СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Родной русской литературе 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Родной русской литературе 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Родной русской литературе 7 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шушенская средняя общеобразовательная школа № 8




Согласовано:

Утверждено:

старший методист по учебной работе

___________________ И.М. Зяпаева

директор МБОУ Шушенской СОШ № 8 __________________________Е.А. Голубидо

от «______» _________________ 2022 г.

Приказ от «_____» ______2022 г. №____









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по родной (русской) литературе для 7 класса

учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Фадеевой Ксении Георгиевны



2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Родная (русская) литература» составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Шушенской СОШ № 8. Рабочая программа по Родной (русской) литературе ориентирована на обучающихся 5-ых классов. Уровень изучения предмета – базовый.

Рабочая программа рассчитана на 18 учебных часов из расчета – 1 час в неделю/второе полугодие, согласно учебному плану школы.

Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по Родной (русской) литературе состоит в том, что они обеспечивают преемственность курсов Родной (русской) литературе в начальной школе и последующих классах основной и средней школы, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы, и образовательным запросам обучающихся.

Для обучения Родной (русской) литературе обучающихся 6 класса в МБОУ Шушенской СОШ № 8 выбран учебник Родная (русская) литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. /О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина; под ред. О. М. Александровой. – М.: Просвещение, 2021. Учебные пособия «Русская родная литература» для 6 классов (авторы: О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич, Е. И. Казакова, И. П. Васильевых).

Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:

  • воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;

  • формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;

  • осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;

  • развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.

Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:

  • приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;

  • осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

  • выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;

  • получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;

  • выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

  • формирование опыта общения с произведениями родной

русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

  • накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;

  • формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • развитие умений работы с источниками информации,

осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.

В основу курса родной русской литературы заложена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании школьников.

Объединяющим принципом для содержания предметов «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» является культурноисторический подход к представлению дидактического материала. На его основе в программе учебного предмета «Родная литература (русская)» выделяются проблемно-тематические блоки, каждый из которых включает сопряжённые с ним ключевые слова, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Через ключевые для национального сознания культурные понятия, формирующие ценностное поле русской литературы, отражается когнитивное пространство, которое является формой существования русской культуры в сознании как народа в целом, так и отдельного человека.

Это концептуальное положение определяет специфические особенности учебного предмета «Родная литература (русская)», отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература».

Специфика курса родной русской литературы обусловлена:

а) отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие (например, русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа), духовные основы русской культуры;

б) более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историкокультурным комментарием к ним.

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:

  • осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей

многонационального российского общества;

  • способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

уважительное отношение к труду;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;

  • способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

  • неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.

Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)»

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • навыки смыслового чтения.

Коммуникативные УУД

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)»

  • понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;

  • проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;

  • понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;

  • осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;

  • развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные

произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

  • применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;

  • накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.


Содержание учебного предмета

Раздел 1. Россия – родина моя (6 ч)

Преданья старины глубокой

Русские народные песни: исторические и лирические

«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).

И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»

А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»

Города земли русской

Сибирский край

В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).

А. И. Солженицын. «Колокол Углича».

Родные просторы

Русское поле

И. С. Никитин. «Поле».

И. А. Гофф. «Русское поле».

Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).

Раздел 2. Русские традиции (5 ч)

Праздники русского мира

Пасха

К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».

А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».

А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).

А. П. Чехов. «Казак».

Тепло родного дома

Русские мастера

С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).

Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).

В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».

Раздел 3. Русский характер – русская душа (7 ч)

Не до ордена – была бы Родина

На Первой мировой войне

С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».

Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец».

Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».

М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».

Загадки русской души

Долюшка женская

Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».

Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»

Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»

Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».

В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»

О ваших ровесниках

Взрослые детские проблемы

А. С. Игнатова. «Джинн Сева».

Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).

Лишь слову жизнь дана

Такого языка на свете не бывало

Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»















Учебно – тематический план


п/п

Наименование раздела

Количество часов по РП

Из них контрольные работы

1

Раздел 1. Россия – родина моя

6


2

Раздел 2. Русские традиции

5


3

Раздел 3. Русский характер – русская душа

7

1


Всего:

18

1


График проведения контрольных работ


п/п

Наименование раздела

Дата проведения


План

Факт

1

Промежуточная аттестация





Краткий анализ контрольных работ


п/п

Наименование раздела

Дата

Количество в классе

Выполняло

5

4

3

2

Примечание

1

Промежуточная аттестация


















Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Вид контроля, измерителя

ЦОР, дополнительные элементы содержания

Дата проведения

Примечания


План

Факт

Д/з


Россия — родина моя 6 ч.

1

Русские народные песни (исторические и лирические)

Урок открытия нового знания

Русские народные песни (исторические и лирические):

«На заре то было, братцы, на утренней…»,

«Ах вы, ветры, ветры буйные…»

Текущий: письменная работа

Презентация по теме урока

13.01


Стр. 8, задание № 1,2


2

Русские народные песни (исторические и лирические)

Урок открытия нового знания

Русские народные песни (исторические и лирические):

«На заре то было, братцы, на утренней…»,

«Ах вы, ветры, ветры буйные…»

Текущий: проверочная работа по учебнику

Презентация по теме урока

20.01


Стр. 11 учить песню


3

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе

Урок открытия нового знания

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе:

А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1)

Текущий: письменная работа

Презентация по теме урока

27.01


Стр. 12 выразительное чтение


4

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе


Урок открытия нового знания

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе:

И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»

А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»

Текущий: опрос, письменная работа

Презентация по теме урока

03.02


Стр. 19 учить стихотворение


5

Сибирский край

Урок открытия нового знания

Сибирский край:

В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»)

А. И. Солженицын. «Колокол Углича»

Текущий: опрос, письменная работа

Презентация по теме урока

10.02


Стр. 23, выразительное чтение


6

Русское поле

Урок открытия нового знания

Русское поле:

И. С. Никитин. «Поле»

И. А. Гофф. «Русское поле»

Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести)

Текущий: опрос, письменная работа

Презентация по теме урока

17.02


Читать биографию К. Бальмонта


Русские традиции 5 ч.


7

Праздники русского мира

Урок открытия нового знания

Пасха:

К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве»

Текущий: опрос, письменная работа

Презентация по теме урока

03.03


Читать биографию А. Хомякова


8

Праздники русского мира

Урок открытия нового знания

Пасха:

А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху»

Текущий: опрос, письменная работа

Презентация по теме урока

10.03


Читать рассказ А.П.Чехова «Казак»


9

Праздники русского мира

Урок открытия нового знания

Пасха:

А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину)

А. П. Чехов. «Казак»

Текущий: опрос, письменная работа

Презентация по теме урока

17.03


Читать биографию С.А. Есенина


10

Тепло родного дома

Урок открытия нового знания

Русские мастера:

С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент)

Текущий: проверочная работа по учебнику

Презентация по теме урока

24.03


3 четверть


Стр. 106-109 пересказ


11

Тепло родного дома

Урок открытия нового знания

Русские мастера:

Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент)

В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»

Текущий: опрос, письменная работа

Тексты

07.04


Читать рассказ Ф.Абрамова «Дом»


Русский характер – русская душа 7 ч


12

На Первой мировой войне

Урок открытия нового знания

На Первой мировой войне:

С. М. Городецкий. «Воздушный витязь»

Текущий: опрос, письменная работа

Презентация по теме урока

14.04


Стр. 125-126 выразительное чтение


13

Не до ордена – была бы Родина

Урок открытия нового знания

Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость

прекрасная…», «Георгий

Победоносец»


Текущий: опрос, письменная работа

Презентация по теме урока

21.04


Учить стихотворение «Война», стр. 133


14

Промежуточная аттестация

Урок контроля

Итоговая аттестация за курс 5 класса по родной русской литературе

Итоговый: контрольная работа

Ким промежуточной аттестации

28.04


Читать биографию М. Пришвина


15

Не до ордена – была бы Родина

Урок открытия нового знания

Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война»

М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза»

Текущий: опрос, письменная работа

Презентация по теме урока

05.05


Пересказ рассказа «Голубая стрекоза»


16

Загадки русской души


Урок открытия нового знания

Долюшка женская:

Ф. И. Тютчев. «Русской женщине» Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»

Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»

Ф. А. Абрамов. «Золотые руки»

В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»

Текущий: опрос, письменная работа

Презентация по теме урока

12.05


Выразительное чтение стихотворения (на выбор)


17

Взрослые детские проблемы.

Лишь слову жизнь дана

Урок открытия нового знания

Взрослые детские проблемы:

А. С. Игнатова. «Джинн Сева»

Н. Н. Назаркин.


Текущий: опрос, письменная работа

Презентация по теме урока

19.05


Читать рассказ «Изумрудная рыбка»


18

Взрослые детские проблемы.

Лишь слову жизнь дана


Урок общеметодологической направленности

«Изумрудная рыбка»

(главы «Изумрудная рыбка»,

«Ах, миледи!», «Про личную жизнь»). Такого языка на свете не бывало: Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»



26.05


Летнее чтение



21


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!