Рабочая программа
по профориентации для 9 класса
Пояснительная записка
На изучение профориентации в 9 классе отводится 1 час в неделю, итого 34 часа. Тематическое и поурочное планирование представлены в материалах и составлены на основании учебника Богатырёв А.Н., Очинин О.П., Самородский П.С. и др. /Под ред. Симоненко В.Д. Технология 9 класс, Вентана – Граф. Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников, учебных и учебно-методических пособий рекомендованных Министерством образования РФ.
В настоящее время социально-экономическое состояние общества обуславливает
развитие рыночных отношений не только в сфере экономики, но и в сфере труда и
занятости. Различные предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто
молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. Для того чтобы не
оказаться в подобной ситуации молодой человек должен ориентироваться в ситуации на
рынке труда, быть конкретно способным и гибким в принятии разного рода решений. И
здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор,
соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и,
наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно
сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и
материальному благополучию в будущем.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает четко
продуманный выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных
возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к
социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому при
проведении занятий важно не только выявить индивидуальные психологические качества
личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний,
ценностно-нравственной ориентации. Трудовая деятельность представляет собой
важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие
потенциальных возможностей и способностей индивида.
Учащиеся 9 класса целенаправленно задумываются о предстоящем выборе профессии, учебного заведения. Поэтому на данном этапе целесообразно проводить непосредственно профориентационную работу. Важно учитывать, что, во-первых, в юношеском возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии, так как нет условий для их проявления. Во- вторых, для подростка характерны недостаточный уровень самосознания, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка. В-третьих, недостаток жизненного опыта (скудные знания о мире профессий и рынке труда, правилах и ошибках в выборе профессии).
В ходе занятий изучаются следующие компоненты профессиональной
пригодности: мотивы (интересы, склонности, потребности); способности; личностные
особенности.
В результате прохождения учащимися 9 класса данного курса занятий расширяется
сфера самосознания через изучение своих личностных особенностей; развиваются навыки
и умения для организации конструктивного взаимодействия с окружающими их людьми.
Также у учащихся 9 класса расширяется сфера самосознания через изучение личных
профессиональных склонностей и интересов, повышается осведомленность о мире
профессий и особенностях профессионального труда; сформировывается первичный
выбор профессии, а возможно и окончательный.
Поэтому главной целью образовательной программы по профориентации
является предупреждение трудностей профессионального самоопределения .
Цель работы с учащимися 9 класса: создание условий для профессионального
самоопределения учащихся.
Задачи программы:
активизировать постановку и принятие проблемы профессионального
самоопределения;
научить осознавать жизненные ценности и смысл профессиональной деятельности;
содействовать в определении профессиональных интересов и склонностей;
содействовать в построении идеального и адекватного образа профессии;
активизировать самопознание;
содействовать в построении адекватного «Я»;
развивать умения выделять профессионально важные качества профессий;
активизировать размышления о соответствии собственных качеств и требований
профессии;
развивать умение принимать решения.
Учащиеся должны знать:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;
понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
правила выбора профессии;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
Учащиеся должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;
использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;
анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;
классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке (“профессия”, “специальность” и др.);
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Принципиально важная роль отведена в тематическом плане участию школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитии умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Перечень учебно-методического обеспечения
Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. С. Н. Чистяковой и др.— М.,2012.
Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и др. — М., 2012
Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой — М., 2012.
Богатырёв А.Н., Очинин О.П., Самородский П.С. и др. /Под ред. Симоненко В.Д. Технология 9 класс, Вентана – Граф, 2008.
Содержание тем учебного курса.
Профессиональное самоопределение(17 ч).
Основы профессионального самоопределения. Профессиограмма и психограмма профессии. Классификация профессий. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Профессиональные интересы, склонности и способности. Типичные ошибки при выборе профессии. Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. Эмоциональное состояние личности. Волевые качества личности. Мотивы и ценностные ориентации самоопределения. Профессиональная пригодность. Здоровье и выбор профессии. Профессиональная проба. Мой профессиональный выбор.
Знать: классификацию профессий, формулу профессии, типы профессий, типы темпераментов, психические процессы.
Уметь: формировать «Я – концепцию».
Творческий проект.
Технология основных сфер профессиональной деятельности(17 ч).
Труд как потребность человеческой жизни. Совершенствование человека в труде. Профессионализм. Многообразие мира профессионального труда. Профессия и карьера.
Технологии индустриального производства. Технологии агропромышленного производства. Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности. Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании. Арттехнологии. Универсальные перспективные технологии. Профессиональная деятельность в социальной сфере. Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности. Технология управленческой деятельности.
Знать: различные виды профессиональной деятельности.
Уметь: давать определения перечислять разновидности и основные свойства профессиональной деятельности.
Творческий проект.
Учебно – тематический план.
№п/п | Наименование темы | Количество часов |
1 | Профессиональное самоопределение. | 17 |
2 | Технология основных сфер профессиональной деятельности | 17 |
Всего | | 34 |
Приложение к рабочей программе.
Календарно – тематический план.
№п/п | Наименование темы | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
Профессиональное самоопределение(17 ч). |
1 | Основы профессионального самоопределения. | | | |
2 | Профессиограмма и психограмма профессии. | | | |
3 | Классификация профессий. | | | |
4 | Классификация профессий. | | | |
5 | Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. | | | |
6 | Профессиональные интересы, склонности и способности. | | | |
7 | Типичные ошибки при выборе профессии. | | | |
8 | Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении. | | | |
9 | Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. | | | |
10 | Эмоциональное состояние личности. | | | |
11 | Волевые качества личности. | | | |
12 | Мотивы и ценностные ориентации самоопределения. | | | |
13 | Профессиональная пригодность. | | | |
14 | Здоровье и выбор профессии. | | | |
15 | Профессиональная проба. | | | |
16 | Мой профессиональный выбор. | | | |
17 | Творческий проект. | | | |
Технология основных сфер профессиональной деятельности(17 ч). |
18 | Труд как потребность человеческой жизни. | | | |
19 | Совершенствование человека в труде. Профессионализм. | | | |
20 | Многообразие мира профессионального труда. | | | |
21 | Профессия и карьера. | | | |
22 | Технологии индустриального производства. | | | |
23 | Технологии индустриального производства. | | | |
24 | Технологии индустриального производства. | | | |
25 | Технологии агропромышленного производства. | | | |
26 | Технологии агропромышленного производства. | | | |
27 | Профессиональная деятельность в легкой и пищевой промышленности. | | | |
28 | Профессиональная деятельность в торговле и общественном питании. | | | |
29 | Арттехнологии. | | | |
30 | Универсальные перспективные технологии. | | | |
31 | Профессиональная деятельность в социальной сфере. | | | |
32 | Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности. | | | |
33 | Технология управленческой деятельности. | | | |
34 | Творческий проект. | | | |