Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
х. Чернышёв Шовгеновского района Республики Адыгея
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании ШМС зам. директора по УВР директор
МБОУ СОШ №8 МБОУ СОШ №8 МБОУ СОШ №8
х. Чернышёв х. Чернышёв х. Чернышёв
Протокол №1 ____ /Айрумова М.А./ ____/Ожев Р.М./
От «18» 07.2022г. «__»__________2022г. От «__»_______2022г.
Рабочая программа
по родной литературе на русском языке
для 2 класса
на 2022-2023 учебный год
Разработала
Чувилко Л.Н.
учитель
начальных классов
х. Чернышёв
2022г
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №8 х.Чернышев на 2022-2023 учебный год во 2 классе на изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» отводится 0,5 час в неделю из обязательной части, 17 часов в год (при 34 неделях)
Планируемые результаты
Освоение с учетом рабочей программы воспитания
Личностные результаты:
формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою большую и малую Родину (я – гражданин Российской Федерации, я – россиянин), её историю и культуру;
формирование на основе восприятия художественных текстов духовнонравственных ценностей русского народа: взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, чуткости, уважительного отношения к человеку, к культуре других народов;
воспитание бережного отношения к миру: к природе, к людям, ко всему живому на Земле.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации;
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей;
пользоваться словарями и справочным материалом;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию или прочитанный текст);
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);
овладение умением смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов;
умение анализировать объекты (тексты) с целью выделения существенных признаков;
умение синтезировать - составлять целое из частей;
умение выбирать основания и критерия для классификации объектов.
Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
работать в группе, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру.
Предметными результатами изучения предмета
1. Развитие интереса к чтению, осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации.
2. Воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях, участвовать в обсуждении прочитанного.
3. Формирование первых представлений о литературном процессе как движении от фольклора к литературе; знакомство с образцами русского фольклора, советской и современной детской литературы, с произведениями самарских авторов.
Виды речевой и читательской деятельности:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл;
для художественных текстов: воспроизводить в воображении словесные художественные образы; этически оценивать поступки персонажей; определять основные события и устанавливать их последовательность;
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение.
Круг детского чтения (для всех видов текстов): оставлять аннотацию на прочитанное произведение по заданному образцу.
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов):
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
сравнивать различные тексты, используя понятия «фольклор» и «авторская литература».
Творческая деятельность (только для художественных текстов):
создавать по аналогии собственный текст в жанре загадки, небылицы;
работая в группе, создавать продукт в виде книжки-самоделки.
Содержание рабочей программы по литературному чтению на родном (русском) языке
В программе выделены три основные содержательные линии учебного предмета, которые проходят через все разделы программы.
Линия сравнения авторских произведений и произведений фольклора («Фольклор и литература») ориентирована на знакомство с теми жанрами литературы, которые берут свое начало в русском народном творчестве. Сравнение авторских и народных произведений помогает освоить их специфику.
Содержание линии «Литература и духовный мир Человека» направлено на осознание духовно-нравственных ценностей русского народа, на воспитание патриотизма, бережного отношения к Миру и к Человеку посредством освоения смыслов произведения.
Содержание линии «Стихия русского литературного языка» связано с совершенствованием умений воспринимать и интерпретировать содержание различных произведений советской и современной детской литературы, делать первые наблюдения над формой текста, над языковой стихией литературного произведения.
1. Фольклор и литература
Пословицы русского народа. Загадки народные и авторские. Выявление закона построения загадки: в основе описание объекта, явления (описываю, не называя). Сравнение народной и авторской загадки (какая из них более понятна, почему). Понятия «фольклор» и «литература». Сочинение загадок. Небылица как жанр фольклора. Как устроена небылица. Назначение небылицы: развеселить слушателя, удивить его. Авторская небылица Б.Заходера «Вот что значит запятая». Понятия «фольклор» и «литература». Сочинение небылицы.
2. Литература и духовный мир Человека
«Книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро». Афоризмы, пословицы о чтении и книге.
Любовь к Родине в стихах советских поэтов: К. Симонова «Родина», Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны». Слушание стихотворений о войне, о Родине. Беседа о любви к Отечеству, к малой Родине. Русские народные пословицы о Родине.
Рассказ А. Гайдара «Совесть». Беседа о нравственных качествах человека. Поиск ответа на вопрос «что такое совесть». Анализ характера героини. Чтение рассказа по ролям.
Стихотворения С. Михалкова, А. Барто о детях. Анализ характера героя. Слушание, выразительное чтение. Выявление эмоционального тона: трагическое или комическое. Юмор в стихотворении.
Мир современного ребенка в стихотворениях современного поэта С.Р. Махотина. Определение общего в стихах: все вместе они рассказывают о герое, его друзьях, родителях, увлечениях, о бедах и радостях, о нравственном выборе. Собирательная характеристика лирического героя. Составление аннотации на сборник стихов С. Махотина по образцу.
Знакомство со стихотворением самарского поэта С. Эйдлина «Клад». Поиск ответа на ключевой вопрос: что всего на свете дороже. Выразительное чтение стихотворения. Краткая биография поэта.
3. Стихия русского литературного языка
К. Чуковский «От двух до пяти» (фрагменты). Чтение по ролям и обсуждение детских высказываний из книги «От двух до пяти». Знакомство с фразеологизмом как языковым явлениям. Выявление смысла фразеологизмов в детских высказываниях.
Как работает прием олицетворения. Стихотворения современных поэтов Е. Ярышевской, В. Лунина. Наблюдения за картиной мира, созданной поэтом: мастер слова оживляет мир, например, зиму представляет забывчивой дамой. Нахождение общего в стихотворениях (прием олицетворения). Подбор интонации, выразительное чтение.
Стихи для детей Г. Кружкова. Эксперименты с названиями и содержанием в стихах про волка, про черепаху. Выразительное чтение. Составление аннотации на сборник стихов Г. Кружкова по образцу.
Чудеса языка в поэзии М. Яснова «Чудетство», «Горести-печалести». Новые слова и их значение в стихотворениях.
Мир вокруг тебя. М. Исаковский «Вишня». Э. Шим «Черемуха». Наблюдение за характером лирического героя М. Исаковского. Смысл монолога Черемухи в рассказе Э. Шима. Выявление общего в произведениях: трепетное, бережное отношение к миру, к человеку.
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ | Разделы и темы | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов | Контрольные работы |
1. | «Книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро». | День Знаний | 1 | |
2. | Е. Серова загадки «Подскажи словечко». | Предметные олимпиады | 1 | |
3. | К. Чуковский «От двух до пяти». | День детских изобретений | 1 | |
4. | А. Барто «Болтунья». | Урок фантазирования | 1 | |
5. | Капризы погоды в рассказе Н. Сладкова «Апрельские шутки» и стихотворении Р. Рождественского «Странный февраль». | Урок-экскурсия | 1 | |
6. | Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны». К. Симонова «Родина». | День Победы | 1 | |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Всего часов | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
1 | Техника безопасности на уроках литературного чтения на родном (русском) языке. «Книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро». | 1 | | |
2 | Е. Серова загадки «Подскажи словечко». | 1 | | |
3 | К. Чуковский «От двух до пяти». | 1 | | |
4 | А. Барто «Болтунья». | 1 | | |
5 | С. Михалков «Фома». | 1 | | |
6 | Рассказ А. Гайдара «Совесть». | 1 | | |
7 | Г. Остер «Меня нет дома», «Где лучше бояться», «Одни неприятности». | 1 | | |
8 | С. Махотин «Вот так встреча!», «Воскресенье», «Что я ему скажу?», «Я больше не буду», «Добрые слова». | 1 | | |
9 | Урок-экскурсия. Капризы погоды в рассказе Н. Сладкова «Апрельские шутки» и стихотворении Р. Рождественского «Странный февраль». | 1 | | |
10 | Е. Ярышевская «Зима возвращается». В. Лунин «Весна». | 1 | | |
11 | Конкурс чтецов. | 1 | | |
12 | Б. Заходер «Вот что значит запятая». | 1 | | |
13 | Г. Кружков «Слетело с ветки яблоко», необычные стихи про черепаху, про волка. | 1 | | |
14 | М. Яснов «Чудетство», «Горестипечалести», «Радость». | 1 | | |
15 | С. Эйдлин «Клад». | 1 | | |
16 | Е. Евтушенко «Хотят ли русские войны». К. Симонова «Родина». | 1 | | |
17 | М. Исаковский «Вишня». Э. Шим «Черемуха». | 1 | | |