СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе»



Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Архангельской области

«Архангельский государственный лицей

имени М.В.Ломоносова»




Рассмотрено

на заседании НМЛ



«____»_________________



Протокол №____________



_______________________


Согласовано и принято

на заседании НМС



«____»_________________



Протокол №____________



_______________________

С.М.Николаева

Утверждаю:

Директор лицея



_______________________

С.Г.Парыгин



«____»_________________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по родной литературе



для ________10А___ класса (ступени)





Составитель: учитель ____________________


_______________________________________

ФИО





2021 – 2022







  1. Пояснительная записка

Примерная рабочая программа учебного предмета «Родная литература

(русская)» разработана на основе:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14 «Язык образования».

2. «Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).

3. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении

федерального компонента государственных образовательных стандартов

начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  1. Учебный план ГБНОУ АО «Архангельский государственный лицей имени М.В.Ломоносова».

  2. Положение о рабочей программе ГБНОУ АО «Архангельский государственный лицей имени М.В.Ломоносова».

Преподавание ведется согласно учебному плану АГЛ.



Общая характеристика предмета

Русская литература является самой богатой литературой мира, т.к. отражает ценную художественную модель мира и духовное познание жизни, она обладает эмоциональным воздействием, способствует приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества. Учебный предмет «Родная литература (русская) тесно связан с предметом «Родной язык (русский)», что способствует обогащению речи учащихся, а также является сопровождением учебного предмета «Литература». Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, она содержит произведения фольклора, русской классики и современной литературы, направленные на приобщение к вечным проблемам ценностям (добро и зло, дом и семья, нравственный выбор и др.), направлена на развитие понимания художественных произведений, отражающих традиции народа.


Цель: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

  • приобщение к культурному наследию русского народа, диалога культур всех народов России;

  • осознание роли русской литературы в передаче культурных, нравственных, эстетических ценностей, выявление взаимосвязи русской литературы с отечественной историей;

  • формирование представлений о многообразии форм художественного отражения духовной культуры русского народа в литературе;

  • получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении во взаимодействии и взаимовлиянии с литературой других народов России;

  • выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в русской литературе;

  • выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе;

  • создание устных и письменных высказываний по оценке прочитанного;

  • формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в учебной деятельности и в повседневной жизни, планирование собственного круга чтения, определения собственных читательских предпочтений;

  • формирование потребности в систематическом чтении произведений родной литературы, с целью познания мира и себя;

  • развитие учений работать с различными источниками информации, включая ресурсы Интернет.

Место учебного предмета в базисном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34часа (1 час в неделю -34 рабочих недели) для обязательного изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» на этапе среднего (полного) общего образования в 10А классе.


  1. Планируемые результаты


Предметные

Выпускник на базовом уровне научится:

– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской),

приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или

проблемы;

– понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения род-

ной литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в

этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного

диалога;

– осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

– обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа;

– навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции;

– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа,

приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание

на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие

анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,

выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать

их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: ме-

ста и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в

художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных

решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь

определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, вы-

бор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора

и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что

в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

– осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные про-

изведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира про-

изведения, понимание принадлежности произведения к литературному

направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства,

предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных

произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том

числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки,

исторических документов и т. п.);

– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в

нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с

другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку;

запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Метапредметные

Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;


– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на

соображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,

необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных за-

дач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и

суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный

поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая

ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

–менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

– подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений

результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием

адекватных (устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до

их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию,

избегая личностных оценочных суждений.






Личностные

– формирование российской идентичности, способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,

гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку

Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и

главным фактором национального самоопределения;

– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного

члена российского общества, осознающего свои конституционные права и

обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего

традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые

принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность от-

стаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии

с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и

общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных

форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном

мире;

– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную

жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

–готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,

на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным

явлениям;

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,

готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем

взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и добро-

желательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к

людям;

– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том

числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и

поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных

чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младше-

го возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-

исследовательской, проектной и других видах деятельности;

– бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние

природной и социальной среды, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.




















III. Содержание

Как и в примерной ООП СОО по учебному предмету «Литература», в

рабочей программе по учебному предмету «Родная литература (русская)»

предложен модульный принцип формирования рабочей программы: структу-

ра каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов чита-

тельской деятельности и последовательного формирования читательской

компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читатель-

скую деятельность на незнакомом материале. Содержание рабочей програм-

мы оформляется в проблемно-тематические блоки, обусловленные историей

России, ее культурой и традициями:

Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и чело-

век-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление

личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт

долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).

Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и род-

ственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и

доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура по-

вседневности).

Личность – общество – государство (влияние социальной среды на

личность человека; человек и государственная система; гражданственность и

патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и ин-

тересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и

идеология).

Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы

освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и ду-

ховность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).

Личность – история – современность (время природное и историческое;

роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни че-

ловека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы;

человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).

Данные тематические блоки определяются, исходя из современного со-

стояния отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия

русской литературы как саморазвивающейся эстетической системы, на по-

лучение знаний об основных произведениях отечественной литературы, их

общественной и культурно-исторической значимости.

10 класс

Проблемно-тематический блок «Личность»:

И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема «лишнего челове-

ка».

Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». Судьба и облик главного героя ро-

мана – Аркадия Макаровича Долгорукого.

Проблемно-тематический блок «Личность и семья»:

А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и

найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии.

И.С.Тургенев. «Первая любовь». Душевные переживания юного героя. Не-

разрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Роман-хроника помещичьего

быта.

А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Семейные и родственные от-

ношения в комедии.

Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе.

А.П. Чехов. Рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья», драма «Три

сестры».

Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека; поколения и тра-

диции.

Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»:

И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.

Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений

Тургенева и Чернышевского: столкновение двух мировоззрений.

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на

личность человека.

Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:

И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жиз-

ни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чи-

стоты. Контакты разных слоев русского населения Сибири с местными

жителями. «Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского.

В.М.Гаршин. «Красный цветок». Отражение сущности современного автору

общества в рассказе.

Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:

Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский

тип. Влияние христианских заповедей на становление характера героя рас-

сказа.

Г.И. Успенский. Особенности творчества. Эссе «Выпрямила». Рассказ «Пят-

ница». Рассуждения о смысле существования человечества.

















  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название раздела

Количество часов

1

Проблемно-тематический блок «Личность»

5

2

Проблемно-тематический блок «Личность и семья»

14

3

Проблемно-тематический блок «Личность –общество государство»

6

4

Проблемно-тематический блок «Личность –природа– цивилизация»

3

5

Проблемно-тематический блок «Личность –история -современность»

6



V. Текущий контроль в рамках освоения тем

Урок 33 - Промежуточная аттестация. Зачёт «Основные проблемы и темы художественной и публицистической литературы XIX века»






















  1. Календарно-тематическое планирование по родной (русской) литературе для 10А класса

(на 1 час)



п/п

Тема урока

Ко-

ли-

че-

ство

часов

Проблемно-тематический блок «Личность»

5

1

Тема «лишнего человека» в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда».

1

2

Приём самоиронии в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда».

1

3

Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток».

История создания. Прототипы героев романа.

1

4

Становление личности главного героя романа – Аркадия Макаровича Долгорукого.

1

5

Макар Долгорукий как символ понимания народной правды и идеи нравственного «благообразия» в романе.

1

Проблемно-тематический блок «Личность и семья»

14

6

А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии.

1

7

Образ Мишеньки Бальзаминова в комедии.

1

8

И.С.Тургенев. «Первая любовь». История создания. Автобиографизм повести.

1

9

Душевные переживания юного героя повести. Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой

любви.

1

10

М.Е. Салтыков-Щедрин. "Господа Головлевы" как роман-хроника помещичьей семьи.

1

11

Образ Иудушки Головлёва в романе

1

12

Инсценировки и экранизации романа Салтыкова-Щедрина в русском театре и кинематографе

1

13

А.В.Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Драматические обстоятельства в судьбе автора в период написания комедии.

1

14

Семейные и родственные отношения в комедии «Свадьба Кречинского».

1

15

Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе.

1

16

История жизни Ивана Ильича - «история самая простая и обыкновенная и самая ужасная».

1

17

Герасим в повести как образ, продолжающий галерею толстовских персонажей из народа.

1

18

Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П. Чехова (рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья»).

1

19

А.П. Чехов «Три сестры»: поколения, традиции, культура повседневности в драме.

1

Проблемно-тематический блок «Личность –общество государство»

6

20

И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.

1

21

Образ главного героя романа. Отзывы в критике.

1

22

Особенности композиции, индивидуальный авторский язык в романе.

1

23

Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений Тургенева и Чернышевского: столкновение

двух мировоззрений.

1

24

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека.

1

25

Специфика композиции произведения «Гуттаперчевый мальчик».

1

Проблемно-тематический блок «Личность –природа– цивилизация»

3

26

И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты.

1

27

«Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского в очерках «Фрегат «Паллада».

1

28

Отражение сущности современного автору общества в рассказе В.М.Гаршина «Красный цветок».

1

Проблемно-тематический блок «Личность –история -современность»

6

29

Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип.

1

30

Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа.

1

31

Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе «Выпрямила».

1

32

Рассказ Г.И. Успенского «Пятница»

1

33

Промежуточная аттестация. Зачёт «Основные проблемы и темы художественной и публицистической литературы XIX века»

1

34

Резерв

1


VII. Оценочные критерии


Критерии оценивания достижений обучающихся по родной (русской) литературе

Критерии оценивания по предмету «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» для базового и углубленного уровней изучения предмета

1 . Уровень усвоения учебного материала может быть:

«Высоким», что соответствует оценке «5»;

«Повышенным», что соответствует оценке «4»;

«Базовым» (удовлетворительным), что соответствует оценке «3»;

«Низким» (неудовлетворительным), что соответствует отметке «2».

Формы контроля:

Устный ответ, ответ по плану, устные рассказы и т.п.;

 сообщение, доклад и т.п.;

 устный пересказ (подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный)  проект (творческий, исследовательский, прикладной и др.)

 создание иллюстраций, презентаций, видеофильмов и т.п.;

 выразительное чтение наизусть;

 инсценирование;

Письменно:

 сочинение (сочинение, развернутый ответ на проблемный вопрос, характеристика героя, отзыв и др.)  создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказы, стихотворения)  составление таблиц  тестирование  контрольная работа, контрольное сочинение. При оценке работ следует учитывать объем усвоенного материала: (% высчитывается от максимальной суммы баллов)

Уровень освоения предметных результатов

Показатели (в % выполнения работы)

Низкий уровень («неудовлетворительный», соответствует оценке «2») менее 50 %

Базовый уровень («удовлетворительный», соответствует оценке «3») 50 – 64 %

Повышенный уровень (соответствует оценке «4»). 65 – 79 %

Высокий уровень (соответствует оценке»5»). от 80 %

1 При создании методических рекомендаций использованы материалы сайта ФИПИ http://www.fipi.ru/

2 При защите проектов оценка должна включать в себя требования к устному ответу, требования к письменной речи и др., т.е. оценка должна быть «комплексной». Оценка устных ответов. При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:  знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;  умение объяснять взаимосвязь событий, характеров и поступков героев;  понимание роли художественных средств в раскрытии идейно эстетического содержания изученного произведения;  знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе или прочитанных самостоятельно;  речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения. В соответствии с этим отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью. отметкой "4" оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности. отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения, об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеров и поступков главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, о знании основных вопросов теории, но о недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; об ограниченных навыках разбора и о недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трѐх ошибок в содержании ответа или иных недостатков в композиции и языке ответа. отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью Оценка чтения наизусть. При прочтении поэтического или прозаического текста наизусть ученик обязан - указать автора и название произведения; - безошибочно воспроизвести текст; - понимать смысл и значение текста; - во время чтения грамотно расставлять логические ударения; выдерживать паузы там, где это необходимо; соблюдать соответствующий смыслу текста темп чтения и интонацию; использовать при необходимости мимику и жесты. Отметка "5" ставится при соблюдении всех перечисленных условий. Отметка "4" ставится при несоблюдении одного из перечисленных условий. Отметка "3" ставится при несоблюдении двух-трѐх из перечисленных условий (уверенное знание текста при невыразительном чтении; выразительное, но неуверенное чтение текста; немотивированные паузы; неумение расставлять логические ударения и/или соблюдать соответствующий смыслу темп чтения). Отметка "2" ставится при слабом знании текста (три и более немотивированных пауз, фактические ошибки при воспроизведении текста, неполное воспроизведение текста). Оценка тестовых заданий и заданий с кратким ответом. % высчитывается от максимальной суммы баллов «5» – от 81% «4» – 66 - 80% «3» – 50 - 65% «2» – менее 50%

Оценка сочинений. Сочинение по литературе в старших классах может проводится как аудиторно, так и в качестве домашней работы. Задача ученика - научиться самостоятельно писать сочинение без обращения к источникам информации в строго отведѐнное время. Сочинение пишут в тетради для творческих работ, которая хранится в учебном кабинете. Сочинения могут быть обучающими и контрольными. Ученик выбирает одну из предложенных тем и раскрывает еѐ на основе анализа художественного(-ых) произведения(-й) Образец комплекта тем сочинений (на примере комплекта по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" прилагается - файл внизу страницы). Оценивается сочинение двумя отметками: в числителе - отметка за содержание, включающее в себя следование требованиям к объѐму, соответствие теме, полноту еѐ раскрытия, композиционную стройность, логичность, речевую грамотность; в знаменателе - отметка за грамотность с учѐтом количества орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Оценка за грамотность выставляется в журнал на предмет «русский язык» (или «родной (русский) язык»). В основу оценки сочинений по литературе положены следующие критерии в пределах программы данного класса: - правильное понимание темы, глубина и полнота еѐ раскрытия, - верная передача фактов, объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-эстетического содержания произведения, - доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, - умение делать выводы и обобщения, - точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; - соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; - точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка; - самостоятельность суждений и выводов. Минимальный объём сочинения в расчёте на один академический час:  в 5-6 классах – 110 слов,  в 7-8 классах – 150 слов,  в 9-м классе – 200 слов,  в 10 – 11 классах – 250 – 300 слов. При написании сочинения в течение двух академических часов рекомендуемый минимальный объѐм удваивается. В соответствии с рекомендациями ФИПИ при подсчѐте слов учитываются самостоятельные и служебные части речи. Инициалы с фамилией считаются одним словом (напр. А.С.Пушкин) Отметка "5" ставится за сочинение - глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для еѐ раскрытия, умение делать выводы и обобщения; - стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; - написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; - допускаются одна-две неточности в содержании. Отметка "4" ставится за сочинение - достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от неѐ; обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения, умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; - логичное и последовательное в изложении содержания; - написанное правильным литературным языком; стилистически соответствующее содержанию; - допускаются две-три неточности в содержании, а также не более трѐх-четырѐх речевых недочѐтов. Отметка "3" ставится за сочинение, в котором - в основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на вопрос, сформулированный в теме, допущены отклонения от неѐ, или допущены отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; - материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей; - обнаруживается удовлетворительное владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4-5 речевых недочѐтов (ошибок). Отметка "2" ставится за сочинение, которое - не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст; - характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; - отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок; - по объѐму менее рекомендованного минимума (в старших классах минимальный рекомендуемый объѐм составляет 250 слов при условии, что сочинение пишется в течение одного академического часа). Ошибки, влияющие на отметку по литературе: Буквой Ф обозначается фактическая ошибка. Буквой Р - речевая ошибка. Буквой Л - логическая ошибка. При проверке сочинений выставляется также вторая отметка - за грамотность, отметка выставляется за «русский язык» (или «родной (русский) язык»). Отметка "5" ставится при отсутствии орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок ИЛИ при наличии одной негрубой ошибки. Отметка "4" ставится, если ученик допустил в сумме не более 4 орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Отметка "3" ставится, если ученик допустил в сумме не более 7 орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Отметка "2" ставится при наличии не более 14 орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок, если их плотность не превышает 5 на 100 слов. Отметка выше неудовлетворительной ставится только при условии, если в сочинении выдержан минимальный объём. Знаком I обозначается орфографическая ошибка. Знаком V обозначается пунктуационная ошибка. Сокращение Гр. указывает на грамматическую ошибку.



Литература:

  1. Аристова М. А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Учебный предмет «Родная литература (русская)»: цели, задачи, содержание // Вестник образования России. 2020.

  2. Аристова М. А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Примерная программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. М. 2020.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!