СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе на русском языке для 2 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе выделены три основные линии учебного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе на русском языке для 2 класса.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

х. Чернышёв Шовгеновского района Республики Адыгея






«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

На заседании ШМС зам. директора по УВР директор

МБОУ СОШ №8 МБОУ СОШ №8 МБОУ СОШ №8

х. Чернышёв х. Чернышёв х. Чернышёв

Протокол №1 ____ /Айрумова М.А./ ____/Ожев Р.М./

От «18» 07.2022г. «__»__________2022г. От «__»_______2022г.








Рабочая программа

по родной литературе на русском языке

для 2 класса

на 2022-2023 учебный год







Разработала

Чувилко Л.Н.

учитель

начальных классов









х. Чернышёв

2022г



Согласно учебному плану МБОУ СОШ №8 х.Чернышев на 2022-2023 учебный год во 2 классе на изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» отводится 0,5 час в неделю из обязательной части, 17 часов в год (при 34 неделях)



Планируемые результаты

Освоение с учетом рабочей программы воспитания

Личностные результаты:

  • формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою большую и малую Родину (я – гражданин Российской Федерации, я – россиянин), её историю и культуру;

  • формирование на основе восприятия художественных текстов духовнонравственных ценностей русского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку, к культуре других народов;

  • воспитание бережного отношения к миру: к природе, к людям, ко всему живому на Земле.

Метапредметные результаты 

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации;

  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей;

  • пользоваться словарями и справочным материалом;

  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию или прочитанный текст);

  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);

  • овладение умением смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов;

  • умение анализировать объекты (тексты) с целью выделения существенных признаков;

  • умение синтезировать - составлять целое из частей;

  • умение выбирать основания и критерия для классификации объектов.

Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;

  • работать в группе, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру.

Предметными результатами изучения предмета 

1.  Развитие интереса к чтению, осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации.

2.  Воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях, участвовать в обсуждении прочитанного.

3. Формирование первых представлений о литературном процессе как движении от фольклора к литературе; знакомство с образцами русского фольклора, советской и современной детской литературы, с произведениями самарских авторов.

Виды речевой и читательской деятельности:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;  

  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

  • ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл;

  • для художественных текстов: воспроизводить в воображении словесные художественные образы; этически оценивать поступки персонажей; определять основные события и устанавливать их последовательность;  

  • для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;  

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение.

Круг детского чтения (для всех видов текстов): оставлять аннотацию на прочитанное произведение по заданному образцу.

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов):

  • отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

  • сравнивать различные тексты, используя понятия «фольклор» и «авторская литература».

Творческая деятельность (только для художественных текстов):

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре загадки, небылицы;

  • работая в группе, создавать продукт в виде книжки-самоделки.  

Содержание рабочей программы по литературному чтению на родном (русском) языке

В программе выделены три основные содержательные линии учебного предмета, которые проходят через все разделы программы.

Линия сравнения авторских произведений и произведений фольклора («Фольклор и литература») ориентирована на знакомство с теми жанрами литературы, которые берут свое начало в русском народном творчестве. Сравнение авторских и народных произведений помогает освоить их специфику.  

Содержание линии «Литература и духовный мир Человека» направлено на осознание духовно-нравственных ценностей русского народа, на воспитание патриотизма, бережного отношения к Миру и к Человеку посредством освоения смыслов произведения.  

Содержание линии «Стихия русского литературного языка» связано с совершенствованием умений воспринимать и интерпретировать содержание различных произведений советской и современной детской литературы, делать первые наблюдения над формой текста, над языковой стихией литературного произведения.

1. Фольклор и литература

Пословицы русского народа. Загадки народные и авторские. Выявление закона построения загадки: в основе описание объекта, явления (описываю, не называя). Сравнение народной и авторской загадки (какая из них более понятна, почему). Понятия «фольклор» и «литература». Сочинение загадок. Небылица как жанр фольклора. Как устроена небылица. Назначение небылицы: развеселить слушателя, удивить его. Авторская небылица  Б.Заходера «Вот что значит запятая». Понятия «фольклор» и «литература». Сочинение небылицы.

2.  Литература и духовный мир Человека

«Книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро». Афоризмы, пословицы о чтении и книге.

Любовь к Родине в стихах советских поэтов: К. Симонова «Родина», Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны». Слушание стихотворений о войне, о Родине. Беседа о любви к Отечеству, к малой Родине.  Русские народные пословицы о Родине.

Рассказ А. Гайдара «Совесть». Беседа о нравственных качествах человека. Поиск ответа на вопрос «что такое совесть». Анализ характера героини. Чтение рассказа по ролям.  

Стихотворения С. Михалкова, А. Барто о детях. Анализ характера героя. Слушание, выразительное чтение. Выявление эмоционального тона: трагическое или комическое.  Юмор в стихотворении.

Мир современного ребенка в стихотворениях современного поэта С.Р. Махотина. Определение общего в стихах: все вместе они рассказывают о герое, его друзьях, родителях, увлечениях, о бедах и радостях, о нравственном выборе. Собирательная характеристика лирического героя. Составление аннотации на сборник стихов С. Махотина по образцу.

Знакомство со стихотворением самарского поэта С. Эйдлина «Клад». Поиск ответа на ключевой вопрос: что всего на свете дороже. Выразительное чтение стихотворения.  Краткая биография поэта.

3. Стихия русского литературного языка

К. Чуковский «От двух до пяти» (фрагменты). Чтение по ролям и обсуждение детских высказываний из книги «От двух до пяти». Знакомство с фразеологизмом как языковым явлениям. Выявление смысла фразеологизмов в детских высказываниях.

Как работает прием олицетворения.  Стихотворения современных поэтов Е. Ярышевской, В. Лунина. Наблюдения за картиной мира, созданной поэтом: мастер слова оживляет мир, например, зиму представляет забывчивой дамой.     Нахождение общего в стихотворениях (прием олицетворения). Подбор интонации, выразительное чтение.

Стихи для детей Г. Кружкова. Эксперименты с названиями и содержанием в стихах про волка, про черепаху. Выразительное чтение. Составление аннотации на сборник стихов Г. Кружкова по образцу.

Чудеса языка в поэзии М. Яснова «Чудетство», «Горести-печалести». Новые слова и их значение в стихотворениях.

Мир вокруг тебя. М. Исаковский «Вишня». Э. Шим «Черемуха». Наблюдение за характером лирического героя М. Исаковского. Смысл монолога Черемухи в рассказе Э. Шима. Выявление общего в произведениях: трепетное, бережное отношение к миру, к человеку.






Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы


Разделы и темы

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Количество часов

Контрольные работы

1.

«Книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро».

День Знаний



1


2.

Е. Серова загадки «Подскажи словечко».

Предметные олимпиады

1


3.

К. Чуковский «От двух до пяти».

День детских изобретений



1


4.

А. Барто «Болтунья».

Урок фантазирования



1


5.

Капризы погоды в рассказе Н. Сладкова «Апрельские шутки» и стихотворении Р. Рождественского «Странный февраль».

Урок-экскурсия

1


6.

Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны».

К. Симонова «Родина».

День Победы

1









Календарно-тематическое планирование.


№ п/п

Тема урока

Всего часов

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

1

Техника безопасности на уроках литературного чтения на родном (русском) языке.

«Книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро».

1



2

Е. Серова загадки «Подскажи словечко».

1



3

К. Чуковский «От двух до пяти».

1



4

А. Барто «Болтунья».

1



5

С. Михалков «Фома».

1



6

Рассказ А. Гайдара «Совесть».

1



7

Г. Остер «Меня нет дома», «Где лучше бояться», «Одни неприятности».

1



8

С. Махотин «Вот так встреча!», «Воскресенье», «Что я ему скажу?», «Я больше не буду», «Добрые слова».

1



9

Урок-экскурсия.

Капризы погоды в рассказе Н. Сладкова «Апрельские шутки» и стихотворении Р. Рождественского «Странный февраль».

1



10

Е. Ярышевская «Зима возвращается».

В. Лунин «Весна».

1



11

Конкурс чтецов.

1



12

Б. Заходер «Вот что значит запятая».

1



13

Г. Кружков «Слетело с ветки яблоко», необычные стихи про черепаху, про волка.

1



14

М. Яснов «Чудетство», «Горестипечалести», «Радость».

1



15

С. Эйдлин «Клад».

1



16

Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны».

К. Симонова «Родина».

1



17

М. Исаковский «Вишня». Э. Шим «Черемуха».

1