СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной (русской) литературе 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родной (русской) литературе 17 ч

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной (русской) литературе 5 класс»



Рассмотрена на Утверждена Введена в действие

заседании МО на заседании Директор школы

учителей - педагогического _________/Бурцева В.Н.

предметников совета приказ №________

руководитель МО Протокол №___ от « __» _________2021 г.

_________/Голобокова О.Н./ от «__»_______2021г.

протокол №___ от

« __» _______2021 г.



Управление образования

Администрации Тимского района



Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

«Введенская основная

общеобразовательная школа»



Рабочая программа

основного общего образования

по родной литературе (русской)

для 5 класса



Разработала учитель Цуканова Олеся Александровна

















Курская область, Тимский район,

село Введенка, 2021 год



1.Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» разработана для обучения учащихся 5 классов в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015);

Приказом от 23.12.2014 № 1644 МО и Н РФ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации», с учетом:

«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в

Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской

Федерации от 03.06.2017 № 1155; перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/08).

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цели изучения предметной области "Родной язык и родная литература":

  • воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  • получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.

Как часть образовательной области «Родной язык и родная литература»» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с учебным предметом «Родной язык (русский)». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

2. Описание места учебного курса «Родная литература»

Учебный предмет «Родная литература (русская)» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Программа учебного предмета «Родная литература» в 5 классе рассчитана на 17 часов ( 0,5 часа в неделю).



3. Личностные, предметные и метапредметные результаты

Личностные результаты:



  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, люб3.333ви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства

ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты.

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•смысловое чтение;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; развитие мотивации к овладению культурой активного использования

словарей и других поисковых систем;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные результаты:

  1. осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  2. понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  3. обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

  4. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно

планировать свое досуговое чтение;

  1. развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  2. овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета на год обучения.

Ученик научится:

• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

•   видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

•     выявлять основную нравственную проблематику произведения;

• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

•    прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)

• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы;

• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;

• создавать сочинения-миниатюры по картине.





5. Содержание учебного предмета

Введение

Роль книги в духовной жизни человека и общества. Русская литература как нравственный ориентир и основа нравственной памяти.

Русский фольклор (4 часа) Русские пословицы и поговорки.

Толкование русских пословиц. Вариативность пословиц и поговорок.

«Ворона и рак» Нравоучительный и философский характер русских народных сказок. Сюжет в волшебной сказке. Типы сказочных персонажей.

Литературная сказка (2 часа)

А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Отличие литературной сказки от сказок народных. Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной сказке.

Древнерусская литература (2 часа)

Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём. «Домострой» как памятник русской литературы XVI века, сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи.

Русская басня (3 часа)

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворон и Лиса», «Петух и жемчужина».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под дубом» и другие по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Образный мир басен.

Литература XIX века (12 часов)

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин – идеал человека, верного Родине и народу.

А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания повести. Месть и преодоление желания мстить через осознание важности человеческой жизни.

А.В. Кольцов. «Урожай». Традиции народной песни в творчестве А.В. Кольцова. Связь человека и природы в стихотворении. Ритмические особенности.

Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Композиция стихотворения. Особенности повествования. Пейзаж. Любовь и уважение поэта к простому рабочему человеку.

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Жанр произведения. Проблематика повести и специфика композиции.

И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Фольклорные традиции в творчестве поэта. Композиция стихотворений, роль пейзажа. Отношение автора к родной природе и судьбе соотечественников.

Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний». История создания рассказа. Проблема совести в рассказе. Сюжет и композиция. Герои и образы. Художественное своеобразие.

Литература XX века (8 часов)

И.С. Соколов-Микитов. Краткий рассказ о писателе. «Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах.

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа.

УУУУУУУ

  1. ор моей семьи













Учебно-тематический план

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Русский фольклор

2

3

Литературная сказка

1

4

Древнерусская литература

1

5

Русская басня

3

6

Литература XIX века

7

7

Литература XX века

2


ИТОГО

17



Контроль обученности

Контрольная работа-1

Тестовая работа-1

Урок развития речи-1

Проектная направленность

  1. Мы в зеркале пословиц

  2. Сказка ложь, да в ней намек

  3. Фольклор моей семьи





6. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Родная литература (русская)» 5 класс

Тема урока

К-во часов

Дата план

Дата факт

Примечания

1.

Роль книги в духовной жизни человека и общества. Русские пословицы и поговорки.

1


09.09



2.

Сказка «Ворона и рак». Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных.

1

23.09



3.

Литературная сказка

А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино


1

07.10



4.

Р/Р Сочинение собственной сказки. Отзыв о литературной сказке.

1

21.10



5.

Древнерусская литература. Из «Повести временных лет». «Домострой»


1

11.11



6.

Русская басня. В.К. Тредиаковский. «Ворон и Лиса»

А.П. Сумароков. «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок»


1


25.11



7.

И.А. Крылов. О писателе. Басня «Демьянова уха».

С.В. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало».


1

09.12



8.

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения.

1

16.12



9.

А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания повести.

1


13.01



10.

А.В. Кольцов. «Урожай». Н. А. Некрасов «Накануне светлого праздника»

1

27.01



11.

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».


10.02



12.

И.С. Никитин. «Утро», Я.П. Полонский. «Утро», А.Н. Майков. «Весна»,

1


24.02




13.

Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке.



1


10.03



14.

Контрольная работа по теме «Литература XIX века» (тест)


1

07.04



15.

И. С. Соколов-Микитов. О писателе. «Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах.

1


21.04



16.

В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема жестокости и ответственности за свои поступки.


1

05.05



17.

Тестовая работа по теме «Русская литература»


1

19.05










7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


1. Набор портретов писателей

2. Магнитная доска

3. Классная доска

4. Компьютер

5. 2 шкафа для хранения учебных пособий, дидактических материалов

6. Полка для книг

7. 3 ученических стола с комплектом стульев

8. Стол учительский


Список используемой литературы

  1. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.

  2. Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.

  3. Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.

  4. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.

  5. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.



Интернет-ресурсы:

  • http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

  • http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

  • http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

  • http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

  • http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!