СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по профильному труду 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по профильному труду адресована для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по профильному труду 8 класс»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2


«Согласовано»

Руководитель МО

Е.Т.Пинигина / __________ /

Протокол заседания МО

«___»______________2022 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ГБОУ СКОШИ №2

Л.А. Осколкова / _______

«___» ________________2022г.


«Утверждаю»

Директор ГБОУ СКОШИ

№2

А.Н.Аюшеев / ______________

.








РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

класс

предмет

Количество часов

8 класс «б»

8 класс «в»

Профильный труд

132

136





Учитель технологии

высшей категории

Е.А. Бутуханова



г. Улан-Удэ

2022 г.



Пояснительная записка.


Рабочая программа по технологии адресована для обучающихся в классах с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе следующих документов:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)

  2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об Утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

  3. Адаптированной основной образовательной программы ГБОУ «СКОШИ №2» на 2022-2023 учебный год

Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Детей знакомят с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат). Дети с тяжелыми нарушениями ЦНС должны уметь самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту несложные задания, поэтому необходимо, используя все возможности обучения и воспитания, формировать у них эти жизненно необходимые навыки.

Трудовое обучение обеспечивает коррекцию и всестороннее развитие личности ребенка, развивает мышление, речь, мелкую моторику.

Ученик должен видеть и физически ощущать пользу от своего труда.

Каждый ребенок в силу выраженности и тяжести проблем здоровья, обучается в детском коллективе, уровень которого определяется исключительно его возможностями. Предлагаемые темы и изделия не являются строго обязательными. Учитель вправе варьировать их по своему усмотрению, исходя из возможностей учеников, школы и своего творческого потенциала.



Технологические сведения: вперёд иголку и косые стежки; приёмы раскроя из бумаги и ткани; определение длины рабочей нитки по руке, работа острыми предметами, помогают детям преодолеть свой страх и приобрести уверенность в своих возможностях.

Классы для детей с умеренной формой дефекта позволяют создать максимально благоприятные условия для организации образовательного (учебно-воспитательного) процесса, обеспечивающего адекватный возможностям умственно отсталых школьников, имеющих множественные заболевания разный уровень общего образования и трудовой подготовки.

В учебном плане предусмотрено трудовое обучение с элементами начальной профессионально-трудовой подготовки, необходимое для социальной адаптации и реабилитации учащихся с умеренной степенью умственной отсталости и возможности занятия трудовой деятельностью в будущем.

В соответствии с принципами деятельностного подхода большое внимание уделяется формированию учебной мотивации, стимуляции собственной активности. Любое задание строится исходя из интереса ребенка.

Данная рабочая программа адресована учащимся адаптированных классов и составлена на основе школьного учебного плана, утвержденного Министерством образования и науки РБ.

В процессе создания данной программы значительно снижены требования к знаниям и умениям, так как у данной категории детей:

недостаточно развита зрительно-двигательная координация;

трудности зрительно - двигательной координации;

трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию и овладению различными бытовыми навыками;

низкий уровень ориентировки в окружающем;

большие трудности в понимании обращенной речи, предпочтение отдается невербальным средствам коммуникации;

снижение мотивации к любой трудовой деятельности;

интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив.

Во время подготовки и проведения уроков учитель обязательно должен учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ученика в установлении объема требований к усвоению учебного материала, определять вариативность практического задания, время его выполнения, правильно выбирать форму общения с ребенком, а также использовать запас знаний ранее приобретенных на других общеобразовательных предметах, таких как устная речь, счет, чтение и т.д.



Предметными результатами занятий по программе «Профильный труд» являются:

- освоение/присвоение элементарного трудового опыта по шитью и рукоделию, понимание его роли в жизни человека;

- применение с помощью/под присмотром/самостоятельно умений по рукоделию, которые опираются на избирательные способности каждого ребёнка в доступных для него пределах;

- формирование устойчивой мотивации к различным видам ремесленно-бытовой деятельности, стимуляции собственной активности.

 Характеристика уровня образования, который в итоге получает ребенок, нецензовый.

Уровень образования определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья. В соответствии с этим,

Цель: подготовка детей и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, к доступной трудовой деятельности.

Основные задачи:

  • развитие интереса к трудовой деятельности;

  • формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;

  • освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениями и т.д.

Ребенок учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью учителя (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии со своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени и осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в установленные сроки.

Программа по технологии представлена следующими разделами:

- Элементарные представления о швейном деле

- Бисероплетение - вышивка бисером

- Оригами

- Растениеводство, ткачество

Элементарные представления о швейном деле

Ознакомление с инструментами и материалами. Подготовка рабочего места. Виды тканей. Иглы и нитки. Шов вперед иголкой. Стирка работ, глажение и оформление на стенде.

Бисероплетение

Узнавание (различение) материалов (нитки, проволока, бусы, бисер)

Узнавание (различение) инструментов плетения (для шитья, для соединения деталей). Подготовка рабочего места. Уборка рабочего места. Подготовительная работа с заготовкой. Подбор эскиза. Скручивание проволоки. Соединение готовых деталей. Соблюдение последовательности действий при изготовлении изделий из бисера и проволоки.

Растениеводство

Выращивание комнатных растений. Определение необходимости полива растения. Определение количества воды для полива. Полив растения. Рыхление почвы. Пересадка растения. Мытье растения. Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений. Мытье горшков и поддонов.

Выращивание растений в открытом грунте. Перекапывание почвы. Рыхление почвы. Внесение органических удобрений в почву.

Приготовление компоста. Оформление грядки и междурядья. Изготовление бороздки (лунки) на грядке. Выкапывание ямы. Подготовка семян к посадке. Посев семян. Высаживание рассады в открытый грунт. Полив растений. Удаление сорняков. Обрезка веток. Выкапывание овощей. Срезание овощей. Подготовка овощей к хранению (очищение от земли, обрезка ботвы, просушивание). Чистка и мытье садового инвентаря.

«Ткачество – войлоковаляние»

Узнавание (различение) основных частей ткацкого станка и ткацкого оборудования. Подготовка рабочего места. Подготовка станка к работе. Различение нитей (шерсти). Выбор ниток (пряжи) для изделия. Наматывание ниток на челнок. Завязывание нити узлами. Движение челноком между рядами нитей с бердой. Движение челноком через одну нить без берды. Выполнение полотняного (саржевого, атласного) плетения. Плетение по схеме. Снятие полотна со станка. Украшение изделия декоративным материалом. Уборка рабочего места. Соблюдение последовательности действий при изготовлении мини-гобелена: выбор инструментов и материалов в соответствии со схемой изделия, натягивание нити основы, наматывание пряжи на челноки, плетение полотна по схеме, снятие готового полотна, украшение изделия декоративным материалом.


Формы и методы.

Эффективными формами и методами организации обучения являются практические работы как коллективные, так и индивидуальные (под руководством учителя). Широко используются наглядные средства обучения.

Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами. Она может сопровождаться наглядностью.

Сюжетно-ролевые игры – ведущий метод обучения. Целесообразно проводить на этапе закрепления материала и для формирования навыков общения. Учитель организует игру и руководит ею, но не указывает конкретных действий, а ставит детей перед необходимостью самостоятельно принимать решение.

Неотъемлемой частью любого занятия является практическая работа.

На занятиях отводится время для изучения правил ТБ, формирования умений пользоваться колющими и режущими инструментами. Необходимо приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований и правил ТБ во время выполнения различных практических работ.

Ведётся работа по обогащению словарного запаса, развитию диалогической речи.

Оценка знаний и умений проводится в ходе наблюдения за деятельностью учащихся на уроке, каждый ученик оценивается индивидуально с учетом его психофизического здоровья, поставленного ранее диагноза и заключения МПК, а также поставленной перед ним задачей.

В зависимости от уровня подготовленности учеников, учитель предлагает учащимся при выполнении самостоятельных работ различные по сложности изделия. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Домашнее задание, как правило, задаётся для привлечения родителей к совместной деятельности со своими детьми, для того, чтобы дети в домашних условиях могли применить полученные знания и умения, а родители увидели, чего достиг их ребенок.

Серьезное внимание следует уделять соблюдению правил техники безопасности. Более глубокому освоению программы будут способствовать выставки творческих работ учащихся, участие в школьных, районных конкурсах.

Содержание программы носит ориентировочный характер, поэтому учитель может изменять последовательность изучения тех или иных тем, дополнять или вносить в них необходимые изменения.

Распределение времени на изучение программного материала, и порядок изучения тем распределяется с учётом возможностей и возраста детей.




Результат прохождения программного материала

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Особенности прикладного творчества разных народов.

Эстетические и практические функциях изделий декоративно-прикладного творчества в быту.

Традиционные обряды и праздники.

правила этикета, связанные с преподнесением подарков.

Особенности прикладного творчества разных народов.

Практические функции изделий декоративно-прикладного творчества в быту.

Традиционные обряды и праздники в семье.

Правила этикета, связанные с ближайшим окружением


Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами, применяемыми для обработки различных материалов.

Виды, названия и свойства поделочных материалов, области их применения.

Название и особенности изученных видов прикладных искусств и технологий.

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами.

Названия и свойства поделочных материалов, области их применения.

название изученных видов прикладных искусств и технологий.

Самостоятельное планирование и организованность своего труд. Экономное и рациональное расходование материалов. Самостоятельное применение и использование в работе готовых технологических карт, предложенных учителем.

Подбирание возможных материалов для поделки, анализ их свойств.

Грамотное и бережное заготовление природных материалов, правильное оставление для

Самостоятельное организация своего труда. Экономное и рациональное расходование материалов. При помощи учителя Применение и использование в работе готовых технологических карт, предложенных учителем.

Использование предложенных материалов для поделки, по возможности грамотное и бережное заготовление природных материалов,















Программа рассчитана в 8 классах - 4 часа в неделю


класс

8 «б»

8 «в»

Количество часов в неделю

4

4

Итого в год

132

136


Содержание предмета профильный труд.

п\п

Название темы

кол-во часов



1

8класс «б»

Элементарные представления о швейном деле. Вышивка бисером.



34

2

Бисероплетение

32

3

Бисероплетение

36

4

Растениеводство

30



132


5

8 класс «в»

Элементарные представления о швейном деле. Вышивка бисером.


34

6

Бисероплетение

32

7

Бисероплетение

40

8

Растениеводство. Ткачество - войлоковаляние

30



136















Календарно - тематический план

п /п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Виды деятельности обучающихся

Дата проведения урока

план

факт


1.

8 класс «б» I четверть

Бисероплетение


18





2.

Ознакомление с инструментами и материалами


2





3.

Выбор тематики для работ

2

Соблюдение последовательности действий





4.

Подбор материалов

2





5.

Нанизывание на проволоку по 1 бусине для лепестка

28

Совместная деятельность с учителем




1I четверть

Бисероплетение






6

Скручивание проволоки в лепесток


6


Практическая

деятельность совместно с учителем






7

Плетение листика

16

Совместная работа с учениками





8

Соединение деталей в целое изделие

4

Совместная работа с учениками




9

Оформление стебля

4





10

Оформление работы в кашпо


2






III четверть

Элементарные представления о швейном деле. Вышивка бисером



36







11

Введение

Планирование работы

2






12

Ознакомление с инструментами и материалами

2





13

Виды тканей

2

Презентация, показ

экскурсия




14

Нитки, иглы

2

Практическая

деятельность




15

Шов вперед иголка – работа на картоне

2

Практическая

деятельность




16

Работа на канве по точкам

2

Совместная работа с учениками




17

Шов вперед иголка – работа по рисунку на канве

2

Совместная работа с учениками




18

Вышивка по одному бисеру на канве


10

Практическая

деятельность




19

Вышивка по одному бисеру на канве

6

Совместная работа с учениками




20

Вышивка по одному бисеру на канве

4

Совместная работа с учениками




21

Стирка работ, проглаживание

2

Совместная работа с учениками





1V четверть

Растениеводство

ткачество - войлоковаляние

30







22

Экскурсия в магазин «Цветы»

Приобретение семян и почвы

2

Совместная деятельность с учителем




23

Подготовка почвы для посадки

2

Совместная деятельность с учителем




24

Высадка семян в ящики

2

Совместная деятельность с учителем




25

Уход за посадками

4

Совместная деятельность с учителем




26

Ткачество - войлоковаляние

Ознакомление с инструментами и материалами




2








27

Выбор необходимых материалов

2





28

Работа иглой для ковровой техники

14





29

Повторение и закрепление знаний

2








Календарно - тематический план

п /п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Виды деятельности обучающихся

Дата проведения урока

план

факт

1.

8 класс «в» I четверть

Бисероплетение

34




2.

Ознакомление с инструментами и материалами


2




3.

Выбор тематики для работ


Соблюдение последовательности действий




4.

Подбор материалов

2




5.

Нанизывание на проволоку по 1 бусине для лепестка

30

Совместная деятельность с учителем




1I четверть

Бисероплетение

32




6

Скручивание проволоки в лепесток

4

Практическая

деятельность совместно с учителем




7

Плетение листика

6

Совместная работа с учениками




8

Соединение деталей в целое изделие

2

Совместная работа с учениками



9

Оформление стебля

1




10

Оформление работы в кашпо

1





III четверть

Элементарные представления о швейном деле. Вышивка бисером



40






11

Введение

Планирование работы

1





12

Ознакомление с инструментами и материалами

1




13

Виды тканей

1

Презентация, показ

экскурсия



14

Нитки, иглы

1

Практическая

деятельность



15

Шов вперед иголка – работа на картоне

2

Практическая

деятельность





16

Работа на канве по точкам

2

Совместная работа с учениками



17

Шов вперед иголка – работа по рисунку на канве

2

Совместная работа с учениками



18

Вышивка по одному бисеру на канве

2

Практическая

деятельность




19

Вышивка по одному бисеру на канве

2

Совместная работа с учениками



20

Вышивка по одному бисеру на канве

4

Совместная работа с учениками




21

Стирка работ, проглаживание

2

Совместная работа с учениками




1V четверть

Растениеводство

ткачество - войлоковаляние

30






22

Экскурсия в магазин «Цветы»

Приобретение семян и почвы

2

Совместная деятельность с учителем



23

Подготовка почвы для посадки

1

Совместная деятельность с учителем



24

Высадка семян в ящики

1

Совместная деятельность с учителем



25

Уход за посадками

4

Совместная деятельность с учителем



26

Ткачество - войлоковаляние

Ознакомление с инструментами и материалами

1




27

Выбор необходимых материалов

1




28

Работа иглой для ковровой техники

4





29

Повторение и закрепление знаний

2





Ресурсное обеспечение программы.

Нормативно –правовая база

  1. Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273

  2. Типовое положение об образовательных учреждениях от 19.03.2001г.

  3. Устав ГБОУ «СКОШИ №2» г.Улан-Удэ


Материально-техническое обеспечение программы

  1. Кабинет технологии

  2. Материал для работы

  3. Ноутбук

  4. Телевизор

  5. Учебная и научная литература.


Финансовое обеспечение реализации программы

  1. Финансирование из бюджета.

  2. Родительская и спонсорская помощь.



























Литература.


  1. (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

  2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. – Ярославль, Академия развития» 2001.

  3. Рукоделие. Умелые руки. – Харьков «Фолио»

  4. Гульянс Э.К. Учим детей мастерить. – М.: «Просвещение»

  5. Необычные Игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов. – М.: «ЭКСМО» 2005.

  6. Пластилиновые картины. – Ростов-на-Дону, «Феникс» 2006г.

  7. Интернет ресурсы.

  8. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения.
    Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л./ Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО 13/2009

  9. Российский общеобразовательный портал: Министерство образования и науки РФ. Система федеральных образовательных порталов/ Консультация по специальной психологии и коррекционной педагогике ИКП РАО/















Перечень ключевых слов


Бумага

Салфетки

Картон

Нитки

Пряжа

Вата

Проволока

Ткань

Бисер

Бусины

Природный материал

Клей

Карандаш

Краски

Кисточка

Линейка

Иголка

Пяльцы

Пуговица

Ножницы

Леска

Узел

Гуашь

Приклеить

Пришить

Завязать


Разрезать

Обмакнуть

Вдеть

Обвести

Залить

Раскрасить

Смять

Закрепить

Закрутить


ПРИЛОЖЕНИЕ



Контрольно-измерительные материалы.

Анализ самостоятельной работы по профильному труду

за ____ четверть 20___/___ уч. год, проведённый в _____ классе « _____ » 20_____года

По списку _____ человек.

Работу выполняли человек.


Показатели самостоятельности учащегося




Название (содержание)

задания

Уровни выполнения задания

действие выполняется учителем (ребёнок пассивен, позволяет что-либо делать с ним)

действие выполняется учеником со значительной помощью учителя;

действие выполняется учеником с частичной помощью учителя

действие выполняется учеником по последовательной инструкции

действие выполняется учеником по образцу

действие выполняется учеником полностью самостоятельно

Работу не выполнял

(отсутствовал, болел)


РП

ЗПУ

ЧПУ

И

О

С

Б

















.
















  • Действие (операция) сформировано - ДА

  • Действие осуществляется при сотрудничестве взрослого - ПОМОЩЬ

  • Действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – ЧАСТИЧНО

  • Действие (операция) пока недоступно для выполнения - НЕТ

Степень дифференциации отдельных действий и операций

внутри целостной деятельности



Название действия

(операции)

да

помощь

частично

нет


Примечание

Ккол-во

%

Ккол-во

%


Ккол-во

%


Ккол-во

%



1.

Соблюдение правил ТБ










2.

Владение приёмами работы










3.

Приёмы самоконтроля










4.

Планирование










5.

Исполнение плана работы










6.

Выполнение технических условий










7.

Технико-технологические знания










8.

Чертёж











Выводы и предложения: на основе приведённых характеристик дети получают оценки за четверть (год):


"удовлетворительно усвоил рекомендуемую программу данной четверти (года) обучения"

Ф.И.О. учащихся:________________________________________________________


"хорошо усвоил рекомендуемую программу данной четверти (года) обучения"

Ф.И.О. учащихся:_______________________________________________________


"достаточно хорошо усвоил рекомендуемую программу данной четверти (года) обучения"

Ф.И.О. учащихся:________________________________________________________


"рекомендуемую программу данной четверти (года) обучения усвоил на минимальном уровне"

Ф.И.О. учащихся:_______________________________________________________


« » _______ 20___ г. _______________ _____________________ Дата составления подпись учителя расшифровка подписи





Карта отслеживания развития трудовых действий

учащихся __ « » класса

за ____ четверть 20___/___ уч. год

.


Сроки

Виды операций





1

Вдевание нитки в иглу





2

Завязывание узелка





3

Владение ножницами





4

Пришивание пуговицы











ФИО учащихся










Условные обозначения уровня сформированности приёма работы:

устойчиво +

неустойчиво +

не формируется -

своеобразно !

отсутствует 0










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!