СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной литературе в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной литературе в 8 классе»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по родной литературе «Адыгэ литературэ».

Родная литература предназначена для учащихся 5-9-х классов общеобразовательных

организаций с русским языком обучения.



Рабочая программа по учебному предмету «Черкесская литература» (далее – примерная программа) разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования.

Примерная программа предназначена для общеобразовательных организаций с кабардино-черкесским и русским языком обучения. Учитель в зависимости от количества часов на изучение учебного предмета может определять, сколько часов нужно выделить на изучение того или иного раздела или темы.

В 8 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы в 8 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 8 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов. Основу содержания литературы как учебного предмета в 8 классе составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Планирование ориентировано на учебник «Анэдэлъхубзэ литературэ». 8 класс. Учебник – хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений. (Дзасежев Х. Е., Конов Ш. М. г. Черкесск. 2010 г.


Содержание предмета.


Литература – один из главных предметов школьного образования, объединяющий гуманитарные дисциплины. Он содействует становлению национального, патриотического и гражданского самосознания учащегося, утверждает в нем чувство родного языка, родной истории, родной природы, способствует эмоциональному, интеллектуальному и эстетическому развитию школьника, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Литература формирует духовный облик и нравственные ценности молодого поколения. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: она обладает силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На уровне основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного и беглого чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Каждое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающийся постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и толковать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции.

Курс литературы в 8 классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Умение грамотно, логично, образно изложить на родном языке свою точку зрения (устно или письменно) является главным результатом изучения черкесской литературы. Творческим работам различных жанров, способствующим развитию аналитического и образного мышления школьника, должно уделяться особое внимание.

Цели изучения учебного предмета:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной литературе и культуре;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В процессе изучения предмета закладываются все базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, ценность жизни, добра, природы, семейные ценности, труд и творчество, искусство и литература, духовность. Предмет способствует формированию у обучающихся этнического и национального самосознания, культуры межэтнических отношений, этике межнационального общения.

Примерная программа рассчитана на изучение учебного предмета «Адыгэ литературэ» на уровне основного общего образования в объёме 1 ч. в неделю.

Содержание, рекомендуемое к усвоению в 8 классе (34 ч)

На изучение художественных произведений – 27 ч.

Уроки развития речи – 4 ч.

Внеклассное чтение-4 ч.

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота, совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода наиболее используемые авторами человеческие ценности. Литература и жизнь.

Устное народное творчество. (Адыгэ IуэрыIуатэ)

Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора. Роль нартского эпоса в воспитании детей.

Сосруко. (Сосрыкъуэ).

Сюжеты преданий о Сосруко: «Как Сосруко первый раз пошел в Хасэ», «Как Сосруко добыл огонь». Язык произведений. Теория литературы. Понятия об устном народном творчестве.

Бадиноко. (Бэдынокъуэ)

Сюжет предания «Как Бадиноко спас отца от смерти»

Шогенцуков Алий «Нана» (ЩоджэнцIыкIу Алий «Нанэ»)

Биография писателя. Сюжет стихотворения. Теория литературы. Художественно - выразительные средства литературы.

Хетагуров Коста «Мать сирот» («Зеиншэхэм я анэ»)

Сюжет произведения. Язык произведения. Теория литературы. Художественный образ. Сюжет, композиция.

Хатуов Саидин «Зарево» (ХъытIу Сэйдин «Нэхущ вагъуэ»)

Биография писателя. Образы героев. Язык повести. Теория литературы. Жизненные факты и художественный вымысел.

Хабекиров Бетал «Зеюко», «Зимняя ночь», «Псыж» (Хьэбэчыр БетIал «Зеикъуэ», «ЩIымахуэ жэщ», «Псыжь»)

Биография писателя. Основная мысль стихотворений.

Абитов Хизир «Огромная гора и маленькое яйцо» (АбытIэ Хъызыр «Бгы абрагъуэмрэ джэдыкIэ цIыкIумрэ»)

Биография поэта. Основная мысль произведения. Теория литературы. Понятие о рифме.

Теунов Хачим «Аслан» (Теунэ Хьэчим «Аслъэн»)

Биография писателя. Идейно-тематическое своеобразие повести. Язык произведения.

Джантемиров Лакман «Наводнение» (Жантемыр Лэкъумэн «Псыдзэ»)

Сюжет повести. Язык произведения. Теория литературы. Понятие об аллегории.

Мижаев Михаил «Кольчуга» (Мыжей Михаил «Афэ джанэ»)

Биография писателя. Сюжет новеллы. Язык произведения. Роль пейзажа в произведении. Теория литературы. Определение пейзажа и композиции. Тема и идея произведения.

Карданов Хасамбий «Тепло сердца» (Къардэн Хьэсэмбий «Гухэм я хуабэр»)

Сюжет пьесы. Образы героев. Теория литературы. Виды драматических произведений: трагедия, комедия, драма. Понятие о диалоге, монологе. Ремарка.

Налоев Заур «Человеческое лицо» (Нало Заур «ЦIыху напэ»)

Биография автора. Сюжет и композиция баллады. Идейно-тематические особенности произведения. Теория литературы. Понятие о балладе.

Нахушев Мухамед «Пожалуйста, Адыги», «Народу» (Нэхущ Мухьэмэд «Маржэ, адыгэхэ», «Лъэпкъым»)

Биография поэта. Природа в произведениях автора. Композиция и язык стихотворений.

Кохова Цуца «Волчьи жилы» (Кхъуэхъу Цуцэ «Дыгъужьыхуэ»)

Биография писателя. Сюжет произведения. Язык.

Тутов Михаил «Жуджала» (Тут Михаил. «Жьуджалэ»)

Биография писателя. Образы женщин в поэме. Теория литературы. Расширить понятия о поэме.

Шоров Ахмед «Суд совести» (Шорэ Ахьмэд «Напэм и тазыр»)

Биография писателя. Сюжет повести. Идейно-тематическое своеобразие произведения.

Бемурзов Мухадин «Баллада о войне», «Кладбище деревьев», «Отец» ( Бемырзэ Мухьэдин. «Зауэм теухуа балладэ», «Жыгхэм я кхъэм», «Адэ»)

Биография поэта. Основная мысль стихотворений. Теория литературы. Понятие баллада. Эпитет, сравнение, олицетворение.

Дугужев Курман «Свадебный подарок новобрачной» (Дыгъужь Къурмэн «ТехьэпщIэ»)

Тема, идея произведения. Язык повести. Теория литературы. Расширить знания о понятии повесть.

Налоев Ахмедхан «Подарок на память» (Нало Ахьмэдхъан «Фэеплъ»)

Биография писателя. Тема рассказа. Образ главного героя.

Братов Габас «Когда цветет подснежник» (Брат Хьэбас «Ажэгъуэмэр къыщыгъагъэкIэ»)

Тема и идея повести. Композиция произведения. Образы главных героев.

Шимирзов Хизир «Сердце моря» (Щымырзэ Хъызыр «Тенджызым и гур»)

Сюжет и композиция новеллы. Идейно-тематическое содержание произведения.

Предметные результаты к концу 8 класса

Обучающийся научится:

- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них нравственных ценностей;

- понимать и формулировать тему, идею литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

- формулировать собственное отношение к изученным произведениям;

- понимать образную природу родной литературы как явления словесного искусства.

Программа 8 класса рассчитана на 34 ч. (1 час в неделю).

Родная литература. 8 класс.

Календарно - тематическое планирование. Базовый уровень (1 час в неделю) (34 ч.)


п/п


Тема урока


Содержание урока

Кол – во часов

Сроки.


По плану

Факт.

1

Введение. У. Н. Т. «Сосрыкъуэ нарт хасэм япэ зэрыкIуауэ щытар»

Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Сюжеты преданий о Сосруко: «Как Сосруко первый раз пошел в Хасэ»,

1



2

У. Н. Т «Сосрыкъуэ мафIэ къызэрихьар»

Воспитательная функция фольклора. Роль нартского эпоса в воспитании детей. «Как Сосруко добыл огонь». Язык произведений. Теория литературы. Понятия об устном народном творчестве.

1



3

У. Н. Т «Бэдынокъуэ и адэр укIыпIэм къызэрыришыжар»

Добро и зло, справедливость, истина, красота, совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода наиболее используемые в УНТ человеческие ценности. Сюжет предания «Как Бадиноко спас отца от смерти».

1



4

Развитие речи. Устное сочинение на тему: «Отвага Бадиноко в борьбе со злом»

Умение письменно выражать свою точку зрения при написании сочинения

1



5

Адыгская литература. Шогенцуков А. «Нанэ»

Жизнь и творчество поэта. Стихотворение «Нана». Выражение патриотизма и любви к матери в стихотворении, вера в возвращение на родину, несмотря ни на какие трудности.

1



6

Внеклассное чтение:

Казаноков Ж. Предание «Зэман къакIуэм щIэкъур лIыфIщ»

Чтение и демонстрирование знания и понимания содержания произведения посредством ответов на вопросы к тексту.

Определение тематики,

1



7

Коста Хетагуров «Зеиншэхэм я анэ»

Слово о поэте. Актуальность темы в стихотворении поэта в настоящее время. Сюжет произведения. Язык произведения. Теория литературы. Художественный образ. Сюжет, композиция.

1



8

Хатуов Саидин «Нэхущ вагъуэ»

Биография писателя. Идейно-тематическое своеобразие повести. Эксплуатация и социальное неравенств до революции.

2



9

Р/р. Эссе на тему «Си нанэ и Iэ щабэхэр»

Развивать навыки письменной речи, умение излагать свои мысли четко и лаконично.




10

Абитов Хизир «Къурш абгъуэмрэ джэдыкIэ цIыкIумрэ»

Краткая биография поэта. «Къурш абрагъуэмрэ джэдык1эмрэ». Образность стихотворения. Метафоричность образа скалы и яйца. Сила духа в стихотворении. Мораль стихотворения.

1



11

Теунов Х. «Аслъэн»

Биография писателя. Идейно-тематическое своеобразие повести. Эксплуатация и социальное неравенство до революции.




12

Джантемиров Локман «Псыдзэ»

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Воспитание уважительного отношения к родителям. Нравственные и человеческие взаимоотношения на работе.

1



13

Проектная работа: «У истоков адыгских фамилий»

Осуществление действий, необходимых для выполнения проекта. Исследование происхождения адыгских фамилий. Самостоятельная работа с дополнительной литературой.

Использование Интернет-ресурсов.

1



14

Мижаев Михаил «Афэ джанэ»

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Тема, сюжет, речь рассказа. Воспитание уважительного отношения к родителям. Нравственные и человеческие взаимоотношения в семье.

2



15

Карданов Хасамбий «Гухэм я хуабэ»

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Жизнь детей и взрослых во время ВОВ. Предательство и героизм.

2



16

Налоев Заур «ЦIыху напэ»

Краткий рассказ о писателе. Баллада «Человеческая совесть». О силе внутренней, духовной красоты человека. О совести и чести.

2



17

Нахушев М. "Лъэпкъым", «Маржэ адыгэхэ».

Жизнь и творчество писателя. «Лъэпкъым» Стихотворение о непокоренности адыгского народа. «Маржэ, адыгэхэ». Печаль и гнет кабардинской диаспоры в стихотворении.

1



18

Кохова Ц. «Дыгъужьыхуэ»

Биография писателя. проблематики произведений.

Сопоставление персонажей произведения.

Аргументирование своего отношения к героям, оценивание их поступков..

2



19

Тутов М. «Жьуджалэ»

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Познакомить с поэмой, её своеобразием. Взаимоотношения в семье. Помочь увидеть нравственные и социальные проблемы в поэме, душевную красоту адыгской женщины

1



20

Шоров Ахмед «Напэм и тазыр»

Краткий рассказ о писателе. О силе внутренней, духовной красоты человека. О совести и чести, о взаимоотношениях людей.

1



21

Бемурзов М. «Зауэм теухуа баладэ», «Жыгхэм я кхъэ».

О жизни и творчестве поэта. Стихотворение «Зауэм теухуа балладэ» Личные чувства и переживания поэта о Родине, о войне, о прошлом, и настоящем своего народа.

1



22

Дугужев Курман «ТехьэпщIэ»

Жизнь и творчество писателя. Повесть о жизни и быте сельской молодежи в 70-е годы, о взаимоотношениях сельских и городских жителей. Сила любви и уроки жизни в повести.

1



23

Р/р. Эссе на тему «И если завтра мой язык исчезнет…»

Развивать навыки письменной речи, умение излагать свои мысли четко и лаконично.

1



24

Налоев Ахмадхан «Фэеплъ»

Биография писателя. Тема рассказа. Образ главного героя. О добре и зле. Умение различать их.

1



25

Братов Х. «Ажэгъуэмэр къыщыгъагъэкIэ»

Тема и идея рассказа, образ главного героя произведения. О взаимоотношениях, дружбе, товариществе и подлости людей.

2



26

Промежуточная аттестация

Систематизирование полученных знаний в области черкесской литературы. Анализ текста с использованием изученных литературных терминов

1



27

Шемирзов Хизир «Тенджызым и гур»

Сюжет и композиция новеллы. Идейно-тематическое содержание произведения.


1



28

Обобщающий урок

Систематизирование полученных знаний в области черкесской литературы. Анализ текста с использованием изученных литературных терминов

1




Учебно-методическая литература. 8 класс

1. Дзасежев Х.Э., Конов Ш.М. Родная литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений на кабардино-черкесском языке.-Черкесск: ООО «Нартиздат», 2010

2. Черкесова Р.И., Кантемирова Б.А. Методическое пособие к учебнику «Родная литература».8 класс.- Майкоп: ОАО «Полиграф-Юг», 2017



Перечень контрольных работ

Контрольных сочинений

2

Р/р. Устное сочинение на тему: «Отвага Бадиноко в борьбе со злом»

Р/р. Эссе на тему «Си нанэ и Iэ щабэхэр»

Р/р. Эссе на тему «И если завтра мой язык исчезнет…»



Произведения для заучивания наизусть



Абитов Х. Стихотворение «Бгы абрагъуэмрэ джэдыкIэ цIыкIумрэ» («Огромная гора и маленькое яйцо») (отрывок).

Бемурзов М. Стихотворение «Жыгхэм я кхъэм» («Кладбище для деревьев»).

Налоев З. Баллада «ЦIыху напэ» (къыхэха пычыгъуэ) («Совесть человека») (отрывок).

Предание «Сосрыкъуэ нарт хасэм зэрыкIуар» («Как Сосруко ходил в хасэ») (отрывок).

Шогенцуков А. Стихотворение «Нанэ» («Нана»).

Тутов М. Поэма «Жьуджалэ» («Перекати поле»).

Произведения для внеклассного чтения

Абдоков М. Стихотворение «Анэхэр гъын хуейкъым» («Матери не должны плакать»).

Абитов В. Стихотворение «Си адыгэбзэ» («Мой язык»).

Абитов Х. Стихотворение «Фэеплъ» («Память»), «Анэ» («Мать»).

Ахметов М. Рассказ «Си Куэш-Хьэблэ» («Мой Кош-Хабль»).

Добагов М. Рассказ «Зэкъуэш псори зы анэм къилъхуркъым» («Не все братья от одной матери»).

Кабардаева Ф. Стихотворение «ГъащIэ» («Жизнь»).

Казаноков Ж. Предание «Зэман къакIуэм щIэкъур лIыфIщ» («Кто борется за будущее, тот хороший мужчина»).

Тхагазитов З. Стихотворение «Къащтэ уи Iэр» («Дай твою руку»).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!