Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Образовательный центр № 18" г. Майкоп
Рабочая программа
по предмету «Родная литература»
для 4 класса
на 2022 – 2023 учебный год
2022 г
Содержание
1. Планируемые результаты…………………………….…….........____3_____
2. Содержание учебного предмета………………………………...____6_____
3. Календарно - тематическое планирование ……………………____9_____
Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- способности к самооценке;
- чувству сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
- представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
- ориентации в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
- регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
- пониманию чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.
Учащиеся получат возможность научиться:
- чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
- устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам; толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
- вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
- самостоятельно оценивать правильность выполнены действия как по ходу их выполнения, так и в результат проведенной работы; планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
- устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
- сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
- строить логические рассуждения, включающие определение причинноследственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
- работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличительные от собственных;
- аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
- точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию; - оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
- владеть диалогической формой речи;
- корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
- задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей, осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух - примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту);
- читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
- прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям; - находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
- различать последовательность событий и последовательность их изложения;
- выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
- пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с включением рассуждений;
- обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
- составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
- соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию;
- читать по ролям художественное произведение;
- создавать текст на основе плана;
- придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
- писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
- участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
- создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций;
- выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
- определять (на доступном уровне) основные особенностям малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
- выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
- вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
- определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
- различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка - былина, сказка - рассказ и др.);
- находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
- высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста; высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
- создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме;
- создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
- создавать иллюстрации к произведениям;
- создавать в группе сценарии и проекты.
- делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.
2. Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
| РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА | (20 ч) |
1. | Я и книги | 6 |
2. | Я взрослею | 6 |
3. | Я и моя семья | 6 |
4. | Я фантазирую и мечтаю | 2 |
| РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ | (14) |
5. | Родная страна во все времена сынами сильна | 2 |
6. | Что мы Родиной зовём | 6 |
7. | О родной природе | 6 |
| | 34 ч. |
Календарно-тематическое планирование:
№ урока | Тема | кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
| Я и книги. (6ч) | | | |
1 | Самые интересные книги, прочитанные летом. Обмен рекомендациями и впечатлениями. | 1 | | |
2 | Мифология славян. | 1 | | |
3 | Испокон века книга растит человека. С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы. «Последовательные воспоминания»). | 1 | | |
4 | Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). | 1 | | |
5 | Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент). | 1 | | |
6 | С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент). | 1 | | |
| Я взрослею. (6ч) | | | |
7 | Скромность красит человека. Пословицы о скромности. Е. В. Клюев. «Шагом марш». | 1 | | |
8 | И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша». | 1 | | |
9- 10 | Итоговая работа (пересказ\проект-презентация на тему понравившегося произведения) | 2 | | |
11 | Любовь всё побеждает. Б. П. Екимов. «Ночь исцеления». | 1 | | |
12 | И. С. Тургенев. «Голуби». | 1 | | |
| Я и моя семья. (6ч) | | | |
13 | Такое разное детство Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент). | 1 | | |
14 | М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»). | 1 | | |
15 | О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»). | 1 | | |
16-17 | К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (отрывок). | 2 | | |
18 | Итоговая работа (пересказ\проект-презентация на тему понравившегося произведения). | 1 | | |
| Я фантазирую и мечтаю (2ч) | 2 | | |
19 | Придуманные миры и страны Т. В. Михеева. «Асино лето» (отрывок). | 1 | | |
20 | В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (отрывок). | 1 | | |
| РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ | | | |
| Родная страна во все времена сынами сильна (2ч ) | | |
21 | Люди земли русской. Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). | 1 | | |
22 | Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»). | 1 | | |
| Что мы Родиной зовём. (6ч) | | | |
23 | Широка страна моя родная. А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (отрывок). | 1 | | |
24 | А. Д. Дорофеев. «Веретено». | 1 | | |
25 | В. Г. Распутин. «Саяны». Сказ о валдайских колокольчиках. | 1 | | |
26 | Урок-презентация «Путешествие по родным местам» | 1 | | |
27 | Конкурс Эссе с иллюстрациями на тему «Я люблю свою Родину» | 1 | | |
28 | Итоговая работа (пересказ\проект-презентация на тему понравившегося произведения) | 1 | | |
| О родной природе. (6ч) | | | |
29 | Под дыханьем непогоды. Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. А. Н. Апухтин. «Зимой». | 1 | | |
30 | В. Д. Берестов. «Мороз». | 1 | | |
31 | А. Н. Майков. «Гроза». | 1 | | |
32 | Н. М. Рубцов. «Во время грозы». | 1 | | |
33 | Художественно-изобразительные средства (Сравнение, эпитет, олицетворение) | 1 | | |
34 | Итоговый проект «Мое любимое произведение и автор» | 1 | | |
21