СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 9 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составлена в соответствии c Примерной рабочей программой по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 9 класса (70 часов)/ Под общ. редакцией М.В. Бабкиной. – Курск: ООО «Учитель», 2019. – 20 с.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе (русской) для 9 класса»





АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ


Рабочая программа по родной литературе (русской) для 9 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14 «Язык образования», в соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования от 20.12.2018 г. № 03-510, а также в соответствии c Примерной рабочей программой по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 9 класса (70 часов)/ Под общ. редакцией М.В. Бабкиной. – Курск: ООО «Учитель», 2019. – 20 с.

В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования.

Учебным планом образовательной организации на обязательное изучение родной литературы (русской) в 9 классе предусмотрено 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Срок реализации программы 1 учебный год.





















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)

9 КЛАСС


Введение (1)

Любите читать!


Древнерусская литература (2)

Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси.


Литература 18 века (1)

И. П. Богданович. Обзор жизни и творчества. Отрывки из повести «Душенька».


Литература 19 века (5)

История любви в повести И.С.Тургенева «Вешние воды».

Характеры героев повести И.С.Тургенева «Вешние воды».

Характеристика литературного героя (по повести И.Тургенева «Вешние воды»)

А.А.Фет. Рассказ «Кактус». Письменная работа «Мой Фет»


Литература 20 века (41)

М.Горький. «Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художественные особенности.

Нравственные проблемы рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Тема одиночества в рассказе «Телеграмма». Роль детали в раскрытии темы.

В.П. Астафьев. «Рукавички», «Рукой согретый хлеб» (из книги «Затеси»). Личные переживания героя-рассказчика.

А.С.Грин. Рассказ «Зелёная лампа».

А.С.Грин. «Зелёная лампа». Характеры героев. Смысл названия.

Письменная работа «Размышляя над прочитанным»

Ю.К. Олеша «Друзья».

Проблема утраты связи с отчим домом в рассказе Ю.П.Казакова «Запах хлеба».

В.А. Каверин «Два капитана». Приключенческое начало в романе.
Настойчивость и целеустремлённость главного героя в достижении мечты в романе В.А. Каверина «Два капитана». Друзья и единомышленники героя

«Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Ю. Нагибин «Старая черепаха». Что такое ответственность?

А.Алексин «А тем временем где-то». Сюжет. Герои.

Нравственные уроки (по повести А.Алексина «А тем временем где-то»).

Письменная работа «Размышляя над прочитанным»

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось». История о первой любви.

Проблема взаимоотношения подростков в повести Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось».

Взаимоотношения родителей и детей в повести Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось».

Литература и кино. Экранизация повести. Обсуждение фильма

Стихи о маме (Э. Асадов «Письмо с фронта», А. Прокофьев «Мама», Ж. Баринова «Чтобы жить без тревог и печали», Е. Трутнева «Мама»)

Моё любимое стихотворение о маме

Великая Отечественная война в творчестве
Н. Сидоренко.

Любовь к родине в стихах поэтов-фронтовиков. А.Сурков «Утро победы»; Н. Ушаков «Накануне»

Тема героизма и подвига в стихах Ю. Друниной «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…» и А. Межирова «Человек живёт на белом свете»

Тема памяти в творчестве поэтов-фронтовиков. А. Фатьянов «Где же вы теперь, друзья-однополчане?»

«Помним! Гордимся!» (читаем наизусть стихи о Великой Отечественной войне)

Гуманистическая направленность рассказа
К. М. Симонова «Свеча».

Материнская любовь не знает национальности. (По рассказу К. Симонова «Свеча»)

«Смелого пуля боится…»
Рассказ К.Симонова «Третий адъютант».

Письменная работа «Что такое смелость?»

А. Н. Толстой «Русский характер». Черты характера русского человека.

Герои рассказа А. Н. Толстого «Русский характер».

К.Д. Воробьев «Седой тополь». Борьба за жизнь в лагере военнопленных.

Судьба главного героя в рассказе «Седой тополь». Образы-символы.

Письменная работа «Размышляя о прочитанном»

Проблемы и уроки литературы ХХ века


Литература 21 века (18)

Стихотворения Ю. Асмолова о детстве и родном крае.

В.Еськов «Куряния моя».

В. Шеховцов «О Родине с любовью и тревогой».

Учимся анализировать стихотворение

Литературная гостиная «Край родной…»

Экскурсия в Литературный музей города Курска (заочная)

А.Костюнин. «Поводырь» - рассказ о «светлом человеке».

«Учатся у тех, кого любят» (Гёте).
Проблематика рассказа А.Костюнина «Поводырь».

Л. Улицкая «Детство сорок девять».

Книга Л.Улицкой о послевоенном детстве.

Детство – прекрасная пора.

«Никто и никогда не исчезнет насовсем...». О.Павлова «Гришка».

Отзыв о рассказе О.Павловой «Гришка».

Путешествие «По страницам прочитанных книг»

Устный отзыв на прочитанную книгу


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)

9 КЛАСС


Личностные результаты

Обучающийся научится:
осознавать российскую гражданскую идентичность, свою этническую
принадлежность, гуманистические, демократические и традиционные
ценности многонационального российского общества; понимать историю,
культуру своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; владеть языком своего народа; проявлять чувства
гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, ответственности и долга перед Родиной;
ответственно относиться к учению; проявлять готовность и
способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
понимать определяющую роль литературы в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
владеть социальными нормами, правилами поведения, ролями и
формами социальной жизни в группах и сообществах;
проявлять нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное
и ответственное отношение к собственным поступкам;
проявлять коммуникативную компетентность в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной и других видах деятельности;
осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать
ценности семейной жизни, проявлять уважительное и заботливое отношение
к членам семьи;
проявлять эстетическое сознание через освоение художественного
наследия родной русской литературы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать эстетическую ценность русской литературы;
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
проявлять моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора.

Метапредметные результаты:
Познавательные.
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала
в дополнительных изданиях (в тои числе Интернет), рекомендуемых
учителем;
смысловому чтению;
осуществлять запись указанной учителем информации;
применять знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебной
литературе, для решения учебных и познавательных задач;
строить сообщения в устной и письменной форме на указанную тему;
находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения
учебной задачи;
воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию
из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и
несущественных признаков;
определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать,
устанавливать причинно-следственные связи.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем,
медиаресурсов;
находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным критериям;
строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте
(явлении).
Регулятивные.
Обучающийся научится:
самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
осуществлять контроль своей деятельности;
определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
принимать решения в проблемных ситуациях;
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
(убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
Обучающийся получит возможность научиться:
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владеть основами саморегуляции;
осуществлять познавательную рефлексию.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
организовывать деловое сотрудничество;
аргументировать свою точку зрения;
отображать в речи содержание совершаемых действий как в форме
громкой, так и в форме внутренней речи;
оформлять монологическое и диалогическое высказывание в
соответствии с задачей коммуникации и требованиями речевого этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
аргументировать свою позицию, владеть монологическими и
диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка.

Предметные результаты

Обучающийся научится:
пониманию ключевых проблем изученных произведений
древнерусской литературы, русской литературы XVIII века, русских
писателей XIX – XX веков;
пониманию связи литературных произведений с эпохой их написания;
умению анализировать литературное произведение: определять его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного
произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
определению в произведении элементов сюжета, композиции,
изобразительно-выразительных средств языка, пониманию их роли в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы
филологического анализа); владению элементарной литературоведческой
терминологией при анализе литературного произведения;
формированию собственного отношения к произведениям литературы,
их оценке;
интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных
произведений;
пониманию авторской позиции и выражению своего отношения к ней;
восприятию на слух литературных произведений разных жанров,
осмысленному чтению и адекватному восприятию;
умению пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
использованием образных средств русского языка и цитат из текста,
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать
устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
пониманию русского слова в его эстетической функции, роли
изобразительно-выразительных языковых средств в создании
художественных образов литературных произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы,
сопоставлению их с духовно-нравственными ценностями других народов;
 оценивать содержание художественного произведения на основе
личностных ценностей.






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (РУССКОЙ) В 9 КЛАССЕ

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Характеристика видов деятельности

Примечания

по плану

факти

ческая

1

Введение (1)

Любите читать!

1



Беседа по вопросам, записи в тетрадь цитатного материала


2

Древнерусская литература (2)

Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского».

1



Выразительное чтение эпизодов произведения, исследовательская работа с текстом


3

Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси.

1




4

Литература 18 века (1)

И. П. Богданович. Обзор жизни и творчества. Отрывки из повести «Душенька».

1



Запись лекционного материала, составление таблицы, ознакомление с новыми терминами.

Выступления учащихся с сообщениями, работа со словарём.

Беседа, запись материала лекции, работа с текстом.


5

Литература 19 века (5)

История любви в повести И.С.Тургенева «Вешние воды».

1



Лекция, запись основных положений лекции, составление таблицы.

Сообщение подготовленного ученика, слово учителя, запись основных положений лекции, знакомство с текстами.

Сообщение о поэте, знакомство с текстами, определение их особенностей. Составление хронологической таблицы жизни и творчества


6

Характеры героев повести И.С.Тургенева «Вешние воды».

1




7

Характеристика литературного героя (по повести И.Тургенева «Вешние воды»)

1




8

А.А.Фет. Рассказ «Кактус»

1




9

Письменная работа «Мой Фет»

1




10

Литература 20 века (41)

М.Горький. «Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художественные особенности.

1



Лекция, запись основных положений лекции.




Выступление ученика, слово учителя, беседа по содержанию, чтение по ролям отдельных сцен.





Выступления учащихся, выразительное чтение стихотворений, словарная работа, анализ.





Выступление подготовленного ученика, просмотр презентации, составление хронологической таблицы, чтение и анализ стихотворений.





Сообщение ученика, просмотр презентации, работа с текстом, анализ, определение особенностей.





Словарная работа.





Реализация домашнего задания, сообщение ученика, чтение и анализ.




Составление хронологической таблицы слово учителя, работа по тексту, пересказ эпизодов с опорой на художественный текст, аналитическая беседа





Слово учителя о значении личности писателя, беседа с элементами анализа текста, выступления учащихся.





Сообщение ученика, просмотр презентации, аналитическая беседа по рассказу, составление портрета.





Выступления учащихся, просмотр презентации, запись основных положений слова учителя, презентация произведений.



Лекция, запись основных положений лекции.



Выступление ученика, слово учителя, беседа по содержанию, чтение по ролям отдельных сцен.



Выступления учащихся, выразительное чтение стихотворений, словарная работа, анализ.



Выступление подготовленного ученика, просмотр презентации, составление хронологической таблицы, чтение и анализ стихотворений.




11

Нравственные проблемы рассказа
К.Г.Паустовского «Телеграмма».

1




12

Тема одиночества в рассказе «Телеграмма». Роль детали в раскрытии темы.

1




13

В.П. Астафьев. «Рукавички», «Рукой согретый хлеб» (из книги «Затеси»). Личные переживания героя-рассказчика.

1




14

А.С.Грин. Рассказ «Зелёная лампа».

1




15

А.С.Грин. «Зелёная лампа». Характеры героев. Смысл названия.

1




16

Письменная работа «Размышляя над прочитанным»

1




17

Ю.К.Олеша «Друзья».

1




18

Проблема утраты связи с отчим домом в рассказе Ю.П.Казакова «Запах хлеба».

1




19

В.А. Каверин «Два капитана».

1




20

Приключенческое начало в романе
В.А. Каверина «Два капитана».

1




21

Настойчивость и целеустремлённость главного героя в достижении мечты в романе В.А. Каверина «Два капитана».

1




22

В.А. Каверин «Два капитана». Друзья и единомышленники героя

1




23

«Бороться и искать, найти и не сдаваться».
В.А. Каверин «Два капитана».

1




24

Ю. Нагибин «Старая черепаха». Что такое
ответственность?

1




25

А.Алексин «А тем временем где-то». Сюжет. Герои.

1




26

Нравственные уроки (по повести А.Алексина «А тем временем где-то»).

1




27

Письменная работа «Размышляя над прочитанным»

1




28

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось». История о первой любви.

1




29

Проблема взаимоотношения подростков в повести Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось».

1




30

Взаимоотношения родителей и детей в повести Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось».

1




31

Литература и кино. Экранизация повести.

1




32

Литература и кино. Обсуждение фильма

1




33

Стихи о маме (Э. Асадов «Письмо с фронта», А. Прокофьев «Мама», Ж. Баринова «Чтобы жить без тревог и печали», Е. Трутнева «Мама»)

1




34

Моё любимое стихотворение о маме

1




35

Учимся анализировать стихотворение

1




36

Великая Отечественная война в творчестве
Н. Сидоренко.

1




37

Любовь к родине в стихах поэтов-фронтовиков. А.Сурков «Утро победы»; Н. Ушаков «Накануне»

1




38

Тема героизма и подвига в стихах Ю. Друниной «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…» и А. Межирова «Человек живёт на белом свете»

1




39

Тема памяти в творчестве поэтов-фронтовиков. А. Фатьянов «Где же вы теперь, друзья-однополчане?»

1




40

«Помним! Гордимся!» (читаем наизусть стихи о Великой Отечественной войне)

1




41

Гуманистическая направленность рассказа
К. М. Симонова «Свеча».

1




42

Материнская любовь не знает национальности. (По рассказу К. Симонова «Свеча»)

1




43

«Смелого пуля боится…»
Рассказ К.Симонова «Третий адъютант».

1




44

Письменная работа «Что такое смелость?»

1




45

А. Н. Толстой «Русский характер». Черты характера русского человека.

1




46

Герои рассказа А. Н. Толстого «Русский характер».

1




47

К.Д. Воробьев «Седой тополь». Борьба за жизнь в лагере военнопленных.

1




48

Судьба главного героя в рассказе «Седой тополь». Образы-символы.

1




49

Письменная работа «Размышляя о прочитанном»

1




50

Проблемы и уроки литературы ХХ века

1




51

Литература 21 века (18)

Стихотворения Ю.Асмолова о детстве и родном крае.

1



Лекция, запись основных положений лекции.


Выступление ученика, слово учителя, беседа по содержанию, чтение по ролям отдельных сцен.



Выступления учащихся, выразительное чтение стихотворений, словарная работа, анализ.



Выступление подготовленного ученика, просмотр презентации, составление хронологической таблицы, чтение и анализ стихотворений.



Сообщение ученика, просмотр презентации, работа с текстом, анализ, определение особенностей.



Словарная работа.



Реализация домашнего задания, сообщение ученика, чтение и анализ.




52

В.Еськов «Куряния моя».

1




53

В.Шеховцов «О Родине с любовью и тревогой».

1




54

Учимся анализировать стихотворение

1




55

Литературная гостиная «Край родной…»

1




56

Экскурсия в Литературный музей города Курска (заочная)

1




57

А.Костюнин. «Поводырь» - рассказ о «светлом человеке».

1




58

«Учатся у тех, кого любят» (Гёте).
Проблематика рассказа А.Костюнина «Поводырь».

1




59

Л. Улицкая «Детство сорок девять».

1




60

Книга Л.Улицкой о послевоенном детстве.

1




61

Детство – прекрасная пора.

1




62

«Никто и никогда не исчезнет насовсем...». О.Павлова «Гришка».

1




63

Отзыв о рассказе О.Павловой «Гришка».

1




64-65

Путешествие «По страницам прочитанных книг»

2




66

Устный отзыв на прочитанную книгу

1




67

Литературная викторина

1




68

Заключительный урок

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!