СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Предпрофильной подготовке для 9 класса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Предпрофильной подготовке для 9 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»

Кардымовского района Смоленской области


«Рассмотрена»

«Принята»

«Утверждена»

протокол № 1

педагогическим советом

приказом от 30 августа 2022 г.

от 29 августа 2022г.


№ 067

Руководитель ШМО

Протокол № 1

Директор

__________Николаенкова Т. П.

от 30 августа 2022 г.

___________Аношенкова С.С.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


основного общего образования

по Предпрофильной подготовке для

9 А, Б классов








Составитель:

учитель технологии


Николаенкова Т. П.










«Согласована»

Заместитель директора


___________ Морковкина Н. В.

30августа 2022г




Пояснительная записка

Рабочая программа профориентационного курса предпрофильной подготовки (ППП) составлена для учащихся 9 А, Б классов на 2022-2023 учебный год на основании

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);

  3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»

  4. Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2022-2023 учебный год;

  5. Рабочей программы воспитания МБОУ «Кардымовская СШ»


На изучение данного курса отводится:34 часа

Форма промежуточной (годовой) аттестации – тест

Для реализации рабочей программы используется элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия» (авторы составители: Л.Н. Боровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина).,«Человек и профессия» / под ред. Т. В. Черниковой.- М. «Глобус», 2007)

Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

  • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;

  • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;

  • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

  • обучить планированию профессиональной карьеры.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного труда;

  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

Метапредметные результаты:

  • самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;

  • алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

  • осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

Предметные результаты»:

в познавательной сфере:

  • осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества, ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

  • развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

  • овладение алгоритмами и методами решения организационных; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;;

  • выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения,ситуации на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;

  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

в эстетической сфере:

  • овладение методами эстетического оформления изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

в коммуникативной сфере:

  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

  • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

  • сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний;

в физиолого-психологической сфере:

  • сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения

Выпускник научится:

    • характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере,

    • характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,

    • анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,

    • анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,

    • получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,

Выпускник получит возможность научиться:

    • предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;

    • анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.

По завершении учебного года обучающийся:

    • разъясняет социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,

    • анализирует результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией собственной образовательной траектории,

    • анализирует свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определённого уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,

    • получил и проанализировал опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,

    • получил опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда,

    • получил и проанализировал опыт предпрофессиональных проб,

получил и проанализировал опыт разработки и / или реализации специализированного проекта.



Календарно - тематическое планирование профориентационного курса для учащихся 9 А класса «Человек и профессия» на 2022-2023 учебный год

Наименование тем

Дата


план

факт


I Введение.



1

Предмет и задачи курса. Понятие и построение личного профессионального плана




II Познавательные процессы и способности личности



2

Память



3

Внимание



4

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение



5

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы.



6

Типы интеллекта



7

Способности. Виды способностей, условия их развития.




III Психология личности



8

Типы нервной системы. Типы темперамента



9

Характер. Самооценка



10

Самоопределение. Профессиональное самоопределение.



11

Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды



12

Общение. Деловое общение.



13

Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов




IV Мир профессий



14-

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации.



15

Характеристика труда: характер, процесс и условия труда



16-

Классификация профессий. Формула профессии



17

Понятие профессиограммы



18

Типы профессий. Матрица выбора профессий



19

Характеристика профессий типа «человек – человек»



20

Характеристика профессий типа «человек – техника»



21

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»



22

Характеристика профессий типа «человек – природа»



23

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»




V Профессиональное самоопределение



24-

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)



25

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)



26

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).



27

Профпригодность. Понятие компенсации способностей



28

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)



29

«Выбираю»: «хочу» – «могу» – «надо»



30

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии.




VI Подготовка к будущей карьере



31

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали.




VII Обобщение



32

Промежуточная годовая аттестация. Тест.



33

Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования



34

. Построение личного профессионального плана





Календарно - тематическое планирование

профориентационного курса для учащихся 9 Б класса «Человек и профессия»

на 2022-2023 учебный год

Наименование тем

Дата


план

факт


I Введение.



1

Предмет и задачи курса. Понятие и построение личного профессионального плана




II Познавательные процессы и способности личности



2

Память



3

Внимание



4

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение



5

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы.



6

Типы интеллекта



7

Способности. Виды способностей, условия их развития.




III Психология личности



8

Типы нервной системы. Типы темперамента



9

Характер. Самооценка



10

Самоопределение. Профессиональное самоопределение.



11

Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды



12

Общение. Деловое общение.



13

Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов




IV Мир профессий



14-

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации.



15

Характеристика труда: характер, процесс и условия труда



16-

Классификация профессий. Формула профессии



17

Понятие профессиограммы



18

Типы профессий. Матрица выбора профессий



19

Характеристика профессий типа «человек – человек»



20

Характеристика профессий типа «человек – техника»



21

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»



22

Характеристика профессий типа «человек – природа»



23

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»




V Профессиональное самоопределение



24-

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)



25

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)



26

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).



27

Профпригодность. Понятие компенсации способностей



28

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)



29

«Выбираю»: «хочу» – «могу» – «надо»



30

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии.




VI Подготовка к будущей карьере



31

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали.




VII Обобщение



32

Промежуточная годовая аттестация. Тест.



33

Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования



34

. Построение личного профессионального плана




Содержание курса «Человек и профессия»

I. Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план»;

  • роль профессионального самоопределения в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

  • называть основные элементы структуры личного профессионального плана;

  • называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;

  • перечислять основные разделы программы курса;

  • составлять личный профессиональный план.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

II. Познавательные процессы и способности личности

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «память», «внимание»;

  • виды памяти и внимания;

  • качества внимания;

  • определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;

  • определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;

  • виды мышления;

  • формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;

  • основные операции мышления;

  • основные качества мышления;

  • определение понятия «способности»;

  • основные виды способностей;

  • особенности интеллектуальной сферы;

  • типы интеллекта.

Учащиеся должны уметь: 

  • называть основные процессы памяти;

  • перечислять основные виды памяти;

  • указывать отличительные особенности различных видов памяти;

  • определять особенности своей памяти;

  • перечислять основные приемы и методы запоминания;

  • перечислять основные качества и виды внимания;

  • объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;

  • определять особенности своего внимания;

  • объяснять, как происходит познание окружающего мира;

  • перечислять формы чувственного познания;

  • перечислять типы мышления;

  • определять свой преобладающий тип мышления;

  • называть формы логического мышления и определять их сущность;

  • перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;

  • определять тип своего интеллекта;

  • объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.

III. Психология личности

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение.  Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;

  • типы нервной системы;

  • типы темперамента;

  • определение понятия «потребности»;

  • виды потребностей;

  • особенности делового общения;

  • определение понятия «конфликт»;

  • пути предотвращения и разрешения конфликтов;

  • особенности своей личности;

  • определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».

Учащиеся должны уметь: 

  • называть типы нервной системы и их различия;

  • определять свой тип нервной системы;

  • выявлять свой ведущий тип темперамента;

  • определять наиболее типичные черты своего характера;

  • исследовать формы проявления характера;

  • выявлять уровень самооценки;

  • называть отличительные признаки видов мотивации;

  • использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;

  • проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;

  • называть различные виды потребностей;

  • указывать основные признаки делового общения;

  • перечислять способы разрешения конфликтов;

  • определять свой уровень конфликтности;

  • объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.

IV. Мир профессий

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;

  • подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

Учащиеся должны уметь:

  • называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;

  • приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

  • выявлять тип своей будущей профессии;

  • определять свои профессиональные предпочтения;

  • выделять подтипы профессий рассматриваемого  типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

  • называть ПВК профессий рассматриваемого  типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

  • формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.

V. Профессиональное самоопределение

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;

  • виды профпригодности;

  • компоненты и субъекты рынка труда.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;

  • делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);

  • называть мотивационные факторы выбора профессии;

  • называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;

  • перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о важности решения проблемы выбора профессии.

VI. Подготовка к будущей карьере

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».

Учащиеся должны уметь:

  • указывать отличительные признаки различных видов карьеры;

  • высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;

  • определять цели собственной будущей карьеры.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

VII. Обобщение

Построение личного профессионального плана. Зачет.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план».

Учащиеся должны уметь:

  • провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».

Ресурсное обеспечение.

- Технология. 9класс; материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В. Д. Симоненко/ авт.-сост. А. Н. Бобровская.- Волгоград; Учитель, 2007.- 171 с.

- Лекции по педагогике и психологии творчества/ А. Ю. Козырев;-Пенза, 1974

- Дневник профессионального самоопределения старшеклассника / авт.-сост.: Л.Н. Боровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. – М.: Глобус, 2007 – (профильная школа);

- CDЭлектронное сопровождение элективного курса «Человек и профессия». ООО Глобус

- CD «Технология основных сфер профессиональной деятельности»/ О.Г. Стазаева

- презентации по ключевым темам курса;

- интернет-ресурсы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!