СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по развитию речи 2класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа по развитию речи.

Пояснительная записка.

 

Данная рабочая коррекционная программа составлена на основе заключений ПМПк, результатов обследования речи детей класса и разработана на основе программы по развитию речи для 1-4 классов (автор В.В.Воронкова) и требований к уровню подготовки обучающихся. Данная программа рассчитана  на 1 год.  Программа составлена с учетом регионального компонента, который отражен в содержании заданий и упражнений. В региональном учебном плане на развитие речи во 2 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).

Актуальность программы.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носят системный характер. Для них характерно нарушение звукопроизношения, несформированность фонематических процессов, ограниченность словаря, нарушение грамматического строя речи, несформированность связной речи.

Речевая активность детей слаба и быстро истощаема. В их речи обнаруживается непонимание причинноследственных, временных и пространственных отношений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию речи 2класс»




Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида сл. Колушкино Тарасовского района.

Составлена на заседании ПМПк

от ___._______.2015 г. Протокол № ____

Председатель ПМПк: ________/__________________________/

Утверждена.

Директор: ________/Л.Г. Землянская/

Приказ .№ ____ от _____ ______2015 г.


Обсуждена и принята на заседании педагогического совета

от __._____2015 г. Протокол №1








Адаптированная коррекционная программа по развитию речи

для 2 класса

на 2015-2016уч. год








Составитель: Везоргина Лариса Николаевна

Учитель начальных классов




Пояснительная записка.


Данная рабочая коррекционная программа составлена на основе заключений ПМПк, результатов обследования речи детей класса и разработана на основе программы по развитию речи для 1-4 классов (автор В.В.Воронкова) и требований к уровню подготовки обучающихся. Данная программа рассчитана на 1 год. Программа составлена с учетом регионального компонента, который отражен в содержании заданий и упражнений. В региональном учебном плане на развитие речи во 2 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).

Актуальность программы.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носят системный характер. Для них характерно нарушение звукопроизношения, несформированность фонематических процессов, ограниченность словаря, нарушение грамматического строя речи, несформированность связной речи.

Речевая активность детей слаба и быстро истощаема. В их речи обнаруживается непонимание причинноследственных, временных и пространственных отношений.

Неполноценное речевое развитие сопровождается несформированностью сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. У детей наблюдается недоразвитие фонематического восприятия, недостаточная устойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания; отставание в развитии наглядно-образного, словесно-логического мышления, трудности анализа, синтеза, сравнения, ригидность мышления; ограниченные возможности развития познавательной деятельности. Детям с НР присуще также отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией и переключаемостью, снижением скорости, точности и ловкости выполнения движений и другими особенностями.

В связи с этим коррекция системного недоразвития речи является необходимой в процессе обучения данной категории детей.

Цель программы:коррекции всех компонентов речевой системы, направленное исправление дефектов общего и речевого развития обучающихся, их познавательной деятельности.

Задачи программы:

1.Развивать фонематический слух, речевое дыхание, голос.

2.Развивать слуховую и зрительную память.

3.Развивать артикуляционную и общую моторику.

4.Расширять и обогащать представления об окружающем мире.

5.Формировать представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам.

6.Формировать способность видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности.

7.Обогащать и активизировать словарный запас обучающихся.

8.Воспитывать любовь к родному краю, стремление беречь окружающую природу.

Характеристика состава класса:

Диагноз «недоразвитие речи» поставлен у всех детей класса. Для них характерно нарушение звукопроизношения, несформированность фонематических процессов, ограниченность словаря, нарушение грамматического строя речи, несформированность связной речи. Речевая недостаточность детей проявляется во всех компонентах. Словарный запас крайне беден, выявлено не знание многих слов, обозначающих части предмета, тела, животных и их детенышей. Рассматривая предметы, дети начинают перечислять части предмета не называя сам предмет, т.е. не видят целостности предмета. Дети путаются в названиях основных цветов, формы предмета, величины. В речи не используют обобщающие и отвлеченные понятия. Нарушают грамматический строй речи. Самостоятельная речь состоит из 2-3 слов в предложении, с одним главным членом предложения. Они не владеют приемами словообразования и словоизменения. Связная речь характеризуется перечислением увиденных событий и предметов.

Средства (формы) и методы коррекционной работы:

- во 2 классе занятия проводятся в форме урока (40 мин.);

- используются ТСО, артикуляционная дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, коррекционно-развивающие упражнения на развитие ВПФ, логопедические и коррекционные игры;

-применяются наглядный, практический, словесный методы.

Этапы реализации и сроки реализации.

Данная программа рассчитана на 1 год.

Организация уроков: занятия проходят в классной комнате. Календарное планирование по данной программе составляется на год. Урок проводится 1 раз в неделю по 40 мин.

Оборудование:

-сигнальные карточки, алфавит, слоги, разрезная азбука;

-предметные картинки, изображающие одушевленные и неодушевленные предметы;

-предметные картинки по темам «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые», «Рыбы», «Ягоды», «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Игрушки», «Семья», «Комнатные растения», «Одежда», «Транспорт», «Инструменты», «Продукты», «Профессии» и др.;

-схемы слов, схемы предложений, словарные слова; опорные схемы, слова, картинки;

-таблицы по развитию речи: «Зимние забавы», «Времена года. Зима», «Времена года. Весна», «Времена года. Осень», «Времена года. Лето» и др.;

-игрушки, ударный инструмент, мячик;

чебные пособия: азбука магнитная, касса букв (классная), набор картинок «Обобщающие понятия», лото по сказкам, картинный словарь, набор кубиков по сказкам.

-ТСО, ИКТ (музыкальный центр, интерактивная доска);

- обучающая компьютерная игра «Азбука-малышка».

- музыка для релаксации.

-CD-диски «Голоса птиц», «Домашние животные»;

Структура занятия.

  1. Орг.момент.

  2. Психо-эмоциональный настрой на урок.

  3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Игровые задания на развитие пальцев рук.

  1. Наблюдение над погодой сегодня.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Упражнения на развитие ВПФ.

  4. Физ.минутка.

  5. Изучение нового материала.

  6. Выполнение упражнений в тетрадях.

10.Гимнастика для глаз.

11.Индивидуальная работа.

12.Домашнее задание.

13.Итог урока.

14.Психо-эмоциональный настрой на перемену.

Определение результативности:Для оценки знаний и умений обучающихся применяется « Положение об оценке знаний, умений и навыков, обучающихся 1-9 классов ГКОУ РО Колушкинская школа-интернат VIII вида. Контроль осуществляется при помощи контрольно-измерительных материалов, разработанных и утвержденных методическим объединением учителей начальных классов. Показателем усвоения являются оценки «5-отлично», «4-хорошо», «3-удовлетворительно», «2-неудовлетворительно». Уровень умений и навыков обучающихся, воспитанников в первом полугодии 2 класса не оценивается.

Предполагаемый результат: расширениепредставления об окружающем мире, увеличение объёма словаря и его активизация, построение простой правильной фразы, стремление беречь окружающую природу.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Закон «Об образовании» в РФ 273 от 30.12.2012 год.

2 Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 228.

3. Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п)

4. Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ростовской области (пр.МО и ПОРО от 10.07.02 г. № 1277).

5. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 1 - 4 классов под ред. В.В. Воронковой, М., «Просвещение», 2001 год.

6. Учебный план государственного казенного образовательного учреждения Ростовской области специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида сл. Колушкино Тарасовского района на 2015-2016 год.

6.Учебное пособие для обучающихся:

Е. Д. Худенко, Г.А. Фёдорова «Развитие речи 2 класс», М. «Аркти» 2003 г.


Используемая методическая литература:

- А.К. Аксенова, Е.В. Якубовская «Дидактические игры по русскому языку 1-4 классов». Москва «Просвещение». 1987г.

-Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова «Развитие речи», Москва «Просвещение» 2000г.

-Г. А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская «Логопедические игры и задания».Санкт-Петербург «КАРО». 2001г.

-Т.В. Буденная «Логопедическая гимнастика». Методическое пособие. Санкт-Петербург. «Детство-Пресс» 2003г.

-И.Е. Светлова «Развиваем устную речь». Москва Изд. «ЭКСМО-Пресс». 2000.

-Н. И. Скворцова «Логопедические игры». М., «ОЛМА-медиа групп» 2008г.

-Е. А. Стребелева «Наглядный материал для обследования детей», М., «Просвещение» 2007г.

-Е. Ю. Сухаревская «Занимательное естествознание», М., «Учитель» 2003 г.

-О. Н. Узорова «Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления», М. «Владос» 2008 г.



Направления коррекционной работы.

2 класс


п/п

Наименование раздела коррекционной программы и характеристика основных направлений коррекционной работы

Кол-во часов

Коррекционно-развивающие цели.

1.

Сезонные изменения в природе.Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, отлёт птиц. В зимние месяцы: холод, снег, мороз. В весенние: потепление, сосульки, прилёт птиц, распускание почек.

6

1.Коррекция логического мышления на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении, узнавании, различении, классификации, установлении причинно-следственных связей.

2.

Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка.

2

1.Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.

3.

Дом. Квартира, домашний адрес. Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зелёный свет светофора.

1

1.Коррекция образной памяти на основе упражнений в сравнении.


4.

Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.

2

Коррекция образной и оперативной памяти на основе упражнений в воспроизведении.

5

Деревья. Берёза, клёнили другие деревья ближайшего окружения.

1

Коррекция и развитие мыслительных операций.

6

Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.

1

Развитие слухового восприятия. Активизация мыслительной деятельности на основе упражнений, требующих поиска, сопоставления.

7

Фрукты. Лимон, апельсин. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.

2

Коррекция логического мышления на основе упражнений в анализе – синтезе, сравнении, узнавании, различении, классификации, установлении причинно-следственных связей.

8

Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой.

2

Коррекция произвольного внимания на основе упражнений в узнавании, различении, подборе аналогий.

9

Обувь.

2

Коррекция произвольного внимания на основе упражнений в узнавании, различении, подборе аналогий.

9

Комнатные растения. Фикус, бегония. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями.

1

Коррекция произвольного внимания на основе упражнений в узнавании, различении, подборе аналогий.

10

Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.

1

Коррекция логического мышления на основе упражнений в анализе – синтезе, сравнении, узнавании, различении, классификации, установлении причинно-следственных связей.

11

Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.

2

Коррекция логического мышления на основе упражнений в анализе – синтезе, сравнении, узнавании, различении, классификации, установлении причинно-следственных связей.

12

Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

2

Коррекция речи и образного мышления, внимания.

13

Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.

1

Коррекция и развитие мыслительных операций.

14

Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.

2

Развитие слухового восприятия. Активизация мыслительной деятельности на основе упражнений, требующих поиска, сопоставления.

15

Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами. Уход за кожей. Уход за ногтями. Мытьё рук и ног.

2

Коррекция произвольного внимания на основе упражнений в узнавании, различении, подборе аналогий.

16

Повторение.

4

Коррекция логического мышления на основе упражнений в анализе – синтезе, сравнении, узнавании, различении, классификации, установлении причинно-следственных связей.



















Проверено. «_____________» 20___г.


Зам. директора по УР:_________ /

Полуэктова Л.Н./



Календарно-тематическое планирование по развитию речи. 2 класс. 1 полугодие.

п/п

Тема занятия, тема для повторения.

Кол-во заня-

тий

Дата

Направления коррекционной работы

Обогащение и активизация словарного запаса

Коррекция высших психических функций

Чтение, письмо.


1 четверть (9 часов)

1

До свидания, лето!


1


Описание природных явлений. Рассказ детей о своих наблюдениях.

Игра «Отгадай картинку», «Чего не стало?»,

Составление предложений.

2

Здравствуй, осень!


1


Описание природных явлений.

Игра «Отгадай картинку», «Чего не стало?», загадки об осени.

Составь рассказ «В парке осенью».

3

Наша школа.


1


Описание школы.

Игры «Отгадай что это», «Что изменилось?»,

Упр. Подобрать картинку к действию.

Составление рассказа о школе по плану, чтение предложений.

4

Пришкольный участок.

1


Составление предложений по картинкам.

Игры «Отгадай что это», «Что изменилось?»,

Упр. Подобрать картинку к действию.

Чтение стихотворения.

5

Дом. Квартира. Дорога в школу и домой.


1


Заучивание домашнего адреса и адреса школы-интерната.

Упр. Подобрать картинку к действию.

Дополни предложения, нарисуй картину.

6

Золотая осень.


1


Составление рассказа о сезонных изменениях в природе с наступлением осени.

Упр. Подобрать картинку к действию. Игра «Отгадай картинку», «Чего не стало?» загадки об осени.

Чтение стихотворения.

7

Семья


1


Рассказ о своей семье, о профессиях родителей.

Упр. Подобрать картинку к действию.

Составление предложений

8

Семья дома.


1


Рассказ о своей семье, о профессиях родителей.

Упр. Подобрать картинку к действию

Чтение рассказа, объясни пословицу.

9

Проверь себя! Итоги 1 четверти.



1


Составление рассказа о сезонных изменениях в природе с наступлением осени.

Игра «Отгадай картинку», «Чего не стало?», загадки об осени.

Подбор слов-действий к словам-предметам.

2 четверть (7 часов)

10

Деревья: берёза и клён.



1


Описание деревьев, сравнительные характеристики.

Игра «Отгадай картинку», «Чего не стало?»,

Загадки о деревьях.

Составь рассказ по картинке, чтение стиха.

11

Вот и осень прошла.


1


Составление рассказа о сезонных изменениях в природе с наступлением осени.

Упр. Подобрать картинку к действию. Игра «Отгадай картинку», «Чего не стало?» загадки об осени.

Нарисуй иллюстрацию, чтение стиха.

12

Овощи. Фрукты.




1


Описание овощей ифруктов: по форме, цвету, запаху, вкусу.

Упр. Подобрать картинку к действию. Игра «Отгадай картинку», «Чего не стало?» загадки об овощах и фруктах.

Объясни поговорку, выучи наизусть. Сочини сказку, продолжи сказку.

13

Овощи и фрукты.



1


Сравнительные характеристики.

Игра «Чего не стало?»

Выучи считалку

14

Зимние забавы детей

1


Рассказ детей о зимних играх на улицах.

Упр. Подобрать картинку к действию. Игра «Отгадай картинку», «Чего не стало?» загадки о зиме.

Назови лишнее.


15

Признаки зимы.

1


Описание природных явлений, рассказ о своих наблюдениях. Составление словосочетания, рассказа «Зима».

Игры «Отгадай картинку», «Чего не стало?», загадки о зиме, явлениях природы.

Чтение стиха, назвать признаки зимы.




16

Проверь себя! Итоги 2 четверти.

1


Составление рассказа по картинке, уметь называть и характеризовать предметы, делать элементарные обобщения, сравнивать два предмета.

Упр. Подобрать картинку к действию. Игра «Отгадай картинку», «Чего не стало?» загадки о зиме.

Составь предложение,













Проверено. «____________» 20____г.


Зам. директора по УР:_______ /Полуэктова Л.Н./


Календарно-тематическое планирование по развитию речи. 2 класс. 2 полугодие.


п/п

Тема занятия, тема для повторения.

Кол-во занятий

Дата

Направления коррекционной работы

Обогащение и активизация словарного запаса

Коррекция высших психических функций

Чтение, письмо.


1

3 ЧЕТВЕРТЬ (10ЧАСОВ)

17

Одежда. Виды одежды. Уход за одеждой.

1

14.01

Рассказ о наблюдениях, образуй новые слова.

Игра «Гардероб». (СТР. 27), загадки об одежде.

Чистоговорку выучи наизусть, нарисуй одежду в тетради.

18

Обувь. Виды обуви.

1

23.01

Расположи картинки по порядку.

Загадки об одежде.

Чтение слов-действий.

19

Одежда и обувь.

1

30.01

Образуй новые слова, расскажи о любом виде обуви и одежде, сравни.

Игра «Магазин».

Сочини сказку, подбери

с лова.

20

Сезонная обувь. Уход за обувью.

1

6.02

Расположи картинки по порядку.


Составление предложений

21

Дикие животные. Заяц.

1

13.02

Называние частей тела, рассказ о зайце по плану.

Загадки о животных.

Сочини сказку, подбери

с лова.

22

Домашние животные. Кролик.

1

20.02

Составление предложений, сравнение зайца и кролика.

Загадки о животных.

Чтение стиха.

23

Дикие и домашние животные.

1

27.02

Составление рассказа по картинке, уметь называть и характеризовать предметы, делать элементарные обобщения, сравнивать два предмета.

Загадки о животных.

Чтение предложений.

24

Комнатные растения. Фикус и бегония.

1

6.03

Сравнение фикуса и бегонии.

Загадки о комнатных растениях.

Чтение стиха, Выбор правильного ответа.

25

Весна пришла!

1

13.03

Составление словосочетаний о весне, рассказа.

Загадки о весне, пословицы, поговорки, приметы.

Составь рассказ по картинке.

26

Проверь себя! Итоги 3 четверти

1

20.03

Составление словосочетаний о весне, рассказа.

Загадки о весне, пословицы, поговорки, приметы. Игры «Отгадай картинку», «Чего не стало?», загадки о зиме, явлениях природы.

Подбери слова-пары, расскажи о любом животном.

4 ЧЕТВЕРТЬ (8 ЧАСОВ)

27

Раннецветущие растения.

1

7.04


Игра «Цветы», загадки о цветах.

Выучить стих наизусть.

28

Птицы: ворона.

1

14.04


Игра «Кто летает?», загадки о птицах.

Составь рассказ о вороне.

29

Птицы: воробей.

1

21.04


Игра «Кто летает?», загадки о птицах.

Выучить считалку.

30

Насекомые: жуки, бабочки.

1

28.04


Игра «Жуки», «Звукоподражательные игры».

Чтение стиха по ролям.

31

Строение тела человека. Правила гигиены.

1

5.05


Загадки о человеке,

Составь рассказ.

32

Правила гигиены: волосы, кожа, ногти.

1

12.05


Загадки о человеке,

Составление предложений

33

Охрана здоровья.

1

19.05


Загадки о человеке,

Расположи картинки в правильном порядке.

34

Здравствуй, лето! Проверь себя! Итоги года.

1

26.05


Загадки о лете, приметах лета, явлениях природы. Игра «Цветы», загадки о цветах.

Вставь пропущенные слова.сделай правильный выбор, сочини сказку




16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!