ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(базовый уровень)
Рабочая программа по родной (русской) литературе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ № 413 от 17.05.2012 г.), учебным планом школы.
На изучение данного предмета в 10 классе отводится 2 часа в неделю, что при 34 учебных неделях составит 68часов.
Учебный предмет «Родная (русская) литература» – часть образовательной области «Родной язык и родная литература», который тесно связан с предметом «Родной (русский) язык» и является одним из основных источников обогащения речи учащихся школ с русским языком обучения, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью.
Родная (русская) литература изучается в тесной связи с обществознанием, историей России, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность.
Цель изучения родной русской литературы в образовательных учреждениях с русским языком обучения на уровне основного общего образования направлена на достижение следующих задач:
• воспитание духовно развитой личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, не изучаемых в курсе “Литература”; личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание уважения к русской литературе и культуре, к литературам и культурам других народов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств; потребности в самостоятельном чтении произведений художественной литературы; эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; развитие устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык является родным;
• расширение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей и их жизни;
• овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;
• обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы.
Родная (русская) литература, как и словесное творчество других народов и этносов, является гуманитарным учебным предметом в российской школе, который содействует формированию разносторонне развитой личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к нравственным ценностям, изучение литературно-культурных достижений народа – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого, интеллектуально развитого, креативно мыслящего и конкурентоспособного.
Знакомство с произведениями словесного искусства народов нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Изучая художественную картину жизни, изображенную в литературном произведении, учащиеся осваивают философию, историю и культурологические ценности народов России.
Рабочая программа родной (русской) литературы в 10 классе выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литера-тура (русская)»
1. Планируемые личностные результаты:
– формирование российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонациональ-ного народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг,
гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность от-стаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
–готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и добро-желательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младше-го возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
– бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
2. Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по ко-торым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
–менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
– подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,избегая личностных оценочных суждений.
3. Планируемые предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения род-ной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
– осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
– обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа;
– навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей струк-туры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, вы-бор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
- анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные про-изведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира про-изведения, понимание принадлежности произведения к литературному
направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку;
запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Содержание программы
Как и в примерной ООП СОО по учебному предмету «Литература», в
рабочей программе по учебному предмету «Родная литература (русская)»
предложен модульный принцип формирования рабочей программы: структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале. Содержание рабочей программы оформляется в проблемно-тематические блоки, обусловленные историей России, ее культурой и традициями:
- Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и чело-век-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).
- Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
- Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).
- Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
- Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни че-ловека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
Данные тематические блоки определяются, исходя из современного со-стояния отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия русской литературы как саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний об основных произведениях отечественной литературы, их общественной и культурно-исторической значимости.
10 класс
Проблемно-тематический блок «Личность»:
И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема «лишнего человека».
Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». Судьба и облик главного героя романа – Аркадия Макаровича Долгорукого.
Проблемно-тематический блок «Личность и семья»:
А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и
найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии.
И.С.Тургенев. «Первая любовь». Душевные переживания юного героя. Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Роман-хроника помещичьегобыта.
А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Семейные и родственные о-ношения в комедии.
Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе.
А.П. Чехов. Рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья», драма «Три сестры».
Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека; поколения и традиции.
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»:
И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.
Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendezvous». История отношений
Тургенева и Чернышевского: столкновение двух мировоззрений.
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека.
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:
И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты. Контакты разных слоев русского населения Сибири с местными жителями. «Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского.
В.М.Гаршин. «Красный цветок». Отражение сущности современного автору
общества в рассказе.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:
Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский
тип. Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа.
Г.И. Успенский. Особенности творчества. Эссе «Выпрямила». Рассказ «Пятница». Рассуждения о смысле существования человечества.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
(68 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План. | Факт. |
| «Личность» -6ч. | | | |
1. | А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. | 1 | | |
2. | М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об опасности саморазрушения личности | 1 | | |
3. | Приём самоиронии в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» | 1 | | |
4 | Толстая Т. «Легкие миры» | 1 | | |
5 | Бондарев Юрий «Взгляд» | 1 | | |
6 | Бунин Иван «Слепой» | 1 | | |
| «Личность и семья» - 13ч. | | | |
7 | Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности | 1 | | |
8. | Ф.М.Достоевский. Роман «Подросток». Прототипы героев романа. Становление личности главного героя – Аркадия Макаровича Долгорукова. | 1 | | |
9. | Макар Долгорукий как символ понимания народной правды и идеал нравственного «благообразия» в романе. | 1 | | |
10. | Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. | 1 | | |
11 | Алексин «Домашний совет» | 1 | | |
12 | Бакланов Г. «Непорочное зачатие» | 1 | | |
13 | Солоухин «Под одной крышей» | 1 | | |
14 | Екимов Б. «Глядя на солнце» | 1 | | |
15 | «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья. | 1 | | |
16. | А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова». Своеобразие конфликта и система образов в комедии. | 1 | | |
17. | Образ Мишеньки Бальзаминова в комедии | 1 | | |
18. | И.С.Тургенев. «Первая любовь». Автобиографизм повести. | 1 | | |
19. | Душевные переживания юного героя повести И.С.Тургенева «Первая любовь». | 1 | | |
| «Личность – общество – государство» - 10ч. | | | |
20. | М.Е.Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы» как роман-хроника помещичьей семьи. | 1 | | |
21. | Образ Иудушки Головлёва в романе. | 1 | | |
22. | Инсценировки и экранизация романа Салтыкова-Щедрина в русском театре и кинематографе. | 1 | | |
23. | А.В.Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Драматические обстоятельства в судьбе автора в период написания комедии. | 1 | | |
24. | Семейные и родственные отношения в комедии «Свадьба Кречинского» | 1 | | |
25. | Л.Н.Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе. | 1 | | |
26. | История жизни Ивана Ильича – «история самая и обыкновенная и самая ужасная». | 1 | | |
27. | Герасим в повести как образ, продолжающий галерею толстовских персонажей из народа. | 1 | | |
28. | Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П.Чехова (рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья») | 1 | | |
29. | А.П.Чехов «Три сестры»: поколения, традиции, культура повседневности в драме. | 1 | | |
| «Личность – природа – цивилизация» - 8ч. | | | |
30. | К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Телеграмма». Авторская позиция и средства ее выражения. | 1 | | |
31. | А. Вампилов. Пьеса « Старший брат». Общечеловеческие ценности в пьесе. | 1 | | |
32. | В.Г.Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы. | 1 | | |
33. | Солоухин Владимир «Летний паводок» | 1 | | |
34 | Астафьев Виктор «Худого слова и растение боится» | 1 | | |
35 | Крупин В.Н. « Сбрось мешок» | 1 | | |
36 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Царь-рыба». Тема жестокого обращения человека с природой. | 1 | | |
37 | Вн.ч. Д.Б. Кедрин. «Весь этот край, милый навеки…», «Плач», «Глухота», «Колокол», «Победа». Тема Родины в лирике. | | | |
| «Личность – история – современность» - 29ч. | | | |
38. | И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.Образ главного героя в романе И.С.Тургенева «Рудин». Отзывы в критике. | 1 | | |
39. | Особенности композиции, индивидуальный авторский язык в романе И.С.Тургенева «Рудин». | 1 | | |
40. | Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений Чернышевского и Тургенева: столкновение двух мировоззрений. | 1 | | |
41. | Д.В.Григорович «Гуттаперчевый мальчик»; влияние социальной среды на личность человека | 1 | | |
42. | Специфика композиции произведения Д.В.Григорович «Гуттаперчевый мальчик»; | 1 | | |
43. | Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. | 1 | | |
44-45 | Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия понимания между людьми. | 2 | | |
46 | А.Алексин. «Сигнальщики и горнисты». Нравственный выбор героев. Смысл названия повести. | 1 | | |
47 | В.Тендряков. Слово о писателе. «Хлеб для собаки». Проблематика рассказа. | 1 | | |
48 | И.А.Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты. | 1 | | |
49 | «Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского в очерках «Фрегат «Паллада» | 1 | |
50 | Отражение сущности современного автору общества в рассказе В.М.Гаршина «Красный цветок» | 1 | | |
52 | Вн.ч. Основные темы лирики Е.Евтушенко. «Цветы лучше пуль», «Хотят ли русские войны», «Идут белые снега», «Людей неинтересных в мире нет», «Дай бог!». | 1 | | |
53 | Л.Н.Толстой.«Народные рассказы»-подлинная энциклопедия народной жизни..(«Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.).. Поэтика и проблематика. Язык | 1 | | |
54 | Н.С.Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип. | 1 | | |
55 | Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа. | 1 | | |
56 | Особенности творчества Г.И.Успенского. Эссе «Выпрямила». | 1 | | |
57 | Рассказ Г.Успенского «Пятница» | 1 | | |
58 | Вн.ч. В.Закруткин. Слово о писателе. «Матерь человеческая». Женская судьба в годы Великой Отечественной войны. | 1 | | |
59 | Вн.ч. В.Г.Распутин. Слово о писателе». «Живи и помни». Нравственный выбор героев во времена тяжелых жизненных испытаний. | 1 | | |
60 | В.П.Астафьев. «Людочка». Проблема беззащитности людей, несправедливости и равнодушия. | 1 | | |
61 | В.Г.Распутин. «Я забыл спросить у Лешки». Тема истинной дружбы. | 1 | | |
62 | Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы 20 века и ее отражение в литературе | 1 | | |
63 | Д. Сабитова. Слово о писателе. «Цирк в шкатулке», «Где нет зимы», «Три твоих имени». Обзор одного из произведений по выбору учащихся. | 1 | | |
64 | Т. Михеева. Слово о писателе. «Островитяне». Повесть о первой любви. «Легкие горы». Дом, семья, родина, взаимовыручка в повести. | 1 | |
65 | М.Ботнева. Слово о писателе. Мороженое в вафельных стаканчиках. Жизнь современных подростков в повести. | 1 | | |
66 | К.Д.Воробьѐв.«Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа. | 1 | | |
67 | Зачёт «Основные проблемы и темы художественной и публицистической литературы 19-20 веков» | 1 | | |
68 | Мировое значение русской литературы | 1 | | |