СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа по родной (русской) литературе для 10-11 классов составлена:

на основе авторской программы общеобразовательных учреждений «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений» / В.Я. Коровина и др.// Программно-методические материалы. – М: «Просвещение», 2018г.

в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта среднего общего образования;

ориентирована на учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. В 2-х частях/ под редакцией Коровина В.И. - М.: Просвещение, 2019)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе 10 класс»







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая программа по родной (русской) литературе для 10-11 классов составлена:

на основе авторской программы общеобразовательных учреждений «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений» / В.Я. Коровина и др.// Программно-методические материалы. – М: «Просвещение», 2018г.

в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта среднего общего образования;

ориентирована на учебник: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. В 2-х частях/ под редакцией Коровина В.И. - М.: Просвещение, 2019)

Данная программа реализует основные идеи ФГОС, конкретизирует его цели и задачи, отражает обязательное для усвоения содержание обучения литературы в старшей школе, построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.


Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.


Задачи:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы; -обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

-приобщение к литературному наследию своего народа;  формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;  обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы. Общая характеристика учебного курса ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из


Место учебного предмета «Родная литература» в учебном плане

Программа по родной литературе составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку 1 час в неделю, в объеме 34 часа за год.



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые метапредметные результаты представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

–   оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,

необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

–   искать и  находить  обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

–менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

–  подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

–  при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и

комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Планируемые предметные результаты

Выпускник на базовом уровне научится:

– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

 – понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

 – осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

 – обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа;

 –  навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции;

– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

-обосновывать выбор художественного произведения для анализа,

приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

-использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

-давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,

выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

-анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

  • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

  • анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

  • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

–   осуществлять следующую продуктивную деятельность:

  • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

  • выполнять проектные  работы  в  сфере  литературы  и  искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник получит возможность научиться:

– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

 

Содержание учебного предмета


Как и в примерной ООП СОО по учебному предмету «Литература», в рабочей программе по учебному предмету «Родная литература (русская)» предложен модульный принцип формирования рабочей программы: структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале.

  • Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).

  • Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).

  • Личность –  общество  –  государство  (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).

  • Личность –  природа  –  цивилизация  (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы). 

  • Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).


10 класс

Проблемно-тематический блок «Личность»:

И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема «лишнего человека».

Ф.М. Достоевский. Роман «Идиот».

Проблемно-тематический блок «Личность и семья»:

А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то  и найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии.

И.С.Тургенев. «Первая любовь». Душевные переживания юного героя. Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Роман-хроника помещичьего быта.

А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Семейные и родственные отношения в комедии.Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе.

А.П. Чехов. Рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья», драма  «Три сестры».

Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека;  поколения и традиции.

Проблемно-тематический блок «Личность –  общество  –  государство»:

И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.

Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений Тургенева и Чернышевского: столкновение двух мировоззрений.

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека.

Проблемно-тематический блок «Личность –  природа  –  цивилизация»:

И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты. Контакты разных  слоев  русского  населения Сибири с местными  жителями. «Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского.

В.М.Гаршин. «Красный цветок». Отражение сущности современного автору общества в рассказе.

Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:

Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Кадетский монастырь». «Праведник» как национальный русский тип. Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа. Очерк "Леди Макбет Мценского уезда" в сопоставлении с драмой "Гроза". Две Катерины.

Г.И. Успенский. Особенности творчества. Эссе «Выпрямила». Рассказ «Пятница». Рассуждения о смысле существования человечества.

 

Тематическое планирование


п/п

Тема урока

Количество

часов

 1

«Личность»

 2

«Личность и семья»

 14

 3

«Личность –  общество  –  государство»

 6

 4

«Личность –  природа  –  цивилизация»

 3

 5

«Личность – история – современность»

 8

6

Итого

36

 


Календарно-тематическое планирование

ДАТА ПЛАН

ДАТА ФАКТ

РАЗДЕЛ, ТЕМА

КОЛИЧ. ЧАС

МОНИТОРИНГ




«Личность»



1.

6.09


Тема «лишнего человека» в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда».

1


2.

13.09


Приём самоиронии в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда».

1


3.

20.09


Ф.М. Достоевский. Роман «Идиот». История создания. Полемичность романов Достоевского. Экранизации романа.

1


4.

27.09


Обзор романа Ф.М. Достоевского «Идиот»: человек перед судом своей совести, я и другой, индивидуальность и «человек толпы»

1


5.

4.10


Судьба человека; конфликт долга и чести: образ князя Мышкина.

1


 



«Личность и семья» - 14ч.



6.

11.10


А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» ( «За чем пойдёшь, то и найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии.

1


7.

18.10


Образ Мишеньки Бальзаминова  в комедии.

1


8.

25.10


И.С.Тургенев. «Первая любовь». История создания. Автобиографизм повести.

1


9.

8.11

15.11

Душевные переживания юного героя повести. Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.

1


10.

15.11

22.11

М.Е. Салтыков-Щедрин. "Господа Головлевы"  как роман-хроника помещичьей семьи.

1


11.

22.11

27.11

Образ Иудушки Головлёва в романе

1


12.

29.11

29.11

Инсценировки и экранизации романа Салтыкова-Щедрина в русском театре и кинематографе

1


13.

6.12


А.В.Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Драматические обстоятельства в судьбе автора в период написания комедии.

1


14.

13.12


Семейные и родственные отношения в комедии «Свадьба Кречинского».

1


15.

20.12


Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе.

1


16.

27.12


История жизни Ивана Ильича - «история самая простая и обыкновенная и самая ужасная».



17

10.01



1


18

17.01


Герасим в повести как образ, продолжающий галерею толстовских персонажей из народа.

1


 19

24.01


Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П. Чехова (рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья»).

1


20.

31.01


А.П. Чехов  «Три сестры»: поколения, традиции, культура повседневности в драме.

1





«Личность –  общество  –  государство» - 6ч.

1


21.

7.02


И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.

1


22.

14.02


Образ главного героя романа. Отзывы в критике.

1


23.

21.02


Особенности композиции, индивидуальный авторский язык в романе.

1


24.

28.02


Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений Тургенева и Чернышевского: столкновение двух мировоззрений.

1


25.

7.03


Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека.

1


26.

14.03


Специфика композиции произведения «Гуттаперчевый мальчик».






«Личность –  природа  –  цивилизация» - 3ч.

1


27.

28.03


И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни,  занятий,  черт  характера  коренных народов Сибири, их нравственной чистоты.

1


28.

4.04


«Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского в очерках «Фрегат «Паллада».

1





«Личность – история – современность» - 8ч.

1


29

11.04


Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип.

1


30

18.04


Влияние  христианских заповедей на становление характера героя рассказа.

1


31.

25.04


Н.С. Лесков. Рассказ «Кадетский монастырь». Образ Перского.

1


32.

16.05


Н.С. Лесков очерк "Леди Макбет Мценского уезда" в сопоставлении с драмой "Гроза". Две Катерины.

1


33

23.05


Зачёт «Основные проблемы и темы художественной и публицистической литературы XIX века»

1

Зачёт

34

30.05


Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе «Выпрямила».

1




 

Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса


1. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. В 2-х частях/ под редакцией Коровина В.И. - М.: Просвещение, 2019)

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ. Литература 10 класс. учебное пособие для образовательных организаций , авторы- Н.В.Беляева А.Е.Иллюминарская;-М.Просвещение 2021

3.Тексты художественных произведений.





































«СОГЛАСОВАНО»

на заседании методического совета

протокол от 30.08.2021 №1

Руководитель МС

__________Тарасенко И.А





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!