государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области « Колушкинская специальная школа-интернат»
Составлена на заседании ПМПк
от ___._______2016г. Протокол №
.Председателя ПМПк:
________/________________/
Утверждена.
Директор: ________/Л.Г. Землянская/
Приказ № ____ от _____ ______2016г.
Обсуждена и принята на заседании педагогического совета
от __._____2016г. Протокол № ____
Адаптированная
коррекционно – развивающая программа
по ритмике
для 3 класса
на 2016-2017 учебный год
Составила:
Везоргина Лариса Николаевна
Учитель начальных классов
Пояснительная записка.
Данная коррекционно-развивающая программа составлена на основе заключений ПМПк, результатов обследования детей класса и разработана на основе программы по ритмике (под редакцией А. Айдарбекова). Данная программа рассчитана на 4 года коррекционных занятий. В региональном учебном плане на занятия ритмикой в 3 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год). Программа составлена с учетом регионального компонента, который отражен в содержании заданий и упражнений.
Актуальность программы.
Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности. Специфические средства воздействия на обучающихся способствуют общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию. Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально - ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представления детей о пространстве и умения ориентироваться в нём. Упражнения с предметами (обручами, мячами, шарами, лентами) развивают ловкость, быстроту реакции, точность движения. Упражнения с детскими музыкальными предметами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать её характер, развивают способность переживать содержание музыкального образа. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности.
В связи с этим, коррекция недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально - ритмической деятельности является необходимой в структуре работы с данной категорией детей.
Цель программы: осуществление коррекции недостатков физического развития обучающихся средствами музыкально-ритмической деятельности.
Задачи программы:
формировать представление обучающихся о пространстве и умение ориентироваться в нём;
развивать общую и речевую моторику, эмоционально - волевую сферу;
учить слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать;
развивать у детей подвижность пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдение ритмичности и координации движений рук;
формировать умения согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы;
развивать ловкость, быстроту реакции, точность движений;
воспитывать положительные качества личности (дружелюбие, дисциплинированность, коллективизм).
Характеристика состава класса: У большинства детей класса слабо развиты общая и мелкая моторика, не сформированы умения ориентироваться в пространстве, нарушена координация движений. (Клейн М, Семенцова Е, Павлов Н.) У этих детей отсутствует точность движений, ловкость, способность соблюдать заданный темп и ритм. Они с трудом выполняют простые танцевальные движения, не умеют расслаблять мимику и мышцы. По результатам коррекционной работы 2-го года обучения у Волченко Юры и Вани, Морозовой Тани. хорошо развита подвижность пальцев, они умеют согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы. У них более развиты: ловкость, быстрота реакции, точность движений. Стали лучше ориентироваться в пространстве: Маркин И, и Калинина Л. Можно отметить незначительные улучшения в этой сфере у Беднова С. Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма).
На 3 году обучения продолжать работу по:
- формированию умений согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы;
- формированию умению ощущать напряжение и расслабление мышц;
- соблюдению ритмичности и координации движений у таких детей как (Клейн М, Морозова Т, Павлов Н, Беднов С.)
Средства (формы) и методы коррекционной работы:
- в 3 классе занятия проводятся в форме урока.
- используются ТСО, упражнения на ориентировку в пространстве, общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений и расслабление, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, коррекционно-развивающие упражнения на развитие ВПФ, коррекционные игры под музыку, танцевальные упражнения, упражнения с детскими музыкальными инструментами;
Сроки реализации.
Данная программа рассчитана на 4 этапа.
Программа составлена для 3 класса, что соответствует третьему этапу.
Организация уроков: уроки проходят в спортивном зале, актовом зале или классной комнате. Календарное планирование по данной программе составляется на год. Уроки проводится 1 раз в неделю по 40 мин. (32 часа в год)
Оборудование: гимнастические палки, мячи, шары, детские музыкальные инструменты, музыкальный центр, DVD "Танцы для детей", музыкальное сопровождение (диски, кассеты).
Структура урока.
1.Орг.момент.
-Построение.
-Психологический настрой.
2.Упражнения на ориентировку в пространстве.
3.Ритмико-гимнастические упражнения.
-Общеразвивающие упражнения.
-Упражнения на координацию движений.
-Упражнения на расслабление мышц.
4.Игровые задания на развитие пальцев рук.
5.Игропластика, креативная гимнастика.
6.Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
7.Танцевальные упражнения.
8.Музыкально-подвижные игры.
9.Упражнения на расслабление.
10.Итог.
Определение результативности: для определения результативности обучения применяется «Положение об оценке знаний, умений, навыков обучающихся 1-9 классов ГКОУ РО Колушкинская школа-интернат VIII вида». Знаниям, умениям и навыкам обучающихся дается словесная оценка: "хорошо", "отлично", "молодец" и т. д.
Предполагаемый результат: умение согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы; умение рассчитываться, строиться и перестраиваться, менять по команде направление, темп движения; умение передавать ритмический рисунок мелодии; адекватное проявление эмоций; адекватное проявление черт характера.
Нормативно-правовые документы:
1) Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 228.
2) Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п)
3) Примерный региональный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Ростовской области (пр. МО и ПОРО от 10.07.02 г. № 1277).
4) Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 1 - 4 классов под ред. В.В. Воронковой, М., «Просвещение», 2001 год.
7)Учебный план государственного казенного общеобразовательного учреждения Ростовской области « Колушкинская специальная школа-интернат» на 2016-2017 год.
Используемая методическая литература:
Агапова И.А. «Лучшие музыкальные игры для детей». Москва. «Лада». 2009 год
Власова Т. М.,Пфафенродт А.Н. «Фонетическая ритмика». Москва. «Просвещение».1991 год.
Макшанцева Е. Д. «Детские забавы». Москва. «Просвещение». 1991 год.
Савчук О. Н. «Школа танцев для детей». Ленинградское издательство. 2009 год.
Фирилева Ж. Е., «СА-ФИ-ДАНСЕ». Ленинградское издательство. 2010 год
№ п/п | Наименование и характеристика раздела коррекционной программы | Кол-во часов | Коррекционно-развивающие цели. |
1. | Упражнения на ориентировку в пространстве. Различные виды ходьбы. Ходьба, чередование ходьбы с приседанием. Перестроение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три и обратно. Выполнение во время ходьбы и бега движений с предметами: обегать их, передавать друг другу, перекладывать с места на место и более сложные движения. | На каждом уроке | Развивать представления обуч-ся о пространстве и умения ориентироваться в нём. Учить специальным упражнениям под музыку (ходьба цепочкой или в колонне) в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов. Движения к определённой цели между предметами. |
2. | Ритмико-гимнастические упражнения. Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разные стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Повороты туловища в сочетании с наклонами. Упражнения на выработку осанки. Разнообразные движения рук и ног под музыку. Выполнение движений и после остановки музыки. Упр. на расслабление мышц. Упражнения на координацию движений. | На каждом уроке | Коррекция недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы. Учить слушать музыку; развивать ловкость, быстроту реакции, точность движений. |
3. | Упражнения с музыкальными инструментами. Круговые движения кистью. Упражнения для кисти рук с барабанными палочками. Упражнения на детских музыкальных инструментах. Исполнение различных ритмических рисунков на бубне и барабане двумя палочками одновременно и поочерёдно в разных вариациях. Разучивание несложных мелодий. | На каждом уроке | Развивать у детей подвижность пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Расширять знания, вызывать живой эмоциональный интерес у детей, развивать слуховое восприятие. |
4 | Игры под музыку. Передача в движениях частей музыкального произведения, динамического настроения в музыке. Самостоятельное ускорение и замедление темпа движений. Исполнение в свободных плясках разнообразных движений. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование песен со сменой ролей и импровизацией. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением. | На каждом уроке | Учить оценивать характер музыки; развивать способность переживать содержание музыкального образа. |
5 | Танцевальные упражнения. Повторение элементов танца по программе для 2 класса. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Поскоки, галоп. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием. Движения парами. Основные движения народных танцев. | На каждом уроке | Развивать активность и воображение, координацию движений. Развивать дыхательный аппарат. Воспитывать положительные качества личности, организованность, дисциплинированность, вежливость, общение с другом. |
Проверено. «___»______________2016г. Зам. директора по УР________ /Л.Н.Полуэктова/ |
Календарно-тематическое планирование уроков ритмики. 3 класс
1 полугодие ( 15 часов)
№ п/п | Тема урока, тема для повторения | Кол.-в часов | Дата | Направления коррекционной работы на уроке |
Ритмико-гимнастические упражнения | Упражнения с музыкальными инструментами. | Игры под музыку. | Танцевальные упражнения. |
1 | Построение, вход в зал, приветствие учителя. | 1 | 7.09 | Круговые движения головы, повороты, наклоны. | Круговые движения кистей. | Передача в движении частей музыкального произведения. | Повторение танцевальных элементов, изученных во 2 классе. |
2 | Различные виды ходьбы, бега. | 1 | 14.09 | Перекрёстные движения рук и ног; упр-ния на формирование правильной осанки. | Круговые движения кистей, сгибание и разгибание кистей рук. | Передача в движении частей музыкального произведения. | Повторение танцевальных элементов, изученных во 2 классе. |
3-4 | Ходьба в соответствии с ритмической пульсацией. | 2 | 21.09 28.09 | Движения рук в разных направлениях. Противоположные круговые движения. | Движение кистей рук, их встряхивание. | Передача в движении изменений темпа музыки. | Шаг на носках. Шаг польки. |
5 | Ходьба в соответствии с ритмической пульсацией. | 1 | 5.10 | Упр-ния на координацию движений. | Сжимание и разжимание кистей рук в соответствии с характером музыки. | Передача в движении изменений темпа музыки. | Шаг польки. Широкий и высокий бег. |
6-7 | Ходьба, бег. Построение в колонну по 2, 3 и обратно. | 2 | 12.10 19.10 | Повороты туловища в сочетании с наклонами. Упр- ния на координацию движений с предметами. | Упражнения для кистей рук. | Передача в движении изменений темпа музыки. | Подскоки переменным шагом с продвижением вперёд. Боковой галоп. |
8 | Ходьба, бег. Перестроение из одного круга в 2 и 3. | 1 | 26.10 | Приседание с опорой и без. Перебрасывание мяча с ударом о пол. Упр-ния на выработку осанки. | Исполнение различных ритмов на барабане. | Упр-ния в передаче игровых образов при инсценировании песен, сказок. | Сильные подскоки, боковой галоп. Приставные шаги с приседаниями. |
9 | Ходьба, бег. Перестроение в круги. | 1 | 9.11 | Поднимание на носках и полуприседания. Круговые движения ступни. | Исполнение различных ритмов на барабане. | Инсценирование песен. | Приседания и полуприседания на месте. |
10 | Ходьба, бег. Перестроение в круги. | 1 | 16.11 | Приседание с одновременным выставлением ноги вперёд, в сторону. | Разучивание попевок, их прохлопывание. | Действия с воображаемыми предметами. | Движения парами. |
11 | Ходьба, бег. Различные перестроения. | 1 | 23.11 | Упражнения на координацию движения с предметами. | Разучивание попевок, их прохлопывание и протопывание. | Действия с воображаемыми предметами. | Движения парами. |
12 | Различные виды ходьбы и бега, перестроения. | 1 | 30.11 | Общеразвивающие ритмико-гимнастические упр-ния. Упр-ния с предметами. | Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане. | Подвижные игры с речевым сопровождением. | Полька. |
13-14 | Ходьба и бег. Движения с предметами. | 2 | 7.12 14.12 | Упр-ния на выработку правильной осанки. | Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане. | Музыкальные игры. | Полька. |
15 | Закрепление изученного | 1 | 21.12 | | | | |
Проверено. «___»______________2017 г. Зам. директора по УР________ / Л.Н.Полуэктова/ |
Календарно-тематическое планирование уроков ритмики. 3 класс
2 полугодие ( 19 часов)
№ п/п | Тема урока, тема для повторения | Кол. часов | Дата | Направления коррекционной работы на уроке |
Ритмико-гимнастические упражнения | Упражнения с музыкальными инструментами. | Игры под музыку. | Танцевальные упражнения. |
16 | Повторение и закрепление изученного. | 1 | 11.01 | Повороты, наклоны. | Круговые движения кистей, сгибание и разгибание кистей. | Передача в движении частей музыкального произведения. | Повторение танцевальных элементов, изученных в 1 полугодии. |
17-18 | Общеразвивающие упражнения. | 2 | 18.01 25.01 | Перекрёстные движения рук и ног; упр-ния на формирование правильной осанки. | Разучивание несложных мелодий. | Передача в движении динамического настроения музыки. | Приставные шаги с приседанием. |
19-20 | Упражнения на координацию движений. | 2 | 1.02 10.02 | Движения рук в разных направлениях. Противоположные круговые движения. | Движение кистей рук, их встряхивание. | Передача в движении изменений темпа музыки. | Шаг на носках. Шаг польки. |
21-22 | Упражнения на расслабление мышц. | 2 | 17.02 24.02 | Упр-ния на координацию движений. | Сжимание и разжимание кистей рук в соответствии с характером музыки. | Передача в движении изменений темпа музыки. | Шаг польки. Широкий и высокий бег. |
23 | Исполнение различных ритмов. | 1 | 3.03 | Повороты туловища в сочетании с наклонами. Упр- ния на координацию движений с предметами. | Упражнения для кистей рук. | Передача в движении изменений темпа музыки. | Подскоки переменным шагом с продвижением вперёд. Боковой галоп. |
24-25-26 | Игры с пением и речевым сопровождением | 3 | 10.03 17.03 24.03 | Приседание с опорой и без. Упр-ния на выработку осанки. | Исполнение различных ритмов на барабане. | Упр-ния в передаче игровых образов при инсценировании песен, сказок. | Сильные подскоки, боковой галоп. Приставные шаги с приседаниями. |
27-28 | Передача образов при инсценировке песен. | 2 | 7.04 14.04 | Поднимание на носках и полуприседания. Круговые движения ступни. | Исполнение различных ритмов на бубне. | Инсценирование песен. | Приседания и полуприседания на месте. |
29-30 | Танцы и пляски. | 2 | 21.04 28.04 | Приседание с одновременным выставлением ноги вперёд, в сторону. | Разучивание попевок, их прохлопывание. | Действия с воображаемыми предметами. | Движения парами. |
31-32 | Импровизация в играх и танцах | 2 | 5.05 12.05 | Упражнения на координацию движения с предметами. | Разучивание попевок, их прохлопывание и протопывание. | Действия с воображаемыми предметами. | Основные движения народных танцев. |
33-34 | Закрепление изученного. | 2 | 19.05 26.05 | Общеразвивающие ритмико-гимнастические упр-ния. Упр-ния с предметами. | Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане. | Подвижные игры с речевым сопровождением. | Основные движения народных танцев. |