разработана на основе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения; составлена в соответствии с программой «Основы словесности. От слова к словесности»: 5 – 9 класс (автор Р.И. Альбеткова) – М.: Дрофа, 2010.
В 5 классе учащиеся получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях (эпос, лирика, драма), рассматривают особенности словесного выражения содержания в этих разновидностях словесности.
В 6 классе развивается и углубляется представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка, рассматриваются особенности языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
В 7 классе ученики не только учатся различать роды и жанры как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-видовой природой.
Следует пояснить, что в каждом классе сначала изучаются свойства языка как материал словесности, а затем речь идёт о произведениях словесности, которое осваивается через его словесную ткань. Это естественный путь в изучении (от теории к практике): от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения. Таким образом, изучение начальных сведений о словесности проходит в курсе 5-6 классов, базовых – в 7 классе.
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры разных стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи; текст, типы текста; основные единицы языка и их признаки, особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую культуру речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы
№ раздела | Содержание | Кол-во часов | Кол-во контр. работ | Развитие речи |
4. | Формы словесного выражения | 2 | | |
5 | Стилистическая окраска слова. Стиль | 2 | | |
6. | Произведение словесности. Устная народная словесность, ее виды и жанры. | 4 | | 1 |
7 | Духовная литература, ее виды и жанры. | 3 | | |
8. | Эпические произведения, их своеобразие и виды. | 9 | 1 | 1 |
9. | Лирические произведения, их своеобразие и виды. | 6 | 1 | |
| Драматические произведения, их своеобразие и виды. | 3 | | |
10 | Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды. | 4 | 1 | 1 |
11 | Взаимовлияние произведений словесности. | 2 | | |
| Итого | 35 | 3 | 3 |
№ Урока | Дата по плану | Дата по факту | Название раздела. Тема урока | Домашнее задание |
| | | 1 четверть (8 часов) | |
| | | Формы словесного выражения. (2 часа) | |
1 | | | Сказ. Стихи и проза. Их различие | П. 22-25,с. 70-77 |
2 | | | Ритм в стихах и прозе. Интонация | П. 26-29,с. 81-84 |
| | | Стилистическая окраска слова. Стиль. (2 часа) | |
3 | | | Стилизация в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», Д.Б. Кедрина «Зодчие» | П. 38-41, с. 117-122 |
4 | | | Роды, виды, жанры словесности. Аристотель о трех видах словесности | П. 43-46,с. 136-141 |
| | | Устная народная словесность, её виды и жанры.(4 часа) | |
5 | | | Загадка. Пословицы и поговорки | П.47-48,с.142-143 |
6 | | | Сказка, легенда, небылица. Былина. | П. 49-51, с. 144-147 Сочинение-сказка |
7 | | | Анекдот. Песни. Частушки. | П.52-53,с.148-151 |
8 | | | Кукольный театр. Народная драма. Раек. | П. 54-56,с.52-60 |
| | | 2 четверть (8 часов) | |
| | | Духовная литература, её виды и жанры (3 часа) | |
9 | | | Библия и особенности её стиля. | П.57,с.163 |
10 | | | Содержание и стиль Библии. | П.58,с. 164 |
11 | | | Жанровое и стилистическое своеобразие Евангелия. | П.59-66,с.168-175 |
| | | Эпические произведения, её виды и жанры. (9 часов) | |
12 | | | Литературные сказки. Басня. | П.68-69,с.191 |
13 | | | Рассказ, повесть, роман. | П.70,с.192, Сочинение –рассказ |
14 | | | Жанры эпических произведений. | П.71,с.192 |
15 | | | Герой эпического произведения. | С.193 |
16 | | | Контрольная работа по разделам «Духовная литература, её виды и жанры», «Эпические произведения, её виды и жанры» | П.72-77,с193-200 |
| | | 3 четверть (10 часов) | |
17 | | | Пейзаж, интерьер. | П.75,с.196 |
18 | | | Сюжет эпического произведения. Сюжет и фабула. | П.78-81,с.200-203 |
19 | | | Композиция эпического произведения. Единица композиции. | П.82-85,с.203-206 |
20 | | | Художественная деталь. | П.86-87,с.206-208 |
| | | Лирические произведения, их своеобразие и виды. (6 часов) | |
21 | | | Виды лирических произведений. Ода. Элегия | П.88-89,с.217-218 |
22 | | | Изображение и выражение в лирике. | П.90-91,с.219-220 |
23 | | | Композиция и герой лирического произведения. Композиция стихотворения. | П.92,с.221, Сочинение- анализ текста |
24 | | | Герой лирического произведения. | П.93-94,с.223-224 |
25 | | | Образ-переживание. Своеобразие художественного образа в лирике. | П.95-96,с.225-26 |
26 | | | Контрольная работа по разделу « Лирические произведения, их своеобразие и виды» | |
| | | 4 четверть (9 часов) | |
| | | Драматические произведения, их своеобразие и виды. (3 часа) | |
27 | | | Виды драматических произведений. | П.97-98,с.233-235 |
28 | | | Герой драматического произведения и способы их изображения. Своеобразие драматического произведения. | П.99-100,с.235-238 |
29 | | | Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения. | П.101-104,с.240-242 |
| | | Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды. (4 ч.) | |
30 | | | Баллада. Поэма. | П.105-106,с.250-255 |
31 | | | Повести, романы, очерки | П.107,с.255 |
32 | | | Стихотворения в прозе | П.108,с.256 |
33 | | | Контрольная работа по разделам « Драматические произведения, их своеобразие и виды.», «Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды». | |
| | | Взаимовлияние произведений словесности. (2 ч) | |
34 | | | Эпиграф. Цитата. | П.109-111,с.265-273 |
35 | | | Использование фольклорных жанров. | Повторение изученного. |