Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
Принята на педагогическом совете Протокол № 1от 31. 08. 2018 г. | Утверждена приказом по МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3 от 31 .08.2018г. № 252/01-04 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОЙ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 10 «А» КЛАССА
Учитель: Тюликова Галина
Анатольевна
пгт. Верхнеднепровский
2018 год
Рабочая программа по родной русской литературе для 10 «А» класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1578
- Примерной программы основного общего образования по литературе. – М.: Просвещение, 2015
- Авторской программы Лебедева Ю.В. и Романовой А.Н. «Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования: 5-11 классы». – М.: Просвещение, 2016г.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ:
Ю.В. Лебедев. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 частях. ФГОС М.: Просвещение, 2017.
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
- Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Данная программа составлена на 35 часов (1 час в неделю). Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2018-2019 уч. год.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
Личностные:
воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
развитие морального осознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического осознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентностей в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Предметные:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения литературы к концу 10 класса обучающийся научится:
• понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучания;
• анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулировать собственного отношения к произведениям литературы оценивать их;
• интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
• понимать авторскую позиции и свое отношение к ней;
• воспринимать на слух литературные произведения разных жанров,
• пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимать образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимать русское слово и его эстетические функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения литературы обучающийся получит возможность научиться:
видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
--- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
2. Содержание учебного предмета
Введение (2 ч).
Творчество И.С.Тургенева (3 ч).
Творчество Н.Г.Чернышевского 1ч
Творчество И.А.Гончарова 3ч
Творчество А.Н.Островского 3ч
Творчество Ф.И.Тютчева 1ч
Творчество Н.А.Некрасова 3ч
Творчество А.А.Фета 1ч
Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина 2ч
Творчество Ф.М.Достоевского 4ч
Творчество Л.Н.Толстого 6ч
Творчество Н.С.Лескова 2ч
Творчество А.П.Чехова 3ч
Подведение итогов года 1ч
Мировое значение русской литературы.
3. Календарно – тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Введение 2ч |
1 | Общая характеристика и своеобразие русской литературы | 1 | | |
2 | Русская литературная критика II половины 19 века | 1 | | |
Творчество И.С.Тургенева 3ч | | |
3 | Рассказы цикла «Записки охотника» | 1 | | |
4 | «Отцы и дети». Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми главы 5-11 | 1 | | |
5 | Базаров-нигилист | 1 | | |
Творчество Н.Г.Чернышевского 1ч |
6 | Разумна ли теория «разумного эгоизма»? Роман «Что делать?» | 1 | | |
Творчество И.А.Гончарова 3ч |
7 | Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов» | 1 | | |
8 | Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов» | 1 | | |
9 | Историко-философский смысл романа «Обломов» | 1 | | |
Творчество А.Н.Островского 3ч | | |
10 | А.Н.Островский. Этапы биографии и творчества | 1 | | |
11 | Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза» | 1 | | |
12 | Анализ драмы «Бесприданница» | 1 | | |
Творчество Ф.И.Тютчева 1ч | | |
13 | Любовная лирика Ф.И.Тютчева | 1 | | |
Творчество Н.А.Некрасова 3ч | | |
14 | Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова | 1 | | |
15 | Народ в споре о счастье в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» | 1 | | |
16 | Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо?» | 1 | | |
Творчество А.А.Фета 1ч |
17 | Анализ стихотворений А.А.Фета | 1 | | |
Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина 2ч | | |
18 | Формирование сатирического дарования Салтыкова - Щедрина. | 1 | | |
19 | . «История одного города» Пророческий смысл финала сатиры | 1 | | |
Творчество Ф.М.Достоевского 4ч | | |
20 | Ф.М.Достоевский. Этапы биографии и творчества | 1 | | |
21 | Идея Раскольникова о праве сильной личности в романе «Преступление и наказание» | 1 | | |
22 | «Солгал-то он бесподобно, а на натуру и не сумел рассчитать» | 1 | | |
23 | Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | 1 | | |
Творчество Л.Н.Толстого 6ч | | |
24 | «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Правдивое изображение войны. | 1 | | |
25 | «Война и мир» .Именины у Ростовых. Лысые горы. | 1 | | |
26 | Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа. | 1 | | |
27 | Кутузов и Наполеон в романе. | 1 | | |
28 | Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. | 1 | | |
29 | Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. | 1 | | |
Творчество Н.С.Лескова 2ч | | |
30 | Художественный мир произведений Н.С.Лескова | 1 | | |
31 | Изображение национального русского характера в повести «Очарованный странник» | 2 | | |
Творчество А.П.Чехова 3ч | | |
32 | Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы 20 века и ее отражение в литературе | 1 | | |
33 | Маленькая трилогия. Идейно-художественное своеобразие | 1 | | |
34 | Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою судьбу. | 1 | | |
Подведение итогов года 1ч | | |
35 | Мировое значение русской литературы | 1 | | |