СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по "Родной литературе", 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по "Родной литературе", 3 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Благодатенская средняя общеобразовательная школа»





Рассмотрено

на заседании МО

учителей начальныхклассов

Протокол № 1

от « 26 » августа 2019 г.


Согласовано

и.о.заместителя директора школы по УВР

________Е.В. Башкирёва

от « 30 » августа 2019 г.


«Утверждаю»

Директор

МКОУ «Благодатенская СОШ»

_________В.Н.Провольнева

Приказ № 70

от « 2 » сентября 2019г.








Рабочая программа

по родной литературе

3 класс

2019-2020 учебный год



Составитель: Мельникова Галина Николаевна

учитель начальных классов









п.Белогорье



2019 г.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Родная литература на русском родном языке» создана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

  • Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185- ФЗ);

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ.

  • Учебного плана МБОУ «Благодатенскаяская средняя общеобразовательная школа» на 2019-2020 учебный год.

  • УМК «Перспектива»

Примерная программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на русском родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Согласно учебному плану МКОУ «Благодатенская СОШ» на изучение курса «Родная литература на русском родном языке» в 3 классе отводится 34часа (1 час в неделю).


Основной целью обучения литературному чтению на русском родном языке является развитие у ученика умений читать тексты, понимать содержащуюся в них информацию, которую впоследствии сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

Для достижения этой цели ставятся следующие разноплановые предметные задачи:

1. понимание содержания: определять и выделять основную событийную или иную линию произведения, выделять его тематику и проблематику, главных и второстепенных героев (духовно-нравственная), ;

2. извлечение художественной информации: выделять основную мысль автора, раскрывать значение художественных образов (художественно-эстетическая);

3. понимание формальных признаков произведения: определять жанровую принадлежность произведения, выделять его структурные компоненты, находить средства художественой выразительности и определять их роль (литературоведческая).












ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты:

принятие патриотических ценностей, ощущение себя гражданами многонационального государства России;

овладение знаниями о культуре русского народа, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России;

усвоение основных морально-нравственных норм русского народа, умение соотносить их с морально-нравственными нормами других народов России;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре всех

народов;

уважительное отношение к семейным ценностям, проявление доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты:

понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций многонациональной и мировой культуры;

формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;

формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении;

овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

использование разных видов чтения:

- с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);

- с полным пониманием содержания (изучающее чтение);

- с извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение);

умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.







ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РУССКОМ РОДНОМ ЯЗЫКЕ»

Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировке, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).

Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотивации к чтению и созданием условий для формирования смыслового чтения. Тексты отобраны с учетом их доступности восприятию детей конкретной возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений классической и современной отечественной литературы, включая писателей и поэтов родного края.

Существенной проблемой является методический отбор текстов для начального этапа обучения. В силу ограниченности языковых возможностей учащихся данной ступени тексты для чтения приходится обрабатывать и адаптировать. К приемам обработки и адаптации относятся сокращение, замена сложных грамматических конструкций на более легкие. При этом могут быть сохранены сложные слова, ранее незнакомые учащимся, но доступные пониманию. Важную роль играет также приведение текста в соответствие с условиями восприятия при помощи сносок, бокового словаря, иллюстраций. Именно использование опор является наиболее продуктивным способом методической обработки текстов. Одновременно происходит наращивание словаря учащихся, обогащается их языковой опыт, что позволяет постепенно усложнять смысловое содержание текстов, развивать читательские умения школьников.

Вывод: чтение на родном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является самым необходимым на данном этапе. Практический компонент цели обучения чтению как опосредованной форме общения на родном языке предполагает развитие у учащихся умения читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации.

Однако при обучении чтению важно не только формирование у учащихся необходимых навыков и умений, обеспечивающих возможность чтения как опосредованного средства общения, но и привитие интереса к этому процессу.



ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РУССКОМ РОДНОМ ЯЗЫКЕ»


1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.





































Содержание учебного предмета

Содержание программы разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ.

К изучению представлены те классические произведения детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной детской литературы. Активно включена в программу региональная литература (произведения Д.Н.А.П.Г айдара,В.Золотарёва, В. Еськова, Асмолова, С.Шелест, Е.Латаева и др.).


Литературное образование  представлено пятью тематическими разделами, в которые входят произведения разных жанров

В первый раздел «Преданья старины глубокой…» вошли отрывки из «Повести временных лет» («Сказание о князе Олеге») и знаменитой воинской повести 15 века «Сказание о Мамаевом побоище»,. Третьеклассники также знакомятся с выдающейся детской исторической энциклопедией 19 века А.О. Ишимовой «История России в рассказах для детей», в свое время высоко оцененной А.С. Пушкиным и В.Г. Белинским.; рассказы С.Алексеева. (5 часов)



Во второй раздел «Народные традиции и обычаи» вошли произведения Курских писателей о традициях русских народных праздников Новый год, Пасха, Благовещение, Вербное воскресение, Масленица. (8 часов)

В третий раздел «Лирика родной природы» вошли как стихотворения русских поэтов А.А.Фета, А.С.Пушкина, И.Бунина, С.Есенина, И.Сурикова, А.Плещеева,тЕ.А.Баратынского, А.Майкова и рассказы о природе К.Паустовского и М.Пришвина. (8 часов)

Раздел «К малой Родине с любовью» представлен произведениями Курских писателей. Стихи о малой Родине В.Еськова, С.Шелест, В.Золотарёва, Е.Латаева. (8 часов)

Завершает программу раздел «Все мы родом из детства», состоящий из произведений рассказов о семье и близких людях С.Г Георгиева «Дедушка» и А.Г. Алексина «Самый счастливый день», А.П.Гайдара «Голубая чаша», «Чук и Гек», серии стихотворений Е Еськова «Детская страничка» и стихотворений о детстве Е.Благининой. (5 часов)


Итоговое занятие. Защита проектов.






Куалендарно-тематическое планирование



Тема урока

Кол-во

часов

Домашнее

задание

Дата по

плану

Дата по

факту

Преданья старины глубокой (5 часов)

1

Откуда мы родом? А.О.Ишимова “История России в расказах для детей”.Энциклопедия

1




2

Кто наши предки? Великие русские князья. “Сказание окнязе Олеге”из”Повести временных лет”. Предание.

1




3

Героические страницы нашей истории «Сказание о Мамаевом побоище». Воинская повесть

1




4

Исторические рассказы С.Алексеева

1




5

Рассказ о моём легендарном родственнике.

1




Народные традиции и обычаи (8 часов)

6

Праздник Новый год в традициях разных народов.

1




7

Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе.

1




8

Светлые праздники весны и их отражение в родной литературе. Масленица.

1




9

Светлые праздники весны и их отражение в родной литературе. Прщённое воскресение. В. Еськов

1




10

Светлые праздники весны и их отражение в родной литературе. Пасха. В.Еськов

1




11

Образ птицы в русском фольклоре и в поэзии. Народный праздник Жаворонки.

1




12

Образ птицы в русском фольклоре и в поэзии. Народный праздник Благовещение.

1




13

Чем преисполнена душа?

В.Еськов «Храм», «Дорога жизни»

1




Лирика родной природы (8 часов)

14

Осень в природе и поэзии среднерусской полосы (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.С. Есенин, И.А. Бунин, Ю.Н. Асмолов)





15

Практическое занятие: «Учимся понимать метафоры».





16

Сочинение-миниатюра «Осенняя сказка»





17

Зима в природе и поэзии (В.Еськов, И.Суриков)





18

Весна! Весна! (Е.А.Баратынский, А.А.Фет, А.Майков,А.Плещеев)





19

Весна! Весна! (Е.А.Баратынский, А.А.Фет, А.Майков,А.Плещеев)





20

Картины родной природыв произведениях М.М.Пришвина, К.Д.Паустовского





21

Организация работы над проектным заданием:

«Образы природы в лирике русских поэтов».





К малой Родине с любовью (8 часов)

22

Обзорная лекция «Край наш Курский»





23

С любовью к Родине. В.Золотарёв «Гимн родной земле»





24

С любовью к Родине. А.Шитиков «Родники», «В степи», «К родному полю»





25

С любовью к Родине. В.Еськов «Россия», «Курский край»,





26

Я люблю свой город.Л.Шелест «Курск», Е.Латаев «Мой городок»,В.Еськов «Городок Курск»





27

Поэтическая гостиная «Среднерусская возвышенность- не возвышенно нельзя!» (Ю.Н.Асмолов)





28

Организация работы над проектом «Что мы называем своей Родиной?»





Все мы родом из детства (5 часов)

29

Наши самые близкие люди. С.Г.Георгиев Дедушкины рассказы.





30

Что такое счастье? А.Г.Алексин «Самый счастливый день»





31

Аркадий Гайдар и герои его книг. («Чук и Гек», «Голубая чаша»)





32

В.Еськов «Детские страницы»





33

Мир детства в стихотворениях Е.Благининой.





34

Защита проектов.







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!