Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 2 «Березка»
Рабочая программа по реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
Вид организованной образовательной деятельности: Социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и сообществе; самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; формирование основ безопасности.
Возрастная группа: 2 – 3года
Сведения о разработчиках:
Луткова М. В.
Первая квалификационная категория
Пояснительная записка
Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка, в котором возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения и ребенок сам начинает определять свою собственную деятельность. Возникновение произвольного поведения является предпосылкой социальной ориентации ребенка дошкольного возраста. Поведение ребенка становится опосредованным нормами и правилами поведения, впервые создается предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Осознание своего поведения и начало личного самопознания – одна из характеристик социальной ориентации ребенка дошкольного возраста. Ребенок понимает, что он умеет, а что нет, он знает свое место в системе отношений с другими людьми, осознает не только действия, но и внутренние переживания, он открывает свою внутреннюю жизнь, которая и составляет суть личного самопознания.
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Значимые характеристики особенностей развития детей младшего дошкольного возраста
Возрастные особенности детей 2 -3 лет
Период от рождения до поступления в школу является этапом первоначального формирования личностных качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Рабочая программа по реализации области «Социально-коммуникативное развитие» для детей 2-3 лет группы составлена в соответствии:
- образовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Березка»;
- федеральный закон от 29.12.2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- приказ МОиН РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 01.01.2021г. №26 «Об утверждении СанПиН (2.4.1.3049-13 от 15.05.13) 23./2.4 3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы в 2.4.1.2660-10
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1.Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности» .- М: Мозаика – Синтез, 2018
2.Губанова Н.Ф.»Развитие игровой деятельности для детей 2-3 лет» .- М: Мозаика – Синтез, 2018
3.Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. «Социально-коммуникативное развитие дошкольников с детьми 2-3 лет» .- М: Мозаика – Синтез, 2018
4. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми
2–7 лет / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. М.: Мозаика-Синтез.
Режим реализации программы
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье |
Основная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах |
Основные формы: игра, занятие, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. | Решение образовательных задач в ходе режимных моментов | Деятельность ребенка в разнообразной, гибко меняющейся предметно- развивающей и игровой среде | Решение образовательных задач в семье |
Цель:
освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.
Основные задачи программы:
1. Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевые, подвижные театрализованные, дидактические игры);
2.Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
3.Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
4.Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Способствовать формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Содержание деятельности
Развитие игровой деятельности | 1.1Сюжетно-ролевые игры: формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешая друг другу; развивать умение играть вместе со сверстниками. формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой; содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители; подводить детей к пониманию роли в игре; формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью. 1.2. Подвижные игры: развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в п/игры с простым содержанием; приучать к совместным играм небольшими группами; поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание). 1.3. Театрализованные игры: пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор); побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и нет живой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм); способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками; создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых). 1.4. Дидактические игры: обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей; учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (крут, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина). проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый – холодный», «Легкий —тяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.). |
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам | Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие; формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей; воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. П.; продолжать формировать умение здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого); излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста»; воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. |
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств | Начать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка, изменении его социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя. 1) Семья: развивать умение называть имена членов своей семьи. 2) Детский сад: развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. Д.); развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке. 3) Родная страна: напоминать детям название города (поселка), в котором они живут. |
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства | Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге. Знакомство с некоторыми видами транспорта. |
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них | Содержание работа по ОБЖ направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего |
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения | Формирование элементарных представлений о правильных способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых. Объяснять детям, что рвать любые растения и есть их нельзя. |
Развитие трудовой деятельности | Трудовое воспитание направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека». |
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам | Формирование привычки поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам. Развитие умения совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы |
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек | Развитие интереса к труду взрослых. Расширение круга наблюдений детей за трудом взрослых. Привлечение внимания на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. Поощрение желания помогать взрослым. В помещении и на участке привлекать внимание детей к тому, как взрослый ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит). Формировать умение узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит |
Программа составлена в соответствии с тематическими циклами, что создает основу для развития познавательных и творческих способностей детей и межпредметных связей по разделам:
Образовательная область | Задачи |
«Физическое развитие» | развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами и других видов совместной двигательной деятельности с детьми и взрослыми развивать самостоятельность, творчество. |
«Художественно-эстетическое развитие» | использование продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения образовательной области; воспитывать творческую самостоятельность; бережное отношение к материалам и инструментам. |
«Познавательное развитие» | развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию; формировать познавательные действия; развитие воображения и творческой активности; формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире продолжать обогащать представления детей о мире предметов. Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. |
«Речевое развитие» | Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; |
Продолжительность диагностического периода:
Стартовая диагностика: 01.09.202 г. – 15.09.202 г.
Итоговая диагностика: 15.05.202 г. – 31.05.202 г.
Качества и показатели:
Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
Развитие игровой деятельности:
отражает в играх разнообразные сюжеты;
использует разнообразные игровые действия;
активно осваивает способы ролевого поведения;
охотно вступает в ролевой диалог с педагогом и со сверстником»
в дидактических играх действует в соответствии с игровой задачей
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам:
проявляет себя дружелюбным партнёром в совместной деятельности с взрослым и сверстником;
активно вступает в общение по поводу игрушек и игровых действий;
имеет представления о действиях и поступках взрослых;
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств:
имеет представления о членах семье, их отношениях
отвечает на вопросы о своей семье, радостных семейных событиях;
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:
выполняет элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, правила дорожного движения;
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них:
знает назначение светофора;
различает пешеходный переход «Зебра»
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения:
- проявляет интерес к правилам безопасного поведения;
- соблюдает элементарные правила взаимодействия с животными
Развитие трудовой деятельности:
способен к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки)
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:
стремится соответствовать требованиям близких взрослых;
помогает в ответ на просьбу.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек:
знает и называет некоторые трудовые действия взрослых (моет, стирает, гладит, убирает и т.д.);
знает и называет инструменты, некоторые материалы, из которых сделаны предметы и вещи;
имеет элементарные представления о работе мамы, папы, других близких (мама работает в магазине, папа работает шофёром и т.п.).
Формы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности («проживание» ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Набор тем придает систематичность всему образовательному процессу. Непосредственно образовательная деятельность совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе познавательно- исследовательской деятельности, её интеграцию с другими видами детской деятельности (игровой, двигательной, , коммуникативной, продуктивной, а также чтения художественной литературы).
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье |
Непосредственно организованная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах |
Занятия Экскурсии Наблюдения Чтение художественной литературы Беседы Просмотр видеофильмов Дидактические игры Проблемные ситуации Поисково-творческие задания Объяснение Упражнения Рассматривание Иллюстраций Тренинги Викторины КВН Моделирование | Индивидуальная работа Обучение Объяснение Напоминание Личный пример Похвала Наблюдение Упражнения Тренинги Игры – подвижные, дидактические, творческие Рассматривание иллюстраций Трудовая деятельность Театрализованные постановки Праздники и развлечения | Игры со сверстниками – сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, хороводные Самообслуживание Дежурство Совместное со сверстниками рассматривание иллюстраций Совместная со сверстниками продуктивная деятельность Экспериментирование Наблюдение | Экскурсии, путешествия Наблюдения Чтение Личный пример Беседа Объяснение |
Создание ситуаций, вызывающих желание трудиться и побуждающих детей к: – проявлению трудовых навыков, – оказанию помощи сверстнику и взрослому, – проявлению заботливого отношения к природе. Трудовые поручения. Самостоятельное планирование трудовой деятельности. | - | - |
Показ Объяснение Обучение Наблюдение Напоминание | Самообслуживание Обучение Напоминание Беседы Разыгрывание игровых ситуаций Упражнение Объяснение Наблюдение Поручения Совместный труд Чтение и рассматривание иллюстраций о труде взрослых Тематические праздники и развлечения Просмотр видео– диафильмов Продуктивная деятельность Экскурсии | Игры – сюжетно- ролевые, дидактические Совместный труд детей Дежурство Рассматривание иллюстраций Продуктивная деятельность | Беседы Личный пример Показ Напоминание Объяснение Совместный труд детей и взрослых Рассказ Просмотр видеофильмов, диафильмов |
Виды детского труда:
Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
Хозяйственно-бытовой труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, доступный ремонт игрушек и пр., уборка групповой комнаты, участка);
Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);
Формы организации трудовой деятельности:
Поручения (индивидуальные или совместные);
Дежурства (индивидуальные или совместные);
Коллективный труд.
Планирование и содержание трудовой деятельности осуществляем по форме ее организации: поручения, дежурство, коллективный труд.
Перспективное планирование трудовой деятельности
Месяц | Воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, его результатам | Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека | Самообслуживание Труд в природе Хозяйственно-бытовой труд |
Сентябрь | Формировать положительное отношение к труду взрослых. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда. Формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников. Побуждать рассказывать о них. Д/игра «Профессии» Наблюдение за трудом работников детского сада. Рассматривание картин, иллюстраций. Беседы. Оказание посильной помощи взрослым. | Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых. Продолжать знакомить с трудом близких взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель). Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда. День защитника Отечества День космонавтики День работников пожарной охраны | Продолжать воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности. Развивать умение детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т.п.). Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. Приучать с помощью взрослого кормить птиц, поливать комнатные растения, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными. Формировать умение обращать внимание на изменения, произошедшие со знакомыми растениями. |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Перспективное планирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
Месяц | Навыки безопасного поведения в природе | Правила пожарной безопасности | Основы безопасности собственной жизнедеятельности | Правила дорожного движения |
Сентябрь | Беседа «Правила поведения в лесу» | Чтение С.Маршак «Сказка про спички» | Беседа «Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?» Беседа «Если чужой приходит в дом…» | «Наш друг – светофор» Д/игра «Мы шоферы» Подвижная игра «Цветные автомобили» Конструирование «Гараж для машины» |
Октябрь | Беседа «Будем беречь и охранять природу» | Беседа «Спички не тронь – в спичках огонь» Просмотр иллюстраций на тему: «Пожар» | Беседа «Ток бежит по проводам» Беседа «Если ты потерялся» Правила поведения | Беседа, игра-ситуация «Мостовая для машин, тротуар для пешеходов» Игра «Водители» Чтение «Загадки про знаки» Беседа «Какие бывают машины?» |
Ноябрь | Беседа, показ иллюстраций «Съедобные и несъедобные грибы» | Беседа «Почему нельзя играть со спичками» Просмотр мультфильма «На пожаре» | Беседа «Запомните, детки, таблетки – не конфетки» Беседа «Контакты с незнакомыми людьми» | «О полосатой зебре» Ситуация «Как я еду в автобусе» Д/игра «Дорожные знаки, светофор и ты» |
Декабрь | Беседа «Солнце, воздух и вода…» | Беседа «Как звери елку наряжали» Дидактическая игра «Профессии-пожарный» | Беседа «Полезные вещи – молоток и клещи, ножницы, катушки – детям не игрушки» Беседа «Не пей из копытца – козленочком станешь» | "Красный, желтый, зеленый» Чтение произведения В.И.Мирясовой «Грузовой автомобиль» Д/игра «Собери машину по частям» |
Январь | Беседа «Как избежать обморожения» | Беседа «Огонь злой, огонь добрый» Чтение сказки С.Маршак «Кошкин дом» | Беседа «Внешность человека может быть обманчива» Беседа «Катаемся на горке» - правила поведения | Чтение произведения В.И.Мирясовой «Легковой автомобиль» Д/игра «Покажи транспорт, который назову» |
Февраль | Беседа «Контакты с животными» | Беседа «Почему огонь полезен и опасен» | Опасные ситуации: «Контакты с незнакомыми людьми на улице и дома» Беседа «Ядовитые растения» | Целевая прогулка «Мы знакомимся с улицей» Чтение А.Барто «Грузовик» Ситуация общения «Как я перехожу улицу с мамой» |
Март | Беседа «Если вдруг заблудились» -правила поведения | Беседа «От шалости до беды один шаг» Дидактическая игра «Как избежать неприятностей» | Беседа, показ иллюстраций «Съедобные несъедобные грибы» Беседа «Ты остался один дома» - правила поведения | «Не играй в прятки с водителем» Чтение С.Михалкова «Если цвет зажегся красный…» Рисование «Зебра» Сюжетно-ролевая игра «Автобус» |
Апрель | Беседа «Тепловой и солнечный удар» | Практическое занятие по отработке плана эвакуации в случае возникновения пожара | Беседа «Гроза» - правила поведения Беседа «Опасные ситуации на улице, во дворе» | Игра-имитация «Я-шофер» Рассматривание дорожных знаков. П/игра «Воробышки и автомобиль» Ситуация «Мы едем в поезде" |
Май | Ситуация «Мы пришли на водоем» - правила поведения | Ситуация «Рядом с газовой плитой» Просмотр мультфильма «Тили-бом, тили-бом…» | Беседа «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности» Беседа «Кошка и собака - наши соседи» | Ситуация «Едем в гости к бабушке» Конструирование «Широкая и узкая дорожки» |
Перспективное планирование к приобщению детей к элементарным социальным нормам и правилам
месяц | Ребёнок и взрослые | Ребёнок и сверстники | Отношение ребёнка к самому себе |
сентябрь | Учить детей проявлять интерес к взрослым и их действиям. Различать и называть отдельные действия взрослых, в которых проявляется доброе отношение к детям. Игровая ситуация «Что успевают руки взрослого в детском саду» Беседа «Что надо делать осенью на улице, огороде?» Игра «Угостим гостей овощами и фруктами» | Учить различать, узнавать и называть детей на картинках. Беседа «Что делают дети на улице на прогулке» Дидактическая игра «Назови имя друга» Чтение З. Александрова «Прятки» | Учить ребёнка знать своё имя. Учить детей отличать своё место за столом, шкафчик для одежды, умывальные принадлежности, расчёску, игрушки, вещи от чужих. Занятие «Каждой вещи – своё место» 1 вариант. |
октябрь | Учить детей вместе с воспитателем рассматривать картинки и игрушки с ярко выраженным эмоциональным состоянием (смеётся, плачет), различать по выражению контрастные эмоциональные состояния. Игровая ситуация «Мишутка потерял сапожки» Беседа «чего испугался мальчик?» Рассматривание картинок из серии «Наша Таня», беседа по ним. | Учить различать и называть части лица. Чтение потешки: «Водичка, водичка» Развивать у детей умение мысленно воспроизводить образ себе подобного. Творческая игра «Угадай, кто это?» Учить детей по предложению воспитателя обращать внимание на хорошие действия и поступки в группе, на бережное отношение к игрушкам, стремление содержать их в порядке. Занятие «Мы убираем игрушки» | Учить детей узнавать дом, в котором они живут. Игровая ситуация: «Какой дом на картинке похож на тот, где ты живёшь?» |
ноябрь | Развитие потребности в общении со взрослыми, доброжелательности к ним, учить узнавать на картинках семью, называть членов семьи. Учить различать и называть отдельные действия взрослых, в которых проявляется доброе отношение к детям (кормят, одевают, ласкают). Игровая ситуация «Сошьём кукле новое платье» Игровая ситуация «Машенька хочет купаться» Чтение: «кто скорее допьёт» | Воспитание положительных действий и поступков детей по отношению друг к другу. Игровая ситуация: «Расставим мебель в кукольной комнате» Чтение: «Помогите» Рассматривание картинок с трудовыми действиями детей. | Учить детей знать свои игрушки, воспитывать бережное отношение к ним. |
декабрь | Учить детей показывать, называть основные части тела, лица человека, его действия. Беседа «Мои умные помощники» Чтение: Е. Пермяк «Про нос и язык» Лепка «Как будем лепить куклу» | Учить ребят показывать и называть детей и их действия. Рассматривание книг и иллюстраций («Ладушки», «Айболит», «Мыши водят хоровод») Подвижные игры «Каравай», «Кто у нас хороший?» | Учить детей знать членов своей семьи. Игра с мячиком «Как зовут меня, моих папу, маму, бабушку, дедушку?» |
январь | Учить детей повторять за воспитателем слова, обозначающие соответствующее эмоциональное состояние (дядя смеётся, мама огорчена, кукла радуется) Дидактическая игра «Запомни моё лицо» Игровая ситуация: «Успокоим куклу. Узнаем, почему она плачет. Поможем ей» | Учить проявлять интерес к выражению лиц детей. Вместе с воспитателем рассматривать ярко выраженные эмоциональные состояния детей. Игровая ситуация: «Кукла Катя хочет кушать. Чем её покормить?» Беседа: «Какие подарки принёс Дед Мороз?» | Узнавать себя в зеркале, на фото. Игра «Расскажи по фотографии» Игра с зеркалом «Кто это?» Учить детей испытывать удовлетворение от одобрения взрослого и стремиться повторить это положительное действие, формировать навык последовательных действий одевания и раздевания, умения складывать, вешать вещи в свой шкаф. |
февраль | Показывать и называть на картинках действия, в которых проявляется забота родителей о детях. Занятие-этюд «Любящие родители» Игровая ситуация «Как Машеньку одеть в гости (на праздник, на прогулку)» | Учить детей обращать внимание на хорошие действия и поступки друзей в группе. Игровая ситуация «Расставим мебель в кукольной комнате» Подвижная игра «Забрось мячик в корзину» Чтение: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» (отрывок) | Учить отвечать на вопросы о членах семьи. Игровая ситуация «Что делает мама? Где папа? Расскажи о своём брате, сестре» |
март | Учить различать и называть отдельные действия взрослых, в которых проявляется доброе отношение к детям (кормят, одевают, ласкают). Игровая ситуация «Сошьём кукле новое платье» Игровая ситуация «Машенька хочет купаться» Чтение: «кто скорее допьёт» | Учить детей узнавать своих сверстников и называть их по именам. Беседа «Узнай себя, своих друзей на фото» Словесная игра «Скажи ласково» | Учить проявлять настойчивость в освоении трудного действия. Игровая ситуация «Оденься сам», «Застегни рубашку» Игра «Собери пирамидку, башенку» |
апрель | Учить различать эмоциональные состояния, которые воспитатель подчёркнуто демонстрирует мимикой, жестами, интонацией голоса. Беседа «Как мама и папа встречали гостей» Игровая ситуация «Помоги взрослому разбудить куклу» Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли» Учить детей различать и называть отдельные действия взрослых, в которых проявляются добрые отношения к детям (одевают, раздевают, умывают). | Развивать у детей умение откликаться на общее эмоциональное состояние: радоваться совместным танцам, музыке. Учить детей рассматривать картинки, называть ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника (смеётся, радуется, плачет). Игровая ситуация «Догадайся, почему плачет мальчик?» Дидактическая музыкальная игра « Угадай, на чём играю» Хороводная игра «С платочками» По примеру воспитателя проявлять сочувствие к сверстнику (пожалеть, взять за руку, предложить сладости). Приучать детей рассматривать вместе с воспитателем картинки, изображающие положительные действия и поступки детей по отношению друг к другу (играют вместе, собирают игрушки, помогают нести коробку). 2 вариант. | Испытывать удовлетворение от одобрения взрослого и стремиться повторить самостоятельно положительное действие. Игра «Успокой куклу», «Помоги взрослому» Чтение потешек «Лаская ребёнка», «При плаче ребёнка» |
май | Формировать потребность задавать вопросы о членах семьи, о своих действиях. Чтение: А. Костецкий «Бабуся» Беседа «Что мама и папа делают весной?» По примеру и напоминанию воспитателя пользоваться ласковыми словами. Учить детей участвовать вместе со взрослыми в добрых делах, закреплять навыки поведения за столом, учить по показу взрослого общаться с гостями. Воспитывать приветливость, заботливость. | Учить ребят проявлять по примеру воспитателя доброе отношение к игрушкам, животным (не обижать кукол, не пугать животных). Игровая ситуация «Кукла устала, готовим на неё постель» Учить детей проявлять интерес к общению с детьми, называть детей по именам, по показу воспитателя включаться в игры. Дидактическая игра «Кто тебя позвал?» Дидактическая игра «Кто ушёл?» Дидактическая игра «Кого не стало?» | Учить детей говорить о себе с положительным чувством: «Я – хороший», «Толя – хороший». Чтение: «Хозяюшка», «Кораблик» Учить детей выражать отдельные состояния и потребности с помощью речи («Я буду кушать»), стремиться к активным самостоятельным действиям, проявлять настойчивость в освоении трудного действия. |
| | | |
Перспективное планирование игровой деятельности и формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
Месяц | Развитие игровой деятельности: Сюжетно-ролевые игры Подвижные игры Дидактические игры Театрализованные игры | Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу |
| Поощрять участие детей в совместных играх. Развивать интерес к различным видам игр. Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила. В процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру. | Образ Я. Формировать начальные представления о человеке, первичные гендерные представления. Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи. Детский сад. Знакомить с традициями детского сада. Родная страна. Дать представления о родной стране, о родной культуре. |
Сентябрь | Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в гости к бабушке», «Детский сад» Дидактические игры: «Чего не хватает?», «Времена года» , «Чей домик?», «Чей малыш?», «Одень куклу», Подвижные игры: «Воробушки», «Бегите ко мне», «Кот и мыши», «Птички в гнездышках», Игра-драматизация по сказке «Колобок», «Теремок». Инсценировка сказки «Три медведя» | Беседа «Что мы знаем о своем садике?» Дидактическая игра «Сложи узор» Чтение татарской народной сказки «Болтливая утка» |
Октябрь | Сюжетно-ролевая игра «День рождения», «Семья», «Магазин игрушек». Дидактические игры: «Чье это место?» «Найди что лишнее» Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Пчелы и медвежата», «Шалтай-Балтай». Инсценировка сказки «Репка» Кукольный театр «Колобок» (русская народная сказка) Инсценировка сказки «Лиса и заяц» | Беседа «Я мальчик, а ты девочка» |
Ноябрь | Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Мы идем в кино». Дидактические игры «Одежда», «Найди пару», «Спорт», «Что в корзинке?», «Найди пару». Подвижные игры: «Передай другому», «Курочка и цыплята», «Цветные автомобили», «Листопад». Кукольный театр «Кошкин дом» Инсценировка по сказке «Лиса и заяц». Театр игрушек «Телефон» К.И.Чуковский | Работа с родителями «Декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка» Беседа «Моя семья» |
Декабрь | Сюжетно-ролевая игра «Я-шофер», «Мы идем в гости», «Больница». Дидактические игры: «Что хорошо, что плохо», «Отгадай о ком говорится», «Чудесный мешочек», «Одень куклу». Подвижные игры: «На улице», «Беги к тому, что назову», «Кот и мыши», «Солнышко и дождик». Инсценировка сказки «Рукавичка» Пальчиковый театр «Теремок» | Беседа «Такие разные и такие похожие» Татарская народная подвижная игра «Курочка-хохлатка» |
Январь | Сюжетно-ролевая игра: «Магазин», «Строительство» Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Истории в картинках», «Времена года», «Чей, чья, чьё?», «Цвета». Подвижные игры: «Бегите к флажку», «Лиса и зайцы», «Поезд» Театр настольный «Волк и семеро козлят». Инсценировка сказки «Колобок» | Беседа «Зачем нужны правила?» |
Февраль | Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Больница», «Сервируем стол», «Кукла заболела». Дидактические игры: «Собери картинку», «Музыкальные инструменты», «Один-много», «Что кому надо для работы». Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Охотники и звери», «Цветные автомобили». Кукольный театр «Три медведя» Театр игрушек «Лиса и петух» (русская народная сказка» | Беседа «Насколько я ответственный?» Дидактическая игра «Укрась фартук узором» Дидактическая игра «Защитники Отечества» |
Март | Сюжетно-ролевая игра «Моя семья», «Парикмахерская», «Детский сад». Дидактические игры: «Времена года», «Кто важнее?». «Таня умывается», «Кто веселее?», «Угадай, что спрятано», «Домино». Подвижные игры: «Птицы в гнездышках», «Ловишки», «Догони мяч», «Самолеты». Инсценировка сказки «Кот, петух и лиса». Театр игрушек «Маша и медведь» (русская народная игра) | Дидактическая игра «Семья» Беседа «Международный день 8 марта» |
Апрель | Сюжетно-ролевая игра «Детский сад», «Зоопарк» , «Делаем покупки», «Веселый автобус». Дидактические игры: «Подбери картинку», «Истории в картинках», «Волшебный коврик», «Дополни узор». Подвижные игры: «Курочка-хохлатка», «Светофор», «Цветные автомобили», «Пузырь», «Кот и мыши». Драматизация сказки «Заюшкина избушка» Театр игрушек «Хитрая лиса» Кукольный театр «Заюшкина избушка» (русская народная сказка) | Малые формы фольклора: загадки, пословицы… Татарская народная подвижная игра «Ловишки» Беседа «Я знаю как зовут членов моей семьи» |
Май | Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», «Путешествие», «День рождения Степашки», «Зоопарк». Дидактические игры: «Лото-животные». «Когда это бывает?», «Помоги малышам», «Предметы и контуры», «Волшебная мозаика». Подвижные игры: «Солнышко и дождь», «У медведя во бору», «Поезд», «Самолеты». Кукольный театр «Смоляной бычок» (русская народная сказка) Инсценировка сказки «Курочка-ряба» | Русский фольклор «Солнышко, появись». Беседа «Профессии в детском саду» Беседа «Моя фамилия» |
Основные требования к уровню подготовки детей 2-3 лет по социально-коммуникативному развитию
Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника.
Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям,
принимает игровую задачу.
Самостоятельно выполняет игровые действия с предметами, осуществляет перенос действий с объекта на объект.
Использует в игре замещение недостающего предмета.
Общается в диалоге с воспитателем.
В самостоятельной игре сопровождает речью свои действия.
Следит за действиями героев кукольного театра.
Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника
ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Формы работы с родителями по реализации образовательной области
«Социально- коммуникативное развитие»
№ п/п | Организационная форма | Цель | Темы (примерные) |
1 | Педагогические беседы | Обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения. По результатам беседы педагог намечает пути дальнейшего развития ребенка. | «Давайте познакомимся». «Возрастные особенности детей дошкольного возраста» «Тревожный ребенок» |
2 | Дни открытых дверей | Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами социально-коммуникативного развития детей | «Реализуем ФГОС ДО…» |
3 | Тематические консультации | Создание условий, способствующих преодолению трудностей во взаимодействии педагогов и родителей по вопросам социально-коммуникативного развития детей в условиях семьи | «Дошкольники и этикет», «Воспитание патриотических чувств у ребенка», «Гендерное воспитание дошкольников» |
4 | Родительские собрания | Взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам социально- коммуникативного развития детей, расширение педагогического кругозора родителей | «Нравственное развитие дошкольников», «Подготовка к школе» |
5 | Практикумы | Выработка у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления | «Договор с ребенком или как наладить отношения», «Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста», «Правила дорожного движения», «Опасно – неопасно» |
6 | Проектная деятельность | Вовлечение родителей в совместную познавательную деятельность. Овладение способами коллективной мыслительной деятельности; освоения алгоритма создания проекта на основе потребностей ребенка. Достижение позитивной открытости по отношению к родителям | «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города» |
Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала
Игровая деятельность (знания детей, умения и навыки)
Игры и игровые ситуации.
Театрализованные игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Подвижные игры.
Дидактические игры.
Нормы и правила взаимоотношений со взрослым
Что такое хорошо и что такое плохо.
Правила поведения в обществе.
Стиль общения.
Нормы и правила взаимоотношений с детьми
Правила поведения среди сверстников.
Дружеские взаимоотношения.
Оценивать хорошие и плохие поступки.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности
Детский сад.
Образ Я.
Семья.
Родина (город, республика, страна).
Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе
Развитие трудовой деятельности
Диагностическая карта «Социально-личностное развитие»
№ | Имя ребенка | Игровая деятельность | Нормы и правила взаимоотношений со взрослым | Нормы и правила взаимоотношений с детьми | Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности | Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе | Развитие трудовой деятельности | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) |
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г |
1 | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
Итоговый показатель по группе (среднее значение) | | | | | | | | | | | | | | |
Оценка результатов:
1балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5баллов—ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Материально – технические условия организации
игровой деятельности детей
эстетическое оформление группы
Наличие в группах в свободном доступе для детей необходимых материалов для развития игровой деятельности: игровые центры
Школа
Магазин
Прачечная
Библиотека
Юный техник
Гараж
Парикмахерская
Больница
Технические средства
Компьютер
Проектор с экраном
Презентации
Телевизор
Видеомагнитофон
Наглядный материал
Дидактические игры. Альбомы
Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города», «Достопримечательности города». Карта города. Символика города (флаг, герб). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения); Тематическая папка «Мой край»; Карта Российской Федерации; «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоальбом «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме; тематическая папка «Народные праздники», дидактические игры; Художественная литература, посвященная нашим великим соотечественникам, прославившим Россию; их портреты; Глобус, карта мира; Тематические папки с иллюстрациями,
рассказывающими о жизни людей в других странах, их обычаях, традициях, занятиях и профессиях.
Литература
1.Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности» .- М: Мозаика – Синтез, 2018
2.Губанова Н.Ф.»Развитие игровой деятельности для детей 2-3 лет» .- М: Мозаика – Синтез, 2018
3.Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. «Социально-коммуникативное развитие дошкольников с детьми 2-3 лет» .- М: Мозаика – Синтез, 2018
4. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми
2–7 лет / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. М.: Мозаика-Синтез.
5.Занятия по программе "От рождения до школы" под ред Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой