СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родной русской литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родной русской литературе в 9 классе. Рассчитана программа на 17 часов в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родной русской литературе»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гнездовская средняя школа

Смоленского района Смоленской области



РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

_________/Грищенкова Е.Ю./

Ф.И.О.

Протокол № 1

от 28 августа 2018 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

___________/ Мужецкая Ю.А./

Ф.И.О.

01.09.2018 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________/Петров М.Н./

Ф.И.О.

Приказ № 117

от 01.09.2018 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НА 2018\19УЧЕБНЫЙ ГОД




по дисциплине Родная русская литература




для 9 класса.





учебник Литература

учитель (Ф.И.О.) Маркелова Н.А.














Пояснительная записка

Примерная программа учебного курса «Родная литература» для 5-9 классов разработана в соответствии требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897», с учетом положений Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной 9 апреля 2016 г., № 637-р.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношения к

родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной

ценности русского народа.

Задачи:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их нравственным

ценностям и художественному многообразию литературы, к отдельным ее произведениям, к произведениям писателей и поэтов Смоленской области;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,

осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности

за сохранение культуры народа;

- формирование умения актуализировать в художественных текстах

родной литературы личностно значимые образы, темы учитывать

исторический, историко-культурный контекст, творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения.


Общая характеристика учебного курса


ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность

литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего

свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.

Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах

воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих

способностей, в сохранении и развитии национальных исторической преемственности поколений.

Родная литература как культурный символ России, высшая форма

существования российской духовности и языка в качестве школьного

предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в

человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к

культуре, народу и всему человечеству.


Содержание программы 9 класса включает в себя произведения,

фрагменты из произведений родной литературы, помогающие школьнику

осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.

Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая

художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное

влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

В программе представлены следующие разделы:

  1. Русская литература XVIII в.

  2. Русская литература первой половины XIX в.

  3. Русская литература второй половины XIX в.

  4. Русская литература первой половины XX в.

  5. Русская литература второй половины XX в.

  6. Творчество поэтов Смоленской области.

  7. Контроль уровня литературного образования.


Место учебного курса «Родная литература»


Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной

области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной

язык».

Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.

Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для

9 класса и рассчитана на 17 часов.


1 Планируемые результаты

освоения учебного курса «Родная литература»


Личностные результаты должны отражать:

- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего

практике сегодняшнего дня; представителями

своего народа и гражданами

Российского государства;

- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Метапредметные результаты должны отражать:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать

материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность,

оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее,

анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты должны отражать:

- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации

отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- понимание родной литературы как одной из основных национально-

культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.


2 Содержание учебного предмета


Из русской литературы XVIII века (1)

Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы

русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви.

Мотив вселенского одиночества.

Из литературы XIX века (2)

Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).

А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы.

Нравственное перерождение героини.

Из литературы XX века (4)

В.В.Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру.

Красота искусства.

Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная

жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.

К.Д.Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая

нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.

Письменная работа (ответ на проблемный вопрос).

Из современной русской литературы (9)

А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.

Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа

автора. (Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору).

В.Г.Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия.

Две героини, две судьбы.

Сочинение " Диалог поколений".

Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа.

Тема нравственного выбора.

Образ «вечной Сонечки». Символические образы.

В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки).

Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция.

Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как

сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать

прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение (анализ

миниатюр по выбору).

Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая

судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.

Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя.

Сочинение по творчеству данных писателей (по выбору учителя).

Творчество писателей Смоленской области (1).

Знакомство с современными прозаиками Смоленщины. О. Ермаков «Афганские рассказы», «Знак зверя».



Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Русская литература XVIII века

1

Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы

русского романтического направления 18 века.

1


Литература XIX века

2

Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни.

1


3

А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе.

1


Литература XX века


4

В.В.Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру.

1


5

Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная

жизнь героев.

1


6

К.Д.Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке.

1


7

Письменная работа (ответ на проблемный вопрос).

1


Современная русская литература

8

А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.

1


9

А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки». Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору

1


10

В.Г.Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.

1


11

Сочинение " Диалог поколений".

1


12

Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа.

Тема нравственного выбора.

1


13

В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция

1


14

Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Трагическая

судьба человека в годы Великой Отечественной войны.

1


15

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.

1


16

Сочинение «Проблемы современного героя»

1


Творчество писателей Смоленской области

17

Знакомство с современными прозаиками Смоленщины. О. Ермаков «Афганские рассказы», «Знак зверя».

1


ИТОГО

17





Интернет ресурсы


  1. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

  2. http://www.МуВоок.ru-Библиотека современной литературы.


Справочно-информационные и методические материалы


1. http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»


2. http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)


3. http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» http://www.prosv.ru/metod/korovina7/42.html - методические рекомендации Коровиной В.Я.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!