Аннотация
Рабочая программа основного общего образования по родной литературе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы МБОУ «Нижнеиртышская СШ» имени М.Н. Макарова, учебного плана, примерной программы по родной литературе для 6 класса; методических рекомендаций по введению модели интеграции содержания учебных областей «Родной язык и родная литература» за счет расширения учебного материала вопросами региональной и краеведческой направленностей в учебную область «Русский язык и литература». В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Данная программа разработана с учетом преемственности с образовательной программой начального общего образования литературному чтению и ориентирована на работу с учебниками для обучающихся общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной издательства «Просвещение», а также ряда других художественных текстов, учебных материалов (Библиография). При разработке рабочей программы использовались материалы авторской программы В.Я. Коровиной. - Москва «Просвещение», методических рекомендаций по введению модели интеграции содержания учебных областей «Родной язык и родная литература» за счет расширения учебного материала вопросами региональной и краеведческой направленностей в учебную область «Русский язык и литература». Рабочая программа по родной литературе для 6 класса составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования/Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители - член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина. Составитель - Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2017/, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы/М.Просвещение 2017/, авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы. Авторы : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/ и учебника для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература 6 класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2017. (См. Библиографию).
Нормативная правовая основа для разработки настоящей примерной программы по учебному предмету «Родная литература» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Родная литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках родной литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. В силу своей специфики содержание курса позволяет в рамках урока рассматривать круг вопросов, связанных с реализацией предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально).
Реализуемые технологии:
- технология проблемного обучения:
- исследовательская технология;
- технология развития критического мышления;
- технология «Письмо»;
- технология «Творческие мастерские»;
- ИКТ и другие.
Формы контроля достижений обучающихся:
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»
Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
уважительно относиться к родной литературе;
оценивать свои и чужие поступки;
проявлять внимание, желание больше узнать.
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
планированию пути достижения цели;
установлению целевых приоритетов;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
учитывать условия выполнения учебной задачи;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
овладение навыками смыслового чтения;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Учащийся получит возможность научиться:
- познакомиться с подробной биографией авторов;
- прочитать другие тексты произведений авторов;
- создать свои тексты произведений;
- приготовить презентации по предложенным темам.
Устное народное творчество
Учащийся научится:
видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;
учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
Учащийся получит возможность научиться:
прочитать другие тексты произведений;
создать свои тексты произведений;
приготовить презентации по предложенным темам.
Древнерусская литература
Учащийся научится:
характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Учащийся получит возможность научиться:
приготовить сообщение по теме «Черты древнерусской литературы»;
познакомиться с подробной биографией авторов;
прочитать другие тексты произведений авторов;
создать свои тексты произведений;
приготовить иллюстрации по теме «Герои древнерусской литературы»;
приготовить презентации по предложенным темам.
Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
характеризовать нравственную позицию героев;
формулировать художественную идею произведения;
формулировать вопросы для размышления;
участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
выразительно читать произведения лирики.
Учащийся получит возможность научиться:
- познакомиться с подробной биографией авторов;
- прочитать дополнительные тексты произведений;
- создать свои тексты произведений;
- приготовить презентации по предложенным темам;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
- выполнить дополнительную творческую работу.
Содержание учебного предмета
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
Устное народное творчество.
Древнерусская литература.
Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX в.
Русская литература XX в.
Место учебного курса «Родная литература»
Программа рассчитана на 17 ч. 2 полугодия 2019-2020 учебного года (1 часа в неделю).
Раздел 1. Введение (1 ч.): Своеобразие родной литературы. Родная литература как способ познания жизни. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.
Формы организации: семинар.
Виды деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Раздел 2. Русский фольклор (1 ч. + 1 ч.): Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Выразительное чтение произведения. Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Сочинение по теме «Характеристика героев фольклорных произведений».
Формы организации: практикумы.
Виды деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Раздел 3. Древнерусская литература (1 ч. ): «Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе: образное отражение жизни в древнерусской литературе.
Формы организации: практикум.
Виды деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Раздел 4. Литература XIX века (5 ч.): Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены». Ф.М. Достоевский. «Мальчики». Сострадание и сопереживание в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в воспитании ребёнка. Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека. И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын…» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений.
Формы организации: практикумы, семинар, творческая лаборатория.
Виды деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Раздел 5. Литература XX века ( ч. + 1 ч.): Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе. А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам. А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь. Р.П. Погодин «Время говорит – пора». Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба. А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…». В.Я. Брюсов. «Весенний дождь». Н.А. Заболоцкий «Утро». «Подмосковные рощи». А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…». А. Вознесенский «Снег в сентябре». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя. Сочинение по теме «Поэтическое изображение родной природы».
Формы организации: практикумы, семинар, творческая лаборатория.
Виды деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Раздел 6. Итоги курса (1 ч.): Итоги курса родной литературы в 6 классе.
Учебно-тематический план 6 класс
№п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на | В том числе на |
сочинение | итоговую работу (творческая работа/проект) |
1 | Раздел 1. Введение | 1 | - | - |
2 | Раздел 2. Русский фольклор | 2 | 1 | - |
3 | Раздел 3. Древнерусская литература | 1 | - | - |
4 | Раздел 4. Литература XIX века. | 5 | - | - |
5 | Раздел 5. Литература XX века | 6 | 1 | 1 |
6 | Раздел 6. Итоги курса | 1 | - | - |
| ИТОГО | 17 | 2 | 1 |
Содержание деятельности
№ п/п | Наименование изучаемого раздела | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности |
1 | Раздел 1. Введение | Своеобразие родной литературы. Родная литература как способ познания жизни. | Осознают значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога. Ориентируются в информационном образовательном пространстве: работают с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой. Пользуются каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. Рефлексия. |
2 | Раздел 2. Русский фольклор | Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Сочинение по теме «Характеристика героев фольклорных произведений». | Осознают значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога. Ориентируются в информационном образовательном пространстве: работают с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой. Пользуются каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. Видят черты русского национального характера в героях русских сказок. Пересказывают сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов. Сравнивают героев. Пишут сочинение. Рефлексия. |
3 | Раздел 3. Древнерусская литература | «Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе: образное отражение жизни в древнерусской литературе. | Понимают родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особый способ познания жизни. Формируют умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Владеют различными видами пересказа. Пересказывают сюжет. Выявляют особенности композиции, основной конфликт, вычленяют фабулу. Характеризуют героев-персонажей, дают их сравнительные характеристики. Определяют родо-жанровую специфику художественного произведения. Выявляют и осмысливают формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения. Выражают личное отношение к художественному произведению, аргументируют свою точку зрения. Ориентируются в информационном образовательном пространстве: работают с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой. Пользуются каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. Рефлексия. |
4 | Раздел 4. Литература XIX века. Поэтический образ Родины | Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»): отрочество героя. Ф.М. Достоевский. «Мальчики». Сострадание и сопереживание в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Н. Лесков «Человек на часах»: уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека. И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…». М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын…» (из поэмы «Сашка»). А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений. | Осознают значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога. Понимают родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Развивают способность понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции. Овладевают процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.. Формируют умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Владеют различными видами пересказа. Пересказывают сюжет. Выявляют особенности композиции, основной конфликт, вычленяют фабулу. Характеризуют героев-персонажей, дают их сравнительные характеристики. Находят основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определяют их художественные функции. Определяют родо-жанровую специфику художественного произведения. Выявляют и осмысливают формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения. Выражают личное отношение к художественному произведению, аргументируют свою точку зрения. Ориентируются в информационном образовательном пространстве: работают с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой. Пользуются каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. Осознанно воспринимают художественное произведение в единстве формы и содержания. Выбирают путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста. Воспринимают художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку. Характеризуют нравственную позицию героев. Формулируют художественную идею произведения. Формулируют вопросы для размышления. Участвуют в диспуте и отстаивают свою позицию. Дают психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях. Создают собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах. Сопоставляют произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивають их. Выразительно читают произведения лирики. Ведут самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформляют еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). |
5 | Раздел 5. Литература XX века | Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе. А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам. А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь. Р.П. Погодин «Время говорит – пора». Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба. А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…». В.Я. Брюсов. «Весенний дождь». Н.А. Заболоцкий «Утро». «Подмосковные рощи». А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…». А. Вознесенский «Снег в сентябре». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя. Сочинение по теме «Поэтическое изображение родной природы». | Осознают значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога. Понимают родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Развивают способность понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции. Овладевают процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.. Формируют умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Владеют различными видами пересказа. Пересказывают сюжет. Выявляют особенности композиции, основной конфликт, вычленяют фабулу. Характеризуют героев-персонажей, дают их сравнительные характеристики. Находят основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определяют их художественные функции. Определяют родо-жанровую специфику художественного произведения. Выявляют и осмысливают формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения. Выражают личное отношение к художественному произведению, аргументируют свою точку зрения. Ориентируются в информационном образовательном пространстве: работают с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой. Пользуются каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. Осознанно воспринимают художественное произведение в единстве формы и содержания. Выбирают путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста. Воспринимают художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку. Характеризуют нравственную позицию героев. Формулируют художественную идею произведения. Формулируют вопросы для размышления. Участвуют в диспуте и отстаивают свою позицию. Дают психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях. Создают собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах. Сопоставляют произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивают их. Выразительно читают произведения лирики. Ведут самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформляют еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект). |
6 | Раздел 6. Итоги курса | Итоги курса родной литературы в 6 классе. | Подводят итоги курса. Осознают значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога. Понимают родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особый способ познания жизни. Выявляют и осмысливают формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения. Выражают личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения. |
Примерное тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Вид занятия | Вид контроля | Дата проведения занятий Планируемая/Фактическая | Примечание |
1 | Введение Своеобразие родной литературы. Родная литература как способ познания жизни. | 1 | Изучение нового материала | Устный опрос | 17.01 17.01 | |
2 | Русский фольклор Сказка «Два Ивана – солдатских сына». | 1 | Изучение нового материала | Письменный опрос | 24.01 24.01 | |
3 | Сочинение по теме «Характеристика героев фольклорных произведений». | 1 | Урок контроль - сочинение | Работа с текстом сказки и сочинения | 31.01 31.01 | |
4 | Раздел 3. Древнерусская литература «Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе: образное отражение жизни в древнерусской литературе. | 1 | Изучение нового материала | Письменный и устный опросы, работа с текстом | 07.02 07.02 | |
5 | Раздел 4. Литература XIX века Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»): отрочество героя. | 1 | Изучение нового материала | Письменный и устный опросы, работа с текстом | 14.02 14.02 | |
6 | Ф.М. Достоевский. «Мальчики». Сострадание и сопереживание в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». | 1 | Изучение нового материала | Письменный и устный опросы, работа с текстом | 21.02 21.02 | |
7 | Н. Лесков «Человек на часах»: уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека. | 1 | Изучение нового материала | Письменный и устный опросы, работа с текстом | 28.02 28.02 | |
8 | И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…». М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»). | 1 | Изучение нового материала | Письменный и устный опросы, работа с текстом | 06.03 06.03 | |
9 | А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений. | 1 | Изучение нового материала | Письменный и устный опросы, работа с текстом | 13.03 13.03 | |
10 | Литература XX века Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна»: ранимость души подростка. | 1 | Изучение нового материала | Письменный и устный опросы, работа с текстом | 20.03 20.03 | |
11 | А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа. | 1 | Изучение нового материала | Письменный и устный опросы, работа с текстом | 03.04 03.04 | |
12 | Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася»: благородство как следование внутренним нравственным идеалам. | 1 | Изучение нового материала | Письменный и устный опросы, работа с текстом | 10.04 10.04 | |
13 | А. Алексин «Домашнее сочинение»: взрослые и дети. | 1 | Изучение нового материала | Письменный и устный опросы, работа с текстом | 17.04 17.04 | |
14 | Р.П. Погодин «Время говорит – пора»: герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. | 1 | Изучение нового материала | Письменный и устный опросы, работа с текстом | 24.04 24.04 | |
15 | Творчество русских поэтов XX века: поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. | 1 | Изучение нового материала | Письменный и устный опросы, работа с текстом | 08.05 08.05 | |
16 | Сочинение по теме «Поэтическое изображение родной природы». | 1 | Урок контроль - сочинение | Работа с текстом сочинения | 15.05 15.05 | |
17 | Раздел 6. Итоги курса Итоги курса родной литературы в 6 классе. | 1 | Итоговый урок | Беседа, рефлексия | 22.05 22.05 | |
Библиография
Учебно-методическая литература
- Коровина В.Я. Литература: 6 класс: Учебн.: В 2 ч. – М., 2013.
- Литература. 5-11 классы: нестандартные уроки/Авт.-сост. О.М. Реут. – Волгоград, 2007.
- Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 6 класс. – М., 2009.
- Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 6 класс. – М., 2012.
- Уроки литературы. 5-11 классы/Авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова, Л.М. Савина. – Волгоград. 2009.
- Черных О.Г. Практикум по литературе: 6 класс. – М., 2011.
- Энциклопедия литературы. – М., 2010.
- Literatura. Ru.
- Другие Интернет-ресурсы.
Тексты для использования при обучении родной литературе
Устное народное творчество Омского Прииртышья
- Обрядовый фольклор Омского Прииртышья.
- Летописи:
Строгановская, Черепановская, Есиповская. Пискаревский летописец о взятии Сибирской земли в 1584-1585 гг.
Ремизовская летопись/ Сибирские летописи. – Новосибирск, 1983.
- Песни Омской области.
Поэты и прозаики Омского Прииртышья
- Стихи Т. Белозерова, В. Макарова, В. Балачана, В. Новикова.
- Гвоздев Б. Город на Двуречье. Легенды и предания об Омске./ Складчина-2. – Омск, 2000.
- Рассказ «Находка» И. Егорова.
- Очерк В. Чешегорова «Вниз по течению».
- Р. Удалов «Сказания о славном городе Омске».
- Очерки И.Ф. Петрова из книги «Забвению не подлежит».
- Г.А. Мачтет «Рассказы из сибирской жизни», («Вторая правда», «Мы победим!»).
- Стихи Я. Озолина, С. Залыгина, Г. Суворова, И. Ливертовского.
Сибирь в произведениях известных писателей
- Стихи П. Драверта из сборника «Тени и отзвуки».
- Стихи Г. Вяткина из сборника «Грезы Севера».
- П. Драверт (стихи из сборника «Сибирь»),
- Г. Вяткин (стихи из сборника «Под северным солнцем», рассказ «Праздник»),
- Произведения Д. Бурлюка.
- Сборник произведений омских авторов «Сердца на взлете»; выпуски военных лет «Омского альманаха».
- Стихи военных лет Л. Мартынова. Стихи Р. Рождественского.
- Произведения С. Залыгина (очерки), Л. Мартынова («Воздушные фрегаты»).
3. Дополнительная литература
Бутакова Л. О. Коммуникативная организация поэтической модели мира Тимофея Белозерова // Славянские чтения. – Вып. IХ-Х. – Омск, ОмГУ, 2005. С. 27-34.
Вайнерман В. Из шеренги бессмертных //«Сердца на взлете»: И. Ливертовский, Г. Суворов, Н. Копыльцов: Статьи, переводы, письма, воспоминания. – М., ОмГПУ, 2001.
Колесов В.В. Язык города. – М.: 1991.
Лексикографическое описание народно-разговорной речи современного города: Теоретические аспекты/Под ред. Б.И.Осипова, - Омск: ОмГУ, 1994
Новикова Т.Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка: от теории к практике // Русский язык в школе. – 2006. № 4.
Рудакова З.И., Шелаганова О.Я., Габитова В.Ф. Век живи – век учись: Сборник материалов по русскому языку для учащихся 5 класса. – Омск: ИПКРО, 2002.
Садретдинова Г.А. О типе и диалектной основе Тарских говоров // Вопросы структуры и функционирования русского языка. – Томск:ТГУ, 1984. – С. 153-158.
Щербакова Н.Н. Лингвистическое краеведение: основная проблематика элективного курса для профильной школы //Народная культура Сибири, - Омск: ОмГПУ, 2004.
Юнаковская А.А. Изучение сибирской провинции: Среднее Прииртышье как объект лингвокультурологического исследования (данные для спецкурса) // ІІІ Житниковские чтения. – Ч.ІІ.– Челябинск, 1999. – С.183-191.
Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. – Омск, 1994.
Омское городское просторечие: Словарь. – Омск:ОмГУ, 2001.
Осипов Б.И., Имедадзе Н.А., Гайдамак Н.А., Харламова М.А., Юнаковская А.А., Якимук О.В. Словарь современного русского города.- М., 2003.
Словарь русских старожильческих говоров Среднего Прииртышья: В 3-х томах /Под ред. Г.А. Садретдиновой. – Томск, 1992, 1993.
Юнаковская А.А. Омское городское просторечие: Фразеология: Словарь – Омск: Вариант-Сибирь, 2004.
16