировать важнейшие события и процессы в истории Средних веков, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития мировых цивилизаций, синхронизировать факты из истории разных народов и государств эпохи Средневековья;

— умения читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Средневековья, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;

— умения выделять и объяснять отличия средневековых географических карт от современных аналогов, изучать их как средства отражения картины мира в средневековом обществе на разных этапах его развития, прослеживать тенденции в изменении географических знаний и мировоззренческих установок людей в V — XV вв.;

— умения давать комплексную характеристику важных фактов из истории Средних веков (время, место, участники, предпосылки и причины, характер событий и процессов, прогнозируемые следствия), классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам и самостоятельно (исторические периоды, этапы развития, формы государственного устройства, сферы общественной жизни и др.);

— умения сравнивать относительно простые однородные исторические факты из истории Средних веков как в рамках одной цивилизации (к примеру, христианской цивилизации),так и относящиеся к разным цивилизациям (Восток — Запад, христианство — ислам и т.д.), объяснять причины их общности и различий, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

— умения давать образную характеристику ярких исторических личностей и представителей социокультурных групп средневекового европейского общества (сословия, цехи, гильдии), описывать памятники истории и культуры Средневековья, рассказывать о важных событиях, используя основные и дополнительные источники, а также приемы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого;

— умения различать в учебном и документальном текстах акты, их субъективные описания, вариативные версии и оценки, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Средних веков;

— умения соотносить единичные события в отдельных странах с общими явлениями и процессами, характерными для цивилизаций Средневековья, раскрывать их существенные признаки, высказывать суждения об их причинах, оригинальности и культурно-историческом значении;

— готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Средних веков, способствовать их охране, в том числе на территории родного края и России.

Метапредметные результаты изучения Истории Средних веков включают в себя:

— способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками и во взаимодействии с взрослыми (учителя, родители, сотрудники учреждений культуры);

— готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;

— умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, сочинения, планы, схемы, др., презентации с использованием ИКТ, проекты);

— способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Средних веков, ее связи с настоящим и будущим человечества, с собственным профессиональным и личностным самоопределением.

Личностные результаты изучения Истории Средних веков включают в себя

— расширение представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека и общества, для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия с «другими»;

— приобщение к культурно-историческому наследию человечества, созданному в эпоху Средневековья, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

— освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых продолжалось в Средние века, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

— опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.


  1. Содержание учебного предмета (курса).


Введение. Что такое Средние века (1 ч)

Эпоха Средневековья, ее хронологические рамки, место среди других периодов истории, периодизация Средневековья. Положение Европы на карте мира на рубеже древности и Средневековья (IV—VI вв.). Роль Европы в мировой истории на исходе эпохи Средних веков (XV в.). Исторические источники по истории Средних веков, их своеобразие.


Раздел 1. Раннее Средневековье (8 ч)


В центре Ойкумены (2 ч)


Тема 1. Новый Рим (1ч). Основание Константинополя и перенос в него столицы Римской импери. Становление Византийской империи, характерные черты государственного устройства и жизни общества.


Тема 2. Расцвет Византи (1ч). Расцвет Византийской империи при Юстиниане I. Расширение границ империи. Кодекс Юстиниана и его значение для управления державой. Строительство христианских храмов и особенности византийской архитектуры: крестово-купольная композиция, алтарь, мозаики. Храм Святой Софии как символ столицы христианского мира и его историко-культурное значение. Византийские иконы и суть конфликтов между их противниками и защитниками. Войны Византии с соседними государствами и народами (лангобарды, славяне, персы, арабы и др.) и тенденция к сокращению размеров империи в VI—XV вв. Причины непродолжительности золотого века Византии и культурно-историческое значение Византийской империи.


Бури на окраинах (2 ч)


Тема 3. Варвары-завоеватели (1ч). Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи в V—VI вв. Теодорих Великий и королевство остготов. Завоевательные походы Византии против варварских королевств при Юстиниане I. Общественный строй, занятия, образ жизни и управление германскими племенами в раннем Средневековье, тенденции их развития.

Тема 4. Возникновение и распространение ислама (1ч). Природно-географические условия Аравийского полуострова, основные занятия и образ жизни арабов в начале VII в. Выгода географического положения Аравийского полуострова и факторы перехода арабов от первобытности к цивилизации. Значение Каабы для арабских племен в до мусульманский период истории. Мухаммад (ок. 570—632 гг.): его жизнь и деятельность. Основы мусульманского учения. Особенности и символика мусульманской архитектуры и живописи. Образование Арабского халифата. Суть религиозных разногласий между суннитами и шиитами.

Арабские завоевания в VII – VIII вв. Арабский халифат при династии Омейядов и Аббасидов. Распад халифата. Культура мусульманского мира.



Держава франков (2 ч)


Тема 5. Рождение королевства франков(1ч). Расселение франков к началу правления Хлодвига. Цели и результаты его внутренней и внешней политики, способы их достижения: расширение территории королевства в завоевательных походах против соседей; возвышение власти короля, Салическая правда; христианизация. Рост государства при преемниках Хлодвига (Меровинги) и возвышение новой династии (Каролинги). Союз короля франков с папой римским.

Тема 6. Император Карл (1ч)

Личность Карла Великого. Внешняя политика Карла и ее результаты. Провозглашение Карла императором. Империя Карла Великого: территория и управление. Культурная политика Карла Великого. Раздел империи Карла Великого (843 г.) и его историческое значение. Влияние государства франков на исторические судьбы народов Западной Европы.


Северная Европа во времена викингов (2 ч)


Тема 7. «Люди Севера» — норманны (1 ч)

Географическое положение Скандинавии, ее природно-климатические условия и образ жизни населения в раннем Средневековье. География морских походов норманнов, причины успешных набегов на города Европы, основание новых поселений, открытие викингами новых земель и торговых путей между Востоком и Западом, военная служба варягов в Византии и других государствах. Христианизация Северной Европы. Причины прекращения нашествий норманнов к XI в.

Тема 8. Сколько раз завоевывали Англию?(1 ч)

История Британии — Англии в эпоху поздней Римской империи и Великого переселения народов. Легенды о короле Артуре и реальные исторические события, связанные с англо-саксонским завоеванием Британии. Датское вторжение в Англию, раздел и объединение страны к началу XI в. 1066 г. в судьбе Англии: неудача норвежского вторжения и причины победы нормандцев в битве при Гастингсе. Вильгельм Завоеватель и его политика по укреплению своей власти. Подведение итогов изучения раздела «Раннее Средневековье».


Раздел 2. Европа на подъеме (12 ч)


Крестьяне и рыцари (3 ч)


Тема 9. Земля и власть (1ч)

Земля — главное богатство в Средние века. Феод, условия пожалования и владения им. Феодалы и их иерархия на «феодальной лестнице». Сеньоры и вассалы. Принципы сеньориально-вассальных отношений в Англии и Франции. Превращение Церкви в крупнейшего собственника земли в средневековой Европе.


Тема 10. Вечные труженики (1ч)

Причины роста числа зависимых крестьян и их положение в средневековом обществе. Крестьянские повинности в пользу сеньора и Церкви. Натуральное хозяйство. Община как способ организации жизни, труда и досуга крестьян. Быт европейских крестьян.

Тема 11.За стенами замков (1ч).

Права и обязанности рыцарей. Развитие военного дела в Европе и его последствия. Образ жизни и кодекс чести рыцарей.


Западная Европа в эпоху крестовых походов (2 ч)


Тема 12. Империя и церковь (1ч).

Политическое положение Восточно - Франкского и Западно-Франкского королевств после раздела империи Карла Великого (843 г.). Общее и особенное в становлении королевств Франции и Германии в IX—XI вв. Образование Священной Римской империи (XII в.). Положение Церкви в IX—XI вв. и клюнийская реформа. Разделение Церкви на католическую и православную (1054 г.). Победа Церкви в борьбе за верховную власть над светскими правителями.

Тема 13. Крестовые походы (1ч)

Предпосылки крестовых походов. Цели организаторов и участников крестовых походов. Хронология и география крестовых походов в XI—XIII вв. Взятие Иерусалима (1099 г.) и образование государств крестоносцев. Духовно рыцарские ордены. Взятие крестоносцами Константинополя (1204 г.) и его последствия. Крестовые походы против язычников Восточной и Центральной Европы и против мавров на Пиренеях. Причины окончания крестовых походов к концу XIII в. Значение крестовых походов.


Лики средневекового города (2 ч)


Тема 14. «Возвращение» городов (1ч).

Предпосылки роста городов в Западной Европе в XI—XIII вв. Способы образования городов в зрелом Средневековье, их историческая топонимика (названия городов, районов и улиц) и застройка (крепостные стены, собор, ратуша и др.). Движения за освобождение городов от власти сеньоров, города-коммуны, права и привилегии горожан (бюргеров). Специализация городов и регионов Западной Европы (Венеция, Генуя, Ганзейский союз, Фландрия, Шампань и др.). Важнейшие ярмарки и их роль в хозяйственной и культурной жизни. Городские жители, их занятия, быт, досуг в средневековом городе. Ремесленные цехи.

Тема 15. В сердце средневекового города (1ч).

Особенности городской планировки в Средневековье. Главные сооружения и здания в центре, их значение для хозяйственной, политической и культурной жизни города: рынок, площадь, ратуша, собор, крепостные стены и др. Проблемы благоустройства и санитарного состояния городов в Средневековье. Исторические предпосылки романского и готического стилей в архитектуре христианских (католических) соборов Западной Европы IX—XIII вв. Основные черты романских и готических соборов, их восприятие людьми средневекового общества и их потомками.

Тема 16. В поисках знаний (1ч).

Ведущая роль христианской Церкви в развитии образования и сохранении античного наследия в раннем Средневековье. Характерные особенности монастырских и соборных школ, церковной системы образования в целом. Предпосылки переноса центров образования в города в XI—XIII вв. Характерные особенности городских школ и светской системы образования. Средневековые университеты. Наука в Средние века (схоластика; попытки опытного познания окружающего мира).

Вершина Средневековья (4 ч)


Тема 17. Во главе христианского мира (1ч).

Предпосылки возвышения Католической церкви в XII—XIII вв. и ее влияния на повседневную жизнь людей, политику государств, науку и образование в Западной Европе. Распространение ересей в связи ростом городов и особенности новых еретических учений. Способы борьбы Церкви с еретиками (инквизиция, крестовые походы, ордены и др.). Развитие богословия и выдающиеся теологи (Фома Аквинский и др.). Причины популярности святых и паломничества к святым местам в средневековом обществе.

Тема 18. Папы, императоры и короли в Европе XIIXV в (1ч).

Внутреннее и внешнеполитическое положение Германии, причины слабой власти императора. Внутреннее и внешнеполитическое положение Франции, политика королей по усилению своей власти и централизации государства. Внутреннее и внешнеполитическое положение Англии и ее королей. Отношения светских правителей с главой Католической церкви. Великая хартия вольностей как первое соглашение между королем и его подданными. Предпосылки создания сословно-представительных собраний в XIII —XV вв. и их роль в политической жизни стран Западной Европы.

Тема 19. Тяжкие времена (1ч).

Причины резкого сокращения численности населения Западной Европы в XIV в. (голод, чума и др.), их влияние на положение сословий, трансформацию их отношений (переход от натурального хозяйства к товарному, денежные оброки и т.д.). Крестьянские войны во Франции и Англии, начало процесса раскрепощения крестьян Западной Европы в ответ на усиление социальной напряженности и неэффективности труда крепостных. Предпосылки падения престижа папской власти (Авиньонское пленение пап, Великая схизма, крестовые походы против еретиков, гуситское движение). Столетняя война (1337—1453 гг.) и ее последствия для социально-политической истории Англии и Франции, европейской истории в целом

Тема 20. На востоке Европы (1ч).

Народы Восточной Европы в период раннего Средневековья: места расселения, занятия, верования, общественные отношения. Признаки перехода от первобытности к цивилизации. Образование Болгарского и Сербского государств, основные вехи их истории и отношений с Византией в VII—XII вв. Создание славянской письменности и ее значение. Образование славянских государств в Восточной Европе в IX—XI вв. Борьба между Католической и Православной церквами за власть и влияние на востоке Европы. «Отстраивание королевств» Восточной Европы в XIII—XIV вв. Подведение итогов изучения раздела «Европа на подъеме».


Раздел 3. Дальние страны (5 ч)


Где был и где не был Марко Поло


Тема 21. Во владениях великого хана (1ч).

Этнокультурные и религиозные особенности монголов в начале XIII в. Образование государства монголов. Личность Чингисхана и его завоевательные походы в Азии и Европе. Последствия завоевательной политики для покоренных стран и народов. Религиозная политика монголов в завоеванных землях. Управление державой Чингисидов и причины ее распада. Империя Тамерлана и ее след в мировой истории.

Тема 22. Индия: раджи и султаны (1ч).

Держава Гуптов (IV—VI вв.), ее геополитическое положение в раннем Средневековье и торговые связи со странами Востока и Запада. Научные и культурные достижения индийцев. Распад державы и упадок княжеств под нашествием кочевников, арабов и мусульман в V—XII в. Делийский султанат (XIII—XV вв.). Общество, хозяйство и культура страны под властью мусульман. Религиозная политика султанов и многообразие религиозной жизни жителей Индии. Распад султаната. Влияние индийской культуры на страны Юго-Восточной Азии.

Тема 23. Поднебесная империя и страна Сипанго (1ч).

Китай в эпоху династий Тан, Сун, Юань и Мин: хронологические рамки, размеры территорий, особенности управления империей, отношения с соседними странами и народами, общественное устройство, основные занятия населения, особенности городов и жизни населения в них, технические изобретения и открытия. Наука, культура и искусство Китая в эпоху Средневековья.

Япония — географические и природные особенности страны; специфика заселения островов и основные занятия ее жителей; их религиозные верования. Образование государства и особенности управления им. Статус императора в японском обществе и его роль в политической жизни страны. Сёгунат. Самураи. Культура средневековой Японии .

Тема 24. Очень разная Африка (1ч).

Природно-географическое, этнокультурное, религиозное, социально-экономическое и историко-политическое разнообразие Африки в эпоху Средневековья. Контакты (завоевания, торговля, миссионерство, путешествия и др.) африканских народов и правителей со странами Западной Европы, мусульманского Востока, Индией и Китаем, Юго-Восточной Азией. Представления европейцев и арабов об Африке в эпоху Средневековья.

Тема 25. Мир совсем неизвестный (1ч).

Заселение и освоение Америки около 30 тыс. лет назад. Особенности культуры индейцев в контексте природно-географических условий американских континентов. Историко-культурная характеристика народов Америки в эпоху Средневековья: основные занятия населения, общественные отношения, религиозные верования, государственное устройство, культурные достижения майя, ацтеков, инков и др.


Раздел 4. На пороге нового времени (1 ч)


На встречу новой эпохе

Тема 26. И снова Европа (1ч).

Изменения на карте мира: гибель Византии, расцвет Османской империи. Изменения в мировоззрении людей накануне Нового времени. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм. Мастера раннего Возрождения. Изобретение книгопечатания.

Португалия и Испания — государства, готовые к завоеванию новых земель в силу их геополитического положения и социально-экономического развития в XV в.

Заключение. Средневековье с нами (1 ч)


  1. Тематическое и поурочное планирование.

4.1. Тематическое планирование 6 класс -2 часа в неделю

Раздел

Количество часов

1

Введение

1

2

Раннее Средневековье

8

3

Европа на подъеме

12

4

Дальние страны

5

5

На пороге Нового времени

1

6

Заключение

1

7

Итого

28


Резерв

2

4.2 Календарно – тематическое поурочное планирование

(в соответствии с авторской программой)


Тема

Количество часов

Дата проведения

Введение 1 час

1.1

Что такое Средние века?

1


Раздел 1. Раннее Средневековье 8 часов

Глава 1. В центре Ойкумены 2 часа

2.1

Новый Рим

1


3.2

Расцвет Византии

1


Глава 2. Бури на окраинах 2 часа

4.1

Варвары - завоеватели

1


5.2

Возникновение и распространение ислама. Мир ислама

1


Глава 3. Держава франков 2 часа

6.3

Рождение королевства франков

1


7.4

Император Карл

1


Глава 4. Северная Европа во времена викингов 2 часа

8.1

«Люди севера»- норманны.



9.2

Сколько раз завоевывали Англию



Раздел 2. Европа на подъеме. 12 часов

Глава 5. Крестьяне и рыцари 3 часа

10.1

Земля и власть.

1


11.2

Вечные труженики

1


12.3

За стенами замков

1


Глава 6. Западная Европа в эпоху крестовых походов 2 часа

13.1

Империя и церковь

1


14.2

Крестовые походы

1


Глава 7. Лики средневекового города 3 часа

15.1

«Возвращение» городов

1


16.2

В сердце средневекового города

1


17.3

В поисках знаний

1


Глава 8. Вершина Средневековья.

18.1

Во главе христианского мира

1


19.2

Папы, императоры и короли в Европе XII-XV вв.

1


20.3

Тяжкие времена

1


21.4

На востоке Европы

1


Раздел 3. Дальние страны 5 часов

Глава 9. Где был и где не был Марко Поло 5 часов

22.1

Во владениях Великого хана

1


23.2

Индия: раджи и султаны.

1


24.3

Поднебесная империя и страна Сипанго

1


25.4

Очень разная Африка

1


26.5

Мир совсем неизвестный

1


Раздел 4. На пороге нового времени 1 час

Глава 10. Навстречу новой эпохе 1час

27.1

И снова Европа

1


28.2

Заключение

1


Резерв 2 часа

Лист внесения изменений