Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с:
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Варнавинская С(К)ШИ» на 2019-2020 учебный год;
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2022-2023 учебный год ГКОУ «Варнавинская ШИ».
4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Основой для разработки рабочей программы является авторская программа А.К. Аксёновой, С.В. Комаровой, Э.В. Якубовской «Русский язык», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011.Данная программадопущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики детей с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами учебного предмета в соответствии с его целями.
Программа по речевой практике направлена на овладение обучающимися младших классов языком через организацию общения и предполагает всестороннее развитие личности, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Программа основана на принципах коммуникативного подхода к развитию речи детей с интеллектуальными нарушениями.
Цель предмета: развитие речевой коммуникации обучающихся, способствующей использованию ими вербальных и невербальных средств общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи:
1. Совершенствование речевого опыта обучающихся.
2. Обогащение языковой базы устных высказываний обучающихся.
3. Формирование выразительной стороны речи.
4.Развитие у обучающихся умений строить устные связные высказывания.
5.Воспитание культуры речевого общения.
Наряду с формированием и развитием активной речевой практики обучающихся в условиях специально организованных речевых ситуаций предмет имеет коррекционную направленность:
1.Коррекция речи:
-исправление недостатков произношения;
-преодоление речевой замкнутости;
-активизация и пополнение словарного запаса.
2.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие артикуляционной моторики.
3.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти.
4.Развитие основных мыслительных операций:
-умение работать со словесной инструкцией;
- умение планировать деятельность;
- умение систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;
-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.
5.Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
6.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Программа состоит из подразделов: «Аудирование», «Дикция и выразительность речи», «Общение и его значение в жизни», «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания», «Культура общения», материал которых постепенно расширяется и усложняется. Концентрическое расположение материала создаёт условия для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.
После изложения программного материала в конце каждого класса обозначены требования к умениям обучающихся. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень). В этой связи некоторые задания выполняются с помощью учителя, с опорой на различные виды наглядности.
Программа адресована обучающимся 3 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Срок реализации рабочей программы по речевой практике – 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Речевая практика» является ведущим, так как от его усвоения зависит успешность обучения по всем школьным предметам.
В результате изучения предмета обучающиеся научатся принимать и понимать инструкцию, использовать речь в зависимости от ситуации; связно излагать свои мысли, адекватно пользоваться правилами речевого этикета.
В 3 классе вводится новый подраздел «Общение и его значение в жизни». На третьем году обучения продолжается работа по развитию коммуникативных и речевых умений, рассчитанная на большую самостоятельность и совместную деятельность обучающихся на уроке.
Задачи:
-расширение представлений обучающихся о способах коммуникации (знакомство с письменным общением);
- совершенствование диалогических умений;
- формирование у обучающихся понятия значимости речи (речь нужна для понимания друг друга, для передачи информации);
- формирование правил речевого общения.
Практическая направленность предмета заключается в формировании умения налаживать деловые и межличностные контакты через систему разнообразных упражнений.Основу составляют упражнения в развитии коммуникативных умений, формируемых на базе элементарных знаний о закономерностях построения высказывания. Большая часть времени отводится активной речевой практике учащихся, протекающей в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с жизнью детей.
Общение и его значение в жизни. Организация наблюдений обучающихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе. Реализация осуществляется в ситуативных играх, в выполнении различных практических заданий. Работа над каждой темой начинается с обсуждения определенной проблемной ситуации. Работа над решением поставленной проблемы помогает понять обучающимся значение речи и культуры общения.
Аудирование. Предполагает развитие у обучающихся способностей воспринимать и понимать обращенную к ним речь, выработку навыков четкости произношения и эмоциональной выразительности. В содержание работы включены упражнения на слушание речи, записанной на магнитофон. Они помогают обучающимся понимать запись информации на автоответчике в справочной службе, речь дикторов. Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» речевые ситуации в соответствии с лексической темой, учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как они привлекают собеседника к процессу коммуникации; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности – силы голоса, темпа, тона речи. Материал раздела реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных тренировочных упражнений, а также сопровождает задания других разделов.
Дикция и выразительность речи. Предполагает отработку чёткости произношения, эмоциональной выразительности. Выборформы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
В процессе обучения дети учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются практическом различении интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, т.к. невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.
Подготовка к речевой ситуации и организация высказывания является ведущим разделом. На уроках обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные речевые ситуации, моделируя различные варианты речевого поведения. Продуцирование обучающимися связного высказывания опирается на использование наглядного материала в виде мелового рисунка на доске, картинно – символического плана к предложению текста, картинного плана.
Культура общения предполагает формирование у обучающих знаний основ речевого этикета и умений соблюдать их в определенной ситуации общения. Его содержание реализуется в процессе работы над речевыми ситуациями.
Основной формой организации обучения является урок.
Урок строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, и параллельно отрабатываются темы из других разделов.
Процесс обучения предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения, игры, моделирование ситуаций.
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:
- задания по степени нарастающей трудности;
- метод самостоятельной обработки информации;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
Основные типы уроков:
урок изучения нового материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Нетрадиционные формы уроков:
интегрированный,
урок-игра,
урок – драматизация;
урок - спектакль
Виды и формы организации работы на уроке:
коллективная;
фронтальная;
групповая;
индивидуальная работа;
работа в парах.
Элементы образовательных технологий:
здоровьесберегающая технология ;
технология игрового обучения;
информационно-коммуникационные технологии;
технология проблемного обучения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Речевая практика» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В соответствии с Учебным планом МКОУ «Варнавинская С(К)ШИ»рабочая программа в 3 классе рассчитана на 68 ч. в год (2ч. в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностнымрезультатам.
Личностныерезультаты:
У обучающихся будут сформированы:
представления о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
— расширение представлений о различных социальных ролях (покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих людей;
— укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения);
— овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).
2.Предметные результаты по учебному предмету «Речевая практика»
на конец обучения в 3 классе:
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
Обучающиеся научатся: — выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей; — выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми; — знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя); — участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; — слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; —выразительно произносить чистоговорки, короткиестихотворения по образцу учителя; — участвовать в беседе; — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план. | Получат возможность научиться: - понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи; — выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме; — выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа; — участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; — правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения; — сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников; — принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций; — уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план; — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание. |
Формирование базовых учебных действий
Личностные базовые учебные действия:
У обучающихся будут сформированы:
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальнойчастей;
- сознание себя как ученика, заинтересованногопосещением школы;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальныхролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
-готовность к безопасному и бережному поведению в природе иобществе.
Регулятивные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов (способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью);
Познавательные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-читать;
- писать;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать слюдьми;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Содержание учебного предмета
Аудирование.
Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений, различных по количеству слов: ма—мя, ло—лё, вя—вья; был—бил, пел—пил, кости—гости, тонет—стонет; Я видела сегодня в скворечнике скворца — Я видела вчера в скворечнике скворца и скворушку. Игра в маленького учителя, выполнение подобных заданий детьми (с
помощью учителя).
Слушание коротких сказок и рассказов в аудиозаписи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.
Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Миша сердится на себя (на картинке клякса в альбоме, которая капнула с Мишиной кисточки) — Вася удивляется (на картинке мальчик открывает альбом, а там клякса от краски). Объяснение выбора.
Дикция и выразительность речи.
Совершенствование речевого дыхания: посчитаем до 10 на одном выдохе, потянем звук [с], потом [з] на одном выдохе и др.
Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по
подражанию. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» (выбор силы голоса и ритма); «— Что ты, ёж, такой колючий? // — Это я навсякий случай: // Знаешь, кто мои соседи? // Волки, лисы и медведи!» (сменатона голоса, переход от интонации повествования к интонации вопроса инаоборот) и др.
Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях.
Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) в специально подобранных диалогах. Отгадывание на схематических рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств. Соотнесение с подготовленной ситуацией.
Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывания ситуации, например: Снег идёт? — Да, снег идёт. — Ура, снег идёт!
Общение и его значение в жизни
Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними?
Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем расшифровать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?
Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение обучающихся к выводу (с опорой на иллюстративный материал): сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чём-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д.
Правила речевого общения. Коллективная работа с опорой на
иллюстративный материал и заранее подготовленные ситуации по
определению правил:
— нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначе никто ничего не поймёт;
— говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя
все слышали;
— когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;
— если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо
делать это вежливо и не обижать его;
— не забывать употреблять вежливые слова: «Пожалуйста»,
«Извини», «Извините», «Спасибо».
Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, реклама, письма, поздравительные открытки). Написание записок друг другу с передачей информации, просьбы, предложений о совместных действиях и т. д.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, изучавшемуся в 1 и 2 классах)
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,
нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.).
Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я
хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как
хорошо ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы
«Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно
я…». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…». Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы.
Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста_______» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
«Я дома»: «Телефонный разговор», «Весёлый праздник». «Я за порогом дома»: «Снова в школу!», «В библиотеке», «На приёме у врача», «Отправляюсь в магазин», «Я —
зритель», «Какая сегодня погода?». «Я и мои товарищи»: «Мы собрались поиграть», «Лисичка со скалочкой», «Сказки про Машу», «Новогодние поздравления», «Снегурочка», «Готовим поздравления и подарок к празднику», «Поздравляем с Днём победы!», «Узнай меня!». «Я в мире природы»: «Учимся понимать животных».
Культура общения
Выражение просьбы, извинения. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. Речевое общение с малознакомыми людьми.
-
Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
В 3 классе осуществляется текущий и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущая проверка знаний, умений, навыков.
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по речевой практике проводится в следующих формах:
- устный опрос (индивидуальный, фронтальный);
- творческие работы.
Итоговый контроль проводится в конце года в форме творческой работы.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
Оценивание носит условный характер и учитывает специфику структуры речевого и интеллектуального дефекта обучающихся, определяющую степень овладения учебным материалом по предмету. Оценивание происходит по результатам их индивидуальной и фронтальной работы, при этом также учитывается не конечный результат работы, а результат ребенка в речевых умениях на данный момент, мотивируется любая его попытка участвовать в общении.
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения творческих работ и тестах, соотносятся с оценками:
- «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
- удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
При оценке предметных результатов используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом
2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания
3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
При оценке устных ответов во внимание принимаются: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.
«5» - ставится ученику, если он обнаруживает усвоение речевого материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; отвечает на вопросы и осуществляет элементарный пересказ с сохранением логики изложения с использованием минимальной помощи в виде вопросов учителя или наглядности.
«4» - ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но при наличии специфических ошибок, связанных с грубым нарушением речевой деятельности; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но продуктивно использует помощь учителя; способен воспроизвести предложенный материал.
«3» - ставится, в случае невозможности самостоятельного речевого продуцирования, фрагментарности и неточности в восприятии речевого материала; в ответах на вопросы и при рассказе искажает основной смысл, использует помощь учителя недостаточно продуктивно и при наличии многократного обучения.
«2»- неудовлетворительно ставить нецелесообразно из-за специфики интеллектуального дефекта и особенностей речевого развития обучающихся.
При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие, которые стимулируют учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Основные виды учебной деятельности |
| Школьная жизнь «Снова в школу!» | 4 | |
1 | Правила ведения диалога. Проигрывание диалогов- приветствий к знакомым и малознакомым людям. | 1 | Конструирование диалогов, повторение правил, упражнения в произнесении реплик с различной интонацией. |
2 | Составление рассказов к стихотворению А.Шибаева «Винегрет». | 1 | Прослушивание стихотворения и анализ его; составление рассказов на основе иллюстраций. |
3 | Вспоминаем летние каникулы. | 2 | Беседа по картинке, конструирование предложений по схеме, картинке, на основе личного опыта; обмен впечатлениями, составление памятки «Секреты вежливого общения». |
| Я и мои товарищи «Мы собрались поиграть» | 4 | |
4 | Спор во время игр. Как вести спор и избежать конфликта в нем. | 1 | Беседа на основе личного опыта, работа с картинками, четверостишьем, повторение правил проведения коллективных игр; конструирование диалогов-конфликтов,тренировочные упражнения в произнесении реплик с адекватной интонацией, с использованием мимики и жестов; проигрывание диалога; редактирование диалога после обсуждения способов избегания конфликта. |
5 | Правила игры. Считалочки во время игр. | 1 | Беседа на основе личного опыта, повторение правил игр, знакомых школьникам; игра с правилами по выбору; разучивание считалок. |
6 | Игры малой подвижности. Игра «Рыбаки» (правила игры, правила общения). | 2 | Работа с картинками, составление предложений по опорным словам; коллективное составление рассказа по иллюстрации о правилах игры. Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения». |
| Школьная жизнь: «В библиотеке» | 4 | |
7 | Разговор с библиотекарем. | 1 | Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса конструирование возможных диалогов с библиотекарем при получении книги; работа четверостишьем, повторение и составление правил поведения в библиотеке; рассказывание сказок. |
8 | Правила поведения в библиотеке. Игра «Прятки со сказкой». | 1 |
9 | Экскурсия в библиотеку. | 1 | Посещение библиотеки, знакомство с организацией работы, получение книг, знакомство с книжными новинками, формулярами читателей |
10 | Ролевая игра «В библиотеке». | 1 | Конструирование возможных реплик (читатель – должник, рассеянный библиотекарь, спор между читателями). |
| Я за порогом дома: «На приёме у врача» | 3 | |
11 | В регистратуре. | 1 | Обсуждение проблемного вопроса; беседа на основе личного опыта.Конструирование возможных диалогов. |
12 | Поведение на приеме у врача. | 1 | Беседа, продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения». |
13 | Ролевая игра «На приёме у врача». | 1 | Проигрывание ситуаций с нужной силой голоса, интонацией. Составление рассказа с опорой иллюстрацию. |
| Играем в сказку: «Лисичка со скалочкой» | 3 | |
14 | Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой». | 1 | Отгадывание загадки, слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации. |
15 | Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой». | 1 | Работа с картинками; выборочный пересказ с опорой на иллюстрации; игра «Рассказ по кругу». |
16 | Инсценирование сказки «Лисичка со скалочкой». | 1 | Инсценирование, моделирование диалогов. |
| Играем в сказку: «Сказки про Машу» | 4 | |
17 | Знакомство со сказкой «Маша и медведь» | 1 | Чтение стихотворения, слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации. |
18 | Рассказывание сказки «Маша и медведь». | 1 | Беседа по картинкам и составление предложений, коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки. |
19 | Сказка «Три медведя». Знакомство со сказкой, рассказывание. | 1 | Отгадывание загадки, составление предложений по сюжету; коллективное рассказывание с опорой на картинки; игра «Рассказ по кругу» |
20 | Инсценирование сказки «Три медведя» | 1 | Инсценирование, моделирование диалогов одной из сказок по выбору; работа с пословицей. |
| Я за порогом дома: «Отправляюсь в магазин» | 4 | |
21 | Супермаркет: отделы, товар, вывески. | 1 | Беседа по картинке, работа с новыми словами; работа четверостишьем. |
22 | Универсальный и специализированный магазин. Правила поведения в магазине. | 1 | Беседа на основе личного опыта.Моделирование возможных диалогов; проигрывание диалогов между продавцом и покупателем с четким, громким произнесением реплик. Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения». |
23 | Ролевая игра «В магазине». | 1 | Повторение правил общения в магазине; проигрывание диалогов между покупателями, выбирающими товар, моделирование реплик при постановке уточняющего вопроса. |
24 | Экскурсия в магазин. | 1 | Осуществление покупок в различных отделах супермаркета по заранее составленному списку. |
| Я дома: «Телефонный разговор» | 4 | |
25 | Правила общения по телефону. | 1 | Беседа о видах телефонов на основе личного опыта; чтение стихотворения; дополнение «Правил общения по телефону» (работа в парах). |
26 | Моделирование диалогов приветствия, прощания, благодарности на основе стихотворение К. Чуковского «Телефон». | 2 | Прослушивание сказки в аудиозаписи; чтение диалогов по ролям, дополнение репликами приветствия, прощания, благодарности, заучивание понравившихся фрагментов. |
27 | Ролевая игра «Телефонный разговор». | 1 | Чтение по ролям заученных отрывков, моделирование телефонных диалогов, содержащих просьбы. |
| Я дома: «Новогодние поздравления» | 2 | |
28 | Новогодние стихи, песенки. | 1 | Составление предложений по теме с опорой на образец, условно-графические схемы. Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики. |
29 | Приглашение на новогодний праздник. | 1 | Подготовка письменных приглашений на новогодний праздник. Правила речевого общения (дополнение памятки). |
| Мир природы: «Какая сегодня погода?» | 4 | |
30 | Какая сегодня погода? | 1 | Беседа на основе личного опыта, рассматривание серии картинок и составление предложений по ним. |
31 | Планы на выходные дни с учетом прогноза погоды. | 1 | Беседа о том, какую информацию содержит прогноз погоды, как её нужно использовать при планировании своего времени. Составление предложений по теме с опорой на условные обозначения и схемы; обсуждение планов на выходные. |
32 | Моделирование разговоров по теме «Прогноз погоды на завтра». | 1 | Составление реплик для разговора по телефону, проигрывание телефонного разговора с произнесением реплик с нужной интонацией, силой голоса и темпом речи. |
33 | Ролевая игра «Прогноз погоды». | 1 | Работа с аудиозаписями о прогнозе погоды, информацией из газет с последующим составлением и объявлением прогноза погоды на завтра по радио, или составление заметки о погоде в газету. |
| Играем в сказку: «Снегурочка» | 4 | |
34 | Знакомство со сказкой «Снегурочка». | 1 | Отгадывание загадки, слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации. |
35 | Рассказывание сказки «Снегурочка». | 1 | Работа с картинками; выборочный пересказ с опорой на иллюстрации; коллективное рассказывание сказки: игра «Рассказ по кругу». |
36 | Инсценирование сказки по теме «Снегурочка». | 1 | Инсценирование, моделирование диалогов. |
37 | Мы играем сказку. Спектакль «Снегурочка». | 1 | Театрализованное представление, с последующим анализом деятельности актеров. |
| Я и мои товарищи: «Готовим поздравления и подарок к празднику.» | 8 | |
38 | Подарок к 23 февраля. Выбор адресата, формы подарка. | 1 | Коллективная подготовка подарков к празднику, обсуждение формы подарка, составление предложений. |
39 | Поздравляем с праздником. | 1 | Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата. |
40 | Составление пожеланий в поздравительной открытке к празднику 23 февраля. | 1 | Составление пожеланий близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим, различия пожеланий. Подпись адресата на открытке. |
41 | Моделирование и проигрывание диалогов по теме «Вручение подарка к 23 февраля» | 1 | Конструирование диалогов вручения подарка и ответной реплики, правила вежливого общения. |
42 | Подарок к 8 марта. Выбор адресата, формы подарка. | 1 | Коллективная подготовка подарков к празднику, обсуждение формы подарка, составление предложений. |
43 | Весенние поздравления с праздником 8 марта. | 1 | Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата. |
44 | Составление пожеланий в поздравительной открытке к празднику 8 марта. | 1 | Составление пожеланий близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим, различия пожеланий. Подпись адресата на открытке. |
45 | Ролевая игра «Вручение подарка к 8 марта». | 1 | Конструирование диалогов вручения подарка и ответной реплики, правила вежливого общения. |
| Я за порогом дома «Я- зритель» | 4 | |
46 | Я в зрительном зале. | 1 | Беседа на основе личного опыта, по картинкам в учебнике; игра «Я дарю тебе билет». |
47 | Моделирование диалогов «Я в кинотеатре». Правила вежливого общения в кинотеатре. | 2 | Моделирование диалогов между зрителем и кассиром, зрителем и гардеробщиком. Составление памятки «Секреты вежливого общения», составление «Правил вежливого зрителя». |
48 | Ролевая игра «Кинотеатр». | 1 | Моделирование реплик в соответствии с ролью, четкое, правильное, вежливое их произнесение, правильное использование силы голоса и темпа речи. |
| Я и мои товарищи: «Веселый праздник» | 4 | |
49 | Праздник -это не только угощение. | 1 | Беседа по картинкам, коллективное составление рассказов по картинкам, проигрывание конкурсов и развлечений. |
50 | Моделирование диалогов «Общение за праздничным столом». | 1 | Проигрывание всевозможных диалогов с нужной интонацией и силой голоса, составление памятки «Секреты вежливого общения» |
51 | Подготовка к ролевой игре. Обсуждение сюжета праздника. | 1 | Коллективное обсуждение с последующим составлением предложений на тему: выбор хозяина праздника, меню и развлечения на празднике. |
52 | Ролевая игра «Прием гостей». | 1 | Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные картинки, план из ключевых слов. |
| Мир природы: «Учимся понимать животных» | 4 | |
53 | Правила общения с домашними животными. | 1 | Беседа по картинке, составление предложений на тему, рассказов и творческих работ. |
54 | Отношение человека к домашним животным. Правила ухода. | 1 | Коллективное обсуждение возможных последствий невнимательного отношения человека к своим питомцам. |
55 | Игра «Расскажи мою историю». | 1 | Пересказ изученных на уроках чтения произведений о животных. |
56 | Моделирование поведения животных в различных ситуациях. | | Выполнение различных упражнений на основе мимики и пантомимики. |
| Я и мои товарищи: «Поздравляем с Днём Победы! | 4 | |
57 | Песни, стихи, рассказы о Великой Отечественной войне. | 1 | Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой Отечественной войне. |
58 | Коллективное панно «Поздравляем с Днём Победы!» | 2 | Работа в парах, группах, составление предложений по теме с опорой на образец; правила вручения подарка |
59 | Поздравляем с Днем Победы. | 1 | Конструирование устных поздравлений с Днём Победыразличным адресатам (ветеранам, учителям, родным). |
| Это я: «Узнай меня!» | 4 | |
60 | Описание внешности человека | 1 | Составление предложений о характерных признаках внешности человека; игра «Наш портрет». Рассматривание фотографий коллективное обсуждение выполненных работ |
61 | Творческая работа в рамках промежуточной аттестации. | 1 |
62 | Составление рассказов-описаний о себе и товарищах. | 1 |
63 | Составление коллажа «Знакомьтесь: наш класс!» | 1 |
| ИТОГО | 68 | |
Материально – техническое обеспечение
Учебно-методический комплект:
1.Комарова С.В. Речевая практика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2018.
2.Комарова С.В. Устная речь. Методические рекомендации:1-4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2016
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011, (программа «Русский язык», автор А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская).
Печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами;
Наборы игрушек; мягкие игрушки, плоскостные игрушки;
Технические средства обучения – компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (аудиозаписи сказок, аудиозаписи образцов речи: темп, сила голоса, тон; презентации к разделу «Культура общения», «Подготовка речевого высказывания»).