ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА КУРСА
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократически хи традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве сосверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•смысловое чтение;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Предметные результаты:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА КУРСА
Введение (1 час)
Связь литературы с историей, философией, психологией. Образ человека в литературном произведении
Русский фольклор (3 часа)
Русская народная песня. Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды песен (хороводные, лирические, исторические, календарные, обрядовые и другие). Песни «Ивушка», «Ходила младёшенька по борочку…», «Казаки и Меншиков», «Плач по Петре I», «Ты, детинушка, сиротинушка...», «Вниз по матушке по Волге…»
Повествовательное и лирическое начала в народной песне. Календарно-обрядовые, лирические, исторические, сатирические песни Льговского района. Собиратели Курского фольклора. Павел Фёдорович Лебедев – известный литературовед, писатель, собиратель фронтового и партизанского фольклора. Песни Льговского района, собранные в селе Марица, в книге «В мире народной поэзии. Записки сельского учителя».
Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря» и другие.
Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных достоинств. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
Теория литературы: народная песня, былина, гипербола.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: работа над проектом «Русские колыбельные песни», составление сборника.
Связь с другими искусствами: «Богатырская симфония» А.П. Бородина.
Древнерусская литература (3 часа)
Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Памятник литературы в форме путевых записей (жанр «хождения»).
«Житие Александра Невского» – первое русское житие князя-воина. Единство князя и народа. Своеобразие жанра. Черты воинской повести в произведении.
Теория литературы: жанры древнерусской литературы («хождение», житие, воинская повесть).
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Литература XVIII века (1 час)
Г.Р. Державин «Лебедь». История создания стихотворения. Торжественность слога. Размышления о судьбе творца.
Теория литературы: жанр оды, эпитет, метафора, двусложные размеры стиха (ямб).
Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
Литература XIX века (10 часов)
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Героико-историческая тематика в творчестве поэта. Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего. Способы выражения чувств лирического героя.
Теория литературы: лирический герой, эпитет, метафора, оксюморон, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта.
Д. В. Давыдов. Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан».
Теория литературы: эпитет, сравнение.
Развитие речи: выразительное чтение.
А. С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство. Особенности композиции.
Теория литературы: цикл повестей, рассказчик и автор, эпиграф, композиция произведения.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».
Е. А. Баратынский. «Родина». История создания стихотворения. Состояние души лирического героя. Лексические и синтаксические особенности стихотворения.
Теория литературы: художественная идея, риторическое обращение, анафора.
Развитие речи: выразительное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта.
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг", "Русский язык".
Н. С. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человек. Сюжет и герои рассказа. Нравственные проблемы в рассказе и пути их решения.
Литература XX века (13 часов)
К.Г. Паустовский. Проблема уважения к родной земле в рассказе «Бакенщик».
Теория литературы: рассказ как жанр литературы, художественная идея.
Развитие речи: дискуссия, характеристика персонажа.
М.М. Зощенко. «Монтёр». Два конфликта в рассказе. Своеобразие темы «маленького человека» в творчестве М.М. Зощенко. Художественное своеобразие рассказа. Приёмы создания комического.
Теория литературы: юмор, сатира.
Развитие речи: дискуссия, характеристика персонажа.
И, С. Шмелёв. Краткий рассказ о писателе. «Чувство слова» И. С. Шмелёва. Глава «На Святой» из романа «Лето Господне» Идеализацией православных начал русской жизни. Детское восприятие мира. Бесценные уроки добра, милосердия, терпения, трудолюбия
Теория литературы: роман как жанр литературы, художественная идея.
Развитие речи: различные виды пересказа, дискуссия, анализ эпизода.
Возможные виды внеурочной деятельности: работа над проектом «Виртуальный музей
И. С. Шмелёва».
В. К. Железников. «Чудак из 6 «Б». Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки. Доброта и отзывчивость главного героя.
Теория литературы: повесть как жанр литературы, юмор.
Развитие речи: различные виды пересказа, дискуссия, анализ эпизода.
А. А. Лиханов. Краткий рассказ о писателе. Повесть о военном детстве «Последние холода». Драматизм событий. Автобиографичность и психологизм произведения. Проблема сохранения памяти о войне.
Теория литературы: автобиографичность, психологизм.
Развитие речи: разные виды пересказа, анализ эпизода.
Н. А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…»: история создания стихотворения, эмоциональное состояние лирического героя, связь внутреннего мира человека с окружающим миром. «О красоте человеческих лиц»: отражение в лице человека его души.
Теория литературы: трёхсложные размеры стиха (амфибрахий, анапест), стопа, строфа.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть.
В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Единство человека и природы в рассказе «Деревья растут для всех».
Теория литературы: художественная идея.
Развитие речи: сжатый пересказ, цитатный план.
А. Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе «Домашнее сочинение». Значение поступка главного героя. Смысл финала рассказа. Проблема выражения благодарности в воспоминаниях А.Г. Алексина («Я прихожу к маме…»)
Теория литературы: кольцевая композиция, художественная идея.
Развитие речи: письменный отзыв об эпизоде.
Е. И. Носов. Краткий рассказ о писателе. Особенности прозы Е.И. Носова. Доброта и жестокость людей в рассказе «Алюминиевое солнце». Смысл названия рассказа. Способы характеристики персонажа.
Теория литературы: композиция, диалектизм, фразеологизм, художественная идея.
Развитие речи: сжатый пересказ, анализ эпизода, цитатный план.
Связь с другими искусствами: знакомство с Памятником Евгению Носову в Курске, (скульптор В. Бартенев).
Современная литература (4 часа)
Людмила Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай». Материнская любовь и мудрость в рассказе «Бумажная победа».
Теория литературы: рассказ как жанр литературы, композиция (завязка, кульминация, развязка), художественная идея.
Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа, цитатный план.
Владислав Отрошенко. Краткий рассказ о писателе. Повесть в рассказах «Двор прадеда Гриши». Образ повествователя. Юмор в повести.
Теория литературы: повесть в рассказах, юмор, ирония.
Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс на лучшую иллюстрацию к повести.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата планир. | Дата фактич. | Примечание |
Введение 1ч |
1 | Особенности русской литературы. Связь литературы с жизнью, традициями русского народа. | 1ч | 1.09 | | |
Русский фольклор 3ч |
2. | Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник" | 1ч | 8.09 | | |
3 | Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Курского края. | 1ч | 15.09 | | |
4 | Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. | 1ч | 22.09 | | |
Древнерусская литература 3ч |
5 | Жанровое богатство древнерусской литературы "Поучение Владимира Мономаха". | 1ч | 29.09 | | |
6 | «Житие Александра Невского» – первое русское житие князя-воина | 1ч | 6.10 | | |
7 | Р/Р Сочинение в стиле древнерусской литературы «Один день из моей школьной жизни» | 1ч | 13.10 | | |
Литература XVIII века 1ч |
8 | Г.Р. Державин «Лебедь». Размышления о судьбе творца | 1ч | 20.10 | | |
Литература XIX века 10 ч |
9 | К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». | 1ч | 3.11 | | |
10 | Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан» | 1ч | 10.11 | | |
11 | А.С. Пушкин «Повести Белкина» Книга (цикл) повестей. «Выстрел». Сюжет и герои повести. | 1ч | 17.11 | | |
12 | «Выстрел». Особенности композиции, три выстрела и три рассказа о них | 1ч | 24.11 | | |
13 | Н.Г. Гарин – Михайловский. Слово о писателе. «Детство Тёмы | 1ч | 1.12 | | |
14 | Анализ эпизода Глава «Ябеда» | 1ч | 8.12 | | |
15 | Е.А. Баратынский. «Родина». | 1ч | 15.12 | | |
16 | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг", | 1ч | 22.12 | | |
17 | Н. С. Лесков «Человек на часах». Сюжет и герои рассказа.. | 1ч | 12.01 | | |
18 | Проверочная работа по теме «Литература XVIII-XIX веков» (тест, письменный ответ на проблемный вопрос) | 1ч | 19.01 | | |
Литература XX века (13ч) |
19 | К. Г. Паустовский. Проблема уважения к родной земле в рассказе «Бакенщик» | 1ч | 26.01 | | |
20 | М. М. Зощенко. «Монтёр». Художественное своеобразие рассказа. | 1ч | 2.02 | | |
21 | И.С. Шмелёв. Краткий рассказ о писателе. Глава «На Святой» из романа «Лето Господне». | 1ч | 9.02 | | |
22 | В. К. Железников. Слово о писателе. «Чудак из 6 «Б». Сюжет и герои произведения. | 1ч | 16.02 | | |
23 | Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки в повести «Чудак из 6 б» | 1ч | 2.03 | | |
24 | А.А. Лиханов. Слово о писателе. Повесть о военном детстве «Последние холода» | 1ч | 9.03 | | |
25 | Уроки нравственности в повести А. Лиханова «Последние холода» | 1ч | 16.03 | | |
26 | Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…», «О красоте человеческих лиц» | 1ч | 30.03 | | |
27 | В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Единство человека и природы в рассказе «Деревья растут для всех» | 1ч | 6.04 | | |
28 | А.Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе «Домашнее сочинение» | 1ч | 13.04 | | |
29 | Проблема выражения благодарности в воспоминаниях А. Г. Алексина («Я прихожу к маме…») | 1ч | 20.04 | | |
30 | Е. И. Носов. Слово о писателе. Особенности прозы Е .И. Носова. Доброта и жестокость людей в рассказе «Алюминиевое солнце» | 1 | 27.04 | | |
31 | Р/Р Сочинение-отзыв об одном из произведений литературы XX века | 1 | 4.05 | | |
Современная литература 4ч |
32 | Людмила Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай» | 1ч | 11.05 | | |
33 | Людмила Улицкая. Материнская любовь и мудрость в рассказе «Бумажная победа» | 1ч | 18.05 | | |
34 | Владислав Отрошенко. Повесть в рассказах «Двор прадеда Гриши». Образ повествователя. | 1ч | 25.05 | | |
35. | Итоговое занятие. Размышляем о прочитанном. | 1 | | | |
11