СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе 6 класс»


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА КУРСА


Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократически хи традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве сосверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•смысловое чтение;

• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;


Предметные результаты:

осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом

чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА КУРСА


Введение (1 час)

Связь литературы с историей, философией, психологией. Образ человека в литературном произведении

Русский фольклор (3 часа)

Русская народная песня. Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды песен (хороводные, лирические, исторические, календарные, обрядовые и другие). Песни «Ивушка», «Ходила младёшенька по борочку…», «Казаки и Меншиков», «Плач по Петре I», «Ты, детинушка, сиротинушка...», «Вниз по матушке по Волге…»

Повествовательное и лирическое начала в народной песне. Календарно-обрядовые, лирические, исто­рические, сатирические песни Льговского района. Собиратели Курского фольклора. Павел Фёдорович Лебедев – известный литературовед, писатель, собиратель фронтового и партизанского фольклора. Песни Льговского района, собранные в селе Марица, в книге «В мире народной поэзии. Записки сельского учителя».

Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря» и другие.

Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных достоинств. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Теория литературы: народная песня, былина, гипербола.

Развитие речи: выразительное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: работа над проектом «Русские колыбельные песни», составление сборника.

Связь с другими искусствами: «Богатырская симфония» А.П. Бородина.

Древнерусская литература (3 часа)

Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Памятник литературы в форме путевых записей (жанр «хождения»).

«Житие Александра Невского» – первое русское житие князя-воина. Единство князя и народа. Своеобразие жанра. Черты воинской повести в произведении.

Теория литературы: жанры древнерусской литературы («хождение», житие, воинская повесть).

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Литература XVIII века (1 час)

Г.Р. Державин «Лебедь». История создания стихотворения. Торжественность слога. Размышления о судьбе творца.

Теория литературы: жанр оды, эпитет, метафора, двусложные размеры стиха (ямб).

Развитие речи: выразительное чтение наизусть.

Литература XIX века (10 часов)

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Героико-историческая тематика в творчестве поэта. Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего. Способы выражения чувств лирического героя.

Теория литературы: лирический герой, эпитет, метафора, оксюморон, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта.

Д. В. Давыдов. Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан».

Теория литературы: эпитет, сравнение.

Развитие речи: выразительное чтение.

А. С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство. Особенности композиции.

Теория литературы: цикл повестей, рассказчик и автор, эпиграф, композиция произведения.

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».

Е. А. Баратынский. «Родина». История создания стихотворения. Состояние души лирического героя. Лексические и синтаксические особенности стихотворения.

Теория литературы: художественная идея, риторическое обращение, анафора.

Развитие речи: выразительное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Непреходящие ценности жизни в произведениях Тургенева. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг", "Русский язык".

Н. С. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человек. Сюжет и герои рассказа. Нравственные проблемы в рассказе и пути их решения.



Литература XX века (13 часов)

К.Г. Паустовский. Проблема уважения к родной земле в рассказе «Бакенщик».

Теория литературы: рассказ как жанр литературы, художественная идея.

Развитие речи: дискуссия, характеристика персонажа.

М.М. Зощенко. «Монтёр». Два конфликта в рассказе. Своеобразие темы «маленького человека» в творчестве М.М. Зощенко. Художественное своеобразие рассказа. Приёмы создания комического.

Теория литературы: юмор, сатира.

Развитие речи: дискуссия, характеристика персонажа.

И, С. Шмелёв. Краткий рассказ о писателе. «Чувство слова» И. С. Шмелёва.  Глава «На Святой» из романа «Лето Господне» Идеализацией православных начал русской жизни. Детское восприятие мира. Бесценные уроки добра, милосердия, терпения, трудолюбия

Теория литературы: роман как жанр литературы, художественная идея.

Развитие речи: различные виды пересказа, дискуссия, анализ эпизода.

Возможные виды внеурочной деятельности: работа над проектом «Виртуальный музей

И. С. Шмелёва».

В. К. Железников. «Чудак из 6 «Б». Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки. Доброта и отзывчивость главного героя.

Теория литературы: повесть как жанр литературы, юмор.

Развитие речи: различные виды пересказа, дискуссия, анализ эпизода.

А. А. Лиханов. Краткий рассказ о писателе. Повесть о военном детстве «Последние холода». Драматизм событий. Автобиографичность и психологизм произведения. Проблема сохранения памяти о войне.

Теория литературы: автобиографичность, психологизм.

Развитие речи: разные виды пересказа, анализ эпизода.

Н. А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…»: история создания стихотворения, эмоциональное состояние лирического героя, связь внутреннего мира человека с окружающим миром. «О красоте человеческих лиц»: отражение в лице человека его души.

Теория литературы: трёхсложные размеры стиха (амфибрахий, анапест), стопа, строфа.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть.

В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Единство человека и природы в рассказе «Деревья растут для всех».

Теория литературы: художественная идея.

Развитие речи: сжатый пересказ, цитатный план.

А. Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе «Домашнее сочинение». Значение поступка главного героя. Смысл финала рассказа. Проблема выражения благодарности в воспоминаниях А.Г. Алексина («Я прихожу к маме…»)

Теория литературы: кольцевая композиция, художественная идея.

Развитие речи: письменный отзыв об эпизоде.

Е. И. Носов. Краткий рассказ о писателе. Особенности прозы Е.И. Носова. Доброта и жестокость людей в рассказе «Алюминиевое солнце». Смысл названия рассказа. Способы характеристики персонажа.

Теория литературы: композиция, диалектизм, фразеологизм, художественная идея.

Развитие речи: сжатый пересказ, анализ эпизода, цитатный план.

Связь с другими искусствами: знакомство с Памятником Евгению Носову в Курске, (скульптор В. Бартенев).

Современная литература (4 часа)

Людмила Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай». Материнская любовь и мудрость в рассказе «Бумажная победа».

Теория литературы: рассказ как жанр литературы, композиция (завязка, кульминация, развязка), художественная идея.

Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа, цитатный план.

Владислав Отрошенко. Краткий рассказ о писателе. Повесть в рассказах «Двор прадеда Гриши». Образ повествователя. Юмор в повести.

Теория литературы: повесть в рассказах, юмор, ирония.

Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа.

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс на лучшую иллюстрацию к повести.


 























































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата планир.

Дата

фактич.

Примечание

Введение

1

Особенности русской литературы. Связь литературы с жизнью, традициями русского народа.

1.09



Русский фольклор

2.

Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-Разбойник"

8.09


3

Малые жанры фольклора. Песни, сказки, частушки. Фольклор Курского края.

15.09



4

Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия.

22.09



Древнерусская литература 3ч

5

Жанровое богатство древнерусской литературы

"Поучение Владимира Мономаха".

29.09



6

«Житие Александра Невского»  – первое русское житие князя-воина

6.10



7

Р/Р Сочинение в стиле древнерусской литературы «Один день из моей школьной жизни»

13.10



Литература XVIII века 1ч

8

Г.Р. Державин «Лебедь». Размышления о судьбе творца

20.10



Литература XIX века 10 ч

9

К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

3.11



10

Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан»

10.11



11

А.С. Пушкин «Повести Белкина» Книга (цикл) повестей. «Выстрел». Сюжет и герои повести.

17.11



12

«Выстрел». Особенности композиции, три выстрела и три рассказа о них

24.11



13

Н.Г. Гарин – Михайловский. Слово о писателе. «Детство Тёмы

1.12



14

Анализ эпизода Глава «Ябеда»

8.12



15

Е.А. Баратынский. «Родина».

15.12



16

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе "Собака", "Голуби", Враг и друг",

22.12



17

Н. С. Лесков «Человек на часах». Сюжет и герои рассказа..

12.01



18

Проверочная работа по теме «Литература XVIII-XIX веков» (тест, письменный ответ на проблемный вопрос)

19.01



Литература XX века (13ч)

19

К. Г. Паустовский. Проблема уважения к родной земле в рассказе «Бакенщик»

26.01



20

М. М. Зощенко. «Монтёр». Художественное своеобразие рассказа.

2.02



21

И.С. Шмелёв. Краткий рассказ о писателе.  Глава «На Святой» из романа «Лето Господне».

9.02



22

В. К. Железников. Слово о писателе. «Чудак из 6 «Б». Сюжет и герои произведения.

16.02



23

Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки в повести «Чудак из 6 б»

2.03



24

А.А. Лиханов. Слово о писателе. Повесть о военном детстве «Последние холода»

9.03



25

Уроки нравственности в повести А. Лиханова «Последние холода»

16.03



26

Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…»,  «О красоте человеческих лиц»

30.03



27

В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Единство человека и природы в рассказе «Деревья растут для всех»

6.04



28

А.Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе «Домашнее сочинение»

13.04



29

Проблема выражения благодарности в воспоминаниях А. Г. Алексина («Я прихожу к маме…»)

20.04



30

Е. И. Носов. Слово о писателе. Особенности прозы Е .И. Носова. Доброта и жестокость людей в рассказе «Алюминиевое солнце»

1

27.04



31

Р/Р Сочинение-отзыв об одном  из произведений литературы XX века

1

4.05



Современная литература 4ч

32

Людмила Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай»

11.05



33

Людмила Улицкая. Материнская любовь и мудрость в рассказе «Бумажная победа»

18.05



34

Владислав Отрошенко. Повесть в рассказах «Двор прадеда Гриши». Образ повествователя.

25.05



35.

Итоговое занятие. Размышляем о прочитанном.

1







11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!