ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по родной (русской) литературе для 10-11 классов составлена:
на основе авторской программы общеобразовательных учреждений «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений» / В.Я. Коровина и др.// Программно-методические материалы. – М: «Просвещение», 2018г.
в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта среднего общего образования;
ориентирована на учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. В 2-х частях/ под редакцией Коровина В.И. - М.: Просвещение, 2019)
Данная программа реализует основные идеи ФГОС, конкретизирует его цели и задачи, отражает обязательное для усвоения содержание обучения литературы в старшей школе, построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы; -обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
-приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы. Общая характеристика учебного курса ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из
Место учебного предмета «Родная литература» в учебном плане
Программа по родной литературе составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку 1 час в неделю, в объеме 34 часа за год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые метапредметные результаты представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
–менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
– подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
– осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
– обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа;
– навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
-обосновывать выбор художественного произведения для анализа,
приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
-использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
-давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,
выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
-анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Содержание учебного предмета
Как и в примерной ООП СОО по учебному предмету «Литература», в рабочей программе по учебному предмету «Родная литература (русская)» предложен модульный принцип формирования рабочей программы: структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале.
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
10 класс
Проблемно-тематический блок «Личность»:
И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема «лишнего человека».
Ф.М. Достоевский. Роман «Идиот».
Проблемно-тематический блок «Личность и семья»:
А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии.
И.С.Тургенев. «Первая любовь». Душевные переживания юного героя. Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Роман-хроника помещичьего быта.
А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Семейные и родственные отношения в комедии.Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе.
А.П. Чехов. Рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья», драма «Три сестры».
Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека; поколения и традиции.
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»:
И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.
Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений Тургенева и Чернышевского: столкновение двух мировоззрений.
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека.
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:
И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты. Контакты разных слоев русского населения Сибири с местными жителями. «Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского.
В.М.Гаршин. «Красный цветок». Отражение сущности современного автору общества в рассказе.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:
Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Кадетский монастырь». «Праведник» как национальный русский тип. Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа. Очерк "Леди Макбет Мценского уезда" в сопоставлении с драмой "Гроза". Две Катерины.
Г.И. Успенский. Особенности творчества. Эссе «Выпрямила». Рассказ «Пятница». Рассуждения о смысле существования человечества.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1 | «Личность» | 5 |
2 | «Личность и семья» | 14 |
3 | «Личность – общество – государство» | 6 |
4 | «Личность – природа – цивилизация» | 3 |
5 | «Личность – история – современность» | 8 |
6 | Итого | 36 |
Календарно-тематическое планирование
№ | ДАТА ПЛАН | ДАТА ФАКТ | РАЗДЕЛ, ТЕМА | КОЛИЧ. ЧАС | МОНИТОРИНГ |
| | | «Личность» | | |
1. | 6.09 | | Тема «лишнего человека» в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда». | 1 | |
2. | 13.09 | | Приём самоиронии в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда». | 1 | |
3. | 20.09 | | Ф.М. Достоевский. Роман «Идиот». История создания. Полемичность романов Достоевского. Экранизации романа. | 1 | |
4. | 27.09 | | Обзор романа Ф.М. Достоевского «Идиот»: человек перед судом своей совести, я и другой, индивидуальность и «человек толпы» | 1 | |
5. | 4.10 | | Судьба человека; конфликт долга и чести: образ князя Мышкина. | 1 | |
| | | «Личность и семья» - 14ч. | | |
6. | 11.10 | | А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» ( «За чем пойдёшь, то и найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии. | 1 | |
7. | 18.10 | | Образ Мишеньки Бальзаминова в комедии. | 1 | |
8. | 25.10 | | И.С.Тургенев. «Первая любовь». История создания. Автобиографизм повести. | 1 | |
9. | 8.11 | 15.11 | Душевные переживания юного героя повести. Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви. | 1 | |
10. | 15.11 | 22.11 | М.Е. Салтыков-Щедрин. "Господа Головлевы" как роман-хроника помещичьей семьи. | 1 | |
11. | 22.11 | 27.11 | Образ Иудушки Головлёва в романе | 1 | |
12. | 29.11 | 29.11 | Инсценировки и экранизации романа Салтыкова-Щедрина в русском театре и кинематографе | 1 | |
13. | 6.12 | | А.В.Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Драматические обстоятельства в судьбе автора в период написания комедии. | 1 | |
14. | 13.12 | | Семейные и родственные отношения в комедии «Свадьба Кречинского». | 1 | |
15. | 20.12 | | Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе. | 1 | |
16. | 27.12 | | История жизни Ивана Ильича - «история самая простая и обыкновенная и самая ужасная». | | |
17 | 10.01 | | | 1 | |
18 | 17.01 | | Герасим в повести как образ, продолжающий галерею толстовских персонажей из народа. | 1 | |
19 | 24.01 | | Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П. Чехова (рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья»). | 1 | |
20. | 31.01 | | А.П. Чехов «Три сестры»: поколения, традиции, культура повседневности в драме. | 1 | |
| | | «Личность – общество – государство» - 6ч. | 1 | |
21. | 7.02 | | И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе. | 1 | |
22. | 14.02 | | Образ главного героя романа. Отзывы в критике. | 1 | |
23. | 21.02 | | Особенности композиции, индивидуальный авторский язык в романе. | 1 | |
24. | 28.02 | | Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений Тургенева и Чернышевского: столкновение двух мировоззрений. | 1 | |
25. | 7.03 | | Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека. | 1 | |
26. | 14.03 | | Специфика композиции произведения «Гуттаперчевый мальчик». | | |
| | | «Личность – природа – цивилизация» - 3ч. | 1 | |
27. | 28.03 | | И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты. | 1 | |
28. | 4.04 | | «Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского в очерках «Фрегат «Паллада». | 1 | |
| | | «Личность – история – современность» - 8ч. | 1 | |
29 | 11.04 | | Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип. | 1 | |
30 | 18.04 | | Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа. | 1 | |
31. | 25.04 | | Н.С. Лесков. Рассказ «Кадетский монастырь». Образ Перского. | 1 | |
32. | 16.05 | | Н.С. Лесков очерк "Леди Макбет Мценского уезда" в сопоставлении с драмой "Гроза". Две Катерины. | 1 | |
33 | 23.05 | | Зачёт «Основные проблемы и темы художественной и публицистической литературы XIX века» | 1 | Зачёт |
34 | 30.05 | | Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе «Выпрямила». | 1 | |
Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. В 2-х частях/ под редакцией Коровина В.И. - М.: Просвещение, 2019)
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ. Литература 10 класс. учебное пособие для образовательных организаций , авторы- Н.В.Беляева А.Е.Иллюминарская;-М.Просвещение 2021
3.Тексты художественных произведений.
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании методического совета
протокол от 30.08.2021 №1
Руководитель МС
__________Тарасенко И.А