Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
Кардымовского района Смоленской области
«Рассмотрена» | «Принята» | «Утверждена» |
протокол № 1 | педагогическим советом | приказом от 30 августа 2022 г. |
от 29 августа 2022г. | | № 067 |
Руководитель ШМО | Протокол № 1 | Директор |
__________Николаенкова Т. П. | от 30 августа 2022 г. | ___________Аношенкова С.С. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по Предпрофильной подготовке для
9 А, Б классов
Составитель:
учитель технологии
Николаенкова Т. П.
«Согласована»
Заместитель директора
___________ Морковкина Н. В.
30августа 2022г
Пояснительная записка
Рабочая программа профориентационного курса предпрофильной подготовки (ППП) составлена для учащихся 9 А, Б классов на 2022-2023 учебный год на основании
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»
Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2022-2023 учебный год;
Рабочей программы воспитания МБОУ «Кардымовская СШ»
На изучение данного курса отводится:34 часа
Форма промежуточной (годовой) аттестации – тест
Для реализации рабочей программы используется элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия» (авторы составители: Л.Н. Боровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина).,«Человек и профессия» / под ред. Т. В. Черниковой.- М. «Глобус», 2007)
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
обучить планированию профессиональной карьеры.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
Метапредметные результаты:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
Предметные результаты»:
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества, ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
овладение алгоритмами и методами решения организационных; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения,ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
в эстетической сфере:
овладение методами эстетического оформления изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
в коммуникативной сфере:
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний;
в физиолого-психологической сфере:
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения
Выпускник научится:
характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере,
характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня, расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,
анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,
анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,
получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,
Выпускник получит возможность научиться:
предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования для занятия заданных должностей;
анализировать социальный статус произвольно заданной социально-профессиональной группы из числа профессий, обслуживающих технологии в сферах производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
По завершении учебного года обучающийся:
разъясняет социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда,
анализирует результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и реализацией собственной образовательной траектории,
анализирует свои возможности и предпочтения, связанные с освоением определённого уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов деятельности,
получил и проанализировал опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и деятельностью занятых в них работников,
получил опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда,
получил и проанализировал опыт предпрофессиональных проб,
получил и проанализировал опыт разработки и / или реализации специализированного проекта.
Календарно - тематическое планирование профориентационного курса для учащихся 9 А класса «Человек и профессия» на 2022-2023 учебный год
№ | Наименование тем | Дата | |
план | факт |
| I Введение. | | |
1 | Предмет и задачи курса. Понятие и построение личного профессионального плана | | |
| II Познавательные процессы и способности личности | | |
2 | Память | | |
3 | Внимание | | |
4 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение | | |
5 | Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. | | |
6 | Типы интеллекта | | |
7 | Способности. Виды способностей, условия их развития. | | |
| III Психология личности | | |
8 | Типы нервной системы. Типы темперамента | | |
9 | Характер. Самооценка | | |
10 | Самоопределение. Профессиональное самоопределение. | | |
11 | Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды | | |
12 | Общение. Деловое общение. | | |
13 | Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов | | |
| IV Мир профессий | | |
14- | Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. | | |
15 | Характеристика труда: характер, процесс и условия труда | | |
16- | Классификация профессий. Формула профессии | | |
17 | Понятие профессиограммы | | |
18 | Типы профессий. Матрица выбора профессий | | |
19 | Характеристика профессий типа «человек – человек» | | |
20 | Характеристика профессий типа «человек – техника» | | |
21 | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» | | |
22 | Характеристика профессий типа «человек – природа» | | |
23 | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» | | |
| V Профессиональное самоопределение | | |
24- | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | | |
25 | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | | |
26 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). | | |
27 | Профпригодность. Понятие компенсации способностей | | |
28 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») | | |
29 | «Выбираю»: «хочу» – «могу» – «надо» | | |
30 | Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. | | |
| VI Подготовка к будущей карьере | | |
31 | Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. | | |
| VII Обобщение | | |
32 | Промежуточная годовая аттестация. Тест. | | |
33 | Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования | | |
34 | . Построение личного профессионального плана | | |
Календарно - тематическое планирование
профориентационного курса для учащихся 9 Б класса «Человек и профессия»
на 2022-2023 учебный год
№ | Наименование тем | Дата | |
план | факт |
| I Введение. | | |
1 | Предмет и задачи курса. Понятие и построение личного профессионального плана | | |
| II Познавательные процессы и способности личности | | |
2 | Память | | |
3 | Внимание | | |
4 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение | | |
5 | Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. | | |
6 | Типы интеллекта | | |
7 | Способности. Виды способностей, условия их развития. | | |
| III Психология личности | | |
8 | Типы нервной системы. Типы темперамента | | |
9 | Характер. Самооценка | | |
10 | Самоопределение. Профессиональное самоопределение. | | |
11 | Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды | | |
12 | Общение. Деловое общение. | | |
13 | Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов | | |
| IV Мир профессий | | |
14- | Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. | | |
15 | Характеристика труда: характер, процесс и условия труда | | |
16- | Классификация профессий. Формула профессии | | |
17 | Понятие профессиограммы | | |
18 | Типы профессий. Матрица выбора профессий | | |
19 | Характеристика профессий типа «человек – человек» | | |
20 | Характеристика профессий типа «человек – техника» | | |
21 | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» | | |
22 | Характеристика профессий типа «человек – природа» | | |
23 | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» | | |
| V Профессиональное самоопределение | | |
24- | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | | |
25 | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | | |
26 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). | | |
27 | Профпригодность. Понятие компенсации способностей | | |
28 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») | | |
29 | «Выбираю»: «хочу» – «могу» – «надо» | | |
30 | Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. | | |
| VI Подготовка к будущей карьере | | |
31 | Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. | | |
| VII Обобщение | | |
32 | Промежуточная годовая аттестация. Тест. | | |
33 | Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования | | |
34 | . Построение личного профессионального плана | | |
Содержание курса «Человек и профессия»
I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
определение понятия «личный профессиональный план»;
роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
перечислять основные разделы программы курса;
составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
II. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «память», «внимание»;
виды памяти и внимания;
качества внимания;
определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;
определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
виды мышления;
формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
основные операции мышления;
основные качества мышления;
определение понятия «способности»;
основные виды способностей;
особенности интеллектуальной сферы;
типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
называть основные процессы памяти;
перечислять основные виды памяти;
указывать отличительные особенности различных видов памяти;
определять особенности своей памяти;
перечислять основные приемы и методы запоминания;
перечислять основные качества и виды внимания;
объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
определять особенности своего внимания;
объяснять, как происходит познание окружающего мира;
перечислять формы чувственного познания;
перечислять типы мышления;
определять свой преобладающий тип мышления;
называть формы логического мышления и определять их сущность;
перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
определять тип своего интеллекта;
объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.
III. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
типы нервной системы;
типы темперамента;
определение понятия «потребности»;
виды потребностей;
особенности делового общения;
определение понятия «конфликт»;
пути предотвращения и разрешения конфликтов;
особенности своей личности;
определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».
Учащиеся должны уметь:
называть типы нервной системы и их различия;
определять свой тип нервной системы;
выявлять свой ведущий тип темперамента;
определять наиболее типичные черты своего характера;
исследовать формы проявления характера;
выявлять уровень самооценки;
называть отличительные признаки видов мотивации;
использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
называть различные виды потребностей;
указывать основные признаки делового общения;
перечислять способы разрешения конфликтов;
определять свой уровень конфликтности;
объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
Учащиеся должны знать:
определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Учащиеся должны уметь:
называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
выявлять тип своей будущей профессии;
определять свои профессиональные предпочтения;
выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
V. Профессиональное самоопределение
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
виды профпригодности;
компоненты и субъекты рынка труда.
Учащиеся должны уметь:
выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
называть мотивационные факторы выбора профессии;
называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
VI. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».
Учащиеся должны уметь:
указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
определять цели собственной будущей карьеры.
Учащиеся должны иметь представление:
VII. Обобщение
Построение личного профессионального плана. Зачет.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».
Ресурсное обеспечение.
- Технология. 9класс; материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В. Д. Симоненко/ авт.-сост. А. Н. Бобровская.- Волгоград; Учитель, 2007.- 171 с.
- Лекции по педагогике и психологии творчества/ А. Ю. Козырев;-Пенза, 1974
- Дневник профессионального самоопределения старшеклассника / авт.-сост.: Л.Н. Боровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. – М.: Глобус, 2007 – (профильная школа);
- CDЭлектронное сопровождение элективного курса «Человек и профессия». ООО Глобус
- CD «Технология основных сфер профессиональной деятельности»/ О.Г. Стазаева
- презентации по ключевым темам курса;
- интернет-ресурсы.