АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Рабочая программа по родной литературе (русской) для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14 «Язык образования», в соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20.12.2018 г. № 03-510, а также в соответствии c Примерной рабочей программой по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 7-8 классов (70 часов)/ Под общ. редакцией М.В. Бабкиной. – Курск: ООО «Учитель», 2019. – 21 с.
В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.
Учебным планом образовательной организации на обязательное изучение родной литературы (русской) в 8 классе предусмотрено 17 часов в год.
Срок реализации программы 1 учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)
8 КЛАСС
Устное народное творчество (2)
Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия.
Особенности лирических песен Курского края.
Древнерусская литература (1)
"Повесть о разорении Рязани Батыем".
Литература 18 века (1)
Д.И.Фонвизин. Социально-нравственная
проблематика пьесы "Бригадир". Истоки духовных пороков
общества, утверждение автором гражданских идеалов.
Литература 19 века (1)
Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..."
Литература 20 века (12)
К.Г.Паустовский. Повесть "Золотая роза". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки.
К.Д.Воробьев. Рассказ "Синель". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность
авторской оценки
К.Д. Воробьев. Уроки доброты и милосердия в рассказе "У кого поселяются аисты".
К.Д.Воробьев. Испытание человека пленом на войне, мужество и стойкость, вера в свои силы в рассказе "Седой тополь".
К.Д.Воробьев. "Немец в валенках". Гуманизм как главный закон сохранения жизни на земле.
Е.И.Носов. Жестокая правда войны, трудная цена Победы в произведении "Красное вино Победы".
Е.И.Носов. Образ защитников родной земли в повести "Усвятские шлемоносцы".
Исторические и патриотические мотивы в рассказе Е.И.Носова "НЛО нашего детства".
Р.р. Сочинение по произведениям К.Д.Воробьева и Е.И.Носова
Р.р. Сочинение по произведениям К.Д.Воробьева и Е.И.Носова
Д.С.Лихачев. "Письма о добром и прекрасном". Размышления автора о патриотизме, об отечественной истории, о главных нравственных законах жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)
8 КЛАСС
Устное народное творчество
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв.
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (РУССКОЙ) В 8 КЛАССЕ |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Характеристика видов деятельности | Примечания |
по плану | факти ческая |
1 | Устное народное творчество (2) Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. | 1 | | | Восприятие фольклорных текстов и их выразительное чтение. Составление историко-культурных комментариев к текстам. Работа с литературоведческим словарем. Сравнение песни, частушки, предания. Анализ признаков жанров, подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия. | |
2 | Особенности лирических песен Курского края. | 1 | | | |
3 | Древнерусская литература (1) "Повесть о разорении Рязани Батыем". | 1 | | | Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. Выразительно читать фрагменты произведений древнерусской литературы. Характеризовать героя древнерусской литературы. | |
4 | Литература 18 века (1) Д.И.Фонвизин. Социально-нравственная проблематика пьесы "Бригадир". Истоки духовных пороков общества, утверждение автором гражданских идеалов. | 1 | | | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XVIII в. Характеризовать героя русской литературы XVIII в. Выявлять характерные для произведений русской литературы XVIII в. темы, образы и приемы изображения человека. | |
5 | Литература 19 века (1) Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..." | 1 | | | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX в. темы, образы. | |
6 | Литература 20 века (12) К.Г.Паустовский. Повесть "Золотая роза". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки. | 1 | | | Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в. Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в. Характеризовать героя русской литературы первой половины XX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Характеризовать героя русской литературы второй половины XX в. Выявлять характерные для произведении русской литературы второй половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. | |
7 | К.Д.Воробьев. Рассказ "Синель". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки | 1 | | | |
8 | К.Д. Воробьев. Уроки доброты и милосердия в рассказе "У кого поселяются аисты". | 1 | | | |
9 | К.Д.Воробьев. Испытание человека пленом на войне, мужество и стойкость, вера в свои силы в рассказе "Седой тополь". | 1 | | | |
10 | К.Д.Воробьев. "Немец в валенках". Гуманизм как главный закон сохранения жизни на земле. | 1 | | | |
11 | Е.И.Носов. Жестокая правда войны, трудная цена Победы в произведении "Красное вино Победы". | 1 | | | |
12 | Е.И.Носов. Образ защитников родной земли в повести "Усвятские шлемоносцы". | 1 | | | |
13 | Исторические и патриотические мотивы в рассказе Е.И.Носова "НЛО нашего детства". | 1 | | | |
14 | Р.р. Сочинение по произведениям К.Д.Воробьева и Е.И.Носова | 1 | | | |
15 | Р.р. Сочинение по произведениям К.Д.Воробьева и Е.И.Носова | 1 | | | |
16 | Д.С.Лихачев. "Письма о добром и прекрасном". Размышления автора о патриотизме, об отечественной истории, о главных нравственных законах жизни | 1 | | | |
17 | Итоговый урок | 1 | | | |