СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по речевой практике 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по речевой практике для 4 класса школы 8 вида

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по речевой практике 4 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с:

- адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Варнавинская ШИ» на 2020-2021 учебный год;

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2020-2021 учебный год ГКОУ «Варнавинская ШИ»

4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Основой для разработки рабочей программы является авторская программа А.К. Аксёновой, С.В. Комаровой, Э.В. Якубовской «Русский язык», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011.Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.

Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики детей с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.

Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами учебного предмета в соответствии с его целями.

Программа по речевой практике направлена на овладение обучающимися младших классов языком через организацию общения и предполагает всестороннее развитие личности, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Программа основана на принципах коммуникативного подхода к развитию речи детей с интеллектуальными нарушениями.

Цель предмета: развитие речевой коммуникации обучающихся, способствующей использованию ими вербальных и невербальных средств общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Задачи:

1. Совершенствование речевого опыта обучающихся.

2. Обогащение языковой базы устных высказываний обучающихся.

3. Формирование выразительной стороны речи.

4.Развитие у обучающихся умений строить устные связные высказывания.

5.Воспитание культуры речевого общения.

Наряду с формированием и развитием активной речевой практики обучающихся в условиях специально организованных речевых ситуаций предмет имеет коррекционную направленность:

1.Коррекция речи:

-исправление недостатков произношения;

-преодоление речевой замкнутости;

-активизация и пополнение словарного запаса.

2.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:

-развитие зрительного восприятия и узнавания;

-развитие артикуляционной моторики.

3.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти.

4.Развитие основных мыслительных операций:

-умение работать со словесной инструкцией;

- умение планировать деятельность;

- умение систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;

-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

5.Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления;

6.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Программа состоит из подразделов: «Аудирование», «Дикция и выразительность речи», «Общение и его значение в жизни», «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания», «Культура общения», материал которых постепенно расширяется и усложняется. Концентрическое расположение материала создаёт условия для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.

После изложения программного материала в конце каждого класса обозначены требования к умениям обучающихся. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень). В этой связи некоторые задания выполняются с помощью учителя, с опорой на различные виды наглядности.

Программа адресована обучающимся 4 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Срок реализации рабочей программы по речевой практике – 1 год.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Речевая практика» является ведущим, так как от его усвоения зависит успешность обучения по всем школьным предметам.

В результате изучения предмета обучающиеся научатся принимать и понимать инструкцию, использовать речь в зависимости от ситуации; связно излагать свои мысли, адекватно пользоваться правилами речевого этикета.

В 4 классе продолжается работа по развитию коммуникативных и речевых умений, рассчитанная на большую самостоятельность и совместную деятельность обучающихся на уроке.

Задачи:

-расширение представлений обучающихся о способах коммуникации;

- знакомство детей с простейшими законами организации текста, в том числе письменного высказывания;

- совершенствование диалогических умений;

-формирование у обучающихся понятия значимости речи (речь нужна для понимания друг друга, для передачи информации).

Практическая направленность предмета заключается в формированииумения налаживать деловые и межличностные контакты через систему разнообразных упражнений.Основу составляют упражнения в развитии коммуникативных умений, формируемых на базе элементарных знаний о закономерностях построения высказывания. Большая часть времени отводится активной речевой практике учащихся, протекающей в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с жизнью детей.
Общение и его значение в жизни. Организация наблюдений обучающихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе. Реализация осуществляется в ситуативных играх, в выполнении различных практических заданий. Работа над каждой темой начинается с обсуждения определенной проблемной ситуации. Работа над решением поставленной проблемы помогает понять обучающимся значение речи и культуры общения.

Аудирование. Предполагает развитие у обучающихся способностей воспринимать и понимать обращенную к ним речь, выработку навыков четкости произношения и эмоциональной выразительности. В содержание работы включены упражнения на слушание речи, записанной на магнитофон. Они помогают обучающимся понимать запись информации на автоответчике в справочной службе, речь дикторов. Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» речевые ситуации в соответствии с лексической темой, учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как они привлекают собеседника к процессу коммуникации; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности – силы голоса, темпа, тона речи. Материал раздела реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных тренировочных упражнений, а также сопровождает задания других разделов.

Дикция и выразительность речи. Предполагает отработку чёткости произношения, эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.

В процессе обучения дети учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются практическом различении интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, т.к. невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.

Подготовка к речевой ситуации и организация высказывания является ведущим разделом. На уроках обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные речевые ситуации, моделируя различные варианты речевого поведения. Продуцирование обучающимися связного высказывания опирается на использование наглядного материала в виде мелового рисунка на доске, картинно – символического плана к предложению текста, картинного плана.

Культура общения предполагает формирование у обучающих знаний основ речевого этикета и умений соблюдать их в определенной ситуации общения. Его содержание реализуется в процессе работы над речевыми ситуациями.

Основной формой организации обучения является урок.

Урок строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, и параллельно отрабатываются темы из других разделов.

Процесс обучения предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения, игры, моделирование ситуаций.

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

- задания по степени нарастающей трудности;

- метод самостоятельной обработки информации;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Основные типы уроков:

урок изучения нового материала;

урок закрепления и применения знаний;

урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Нетрадиционные формы уроков:

интегрированный,

урок-игра,

урок – драматизация;

урок - спектакль

Виды и формы организации работы на уроке:

коллективная;

фронтальная;

групповая;

индивидуальная работа;

работа в парах.

Элементы образовательных технологий:

здоровьесберегающая технология ;

технология игрового обучения;

информационно-коммуникационные технологии;

технология проблемного обучения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Речевая практика» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В соответствии с Учебным планом ГКОУ «Варнавинская ШИ» программа в 4 классе рассчитана на 68 ч. в год (2ч. в неделю).

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

Личностные результаты:

— расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;

— закрепление представлений о различных социальных ролях — собственных и окружающих людей;

— укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;

— закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);

— закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения).


2.Предметные результаты по учебному предмету «Речевая практика»

на конец обучения в 4 классе:

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Обучающиеся научатся:

— выполнять простые устные инструкции учителя;

- выбирать картинку, соответствующую слову и предложению с помощью учителя;

- отвечать на простые вопросы;

- применять элементарные правила речевого общения;

- уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя;

- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях помощью учителя;

— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;

Получат возможность научиться:


— понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;

— уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;

— участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

— правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

— принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;

— уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план.

3.Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои

действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов (способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью);

Познавательные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-читать;

- писать;

-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Содержание учебного предмета

Аудирование.

Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем.

Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.

Дикция и выразительность речи

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.

Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.

Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.

Общение и его значение в жизни

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана?

Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение?

Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?

Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов.

Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход»,

«Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.

Культура общения. Устные и письменные приглашения, поздравления. Извинение. Вежливый отказ от предложения, приглашения. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.

Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, изучавшемуся в 1—3 классах)

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, поздравительной открытке.

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник).

Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям.

Замечание, извинение. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.

Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».

Примерные темы речевых ситуаций

«Я дома»: «Делимся новостями»,«Я выбираю книгу» «У телевизора».

«Я и мои товарищи»:«Задушевный разговор».

«Я за порогом дома»: «Я — пассажир», «Знаки-помощники»,«Приглашение»«Поздравляю!»«Подскажите, пожалуйста».

«Играем в сказку»: «Петушок — Золотой гребешок», «Лисичка-сестричка».

«Мы- писатели»: «Сочиняем сказку» «Новогодние истории».

«Я в мире природы»: «В гостях у леса», «Во саду ли в огороде».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т. ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности. Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

  1. Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и эле­ментарные по содержанию знания и умения выполняют коррекцион­но-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

В 4классе осуществляется текущий и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

Текущая проверка знаний, умений, навыков.

Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

Текущая проверка по речевой практике проводится в следующих формах:

- устный опрос (индивидуальный, фронтальный);

- творческие работы.

Итоговый контроль проводится в конце года в форме творческой работы.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

Оценивание носит условный характер и учитывает специфику структуры речевого и интеллектуального дефекта обучающихся, определяющую степень овладения учебным материалом по предмету. Оценивание происходит по результатам их индивидуальной и фронтальной работы, при этом также учитывается не конечный результат работы, а результат ребенка в речевых умениях на данный момент, мотивируется любая его попытка участвовать в общении.

В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения творческих работ и тестах, соотносятся с оценками:

- «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;

- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

- удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

При оценке предметных результатов используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом

2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания

3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

При оценке устных ответов во внимание принимаются: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.

«5» - ставится ученику, если он обнаруживает усвоение речевого материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; отвечает на вопросы и осуществляет элементарный пересказ с сохранением логики изложения с использованием минимальной помощи в виде вопросов учителя или наглядности.

«4» - ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но при наличии специфических ошибок, связанных с грубым нарушением речевой деятельности; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но продуктивно использует помощь учителя; способен воспроизвести предложенный материал.

«3» - ставится, в случае невозможности самостоятельного речевого продуцирования, фрагментарности и неточности в восприятии речевого материала; в ответах на вопросы и при рассказе искажает основной смысл, использует помощь учителя недостаточно продуктивно и при наличии многократного обучения.

«2»- неудовлетворительно ставить нецелесообразно из-за специфики интеллектуального дефектаи особенностей речевого развития обучающихся.

При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие, которые стимулируют учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Основные виды

учебной деятельности


Я дома

12


1-4

Делимся новостями

4

Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса.

Приветствия друг другу, поздравления с праздником знаний.

Составление рассказа по серии картинок .Знакомство со стихотворением И. Гамазковой «Прошлым летом».Составление рассказа «Самое интересное событие прошлого лета».

5-8

Я выбираю книгу

4

Рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса. Составление предложений по картинкам, беседа о типах книг, рисование иллюстраций, обсуждение книг.

Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план.

9-12

У телевизора

4

Беседа на основе личного опыта, ориентировка в программе телепередач, пользование

пультом от телевизора.

Коллективное обсуждение темы «Моя любимая программа» с

элементами рассказов с опорой на план.

Составление персональных

телевизионных программ.


Играем в сказку

8


13-16

«Петушок- золотой гребешок»

4

Беседа с опорой на иллюстрацию. Слушание аудиозаписи сказки с

опорой на иллюстрации. Пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу». Инсценирование сказки

17-20

Лисичка-сестричка

4

Отгадывание загадки, слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации. Работа с картинками; выборочный пересказ с опорой на иллюстрации; игра «Рассказ по кругу».

Инсценирование сказки, моделирование диалогов.


Я и мои товарищи

4


21-24

Задушевный разговор

4

Работа с картинками по теме, работа со «словарём» эмоций.

Моделирование диалогов утешения, сочувствия,

предостережения на основе иллюстраций. Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу».

Обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» после аудиозаписи.


Мы - писатели

7


25-28

Сочиняем сказку

4

Обсуждение замысла сказки.

Составление предложений к каждой части придумываемой сказки с опорой на вопросный план. Иллюстрирование сказки согласно замыслу. Рассказывание получившихся вариантов сказки.

29-31

Новогодние истории

3

Беседа с опорой на иллюстрацию о новогодних сказках, мультфильмах Составление предложений к каждой части придумываемой истории с опорой на вопросный план.

Иллюстрирование истории согласно замыслу. Рассказывание получившихся вариантов истории


Я за порогом дома

28


32-35

Знаки - помощники

4

Беседа по теме на основе рассматривания картинок с условными знаками,

встречающимися в повседневной жизни.

Моделирование и проигрывание возможных диалогов на улице, обсуждение значения дорожных знаков.

Экскурсия «Знаки-помощники в нашем посёлке, на нашей улице.

36-39

Я - пассажир

4

Беседа на основе личного опыта

Повторение правил поведения в

Транспорте. Конструирование возможных диалогов. Ролевая игра «В автобусе»

40-43

Приглашение

4

Беседа с опорой на иллюстрацию, на основе личного опыта.

Конструирование устных приглашений с опорой на план.

Моделирование диалогов,

содержащих приглашение и

вежливый отказ. Составление текстов письменных приглашений.

44-47

Поздравляю!

4

Беседа с опорой на иллюстрацию. Конструирование поздравлений.

Знакомство с правилами

оформления письменного

поздравления на открытке.

Тренировочные упражнения в

подписывании поздравительных открыток. Самостоятельная подготовка поздравительной

открытки и подписи к ней.

48-51

«Подскажите, пожалуйста…»

4

Беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Подскажите, пожалуйста...»). Конструирование

возможных диалогов обращения за помощью: к знакомому и незнакомому человеку. Ролевые игры по теме

52-55

Извините меня…

4

Беседа на основе личного опыта о том, когда может быть использована фраза «Извините меня» или форма «Извини меня…».

Конструирование возможных

диалогов, содержащих

извинения. Ролевая игра.

56-59

Поздравительная открытка

4

Беседа на основе личного опыта о празднике 9 мая. Прослушивание

песен, стихов, рассказов о

Великой Отечественной войне.

Рисование праздничных открыток.

Конструирование поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным).

Подписывание открыток поздравлениями. Доставка открыток адресатам: отправление

письмом, доставка лично в руки.


Я в мире природы

9


60-63

В гостях у леса







4

Беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций. Беседа o правилах поведения в лесу. Творческая

работа «Что может нанести

вред лесу?». (составление рассказов). Составление «Правил вежливого поведения в лесу».

64

Творческая работа в рамках промежуточной аттестации

1


65-68

Во саду ли, в огороде

4

Беседа на темы: работа летом в саду и в огороде, овощи, фрукты и ягоды, растущие в нашей местности.

Творческие работы (рисунки, аппликации)по теме,представление их классу — составление рассказов на основе выполненных рисунков.

Свободные высказыванияо планах на каникулы, взаимные вопросы.


ИТОГО

68


Материально – техническое обеспечение

Средства обучения и воспитания учебного предмета «Речевая практика» включают:

Учебно-методический комплект:

1.Комарова С.В. Речевая практика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2019.

2.Комарова С.В. Устная речь. Методические рекомендации:1-4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2016

4.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011, (программа «Русский язык», автор А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская).

Учебно-практическое оборудование: наборы игрушек; плоскостные игрушки; дидактический материал: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами; экранно-звуковые пособия (аудиозаписи сказок, аудиозаписи образцов речи: темп, сила голоса, тон; презентации к разделу «Культура общения», «Подготовка речевого высказывания»).

Технические средства обучения –компьютер, интерактивная доска.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!