Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ
_____/Залялова Р.Н./ по учебной работе ______/Яруллина Ф.Г./ Протокол № 1 от ____ /Идиятуллина Г.М./ Приказ № 55 от «25» августа 2022г «27» августа 2022 г «27» августа 2022г.
Рабочая программа
по курсу “Основы психологии”
для 10-11 классов
на 2022-2024 гг
МБОУ Базарно-Матакская гимназия им. Н.Даули
Алькеевского МР РТ
Составитель:
МО естественно
математического цикла
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 2 от 27.08.2022 г.
Модуль «Человек как индивид»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
формирование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно—познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Предметные результаты:
умение применять психологические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
сформированность представлений о методах познания психологических явлений и процессов;
владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области психологии;
развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно—смысловой сфер;
создание условий для развития навыков учебной, проектно— исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;
углубление, расширение и систематизация знаний в области ПСИХОЛОГИИ;
совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Для 10 класса
Тема 1. Первое знакомство с психологией
Основные цели и задачи курса. Понятие «психология». Методы психологии: основные и вспомогательные. Отрасли психологии.
Тема 2. Как устроена нервная система человека Нейропсихологические особенности человека. Строение нервной системы. Основные подразделения нервной системы. Центральная нервная система. Строение и функции нейрона. Синапс. Медиаторы. Изучение эффектов симпатической и парасимпатической системы.
Тема 3. Строение и функции нейрона Строение и функции нейрона. Синапс. Образование нервного импульса. Медиаторы.
Тема 4. Коллективные объединения нейронов — нервные сети. Коллективные объединения нейронов — нервные сети, законы их существования. Как осуществляются многочисленные взаимодействия нейронов в центральной нервной системе. Какие особенности нервных сетей необходимы для обучения. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Свойства нервных сетей. Определение свойств нервной системы.
Тема 5. Как устроен головной мозг и как он работает
Как устроен головной мозг и как он работает. Задний мозг. Средний мозг. Передний мозг. Межполушарная асимметрия мозга. Функции правого и левого полушарий. Доминирование полушарий. Функциональная асимметрия головного мозга.
Тема 6. Исследование зрачкового рефлекса
Исследование зрачкового рефлекса. Определение преобладающего полушария.
Для 11 класса
Тема 7. Темперамент как характеристика индивидных свойств человека
Индивидуально—типологические особенности высшей нервной деятельности. Типы высшей нервной деятельности и темпераменты.
Типы высшей нервной деятельности у детей. Обучение и индивидуальные особенности.
Тема 8. Способности человека, одаренность и талант
Понятие способностей. Задатки. Виды способностей.
Тема 9. Познавательные процессы: как мы понимаем, думаем и запоминаем
Понятие внимания. Виды внимания. Свойства внимания. Развитие внимания. Как происходит анализ информации, поступающей в наш мозг. Какую роль в обучении играют зрение и слух. Понятие об анализаторах или сенсорных системах. Зрительная сенсорная система. Слуховая сенсорная система. Происходит ли полное забывание информации. Виды памяти. Временная организация памяти. Мозговые структуры, отвечающие за память. Что такое язык. Есть ли язык у животных. Функции речи. Механизмы речи. Понятие мышления. Мыслительные операции. Связь мышления и речи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Деятельность учителя с учетом программы воспитания |
| 10 класс | | |
1 | Первое знакомство с психологией | 1 | побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации |
2 | Как устроена нервная система человека | 2 | Побуждение к формированию основных понятий. Формирование понимания роли психологии в современной духовной жизни и познании человеком самого себя и других людей. |
3 | Строение и функции нейрона | 1 |
4 | Коллективные объединения нейронов — нервные сети | 1 |
| Как устроен головной мозг и как он работает | 3 |
6 | Исследование зрачкового рефлекса | 4 |
| 11 класс | | |
7 | Темперамент как характеристика индивидных свойств человека | 2 | воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной активности и самостоятельности, настойчивости; |
8 | Способности человека, одаренность и талант | 3 | содействовать в ходе занятий формированию основных мировоззренческих идей (в зависимости от содержания занятий), |
9 | Познавательные процессы: как мы понимаем, думаем и запоминаем | 7 | развитие интеллектуальной сферы |
итого | 24 | |
Модуль «Человек как субъект»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
• формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
• готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
• формирование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно—исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
• готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Предметные результаты:
• умение применять психологические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
• сформированность представлений о методах познания психологических явлений и процессов;
• владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области психологии;
• развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сфер;
• создание условий для развития навыков учебной, проектно— исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;
• углубление, расширение и систематизация знаний в области
ПСИХОЛОГИИ;
• совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Для 10 класса
Тема 1. Индивид, индивидуальность, личность. Личность и характер
Человек как индивид и как личность. Индивидуальные свой— ства личности. Характер. Типология характера. Черты личности. Воспитание характера.
Тема 2. Личность в современном мире. Движущие силы развития личности: понятие личностного потенциала и ресурсов личности
Развитие личности: факторы, механизмы и условия. Предпосылки развития личности. Потенциал и ресурсы личности.
Тема 3. Самопознание личности: пути и способы Самопознание личности. Уровни самопознания. Пути самопознания. Рефлексия как способ самопознания.
Тема 4. Потребности и мотивы
Потребности, общая характеристика. Виды потребностей. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Мотив и мотивация. Виды мотивов. Мотивы достижения успеха и избегания неудач.
Для 11 класса
Тема 5. Самосознание. Внутренняя позиция личности Самосознание личности. Структура самосознания. Самосознание на разных возрастных этапах. Внутренняя позиция и развитие личности.
Тема 6. Самоопределение личности
Самоопределение личности. Виды самоопределения. Самопрезентация личности. Способы самопрезентации. Дневник как способ самопрезентации личности.
Тема 7. Волевая регуляция. Стрессоустойчивость и саморегуляция.
Воля. Волевые качества личности. Волевая регуляция. Самоконтроль. Регуляция эмоций. Стрессоустойчивость.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование темы | Количество часов | Деятельность учителя с учетом программы воспитания |
| 10 класс | | |
1 | Индивид, индивидуальность, личность. Личность и характер | 2 | привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках понятий отработка навыков публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. |
2 | Личность в современном мире. Движущие силы развития личности: понятие личностного потенциала и ресурсов личности | 2 |
| Самопознание личности: пути и способы. | | пробуждение интереса к другим людям и самому себе; |
4 | Потребности и мотивы | 5 |
| 11 класс | | |
| Самосознание. Внутренняя позиция личности | | развитие самосознания, эмоциональной сферы инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы |
б | Самоопределение личности | 4 |
7 | Волевая регуляция. Стрессоустойчивость и саморегуляция | 3 |
Итого | 20 | |
Модуль 3 «Человек в мире людей»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
• формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
• готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
• формирование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно -исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
• готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Предметные результаты:
• умение применять психологические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
• сформированность представлений о методах познания психологических явлений и процессов;
• владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области психологии;
• развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сфер;
• создание условий для развития навыков учебной, проектно— исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;
• углубление, расширение и систематизация знаний в области ПСИХОЛОГИИ;
• совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Для 10 масса
Тема 1. Средства общения. Вербальное и невербальное общение. Азбука чувств. Развитие коммуникативных навыков
Определение, функции, виды средств общения. Вербальное, невербальное общение. Понятие закрытой и открытой поз. Значение жестов в общении людей. Определение понятия коммуникативных навыков, их функции и роль в общении. Азбука чувств.
Тема 2. Основы конфликтологии. Польза и вред от конфликта. Стили и стратегии поведения людей в конфликтах
Определение конфликта. Деструктивные и конструктивные стороны конфликта. Факторы возникновения конфликтов. Структура конфликта: конфликтная ситуация, инцидент и собственно конфликт. Стратегии и стили поведения в конфликте. Их различия и эффективность в различных ситуациях. Стратегии напористости и партнерства в конфликте. Стили поведения в конфликте: избегание, компромисс, сотрудничество, принуждение, уступка.
Тема 3. Семья и семейные ценности в современном мире.
Любовь как основа семьи
Понятие «семья» и его определения в различных областях научного знания и общественной практики.
Формы организации семьи в истории человеческого общества: промискуитет, групповой брак, полиандрия, полигамия, моногамия; нуклеарная семья.
Эволюция семьи в истории человеческого общества — ключ к пониманию многих проблем современной семьи.
Основные функции семьи: прокреативная, педагогическая, хозяйственно -экономическая, рекреативная (терапевтическая и организация досуга и отдыха).
Семейные ценности: любовь, чувство значимости, взаимоуважение, честность, прощение, щедрость, ответственность, доверительное общение, соблюдение семейных традиций (национальных, конфессиональных, каждой отдельной семьи).
Понятия «структура семьи», «семейная роль». Особенности семьи как малой социальной группы: нормативность, полифункциональность, гетерогенность состава, закрытость, частичная общность целей, совместный 6ыт.
Понятия здоровой и дисфункциональной семейной системы.
Десять признаков здоровой семьи по В. Сатир.
Способ осуществления руководства семьей (патриархальный и эгалитарный типы семьи). Конвенциональные и неконвенциональные семейные роли: муж—жена, мать—отец, брат—сестра, хозяин-хозяйка, организатор семейного досуга, сексуальный партнер.
Изменения содержательного наполнения семейных ролей на современном этапе развития института семьи.
Понятие ‹психологическая готовность».
Основные теоретические подходы к выбору брачного партнера: изменение критериев в культурно—исторической перспективе. Компоненты, наиболее часто определяющие готовность к браку: когнитивный, эмоциональный, оценочно—волевой и деятельностный.
Изучение феномена любви в мировой науке и искусстве. Любовь в супружестве и родительстве.
Тема 4. Основы безопасного общения в Интернете
Польза и вред общения в Интернете. Основные виды интернет- угроз и способы их избегания. Правила интернет- безопасности для детей: не публиковать в Сети свои настоящие личные данные (имя, фамилию, место проживания, номер телефона, адрес школы, класс и пр.), регламентировать время пребывания в Сети; ис— пользовать средства электронной безопасности (антивирусная программы, безопасный поиск, контентные фильтры, соблюдение возрастного ценза); презумпция лжи (не все, что пишут в Интернете, — правда); доброжелательное общение в Сети (не оскорблять окружающих, не публиковать чужие фотография и сведения о других людях); использование надежных логина и пароля; осторожное отношение к новым незнакомым подписчикам в социальных сетях; обсуждение со значимыми взрослыми интернет—знакомств и содержания общения с новыми подписчиками; осторожное отношение к скачиваемому контенту; право не размещать свои фотографии в Сети и не разрешать это делать своим родителям.
Для 11 класса
Тема 5. Понятие эмоционального интеллекта и soft skills Определение понятия «эмоциональныи интеллект». Гибкие навыки (soft skills) — надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми.
Тема 6. Конфликт или буллинг: как предотвратить психологическую травлю
Основы конфликтологии, виды конфликтов (внутриличностный, межличностный, межгрупповой, конфликт группы и человека). Буллинг в школьной среде. Различия буллинга и конфликта. Основы конструктивного поведения в ситуации буллинга в классе.
Тема 7. Семейное общение как инструмент создания психологического климата семьи. Понятие «психологический климат семьи», которое отражает степень удовлетворенности членов семьи основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.
Принципы межличностного общения.
Способы выражения любви супругов друг к другу и родителей к ребенку.
Родительское отношение к ребенку: структура, типы и функции. Определение родительского отношения, родительских установок и стиля семейного воспитания. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты родительского отношения. Факторы родительского отношения: принятие — отвержение, автономия —контроль.
Значение изучения семейной истории для осознания семейных ценностей и традиций, а также важнейших паттернов поведения и эмоциональных реакций, реагирования на жизненные трудности, присущих семье копинг—стратегий разрешения конфликтов.
Тема 8. Психологическая безопасность общения в Интернете
Понятие психологической безопасности. Факторы риска для психологической безопасности. Основы психологически комфортного общения в социальных сетях. Экологичные способы привлечения аудитории в аккаунт.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование темы | Количество часов | Деятельность учителя с учетом программы воспитания |
| 10 класс | | |
| Средства общения. Вербальное и невербальное обще— ние. Азбука чувств. Развитие коммуникативных навыков | | установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности |
2 | Основы конфликтологии. Польза и вред от конфликта. Стили и стратегии поведения людей в конфликтах | |
| Семья и семейные ценности в современном мире. Любовь как основа семьи | | Воспитание отношения к семье, семейным ценностям |
4 | Основы безопасного общения в Интернете | | Формирование основных понятий по теме, побуждение к формированию информационной культуры, сетевого этикта |
| 11 класс | | |
| Понятие эмоционального интеллекта и soft skills | | Повысить уровень понимания собственных эмоций, Ознакомиться с приемами управления эмоциями других людей, Совершенствовать навыки выражения и управления собственными эмоциями |
6 | Конфликт или буллинг: как предотвратить психологи ческую травлю | | Формирование представления о психологической помощи и особенностях применения психологических знаний в разных сферах общественной жизни. |
7 | Семейное общение как инструмент создания психологического климата семьи | | Формирование основных понятий по теме, побуждение к формированию информационной культуры, сетевого этикта |
8 | Психологическая безопасность общения в Интернете | 3 |
Итого | 28 | |