СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной (русской) литературе 8 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родной (русской ) литературе 8 класс 17 часов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной (русской) литературе 8 кл»




Рассмотрена на Утверждена Введена в действие

заседании МО на заседании Директор школы

учителей - педагогического _________/Бурцева В.Н.

предметников совета приказ №________

руководитель МО Протокол №___ от « __» _________2021г.

_________/Голобокова О.Н./ от «__»_______2021г.

протокол №___ от

« __» _______2021 г.







Управление образования

Администрации Тимского района

Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

«Введенская основная

общеобразовательная школа»



Рабочая программа

основного общего образования

по родной литературе (русской)

для 8 класса





Разработала учитель Цуканова Олеся Александровна





Курская область, Тимский район,

село Введенка, 2021 год



1. Пояснительная записка

Нормативную правовую основу настоящей Рабочей программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» составляют следующие документы: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14 «Язык образования»; Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1577 (п.п. 11.1, 11.2; п. 11.3 (п. 4); п. 18.3.1); Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.



Цели и задачи учебной дисциплины

Стратегическая цель изучения литературы – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов.

Главными целями изучения предмета «Родная  литература (русская)» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение произведений отечественной литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства русского слова, связи искусства с жизнью;

  • поэтапное, последовательное формирование умений вдумчиво читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в произведении, и создание собственного текста;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями: формулировать цели деятельности, выдвигать гипотезу исседования, планировать свою деятельность, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.

Основными задачами изучения предмета «Родная  литература (русская)» являются:

  • воспитать духовно-развитую личность, способную к культурной самоидентификации, обладающую гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • воспитать любовь к родной (русской) литературе и культуре, формировать потребность в систематическом чтении книг, в том числе курских писателей;

  • формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;

  • осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления;

  • овладевать умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по краеведению, теории и истории литературы, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями;

  • развивать коммуникативно-эстетические способности через активизацию речи, исследовательскую и творческую рефлексии.

2.Описание места учебного предмета «Родная литература (русская)» в учебном плане

Учебный предмет «Родная литература (русская)» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Программа учебного предмета «Родная литература» в 8 классе рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю).



3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»

Личностными результатами учеников основной школы, формируемыми при изучении учебного предмета «Родная литература (русская)», являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

  • воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, курского края, основ культурного наследия;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование потребности в систематическом чтении; установления поля читательских ассоциаций, отбор произведений для чтения;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов; применение ИКТ-технологий;

  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной учебной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.

Метапредметными  результатами изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» в основной школе являются следующие:

  • самостоятельное формирование действий целеполагания, постановка и формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение; ведущим способом решения является формирование способности к проектированию;

  • самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;

  • соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата;

  • умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; определять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; строить многоаспектный диалог;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационнно-коммуникационных технологий: умение  работать с разными источниками информации, в том числе ИКТ, анализировать, использовать полученные данные в самостоятельной деятельности;

  • понимание родной (русской) литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Предметными результатами учеников основной школы являются следующие:

1) в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;

 4) в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.



4. Планируемые результаты изучения учебного предмета за год обучения



В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает типы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся 8-9-х классов, выделяя среди них государственную итоговую аттестацию выпускников.   

В результате изучения получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная), ИКТ-компетентность обучающихся; будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии.

В ходе изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

Обучающиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения; овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением; будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

5. Содержание учебного курса «Родная литература (русская)»



ВВЕДЕНИЕ (1 час) «Край родной, навек любимый…».

Знакомство с содержательной основой курса «Родная (русская) литература. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 час)

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Агиография. «Житие Феодосия Печерского» (фрагменты). Путь от инока до игумена.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА (3 часа)

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» как гимн супружеской любви и верности.

Метапредметная связь: творческая работа – создание тематической странички календаря: «8 июля – День семьи, любви и верности. Праздник в моей семье».

Начало книгопечатания на Руси. Вклад Ивана Фёдорова в развитие грамоты и книгопечатания. Первая печатная книга «Апостол»

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 часа)

И. П. Богданович. Отрывки из повести «Душенька». Своеобразие жанра.

Письменная работа «Почему автор называет своё сочинение «забавой»?»

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (8 часов)

Басни И.А.Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года: «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот».

Патриотическая лирика В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов». Своеобразие жанра: героическая песнь, кантата, послание, застольная песнь, элегия.

«Другу стихотворцу» – первый поэтический манифест А.С.Пушкина. Анализ стихотворения.

Развитие демократической литературы. И.С.Тургенев. Повесть «Вешние воды».

Н.А.Некрасов. Интимная лирика поэта, её своеобразие. Исследование стихотворений «Панаевского цикла».

Ф.И.Тютчев. Поэт-философ. Восприятие мира, душа и природа в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Лебедь», «Умом Россию не понять…».

А.А.Фет. Своеобразие лирического мира. Краеведение: сборник «Вечерние огни».

Творческая работа: иллюстрирование сборника стихотворений «Вечерние огни».

Виртуальная экскурсия «По фетовским местам». Групповой проект «Курские пейзажи в лирике А.А.Фета»

Итоговое занятие-защита творческого проекта



Учебно-тематический план

№п/п

Название раздела

Количество часов

1

ВВЕДЕНИЕ. «Край родной, навек любимый…»

1

2

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1

3

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА

3

4

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

2

5

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

8

6

ЭКСКУРСИЯ, ПРОЕКТЫ

2


ИТОГО

17



Контроль обученности

Письменные работы – 1

Творческие работы-2

Защита проекта-1

Направление проектной деятельности

Групповой проект «Литературные места города Курска»



6. Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Наименование и содержание темы урока

К-во

час


Дата


примечания

план

факт


1.

Введение. «Край родной, на век любимый».

1

10.09



ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1




2.

Агиография. «Житие Феодосия Печерского» (фрагменты). Путь от инока до игумена.

1

24.09



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА

3




3.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» как гимн супружеской любви и верности.

1

08.10


4.

Творческая работа – создание тематической странички календаря: «8 июля – День семьи, любви и верности. Праздник в моей семье»

1

22.10


5.

Начало книгопечатания на Руси. Вклад Ивана Фёдорова в развитие грамоты и книгопечатания. «Апостол»- первая печатная книга.

1

12.11



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

2




6.

И. П. Богданович. Отрывки из повести «Душенька». Своеобразие жанра.

1

26.11


7.

Письменная работа «Почему автор называет своё сочинение «забавой»?

1

10.12



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

8




8.

Басни И.А.Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года: «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот».

1

24.12


9.

Патриотическая лирика В.А.Жуковского. «Певец во стане русских воинов». Своеобразие жанра: героическая песнь, кантата, послание, застольная песнь, элегия.

1

21.01


10.

«Другу стихотворцу» – первый поэтический манифест А.С.Пушкина. Анализ стихотворения

1

04.02


11.

Развитие демократической литературы. И.С.Тургенев. Повесть «Вешние воды».

1

18.02


12.

Н.А.Некрасов. Интимная лирика поэта, её своеобразие. Исследование стихотворений «Панаевского цикла».

1

04.03


13.

Ф.И.Тютчев. Поэт-философ. Восприятие мира, душа и природа в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Лебедь», «Умом Россию не понять…»

1

18.03


14.

А.А.Фет. Своеобразие лирического мира. Краеведение: сборник «Вечерние огни»

1

01.04


15.

РР Творческая работа : иллюстрирование сборника стихотворений «Вечерние огни»

1

15.04


16.

Виртуальная экскурсия «По фетовским местам». Групповой проект «Курские пейзажи в лирике А.А.Фета»

1

29.04


17.

Итоговое занятие-защита творческого проекта

1

13.05






7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


1. Набор портретов писателей

2. Магнитная доска

3. Классная доска

4. Компьютер

5. 2 шкафа для хранения учебных пособий, дидактических материалов

6. Полка для книг

7. 3 ученических стола с комплектом стульев

8. Стол учительский


Список используемой литературы

Интернет-ресурсы:

  • http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

  • http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

  • http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

  • http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

  • http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!