СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по речевой практике 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по речевой практике для 3 класса коррекционной школы 8 вида

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по речевой практике 3 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с:

- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Варнавинская С(К)ШИ» на 2019-2020 учебный год;

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2022-2023 учебный год ГКОУ «Варнавинская ШИ».

4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Основой для разработки рабочей программы является авторская программа А.К. Аксёновой, С.В. Комаровой, Э.В. Якубовской «Русский язык», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011.Данная программадопущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.

Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики детей с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.

Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами учебного предмета в соответствии с его целями.

Программа по речевой практике направлена на овладение обучающимися младших классов языком через организацию общения и предполагает всестороннее развитие личности, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Программа основана на принципах коммуникативного подхода к развитию речи детей с интеллектуальными нарушениями.

Цель предмета: развитие речевой коммуникации обучающихся, способствующей использованию ими вербальных и невербальных средств общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Задачи:

1. Совершенствование речевого опыта обучающихся.

2. Обогащение языковой базы устных высказываний обучающихся.

3. Формирование выразительной стороны речи.

4.Развитие у обучающихся умений строить устные связные высказывания.

5.Воспитание культуры речевого общения.

Наряду с формированием и развитием активной речевой практики обучающихся в условиях специально организованных речевых ситуаций предмет имеет коррекционную направленность:

1.Коррекция речи:

-исправление недостатков произношения;

-преодоление речевой замкнутости;

-активизация и пополнение словарного запаса.

2.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:

-развитие зрительного восприятия и узнавания;

-развитие артикуляционной моторики.

3.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти.

4.Развитие основных мыслительных операций:

-умение работать со словесной инструкцией;

- умение планировать деятельность;

- умение систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;

-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

5.Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления;

6.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Программа состоит из подразделов: «Аудирование», «Дикция и выразительность речи», «Общение и его значение в жизни», «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания», «Культура общения», материал которых постепенно расширяется и усложняется. Концентрическое расположение материала создаёт условия для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.

После изложения программного материала в конце каждого класса обозначены требования к умениям обучающихся. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень). В этой связи некоторые задания выполняются с помощью учителя, с опорой на различные виды наглядности.

Программа адресована обучающимся 3 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Срок реализации рабочей программы по речевой практике – 1 год.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Речевая практика» является ведущим, так как от его усвоения зависит успешность обучения по всем школьным предметам.

В результате изучения предмета обучающиеся научатся принимать и понимать инструкцию, использовать речь в зависимости от ситуации; связно излагать свои мысли, адекватно пользоваться правилами речевого этикета.

В 3 классе вводится новый подраздел «Общение и его значение в жизни». На третьем году обучения продолжается работа по развитию коммуникативных и речевых умений, рассчитанная на большую самостоятельность и совместную деятельность обучающихся на уроке.

Задачи:

-расширение представлений обучающихся о способах коммуникации (знакомство с письменным общением);

- совершенствование диалогических умений;

- формирование у обучающихся понятия значимости речи (речь нужна для понимания друг друга, для передачи информации);

- формирование правил речевого общения.

Практическая направленность предмета заключается в формировании умения налаживать деловые и межличностные контакты через систему разнообразных упражнений.Основу составляют упражнения в развитии коммуникативных умений, формируемых на базе элементарных знаний о закономерностях построения высказывания. Большая часть времени отводится активной речевой практике учащихся, протекающей в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с жизнью детей.
Общение и его значение в жизни. Организация наблюдений обучающихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе. Реализация осуществляется в ситуативных играх, в выполнении различных практических заданий. Работа над каждой темой начинается с обсуждения определенной проблемной ситуации. Работа над решением поставленной проблемы помогает понять обучающимся значение речи и культуры общения.

Аудирование. Предполагает развитие у обучающихся способностей воспринимать и понимать обращенную к ним речь, выработку навыков четкости произношения и эмоциональной выразительности. В содержание работы включены упражнения на слушание речи, записанной на магнитофон. Они помогают обучающимся понимать запись информации на автоответчике в справочной службе, речь дикторов. Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» речевые ситуации в соответствии с лексической темой, учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как они привлекают собеседника к процессу коммуникации; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности – силы голоса, темпа, тона речи. Материал раздела реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных тренировочных упражнений, а также сопровождает задания других разделов.

Дикция и выразительность речи. Предполагает отработку чёткости произношения, эмоциональной выразительности. Выборформы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.

В процессе обучения дети учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются практическом различении интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, т.к. невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.

Подготовка к речевой ситуации и организация высказывания является ведущим разделом. На уроках обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные речевые ситуации, моделируя различные варианты речевого поведения. Продуцирование обучающимися связного высказывания опирается на использование наглядного материала в виде мелового рисунка на доске, картинно – символического плана к предложению текста, картинного плана.

Культура общения предполагает формирование у обучающих знаний основ речевого этикета и умений соблюдать их в определенной ситуации общения. Его содержание реализуется в процессе работы над речевыми ситуациями.

Основной формой организации обучения является урок.

Урок строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, и параллельно отрабатываются темы из других разделов.

Процесс обучения предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения, игры, моделирование ситуаций.

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

- задания по степени нарастающей трудности;

- метод самостоятельной обработки информации;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Основные типы уроков:

урок изучения нового материала;

урок закрепления и применения знаний;

урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Нетрадиционные формы уроков:

интегрированный,

урок-игра,

урок – драматизация;

урок - спектакль

Виды и формы организации работы на уроке:

коллективная;

фронтальная;

групповая;

индивидуальная работа;

работа в парах.

Элементы образовательных технологий:

здоровьесберегающая технология ;

технология игрового обучения;

информационно-коммуникационные технологии;

технология проблемного обучения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Речевая практика» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В соответствии с Учебным планом МКОУ «Варнавинская С(К)ШИ»рабочая программа в 3 классе рассчитана на 68 ч. в год (2ч. в неделю).

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностнымрезультатам.

Личностныерезультаты:

У обучающихся будут сформированы:

представления о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;

— расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих людей;

— укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;

— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);

— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в

повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).

2.Предметные результаты по учебному предмету «Речевая практика»

на конец обучения в 3 классе:

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Обучающиеся научатся:

— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;

— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);

— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

—выразительно произносить чистоговорки, короткиестихотворения по образцу учителя;

— участвовать в беседе;

— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь

на картинно-символический план.


Получат возможность научиться:

- понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;

— выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;

— выразительно произносить чистоговорки, короткие

стихотворения после анализа;

— участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

— правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

— сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;

— принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;

— уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;

— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.

Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальнойчастей;

- сознание себя как ученика, заинтересованногопосещением школы;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальныхролей;

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-готовность к безопасному и бережному поведению в природе иобществе.

Регулятивные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои

действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов (способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью);

Познавательные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-читать;

- писать;

-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать слюдьми;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Содержание учебного предмета

Аудирование.

Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений, различных по количеству слов: ма—мя, ло—лё, вя—вья; был—бил, пел—пил, кости—гости, тонет—стонет; Я видела сегодня в скворечнике скворца — Я видела вчера в скворечнике скворца и скворушку. Игра в маленького учителя, выполнение подобных заданий детьми (с

помощью учителя).

Слушание коротких сказок и рассказов в аудиозаписи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.

Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.

Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Миша сердится на себя (на картинке клякса в альбоме, которая капнула с Мишиной кисточки) — Вася удивляется (на картинке мальчик открывает альбом, а там клякса от краски). Объяснение выбора.

Дикция и выразительность речи.

Совершенствование речевого дыхания: посчитаем до 10 на одном выдохе, потянем звук [с], потом [з] на одном выдохе и др.

Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по

подражанию. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» (выбор силы голоса и ритма); «— Что ты, ёж, такой колючий? // — Это я навсякий случай: // Знаешь, кто мои соседи? // Волки, лисы и медведи!» (сменатона голоса, переход от интонации повествования к интонации вопроса инаоборот) и др.

Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях.

Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) в специально подобранных диалогах. Отгадывание на схематических рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств. Соотнесение с подготовленной ситуацией.

Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывания ситуации, например: Снег идёт? — Да, снег идёт. — Ура, снег идёт!

Общение и его значение в жизни

Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними?

Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем расшифровать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?

Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение обучающихся к выводу (с опорой на иллюстративный материал): сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чём-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д.

Правила речевого общения. Коллективная работа с опорой на

иллюстративный материал и заранее подготовленные ситуации по

определению правил:

— нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначе никто ничего не поймёт;

— говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя

все слышали;

— когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;

— если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо

делать это вежливо и не обижать его;

— не забывать употреблять вежливые слова: «Пожалуйста»,

«Извини», «Извините», «Спасибо».

Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, реклама, письма, поздравительные открытки). Написание записок друг другу с передачей информации, просьбы, предложений о совместных действиях и т. д.

Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, изучавшемуся в 1 и 2 классах)

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,

фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,

нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.).

Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я

хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как

хорошо ты…», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы

«Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно

я…». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…». Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы.

Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста_______» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

«Я дома»: «Телефонный разговор», «Весёлый праздник». «Я за порогом дома»: «Снова в школу!», «В библиотеке», «На приёме у врача», «Отправляюсь в магазин», «Я —

зритель», «Какая сегодня погода?». «Я и мои товарищи»: «Мы собрались поиграть», «Лисичка со скалочкой», «Сказки про Машу», «Новогодние поздравления», «Снегурочка», «Готовим поздравления и подарок к празднику», «Поздравляем с Днём победы!», «Узнай меня!». «Я в мире природы»: «Учимся понимать животных».

Культура общения

Выражение просьбы, извинения. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. Речевое общение с малознакомыми людьми.

  1. Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и эле­ментарные по содержанию знания и умения выполняют коррекцион­но-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

В 3 классе осуществляется текущий и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

Текущая проверка знаний, умений, навыков.

Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

Текущая проверка по речевой практике проводится в следующих формах:

- устный опрос (индивидуальный, фронтальный);

- творческие работы.

Итоговый контроль проводится в конце года в форме творческой работы.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

Оценивание носит условный характер и учитывает специфику структуры речевого и интеллектуального дефекта обучающихся, определяющую степень овладения учебным материалом по предмету. Оценивание происходит по результатам их индивидуальной и фронтальной работы, при этом также учитывается не конечный результат работы, а результат ребенка в речевых умениях на данный момент, мотивируется любая его попытка участвовать в общении.

В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения творческих работ и тестах, соотносятся с оценками:

- «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;

- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

- удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

При оценке предметных результатов используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом

2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания

3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

При оценке устных ответов во внимание принимаются: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.

«5» - ставится ученику, если он обнаруживает усвоение речевого материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; отвечает на вопросы и осуществляет элементарный пересказ с сохранением логики изложения с использованием минимальной помощи в виде вопросов учителя или наглядности.

«4» - ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но при наличии специфических ошибок, связанных с грубым нарушением речевой деятельности; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но продуктивно использует помощь учителя; способен воспроизвести предложенный материал.

«3» - ставится, в случае невозможности самостоятельного речевого продуцирования, фрагментарности и неточности в восприятии речевого материала; в ответах на вопросы и при рассказе искажает основной смысл, использует помощь учителя недостаточно продуктивно и при наличии многократного обучения.

«2»- неудовлетворительно ставить нецелесообразно из-за специфики интеллектуального дефекта и особенностей речевого развития обучающихся.

При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие, которые стимулируют учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Основные виды

учебной деятельности


Школьная жизнь «Снова в школу!»

4


1

Правила ведения диалога. Проигрывание диалогов- приветствий к знакомым и малознакомым людям.

1

Конструирование диалогов, повторение правил, упражнения в произнесении реплик с различной интонацией.

2

Составление рассказов к стихотворению А.Шибаева «Винегрет».

1

Прослушивание стихотворения и анализ его; составление рассказов на основе иллюстраций.

3

Вспоминаем летние каникулы.

2

Беседа по картинке, конструирование предложений по схеме, картинке, на основе личного опыта; обмен впечатлениями, составление памятки «Секреты вежливого общения».


Я и мои товарищи «Мы собрались поиграть»

4


4

Спор во время игр. Как вести спор и избежать конфликта в нем.

1

Беседа на основе личного опыта, работа с картинками, четверостишьем, повторение правил проведения коллективных игр; конструирование диалогов-конфликтов,тренировочные упражнения в произнесении

реплик с адекватной интонацией, с использованием мимики и жестов;

проигрывание диалога; редактирование диалога после обсуждения

способов избегания конфликта.

5

Правила игры. Считалочки во время игр.

1

Беседа на основе личного опыта, повторение правил игр,

знакомых школьникам; игра с правилами по выбору; разучивание считалок.

6

Игры малой подвижности. Игра «Рыбаки» (правила игры, правила общения).

2

Работа с картинками, составление предложений по опорным словам; коллективное составление рассказа по иллюстрации о правилах игры. Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения».


Школьная жизнь: «В библиотеке»

4


7

Разговор с библиотекарем.

1

Рассматривание картинок,

обсуждение проблемного вопроса конструирование возможных диалогов с библиотекарем при получении книги; работа четверостишьем, повторение и составление правил поведения в библиотеке; рассказывание сказок.

8

Правила поведения в библиотеке. Игра «Прятки со сказкой».

1

9

Экскурсия в библиотеку.

1

Посещение библиотеки, знакомство с организацией работы, получение книг, знакомство с книжными новинками, формулярами читателей

10

Ролевая игра «В библиотеке».

1

Конструирование возможных реплик (читатель – должник, рассеянный библиотекарь, спор между читателями).


Я за порогом дома: «На приёме у врача»

3


11

В регистратуре.


1

Обсуждение проблемного вопроса; беседа на основе личного опыта.Конструирование возможных диалогов.

12

Поведение на приеме у врача.

1

Беседа, продолжение составления памятки «Секреты вежливого

общения».

13

Ролевая игра «На приёме у врача».

1

Проигрывание ситуаций с нужной силой голоса, интонацией. Составление рассказа с опорой иллюстрацию.


Играем в сказку: «Лисичка со скалочкой»

3


14

Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой».

1

Отгадывание загадки, слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации.

15

Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой».

1

Работа с картинками; выборочный пересказ с опорой на иллюстрации; игра «Рассказ по кругу».

16

Инсценирование сказки «Лисичка со скалочкой».

1

Инсценирование, моделирование диалогов.


Играем в сказку: «Сказки про Машу»

4


17

Знакомство со сказкой «Маша и медведь»

1

Чтение стихотворения, слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации.


18

Рассказывание сказки «Маша и медведь».

1

Беседа по картинкам и составление предложений, коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки.

19

Сказка «Три медведя». Знакомство со сказкой, рассказывание.

1

Отгадывание загадки, составление предложений по сюжету; коллективное рассказывание с опорой на картинки; игра «Рассказ по кругу»

20

Инсценирование сказки «Три медведя»

1

Инсценирование, моделирование диалогов одной из сказок по выбору; работа с пословицей.


Я за порогом дома:

«Отправляюсь в магазин»

4


21

Супермаркет: отделы, товар, вывески.

1

Беседа по картинке, работа с новыми словами; работа четверостишьем.

22

Универсальный и специализированный магазин. Правила поведения в магазине.

1

Беседа на основе личного опыта.Моделирование возможных диалогов; проигрывание диалогов между продавцом и покупателем с четким, громким произнесением реплик. Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения».

23

Ролевая игра «В магазине».

1

Повторение правил общения в магазине; проигрывание диалогов между покупателями, выбирающими товар, моделирование реплик при постановке уточняющего вопроса.

24

Экскурсия в магазин.

1

Осуществление покупок в различных отделах супермаркета по заранее составленному списку.


Я дома:

«Телефонный разговор»

4


25

Правила общения по телефону.

1

Беседа о видах телефонов на основе личного опыта; чтение стихотворения; дополнение «Правил общения по телефону» (работа в парах).

26

Моделирование диалогов приветствия, прощания, благодарности на основе стихотворение К. Чуковского «Телефон».

2

Прослушивание сказки в аудиозаписи; чтение диалогов по ролям, дополнение репликами приветствия, прощания, благодарности, заучивание понравившихся фрагментов.

27

Ролевая игра «Телефонный разговор».

1

Чтение по ролям заученных отрывков, моделирование телефонных диалогов, содержащих просьбы.


Я дома:

«Новогодние поздравления»

2


28

Новогодние стихи, песенки.

1

Составление предложений по теме с опорой на образец,

условно-графические схемы.

Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики.

29

Приглашение на новогодний праздник.

1

Подготовка письменных приглашений на новогодний

праздник. Правила речевого общения (дополнение памятки).


Мир природы:

«Какая сегодня погода?»

4


30

Какая сегодня погода?

1

Беседа на основе личного опыта, рассматривание серии картинок и составление предложений по ним.

31

Планы на выходные дни с учетом прогноза погоды.

1

Беседа о том, какую информацию содержит прогноз погоды, как её нужно использовать при планировании своего времени.

Составление предложений по теме с опорой на условные обозначения и схемы; обсуждение планов на выходные.

32

Моделирование разговоров по теме «Прогноз погоды на завтра».

1

Составление реплик для разговора по телефону, проигрывание телефонного разговора с произнесением реплик с нужной интонацией, силой голоса и темпом речи.

33

Ролевая игра «Прогноз погоды».

1

Работа с аудиозаписями о прогнозе погоды, информацией из газет с последующим составлением и объявлением прогноза погоды на завтра по радио, или составление заметки о погоде в газету.


Играем в сказку: «Снегурочка»

4


34

Знакомство со сказкой «Снегурочка».

1

Отгадывание загадки, слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации.

35

Рассказывание сказки «Снегурочка».

1

Работа с картинками; выборочный пересказ с опорой на иллюстрации; коллективное рассказывание сказки: игра «Рассказ по кругу».

36

Инсценирование сказки по теме «Снегурочка».

1

Инсценирование, моделирование диалогов.

37

Мы играем сказку. Спектакль «Снегурочка».

1

Театрализованное представление, с последующим анализом деятельности актеров.


Я и мои товарищи: «Готовим поздравления и подарок к празднику.»

8


38

Подарок к 23 февраля. Выбор адресата, формы подарка.

1

Коллективная подготовка подарков к празднику, обсуждение формы подарка, составление предложений.

39

Поздравляем с праздником.

1

Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в

произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата.

40

Составление пожеланий в поздравительной открытке к празднику 23 февраля.


1

Составление пожеланий близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим, различия пожеланий. Подпись адресата на открытке.

41

Моделирование и проигрывание диалогов по теме «Вручение подарка к 23 февраля»

1

Конструирование диалогов вручения подарка и ответной

реплики, правила вежливого общения.

42

Подарок к 8 марта. Выбор адресата, формы подарка.

1

Коллективная подготовка подарков к празднику, обсуждение формы подарка, составление предложений.

43

Весенние поздравления с праздником 8 марта.

1

Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в

произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата.

44

Составление пожеланий в поздравительной открытке к празднику 8 марта.


1

Составление пожеланий близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим, различия пожеланий. Подпись адресата на открытке.

45

Ролевая игра «Вручение подарка к 8 марта».

1

Конструирование диалогов вручения подарка и ответной

реплики, правила вежливого общения.


Я за порогом дома

«Я- зритель»

4


46

Я в зрительном зале.

1

Беседа на основе личного опыта, по картинкам в учебнике; игра «Я дарю тебе билет».

47

Моделирование диалогов «Я в кинотеатре». Правила вежливого общения в кинотеатре.

2

Моделирование диалогов между зрителем и кассиром, зрителем и гардеробщиком. Составление памятки «Секреты вежливого общения», составление «Правил вежливого зрителя».

48

Ролевая игра «Кинотеатр».

1

Моделирование реплик в соответствии с ролью, четкое, правильное, вежливое их произнесение, правильное использование силы голоса и темпа речи.


Я и мои товарищи:

«Веселый праздник»

4


49

Праздник -это не только угощение.

1

Беседа по картинкам, коллективное составление рассказов по картинкам, проигрывание конкурсов и развлечений.

50

Моделирование диалогов «Общение за праздничным столом».

1

Проигрывание всевозможных диалогов с нужной интонацией и силой голоса, составление памятки «Секреты вежливого общения»

51

Подготовка к ролевой игре. Обсуждение сюжета праздника.

1

Коллективное обсуждение с последующим составлением предложений на тему: выбор хозяина праздника, меню и развлечения на празднике.

52

Ролевая игра «Прием гостей».

1

Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные

картинки, план из ключевых слов.


Мир природы: «Учимся понимать животных»

4


53

Правила общения с домашними животными.

1

Беседа по картинке, составление предложений на тему, рассказов и творческих работ.

54

Отношение человека к домашним животным. Правила ухода.

1

Коллективное обсуждение возможных последствий невнимательного отношения человека к своим питомцам.

55

Игра «Расскажи мою историю».

1

Пересказ изученных на уроках чтения произведений о животных.

56

Моделирование поведения животных в различных ситуациях.


Выполнение различных упражнений на основе мимики и пантомимики.


Я и мои товарищи: «Поздравляем с Днём Победы!

4


57

Песни, стихи, рассказы о Великой Отечественной войне.

1

Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой

Отечественной войне.

58

Коллективное панно «Поздравляем с Днём Победы!»

2

Работа в парах, группах, составление предложений по теме с опорой на образец; правила вручения подарка

59

Поздравляем с Днем Победы.

1

Конструирование устных поздравлений с Днём Победыразличным адресатам (ветеранам, учителям, родным).


Это я: «Узнай меня!»

4


60

Описание внешности человека

1

Составление предложений о характерных признаках внешности человека; игра «Наш портрет».

Рассматривание фотографий коллективное обсуждение выполненных работ

61

Творческая работа в рамках промежуточной аттестации.

1

62

Составление рассказов-описаний о себе и товарищах.

1

63

Составление коллажа «Знакомьтесь: наш класс!»

1


ИТОГО

68




Материально – техническое обеспечение

Учебно-методический комплект:

1.Комарова С.В. Речевая практика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2018.

2.Комарова С.В. Устная речь. Методические рекомендации:1-4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2016

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011, (программа «Русский язык», автор А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская).

Печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами;

Наборы игрушек; мягкие игрушки, плоскостные игрушки;

Технические средства обучения – компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (аудиозаписи сказок, аудиозаписи образцов речи: темп, сила голоса, тон; презентации к разделу «Культура общения», «Подготовка речевого высказывания»).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!