Рабочая программа
по родной (русской) литературе
5 класс
на 2020-2021 уч.г.
Составлена учителем
русского языка и литературы
высшей категории
Качановой О.В.
2021 г.
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена к УМК для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература 5класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, - М.Просвещение, 2012.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная русская литература»
Обучающийся 5-го класса научится:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
– работать по предложенному учителем плану;
– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– подробно пересказывать небольшие тексты;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст;
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– анализировать художественное произведение;
– сравнивать произведения разных жанров и авторов;
– давать характеристику героев.
Обучающийся 5-го класса получит возможность научиться:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную целичтения художественной литературы; выбирать произведениядля самостоятельного чтения;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»
Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.
Славянская мифология (4)
Из литературы XIX века (8)
Русские басни.
Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.
В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке.
Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.
Сочинение "Зло и добро в сказке".
Из литературы XX века (16)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.
В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
Сочинение " Мир глазами ребёнка".
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя.
Родная природа в произведениях поэтов XX века (4)
В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.
М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы. Практикум выразительного чтения.
Творчество писателей и поэтов Адыгеи (3) По выбору учителя.
Календарно-тематическое планирование «Родная (русская) литература 5 класс».
№ ур. | Тема урока | Дата |
| Введение. Входная диагностика мини-сочинение «Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека». | | |
| Славянская мифология. Образы богов, их своеобразие | | |
| Славянские мифы | | |
| Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Нравственная проблематика басен, злободневность. | | |
| Мораль басни Л.Н.Толстого «Отец и сыновья» | | |
| В.И. Даль. Сказка Сведения о писателе. «Что значит досуг?» Тема труда в сказке. | | |
| Идейно-художественный смысл сказки В.И.Даля «Что значит досуг?» | | |
| Н.Г. Гарин-Михайловский. Сведения о писателе. Сказка «Книжка счастья». Образы и сюжет сказки. | | |
| Н.Г. Гарин-Михайловский. Социально-нравственная проблематика сказки «Книжка счастья» Отношение писателя к событиям и героям Мир глазами ребёнка. | | |
| Р.р. Сочинение "Зло и добро в сказке". | | |
| Анализ сочинений. П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе. | | |
| П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка». Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. | | |
| П.П.Бажов. Стремление к совершенному мастерству в сказе «Медной горы хозяйка» | | |
| Е.А. Пермяк. Краткие сведения о писателе.. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. | | |
| Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки в произведении Е.Пермяка «Березовая роща» Аллегорический язык сказки. | | |
| В.А. Сухомлинский. Краткие сведения о писателе "Легенда о материнской любви».. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. | | |
| В.А.Сухомлинский о сыновьей благодарности в «Легенде о материнской любви» | | |
| Ю.Я. Яковлев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире. | | |
| Образы главных героев, своеобразие языка рассказа Ю.Я.Яковлева «Цветок хлеба» | | |
| Р.р. Сочинение « Мир глазами ребёнка». | | |
| Анализ сочинений. А.И. Приставкин. Краткие сведения о писателе. | | |
| А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов. | | |
| А.И.Приставкин. Тема тяжелого детства в рассказе «Золотая рыбка». | | |
| А.И.Приставкин. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. | | |
| В.Я. Ерошенко. Краткие сведения о писателе. Сказка «Умирание ивы». Тема природы и приёмы её реализации | | |
| Второй смысловой план в сказке В.Я.Ерошенко «Умирание ивы». Особенности языка писателя | | |
| Родная природа в произведениях поэтов XX века В. Я. Брюсов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». Образная система, художественное своеобразие стихотворения. | | |
| Родная природа в произведениях поэтов XX века В. Я. Брюсов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». Образная система, художественное своеобразие стихотворения. | | |
| М. А. Волошин. Краткие сведения о поэте Стихотворение «Как мне близок и понятен…». Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту | | |
| Единство человека и природы в стихотворении М.А.Волошина | | |
| Р.р. Конкурс выразительного чтения | | |
| Творчество писателей Адыгеи. Творчество И.Машбаша. | | |
| Творчество писателей Адыгеи.Творчество Т.Керашева | | |
34- 35 | Р. р. Итоговое сочинение «Моя любимая книга» | | |
12