Республика Дагестан Цунтинский район
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Хутрахская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по родному (аварскому) языку
для 5-8 классов
2017-2018 учебный год
Автор: учитель аварского языка
2017/2018 учебный год.
Пояснительная записка
Настоящая программа по внеурочной деятельности для 5, 7,8 классов создана на основе следующих нормативных документах:
1. Конституции Российской Федерации
2.Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3.Приказа Министерства образования РФ № 29/2065–п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии».
4. Программа по аварскому языку для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих аварский язык как родной).5-9 классы.
5. Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, включая изменения, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1576 от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373».
7. Методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2015 № 08-1228 по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
8.Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564
"О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ"
9. Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
10. Действующие нормативные документы муниципального уровня.
11. Действующие нормативные документы школьного уровня.
12. Устава школы и образовательных программ.
Изучение родного (аварского) языка и литературы в среднем звене направлено на достижение следующих целей:
- формирование у учащихся обеспечение коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования аварского языка как средство общения;
- освоение элементарных лингвистических представлений, доступных учащимся основной школы и необходимых для овладения устной и письменной речью на татарском языке;
- осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики аварского языка, владение нормами аварского речевого этикета, культурой межнационального общения. Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому признаку – он поделен на несколько крупных разделов, которые подразделяются на несколько тем. Темы родного (аварского) языка и литературы чередуются, поэтому в тематическом планировании разделы не указаны.
Формы организации образовательного процесса: уроки изучения новой темы, уроки закрепления, уроки обобщения, уроки-проверки знаний, уроки развития речи.
При реализации программы применяются элементы следующих технологии:
-личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
-развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития обучающихся;
-элементы технологии критического мышления, направленного на усвоение учебного материала: развитие критического мышления, творческих способностей обучающихся.
Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей, связанных:
с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
с осуществлением на каждом возрастном уровне, благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с первым этапом подросткового развития - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется:
бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; т.е. моральным развитием личности;
сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом, проявляющимися в разных формах непослушания, сопротивления и протеста;
изменением социальной ситуации развития :ростом информационных перегрузок, характером социальных взаимодействий, способами получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбором условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни развитие социальной взрослости подростка требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение родного (аварского) языка и литературы в основной школе направлено на формирование и развитие коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Лингвистическая компетенция формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм аварского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Развитие речи учащихся на уроках аварского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма).
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики аварского языка, освоение норм аварского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала также и в деятельностной форме. Направленность предмета на формирование коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Она предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Учебный материал выстроен по тематическому принципу – он поделен на несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько тем. Темы родного (аварского) языка и литературы чередуются, поэтому в календарно-тематическом планировании разделы не указаны.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена в соответствии с годовым календарным графиком, учебным планом школы, предусматривающими изучение предмета в 5, 7, 8 классах по 1 часу в неделю, 35 часов в год.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей.
В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:
личностные, предметные, метапредметные
Личностными результатами освоения обучающимися основной школы программы по родному (аварскому) языку и литературному чтению являются:
понимание аварского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности;
осознание эстетической ценности языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту аварского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы программы по родному (аварскому) языку и литературе являются:
Коммуникативные универсальные учебные действия : владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила аварского речевого этикета.
Познавательные универсальные учебные действия: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами .
Регулятивные универсальные учебные действия: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию .
Предметными результатами являются:
представление об основных функциях языка, о роли аварского языка как национального языка аварского народа, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии, основными нормами аварского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности
Структура настоящей программы развития универсальных учебных действий (УУД) сформирована в соответствии с ФГОС и содержит в том числе значимую информацию о целях, понятиях и характеристиках УУД, планируемых результатах развития компетентности обучающихся, а также описания особенностей реализации направления учебно-исследовательской и проектной деятельности и описание содержания и форм организации учебной деятельности по развитию ИКТ-компетентности.
Описание особенностей, основных направлений и планируемых результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также особенностей формирования ИКТ-компетенций
Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая может осуществляться в рамках реализации программы учебно-исследовательской и проектной деятельности. Программа ориентирована на использование в рамках урочной и внеурочной деятельности для всех видов образовательных организаций при получении основного общего образования.
Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Особенностью учебно-исследовательской деятельности является «приращение» в компетенциях обучающегося. Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием.
Учебно-исследовательская работа учащихся может быть организована по двум направлениям:
урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки; семинары; практические и лабораторные занятия, др.;
внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: научно-исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции и др.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся может проводиться в том числе по таким направлениям, как:
исследовательское;
информационное;
социальное;
игровое;
творческое.
В рамках каждого из направлений могут быть определены общие принципы, виды и формы реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности, которые могут быть дополнены и расширены с учетом конкретных особенностей и условий образовательной организации, а также характеристики рабочей предметной программы.
В ходе реализации настоящей программы могут применяться такие виды проектов (по преобладающему виду деятельности), как: информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный.
Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании нескольких. Количество участников в проекте может варьироваться, так, может быть индивидуальный или групповой проект. Проект может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за один урок, так и в течение более длительного промежутка времени. В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, и учителя.
Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся –(автор проекта) самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:
урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
Содержание учебного предмета
5, 7, 8 классы
Повторение изученного в начальных классах.
Лексика. Состав слова. Самостоятельные части речи. Словосочетание. Предложение.
Фонетика и орфоэпия.
Гласные звуки и их классификация. Закон сингармонизма. Согласные звуки и их классификация. Ассимиляция согласных. Ударение. Интонация. Модели слогов.
Графика и орфография.
Аварский алфавит. Гласные и согласные звуки. Правописание букв ь, ъ.
Лексикология.
Лексическое значение слова. Происхождение лексики аварского языка. Активный и пассивный словарь. Фразеологизмы.
Состав слова и словообразование.
Понятие о значимых частях слова. Словообразующие, формообразующие и модальные морфемы. Основа слова. Производные и непроизводные слова. Разбор слова по составу. Способы словообразования. Образование имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий.
Устное народное творчество.
Пословицы, поговорки, загадки ,интересные сведения о книгах.
Окрыляясь народным творчеством. Общие черты и различия басен
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | | | | |
| | Примерная программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам |
| | | | 5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. |
1. | Повторение за ____класс | | | | | | |
1.1 | Речь. Текст. Предложение. Слово. | | | | | | |
1.2 | Звуки и буквы. | | | | | | |
1.3 | Геминатал ва лабиалиял гьаркьал | | | | | | |
1.4 | Входной диктант. | | | | | | |
2. | Предложение. | | | | | | |
2.1 | Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. | | | | | | |
2.2 | Восклицательные предложения | | | | | | |
2.3 | Главные и второстепенные члены предложения. | | | | | | |
2.4 | Связь слов в предложении. | | | | | | |
2.5 | Словосочетания. | | | | | | |
3. | Состав слова. | | | | | | |
3.1 | Родственные слова. | | | | | | |
3.2 | Корень. | | | | | | |
3.3 | Основа и окончание. | | | | | | |
3.4 | Суффикс. | | | | | | |
3.5 | Безударная в корне слова. | | | | | | |
4 | Части речи. | | | | | | |
4.1 | Существительное | | | | | | |
4.2 | Нарицательные имена сущ. | | | | | | |
4.3 | Собственные имена сущ. | | | | | | |
4.4 | Род имен сущ. | | | | | | |
4.5 | Число имен сущ. | | | | | | |
4.6 | Изменение имен сущ. по падежам | | | | | | |
4.7 | Прилагательное. | | | | | | |
4.8 | Синонимы, омонимы и антонимы. | | | | | | |
4.9 | Род имен прилагательных. | | | | | | |
4.10 | Число имен прилагательных. | | | | | | |
4.11 | Числительное. | | | | | | |
4.12 | Глагол. | | | | | | |
4.13 | Времена глаголов. | | | | | | |
4.14 | Прошедшее время глаголов | | | | | | |
4.15 | Будущее время глаголов. | | | | | | |
4.16 | | | | | | | |
4.17 | Настоящее время | | | | | | |
5. | Повторение за ____ класс | | | | | | |
5.1 | Предложение. | | | | | | |
5.2 | Текст. | | | | | | |
5.3 | Состав слова. | | | | | | |
5.4 | Части речи. | | | | | | |
6. | Проверочные работы. | | | | | | |
| Итого: | | | | | | |
14