СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по развитию речи 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа по развитию речи.

Пояснительная записка.

 

Данная коррекционно-развивающая программа составлена на основе заключений ПМПк, результатов обследования речи детей класса и разработана на основе программы по развитию речи для 1-4 классов (автор В.В.Воронкова) и требований к уровню подготовки обучающихся. Данная программа рассчитана  на 4 года.  Программа составлена с учетом регионального компонента, который отражен в содержании заданий и упражнений. В региональном учебном плане на развитие речи в 3 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю).

 

Актуальность программы.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Для них характерно нарушение звукопроизношения, несформированность фонематических процессов, ограниченность словаря, нарушение грамматического строя речи, несформированность связной речи.

Речевая активность детей слаба и быстро истощаема. В их речи обнаруживается непонимание причинно-следственных , временных и пространственных отношений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по развитию речи 3 класс»



государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области « Колушкинская специальная школа-интернат»

Утверждена.

Директор: ________/Л.Г. Землянская/

Приказ .№ ____ от _____ ______2016г.


Составлена на заседании ПМПк

от ___._______2016г. Протокол №

И.О. Председатель ПМПк: ________

/Полуэктова Л.Н./

Обсуждена и принята на заседании педагогического совета

от __._____2016г. Протокол № ____







Адаптированная

Коррекционно – развивающая программа

по развитию речи для 3 класса

на 2016-2017уч. год







Составитель:

Везоргина Лариса Николаевна

Учитель начальных классов


Пояснительная записка.


Данная коррекционно-развивающая программа составлена на основе заключений ПМПк, результатов обследования речи детей класса и разработана на основе программы по развитию речи для 1-4 классов (автор В.В.Воронкова) и требований к уровню подготовки обучающихся. Данная программа рассчитана на 4 года. Программа составлена с учетом регионального компонента, который отражен в содержании заданий и упражнений. В региональном учебном плане на развитие речи в 3 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю).


Актуальность программы.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Для них характерно нарушение звукопроизношения, несформированность фонематических процессов, ограниченность словаря, нарушение грамматического строя речи, несформированность связной речи.

Речевая активность детей слаба и быстро истощаема. В их речи обнаруживается непонимание причинно-следственных , временных и пространственных отношений.

Неполноценное речевое развитие сопровождается несформированностью сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. У детей наблюдается недоразвитие фонематического восприятия, недостаточная устойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания; отставание в развитии наглядно-образного, словесно-логического мышления, трудности анализа, синтеза, сравнения, ригидность мышления; ограниченные возможности развития познавательной деятельности. Детям с НР присуще также отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией и переключаемостью, снижением скорости, точности и ловкости выполнения движений и другими особенностями.

В связи с этим коррекция системного недоразвития речи является необходимой в процессе обучения данной категории детей.

Цель программы:коррекция всех компонентов речевой системы, направленная на исправление дефектов общего и речевого развития обучающихся, их познавательной деятельности.

Задачи программы:

- развивать фонематический слух, речевое дыхание, голос;

- развивать слуховую и зрительную память;

- развивать артикуляционную и общую моторику;

- расширять и обогащать представления об окружающем мире;

- формировать представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;

- формировать способность видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;

- обогащать и активизировать словарный запас обучающихся;

- воспитывать любовь к родному краю, стремление беречь окружающую природу.

Характеристика состава класса:

У большинства детей в классе поставлен диагноз «недоразвитие речи» (Волченко Иван, Волченко Юий, Беднов Сергей, Павлов Николай, Клейн Мария.) для них характерно нарушение звукопроизношения, не сформированность фонематических процессов, ограниченность словаря, нарушение грамматического строя речи, не сформированность связной речи.). Речевая недостаточность детей проявляется во всех компонентах речи.

Словарный запас крайне беден у Семенцовой Е, Клейн М . У них выявлено не знание многих слов, обозначающих части предмета, тела животных и их детенышей. Девочки путается в названии формы предмета и его величины. В речи неиспользует отвлеченные понятия. Нарушают грамматический строй речи. Пополнился словарный запас у Калининой Л. Маркина И. дают полные ответы на вопросы учителя, владеют приемами словообразования и словоизменения. На 3 году обучения продолжать работу по развитию связной речи и развитию фонематического слуха с Семенцовой К, Клейн М, Беднов С, Волченко Иван и Волченко Юрий , а также формированию способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы.

Средства (формы) и методы коррекционной работы:

- в 3классе занятия проводятся в форме урока (40 мин.);

- используются ТСО, артикуляционная дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, коррекционно-развивающие упражнения на развитие ВПФ, логопедические и коррекционные игры;

-применяются наглядный, практический, словесный методы.


Этапы реализации и сроки реализации.

Данная программа рассчитана на 4 года.

Первый этап — 1 класс, второй этап — 2 класс, третий этап — 3 класс, четвертый этап — 4 класс.

Программа для 3 класса.

Организация уроков: уроки проходят в классной комнате. Календарное планирование по данной программе составляется на полугодие. Уроки проводится 2 раза в неделю по 40 мин.

Оборудование:

-сигнальные карточки, алфавит, слоги, разрезная азбука;

-предметные картинки, изображающие одушевленные и неодушевленные предметы;

-предметные картинки по темам «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые», «Рыбы», «Ягоды», «Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Цветы», «Игрушки», «Семья», «Комнатные растения», «Одежда», «Транспорт», «Инструменты», «Продукты», «Профессии» и др.;

-схемы слов, схемы предложений, словарные слова; опорные схемы, слова, картинки;

-таблицы по развитию речи: «Зимние забавы», «Времена года. Зима», «Времена года. Весна», «Времена года. Осень», «Времена года. Лето» и др.;

-игрушки, ударный инструмент, мячик;

чебные пособия: азбука магнитная, касса букв (классная), набор картинок «Обобщающие понятия», лото по сказкам, картинный словарь, набор кубиков по сказкам.

-ТСО, ИКТ (музыкальный центр, интерактивная доска);

- обучающая компьютерная игра «Азбука-малышка».

- музыка для релаксации.

-CD-диски «Голоса птиц», «Домашние животные»;

Структура урока.

  1. Орг. момент.

  2. Психо-эмоциональный настрой на урок.

  3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

  4. Игровые задания на развитие пальцев рук.

  5. Наблюдение над погодой сегодня.

  6. Проверка домашнего задания.

  7. Упражнения на развитие ВПФ.

  8. Физ-минутка.

  9. Изучение нового материала.

  10. Выполнение упражнений в тетрадях.

  11. Гимнастика для глаз.

  12. Индивидуальная работа.

  13. Домашнее задание.

14.Итог урока.

15.Психо-эмоциональный настрой на перемену..

Определение результативности:Для оценки знаний и умений обучающихся применяется Положение об оценке знаний, умений и навыков обучающихся 1-9 классов ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат. Контроль осуществляется при помощи контрольно-измерительных материалов, разработанных и утвержденных методическим объединением учителей начальных классов. Показателем усвоения являются оценки «5-отлично», «4-хорошо», «3-удовлетворительно», «2-неудовлетворительно».

Предполагаемый результат: расширение представления об окружающем мире, увеличение объёма словаря и его активизация, построение простой правильной фразы, стремление беречь окружающую природу.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

1.Закон об Образовании РФ № 273 от 30.12.2012года.

2.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 228.

3.Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п)

4.Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ростовской области (пр. МО и ПОРО от 10.07.02 г. № 1277).

5.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 1 - 4 классов под ред. В.В. Воронковой, М., «Просвещение», 2001 год.

7.Учебное пособие для обучающихся:

Е. Д. Худенко, И. А. Терехова «Знакомство с окружающим миром 3 класс», М. «Аркти» 2004 г.

8.Учебный план государственного казенного общеобразовательного учреждения Ростовской области « Колушкинская специальная школа-интернат» на 2016-2017 год.

Используемая методическая литература:

- Аксенова А. К. «Дидактические игры по русскому языку 1-4 классов». Москва «Просвещение». 1987г.

- Бессонова Т. П., Грибова О. Е. «Развитее речи», Москва «Просвещение» 2000г.

- Быстрова Г. А., Сизова Э. А., «Логопедические игры и задания».Санкт-Петербург «КАРО». 2001г.

-Буденная Т. В. «Логопедическая гимнастика». Методическое пособие. Санкт-Петербург. «Детство-Пресс» 2003г.

-Светлова И. Е. «Развиваем устную речь». Москва Изд. «ЭКСМО-Пресс». 2000.

-Скворцова Н. И. «Логопедические игры». М., «ОЛМА-медиа групп» 2008г.

-Стребелева Е. А. «Наглядный материал для обследования детей», М., «Просвещение» 2007г.

-Сухаревская Е. Ю. «Занимательное естествознание», М., «Учитель» 2003 г.

-Узорова О. Н. «Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления», М. «Владос» 2008 г.

















Направления коррекционной работы 3 класс.

п/п

Наименование и характеристика разделпов коррекционной программы

Кол-во часов

Коррекционно-развивающие цели.


1

Сезонные изменения в природе. Труд людей. Забавы детей.

Погода. Признаки осени, зимы, весны, лета. Сезонная работа людей. Детские забавы.

17

Коррекция логического мышления на основе упражнений в анализе – синтезе, сравнении, узнавании, различении, классификации, установлении причинно-следственных связей.


2

Дорога в школу. ПДД. Транспорт.

Улица, на которой находится школа, различные виды общественного транспорта, правила для пешеходов.

5

Коррекция образной и оперативной памяти на основе упражнений в воспроизведении.


3

Посуда.

Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Мытье, хранение.

2

Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.


4

Одежда.

Различные виды одежды. Уход за одеждой.

2

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении, запоминании, узнавании.


5

Обувь.

Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью.

2

Коррекция произвольного внимания на основе упражнений в узнавании и различении, подборе аналогий.


6

Растения.

Овощи, бахчевые культуры, ягоды, деревья, растения на клумбах, комнатные растения.

11

Активизация мыслительной деятельности на основе упражнений, требующих самостоятельного поиска, сопоставления.


7

Животные.

Дикие и домашние животные, перелетные, зимующие и домашние птицы, насекомые.

14

Коррекция логического мышления на основе упражнений в анализе – синтезе, сравнении, узнавании, различении, классификации, установлении причинно-следственных связей


8

Человек. Охрана здоровья.

Лицо, части лица. Уход за зубами. Охрана зрения и слуха.

8

Коррекция произвольного внимания на основе упражнений в узнавании и различении, подборе аналогий


9.

Итоговые уроки.

Повторение пройденного материала.

7

Коррекция долговременной памяти на основе упражнений в воспроизведении.




Проверено «___» ______________ 2016г.


Зам.дир. по УР ______ Полуэктова Л.Н.



Календарно-тематическое планирование по развитию речи для 3 класса


урока

Тема урока, тема для повторения

Дата

Кол-во часов

Направления коррекционной работы на уроке.

Обогащение и активизация словарного запаса

Коррекция высших психических функций

Чтение и письмо

1 четверть (17 ч)

1

Летние каникулы.

2.09

1

Составление рассказа по иллюстрации.

Упр. «Назови слова»

Стихи о лете.

2

Осенняя экскурсия.

6.09

1

Называние предметов и явлений.

Игра «Длиннее-короче»


3

Труд людей осенью.

9.09

1

Словарная работа.

Игра «Найди пару»

Дополнение предложений.

4

Овощи: картофель.

13.09

1

Характеристика предметов по их основным признакам.

Игра «Раскрась овощи»

Рисование по теме.

5

Овощи: капуста.

16.09

1

Сравнение предметов с другими предметами.

Игра «Раскрась овощи»

Рисование по теме.

6

Овощи: свекла.

20.09

1

Составление рассказа-описания по плану.

Игра «Матрешка».

Рисование по теме.

7

Овощи: горох.

23.09

1

Беседа по вопросам учителя и учебника.

Упр. «Дополни фигуру».

Запись пар слов.

8

Бахчевые культуры: арбуз, дыня.

27.09

1

Подбор слов-признаков.

Упр. «Способ применения».


9

Ягоды: малина, земляника.

30.09

1

Выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Игра «Вопрошайка»

Составление и запись предложений.

10

Растения на клумбах: астры, ноготки.

4.10

1

Подбор слов-действий.

Игра «Помоги пчелке»

Рисование по теме.

11

Золотая осень.

7.10

1

Составление рассказа по иллюстрации.

Игра «Я вижу».

Заучивание стихотворения наизусть.

12

Дорога в школу.

11.10

1

Составление рассказа-описания с использованием слов-действий.

Упр. «Трудное задание».

Дополнение предложений, озаглавливание и запись текста.

13

Лиственные деревья.

14.10

1

Составление словосочетаний по образцу.

Игра «Что общего?».

Дополнение и запись предложений.

14

Растения в природе и их значение в жизни человека.

18.10

1

Дополнение высказываний товарищей.

Упр. «Наоборот».

Чтение стихотворения.

15

Транспорт.

21.10

1

Формулировка вопросительных предложений.

Игра «Погрузка поезда».

Чтение рассказа.

16

Наземный транспорт.

25.10

1

Характеристика предметов по их основным признакам.

Упр. «Части и целое».

Рисование по теме.

17

Итоги 1 четверти.

28.10

1

Составление предложений. Описание предмета или явления по плану.

Упр. «Вспомни все».

Выполнение тестов


2 четверть ( 15 ч)



18-19

Правила дорожного движения.

8.11

11.11

2

Выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Игра «Четвертый лишний».


20-21

Посуда. Виды посуды.

15.11

18.11

2

Подбор слов, противоположных по значению.

Упр. «Последствия».

Запись пар слов.

22

Декабрь – первый месяц зимы (экскурсия).

22.11


1

Беседа по вопросам учителя и учебника.

Игра «Кто так делает?»

Чтение стихотворения.

23-24

Сезонные изменения в природе.

25.11

29.11

2

Составление рассказа по иллюстрации.

Упр. «Чем схожи и чем отличаются?»

Чтение рассказа.

25-26

Одежда. Сезонная одежда.

2.12

6.12

2

Сравнение предметов с другими предметами.

Игра «Собираем чемодан».


27-28

Обувь и уход за нею. Виды обуви.

9.12

13.12

2

Составление рассказа по серии сюжетных иллюстраций.

Игра «Цепочка».


29-30

Зимние забавы детей.

16.12

20.12

2

Составление словосочетаний по образцу.

Игра «Снежный ком».

Чтение стихотворения.

31-32

Итоги 2 четверти.

23.12

27.12

2

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.




Упр. «Коллективная история».

Выполнение тестов







Проверено «___» ____________ 2017 г.

зам. дир. по УР _________ Полуэктова Л.Н.

3 четверть ( 22 ч)


33

Сезонные изменения в природе.

10.01

1

Составление рассказа по иллюстрации.

Упр. «Какой? Какая?»

Чтение рассказа.

34

Зимующие птицы: снегирь.

13.01

1

Подбор слов-действий.

Упр. «Кто? Или Что?»

Чтение стихотворения.

35

Зимующие птицы: синица.

17.01

1

Подбор слов, противоположных по значению.

Игра «Устная арифметика».

Рисование по теме.

36

Перелетные птицы: грач.

20.01

1

Составление словосочетаний по образцу.

Упр. «Увеличить и уменьшить».


37

Перелетные птицы: скворец.

24.01

1

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Игра «Как это называется?»

Чтение рассказа.

38

Человек и природа.

27.01

1

Выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Отгадывание кроссворда.

Чтение рассказа.

39

Домашние птицы: курица.

31.01

1

Составление предложений. Описание предмета или явления по плану.

Упр. «Узнай предмет по деталям».

Выполнение тестов

40

Домашние птицы: утка.

3.02

1

Сравнение предметов с другими предметами.

Упр. «Как это называется?»

Чтение рассказа.

41

Сезонные изменения в природе. Экскурсия.

7.02

1

Беседа по вопросам учителя и учебника.

УПР. «Порядок действий».

Чтение стихотворения.

42

Февральские приметы.

10.02

1

Беседа по вопросам учителя и учебника.

Отгадывание ребусов.


43-44

Труд людей города и села зимой.

14.02

17.02

2

Составление словосочетаний по образцу.

Упр. «Спрятанные слова».

Дополнение и запись предложений.

45

Зима – время года.

21.02

1

Составление предложений. Описание предмета или явления по плану.

Разгадывание головоломок.

Заучивание стихотворения наизусть.

46

Домашние животные: коза.

24.02

1

Подбор слов-признаков.

Игра «Кодировка».

Чтение рассказа.

47

Домашние животные: овца.

28.02

1

Составление предложений. Описание предмета или явления по плану.

Упр. «Найди двух одинаковых животных».

Выполнение тестов

48

Дикие животные: еж.

3.03

1

Составление рассказа по иллюстрации.

Отгадывание загадок.

Рисование по теме.

49

Дикие животные: медведь.

7.03

1

Характеристика предметов по их основным признакам.

Упр. «Переплетенные нити».

Чтение рассказа.

50

Растения и животные весной. Экскурсия.

10.03

1

Беседа по вопросам учителя и учебника.

Отгадывание ребусов.


51-52

Март – весенний месяц.

14.03

17.03

2

Составление рассказа-описания по плану.

Игра «Кто спрятался в лесу?»

Чтение стихотворения.

53-54

Итоги 3 четверти.

21.03

24.03


2

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Упр. «Найди 5 отличий».

Выполнение тестов







4 четверть ( 16 ч.)


55

Природа весной.

4.04

1

Составление предложений. Описание предмета или явления по плану.

Отгадывание загадок.

Изменение и запись предложений.

56

Комнатные растения: герань, традесканция.

7.04

1

Составление рассказа-описания по плану.

Упр. «Чудо-дерево».


57

Раннецветущие растения: подснежник. Красная Книга.

11.04

1

Дополнение высказываний товарищей.

Отгадывание ребусов.

Чтение стихотворения.

58

Насекомые: муравей.

14.04

1

Характеристика предметов по их основным признакам.

Игра «Найди ошибку».

Рисование по теме.

59

Насекомые: муха.

18.04

1

Сравнение предметов с другими предметами.

УПР. «Загадочная картинка».

Рисование по теме.

60

Разнообразие животного мира.

21.04

1

Дополнение высказываний товарищей.

Отгадывание загадок.

Чтение рассказа.

61

Охрана животных.

25.04

1

Беседа по вопросам учителя и учебника.

Методика «Корректурная проба».


62

Экология воздуха и охрана окружающей среды.

28.04

1

Составление словосочетаний по образцу.

Игра «Сколько бабочек спряталось от зайки?»

Выполнение тестов

63

Сезонные изменения весной.

2.05

1

Выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Игра «Что изменилось?»

Чтение стихотворения.

64

Охрана здоровья: мой организм и органы чувств.

5.05

1

Беседа по вопросам учителя и учебника.

Игра «Помоги кроту найти очки».

Дополнение и запись предложений.

65

Глаза – органы зрения.

12.05

1

Составление словосочетаний по образцу.

Отгадывание ребусов.


66

Органы слуха – уши и уход за ними.

16.05

1

Составление словосочетаний по образцу.

Игра «В гостях у сказки».

Выполнение тестов

67

Орган обоняния – нос.

19.05

1

Словесное рисование.

Игра «Запомни и повтори».

Чтение рассказа.

68

Орган осязания – язык.

23.05

1

Сочинение сказки.

Упр. «Да и нет не говорите».


69

Зубы.

26.05

1

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Упр. «Плюс и минус».

Чтение рассказа.

70

Итоги 4 четверти.

30.05

1

Составление предложений. Описание предмета или явления по плану.

Отгадывание загадок.

Выполнение тестов





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!