СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 8 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлена в соответствии c Примерной рабочей программой по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 7-8 классов (70 часов)/ Под общ. редакцией М.В. Бабкиной. – Курск: ООО «Учитель», 2019. – 21 с.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе (русской) для 8 класса»








АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ


Рабочая программа по родной литературе (русской) для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14 «Язык образования», в соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20.12.2018 г. № 03-510, а также в соответствии c Примерной рабочей программой по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 7-8 классов (70 часов)/ Под общ. редакцией М.В. Бабкиной. – Курск: ООО «Учитель», 2019. – 21 с.

В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Учебным планом образовательной организации на обязательное изучение родной литературы (русской) в 8 классе предусмотрено 17 часов в год.

Срок реализации программы 1 учебный год.




















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)

8 КЛАСС


Устное народное творчество (2)

Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия.

Особенности лирических песен Курского края.


Древнерусская литература (1)

"Повесть о разорении Рязани Батыем".


Литература 18 века (1)

Д.И.Фонвизин. Социально-нравственная
проблематика пьесы "Бригадир". Истоки духовных пороков
общества, утверждение автором гражданских идеалов.


Литература 19 века (1)

Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..."


Литература 20 века (12)

К.Г.Паустовский. Повесть "Золотая роза". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки.

К.Д.Воробьев. Рассказ "Синель". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность
авторской оценки

К.Д. Воробьев. Уроки доброты и милосердия в рассказе "У кого поселяются аисты".

К.Д.Воробьев. Испытание человека пленом на войне, мужество и стойкость, вера в свои силы в рассказе "Седой тополь".

К.Д.Воробьев. "Немец в валенках". Гуманизм как главный закон сохранения жизни на земле.

Е.И.Носов. Жестокая правда войны, трудная цена Победы в произведении "Красное вино Победы".

Е.И.Носов. Образ защитников родной земли в повести "Усвятские шлемоносцы".

Исторические и патриотические мотивы в рассказе Е.И.Носова "НЛО нашего детства".

Р.р. Сочинение по произведениям К.Д.Воробьева и Е.И.Носова

Р.р. Сочинение по произведениям К.Д.Воробьева и Е.И.Носова

Д.С.Лихачев. "Письма о добром и прекрасном". Размышления автора о патриотизме, об отечественной истории, о главных нравственных законах жизни.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)

8 КЛАСС


Устное народное творчество


Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIXXX вв.


Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (РУССКОЙ) В 8 КЛАССЕ


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Характеристика видов деятельности

Примечания

по плану

факти

ческая

1

Устное народное творчество (2) Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия.

1



Восприятие фольклорных текстов и их выразительное чтение.

Составление историко-культурных комментариев к текстам. Работа с литературоведческим словарем.

Сравнение песни, частушки, предания.

Анализ признаков жанров, подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия.



2

Особенности лирических песен Курского края.

1




3

Древнерусская литература (1)

"Повесть о разорении Рязани Батыем".

1



Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале.

Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы.

Характеризовать героя древнерусской литературы.



4

Литература 18 века (1)

Д.И.Фонвизин. Социально-нравственная
проблематика пьесы "Бригадир". Истоки духовных пороков
общества, утверждение автором гражданских идеалов.

1



Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XVIII в.

Характеризовать героя русской литературы XVIII в.

Выявлять характерные для произведений русской литературы XVIII в. темы, образы и приемы изображения человека.



5

Литература 19 века (1)

Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..."

1



Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX в. темы, образы.


6

Литература 20 века (12)

К.Г.Паустовский. Повесть "Золотая роза". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки.

1



Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в.

Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в.

Характеризовать героя русской литературы первой половины XX в.

Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Характеризовать героя русской литературы второй половины XX в.

Выявлять характерные для произведении русской литературы второй половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.



7

К.Д.Воробьев. Рассказ "Синель". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность
авторской оценки

1




8

К.Д. Воробьев. Уроки доброты и милосердия в рассказе "У кого поселяются аисты".

1




9

К.Д.Воробьев. Испытание человека пленом на войне, мужество и стойкость, вера в свои силы в рассказе "Седой тополь".

1




10

К.Д.Воробьев. "Немец в валенках". Гуманизм как главный закон сохранения жизни на земле.

1




11

Е.И.Носов. Жестокая правда войны, трудная цена Победы в произведении "Красное вино Победы".

1




12

Е.И.Носов. Образ защитников родной земли в повести "Усвятские шлемоносцы".

1




13

Исторические и патриотические мотивы в рассказе Е.И.Носова "НЛО нашего детства".

1




14

Р.р. Сочинение по произведениям К.Д.Воробьева и Е.И.Носова

1




15

Р.р. Сочинение по произведениям К.Д.Воробьева и Е.И.Носова

1




16

Д.С.Лихачев. "Письма о добром и прекрасном". Размышления автора о патриотизме, об отечественной
истории, о главных нравственных законах жизни

1




17

Итоговый урок

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!