СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по рисованию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по рисованию, адаптивная школа, 4 класс, надомное обучение.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по рисованию»

Рисование, 4 класс, 1 вариант (обучение на дому)

1. Пояснительная записка


Рабочая программа по рисованию предназначена для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Изобразительное искусство» для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт- Петербург, 2013г.

Рисование имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта. Актуальностью предмета «рисование» является всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве.

Основная цель изучения предмета «рисование» - знакомство с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.

На уроках рисования используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;

  • Репродуктивный;

  • Частично-поисковый или эвристический;

  • Исследовательский;

  • Беседа;

  • Наблюдение;

  • Работа с репродукциями;

  • Упражнение;

  • Самостоятельная работа;

  • Практическая работа;

  • ИКТ.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);

  • Объяснительный / репродуктивный

  • Инструктивный / практический

  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Учебная экскурсия;

  • Предметный урок;

  • Индивидуальная работа;

  • Фронтальная работа;

  • Групповая работа;

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «рисование» ставит следующие задачи:

  • Воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.).

  • Воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью.

  • Развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира.

  • Развитие познавательной активности, формирование у школьников приёмов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения.

  • Формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке).

  • Воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно.

  • Формирование умения работать коллективно, выполняя определённый этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.

Учебный курс предусматривает следующую структуру:

  • обучение композиционной деятельности;

  • развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию;

  • развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи;

  • обучение восприятию произведений искусства;

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «рисование» входит в предметную область «Искусство» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного учебного предмета в 4 классе отводится 0,25 часа в неделю. Из них:

в I четверти - ч

во IIчетверти - ч

в III четверти - ч

в IVчетверти - ч Год - 8 ч.


4. Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты:

  1. Рисовать с натуры;

  2. Рисовать по памяти, после проведенных наблюдений;

  3. Использовать планы в работе над аппликацией или в рисунке;

  4. Выбирать для рисунка лист бумаги нужной формы, размера;

  5. Применять осевую линию при рисовании симметричных предметов;

  6. Закрашивать силуэт краской. разведённой до нужной консистенции;

  7. Рисовать по мокрой и по сухой бумаге, используя приёмы этой работы с краской и кистью;

  8. В работе над аппликацией составлять целое изображение из частей;

  9. Сочинять узор, используя ритм формы, цвета элементов узора и симметрию в его композиции;

  10. Осветлять и затемнять краски;

  11. Материал для развития речи, изучавшийся на уроках изо;

  12. Способы работы по мокрой и сухой бумаге;

  13. Знать названия жанров живописи;

  14. Знать названия некоторых национальных промыслов (Гжель, Каргополь, Дымково, Городец);

  15. Изображать явление осевой и центральной симметрии, существующее в природе.

Базовые учебные действия:

Личностные учебные действия:

  1. осознание себя как ученика, заинтересованного обучением, занятиями, как члена семьи, друга;

  2. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  3. целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  4. самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  5. понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

  1. использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с учителем;

  2. обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

  3. слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

  4. сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

  5. договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

  1. при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

  2. активно уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия и действия од­но­к­ла­с­сников;

  3. соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

  1. выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;

  2. устанавливать видо-родовые отношения предметов;

  3. делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  4. пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

  5. читать; писать; выполнять арифметические действия;

  6. наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

  7. работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

В программе по рисованию обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по рисованию в 4 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы.

Минимальный уровень:

— знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

— знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

— знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

— знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

— знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

—организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

— следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

— владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

— рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

— применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

— ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

— адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

— узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

— знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

— знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

— знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

— знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

— знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

— знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

— знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

— нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

— следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источни ках;

— оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

— использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

— применение разных способов лепки;

— рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

— различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

— различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

— различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.


Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программы 4 класса по 5 – балльной системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

  • - оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;

  • - оценка «4» - «хорошо» - от 51% до 65%;

  • - оценка «3» - «удовлетворительно» (зачет), если обучающийся верно выполняет от 35% до 50% заданий;

  • - оценка «2» - не ставится.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:

1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)

Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.

2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)

Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.

Данные диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;

1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;

2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции

с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;

5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти не нуждается.


Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.

Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по рисованию уч-ся 4 кл. за… полугодие


Фамилия имя уч-ся






Предметные результаты


Рисовать с натуры;



Рисовать по памяти, после проведенных наблюдений;


Использовать планы в работе над аппликацией или в рисунке;


Выбирать для рисунка лист бумаги нужной формы, размера;


Применять осевую линию при рисовании симметричных предметов;


Закрашивать силуэт краской. разведённой до нужной консистенции;


Рисовать по мокрой и по сухой бумаге, используя приёмы этой работы с краской и кистью;


В работе над аппликацией составлять целое изображение из частей


Сочинять узор, используя ритм формы, цвета элементов узора и симметрию в его композиции;



Осветлять и затемнять краски;


Материал для развития речи, изучавшийся на уроках изо;


Способы работы по мокрой и сухой бумаге;


Знать названия жанров живописи



Знать названия некоторых национальных промыслов (Гжель, Каргополь, Дымково, Городец);


Изображать явление осевой и центральной симметрии, существующее в природе.


Средний бал


Тип оценки


Уровень


5. Содержание учебного предмета

В программе по рисованию выделяются разделы:


Обучение композиционной деятельности.

Совершенствование умений передавать глубину пространства средством:

  • уменьшения величины удалённых предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя;

  • загораживания одних предметов другими. Планы в пространстве: передний, задний, средний (использование макета и панно «в деревне» с изображённым пейзажем на переднем плане, заднем и среднем планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине).

Обучение приёму построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения её частей, позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.

Обучение приёму построения композиции в прямоугольнике с учётом центральной симметрии.

Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения: избушка на курьих ножках; деревья в сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками, похожими на руки и т.п.

Раскрашивание осенних листьев акварелью.

Декоративное рисование узора в полосе.

Декоративная лепка: «Избушка Бабы-Яги».

Рисование на тему: «В деревне».

Рисование по памяти фигуры человека.

Рисование с натуры кувшина.

Рисование на тему: «Грузовик и автобус едут по улице».

Обучение восприятию произведений искусства. Формирование у учащихся представлений о работе художника. Развитие умений рассматривать картины, иллюстрации в книге, предметы декоративно-прикладного искусства.

Беседа по плану:

  1. Как художник наблюдает природу, чтобы её изобразить?

  2. Как он рассматривает предметы, чтобы их изобразить или придумать другие?

  3. Какие краски использует художник, изображая деревья в разные времена года?

  4. Что использует художник, придумывая узоры для тканей и посуды?

Для демонстрации можно использовать произведения живописи: картины И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи, А. Саврасова, И. Бродского, А. Платова, К. Коровина, Ф. Толстого. Произведения декоративно-прикладного искусства: полотенца, платки с узорами, изделия Городца, Дымково, Хохломы, Каргополя.

Программой предусматриваются следующие виды работы:

  • рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

  • лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

  • выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

  • проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.


Программой предусматривается обучение приемам работы в изобразительной деятельности:

Приемы лепки:

― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;

― размазывание по картону;

― скатывание, раскатывание, сплющивание;

― примазывание частей при составлении целого объемного изображения.

Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;

― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;

― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;

― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

Приемы выполнения аппликации из бумаги:

― приемы работы ножницами;

― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине;

― приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.

― приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):

― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).

― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);

― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);

― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);

Приемы работы красками:

― приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;

― приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;

приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

― правила обведения шаблонов;

― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.

Работа над развитием речи.

Слова:

- художник, природа, красота, белила, палитра

- ритм (в узоре), фон, украшение, движение

- загораживать, украшать, изображать, рассматривать, сравнивать

- уменьшаться, увеличиваться, придумывать

- идёт, бежит, стоит, развевается, примакивать, высыхать

- светлый, голубой, розовый и т.п.

- фон предмета, кончик кисти, ритм в узоре, штамп, русский узор, народный узор

Фразы:

- приготовь рабочее место

- рисуй, чтобы было похоже (одинаково)

- рисуй по памяти

- повторяется форма предмета

- фон в узоре

- машина загораживает дом

- сначала рисуй ствол, потом ветки










6. Тематическое планирование



Тема урока

Колич

часов

Дата

Словарная

работа

Наглядность

Основные виды учебной деятельности

1

Раскрашивание осенних листьев акварелью.

1


акварель


Получение оттенков цветов

2

Декоративное рисование узора в полосе.

1


узор

образец

Чередование элементов узора

3

Декоративная лепка: «Избушка Бабы-Яги».

1


Элементы

иллюстрация

лепка

4

Рисование на тему: «В деревне».

1


Средний план

иллюстрация

Рисование на тему

5

Рисование по памяти фигуры человека.

1


пропорции


Рисование попамяти

6

Рисование с натуры кувшина.

1


кувшин

кувшин

Рисование с натуры

7

Беседа «Как и о чём, создаются картины».

1


Картина

Презентация

Формирование понятий

8

Рисование на тему: «Грузовик и автобус едут по улице».

1


Транспорт

машинки

Рисование на тему



















7. Учебно-методическое обеспечение

Научно-методическая литература

  • Программа по изобразительному искусству специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург, 2013г.

  • Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989г.

  • Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство и др.). Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983г.


Материально-техническое обеспечение


Демонстрационные и печатные пособия Технические средства обучения


- Предметные и сюжетные картинки в соответствии с тематикой - Ноутбук

- Сюжетные картинки в соответствии с тематикой - Принтер-ксерокс

- Слова для словарной работы

- Алгоритмы рисования растений, деревьев, животных, птиц, человека

- Таблицы по построению орнамента

- Шаблоны геометрических фигур

- Предметы народных промыслов

- Памятки: «Правила работы с пластилином»

«Правила работы с клеем»

«Правила работы с ножницами»


16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!