СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной русской литературе 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родной русской литературе  4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной русской литературе 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Образовательный центр № 18" г. Майкоп











Рабочая программа

по предмету «Родная литература»

для 4 класса

на 2022 – 2023 учебный год



















2022 г



Содержание



1. Планируемые результаты…………………………….…….........____3_____

2. Содержание учебного предмета………………………………...____6_____

3. Календарно - тематическое планирование ……………………____9_____













































  1. Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ

Учащиеся научатся:

- ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- способности к самооценке;

- чувству сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

- представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

- ориентации в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

- регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

- пониманию чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.

Учащиеся получат возможность научиться:

- чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

- устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам; толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

- выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

- вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

- ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

- самостоятельно оценивать правильность выполнены действия как по ходу их выполнения, так и в результат проведенной работы; планировать собственную читательскую деятельность.


Познавательные

Учащиеся научатся:

- находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

- выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;

- устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

- сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

- строить логические рассуждения, включающие определение причинноследственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

- работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличительные от собственных;

- аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

- точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию; - оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

- владеть диалогической формой речи;

- корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

- понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

- задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей, осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух - примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту);

- читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

- прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям; - находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

- различать последовательность событий и последовательность их изложения;

- выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;

- пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с включением рассуждений;

- обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

- составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

- соотносить поступки героев с нравственными нормами;

- ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию;

- читать по ролям художественное произведение;

- создавать текст на основе плана;

- придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

- писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

- участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

- создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций;

- выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;

- определять (на доступном уровне) основные особенностям малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;

- выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

- вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

- определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

- различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка - басня, сказка - былина, сказка - рассказ и др.);

- находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Учащиеся получат возможность научиться:

- составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

- высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста; высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

- создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме;

- создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

- создавать иллюстрации к произведениям;

- создавать в группе сценарии и проекты.

- делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

- создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.




2. Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.


Чтение

Чтение вслухПостепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себяОсознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.

Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.


Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.


Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.


Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.


Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.


Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.


Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.




РАЗДЕЛ 1.  МИР ДЕТСТВА

(20 ч)

1.

Я и книги  

6

2.

Я взрослею  

6

3.

Я и моя семья

6

4.

Я фантазирую и мечтаю

2


РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

(14)

5.

Родная страна во все времена сынами сильна

2

6.

Что мы Родиной зовём

6

7.

О родной природе

6



34 ч.








  1. Календарно-тематическое планирование:


урока

Тема

кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту


Я и книги. (6ч)




1

Самые интересные книги, прочитанные летом. Обмен рекомендациями и впечатлениями. 

1



2

Мифология славян.  

1



3

Испокон века книга растит человека. С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы. «Последовательные воспоминания»).

1



4

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).

1



5

Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент).

1



6

С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).

1




Я взрослею. (6ч)




7

Скромность красит человека. Пословицы о скромности. Е. В. Клюев. «Шагом марш».

1



8

И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».

1



9- 10

Итоговая работа (пересказ\проект-презентация на тему понравившегося произведения)

2



11

Любовь всё побеждает. Б. П. Екимов. «Ночь исцеления». 

1



12

И. С. Тургенев. «Голуби».

1




Я и моя семья. (6ч)




13

Такое разное детство

Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).

1



14

М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»).

1



15

О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»).

1



16-17

К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (отрывок).

2



18

Итоговая работа (пересказ\проект-презентация на тему понравившегося произведения).

1




Я фантазирую и мечтаю (2ч)

2



19

Придуманные миры и страны

Т. В. Михеева. «Асино лето» (отрывок).

1



20

В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (отрывок).

1




РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ





Родная страна во все времена сынами сильна (2ч )



21

Люди земли русской. Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).

1



22

Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»).

1




Что мы Родиной зовём. (6ч)




23

Широка страна моя родная. А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (отрывок).

1



24

А. Д. Дорофеев. «Веретено».

1



25

В. Г. Распутин. «Саяны». Сказ о валдайских колокольчиках.

1



26

Урок-презентация «Путешествие по родным местам»

1



27

Конкурс Эссе с иллюстрациями на тему «Я люблю свою Родину»

1



28

Итоговая работа (пересказ\проект-презентация на тему понравившегося произведения)

1




О родной природе. (6ч)




29

Под дыханьем непогоды. Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. А. Н. Апухтин. «Зимой».

1



30

В. Д. Берестов. «Мороз».

1



31

А. Н. Майков. «Гроза».

1



  32 

Н. М. Рубцов. «Во время грозы».

1



33

Художественно-изобразительные средства (Сравнение, эпитет, олицетворение)

1



34

Итоговый проект «Мое любимое произведение и автор»

1







21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!