СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному (аварскому) языку для 5-8 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

Настоящая программа по внеурочной деятельности  для 5, 7,8 классов создана на основе следующих нормативных документах:

1. Конституции Российской Федерации

2.Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3.Приказа Министерства образования РФ № 29/2065–п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии».

         4. Программа  по аварскому языку для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих аварский язык как родной).5-9 классы.

5. Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, включая изменения, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1576 от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373».

7. Методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2015 № 08-1228 по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

8.Письмо> Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ"

9. Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

10. Действующие нормативные документы муниципального уровня.

11. Действующие нормативные документы школьного уровня.

12. Устава школы и образовательных программ.

       Изучение родного (аварского) языка и литературы в среднем звене направлено на достижение следующих целей:

- формирование у учащихся обеспечение коммуникативно-психологической  адаптации к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования аварского языка как средство общения;

- освоение элементарных лингвистических представлений, доступных учащимся основной школы и необходимых для овладения устной и письменной речью на татарском языке;

- осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики аварского языка, владение нормами аварского речевого этикета, культурой межнационального общения. Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому признаку – он поделен на несколько крупных разделов, которые подразделяются на несколько тем. Темы родного (аварского) языка и литературы чередуются, поэтому в тематическом планировании разделы не указаны.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному (аварскому) языку для 5-8 классов»

Республика Дагестан Цунтинский район

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Хутрахская средняя общеобразовательная школа»



Рабочая программа

по родному (аварскому) языку

для 5-8 классов

2017-2018 учебный год

















Автор: учитель аварского языка





2017/2018 учебный год.




Пояснительная записка


Настоящая программа по внеурочной деятельности для 5, 7,8 классов создана на основе следующих нормативных документах:

1. Конституции Российской Федерации

2.Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3.Приказа Министерства образования РФ № 29/2065–п от 10.04.2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии».

4. Программа по аварскому языку для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих аварский язык как родной).5-9 классы.

5. Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, включая изменения, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1576 от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373».

7. Методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 августа 2015 № 08-1228 по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

8.Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564
"О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ"

9. Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

10. Действующие нормативные документы муниципального уровня.

11. Действующие нормативные документы школьного уровня.

12. Устава школы и образовательных программ.

Изучение родного (аварского) языка и литературы в среднем звене направлено на достижение следующих целей:

- формирование у учащихся обеспечение коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования аварского языка как средство общения;

- освоение элементарных лингвистических представлений, доступных учащимся основной школы и необходимых для овладения устной и письменной речью на татарском языке;

- осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики аварского языка, владение нормами аварского речевого этикета, культурой межнационального общения. Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому признаку – он поделен на несколько крупных разделов, которые подразделяются на несколько тем. Темы родного (аварского) языка и литературы чередуются, поэтому в тематическом планировании разделы не указаны.

Формы организации образовательного процесса: уроки изучения новой темы, уроки закрепления, уроки обобщения, уроки-проверки знаний, уроки развития речи.

При реализации программы применяются элементы следующих технологии:

-личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;

-развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития обучающихся;

-элементы технологии критического мышления, направленного на усвоение учебного материала: развитие критического мышления, творческих способностей обучающихся.

Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей, связанных:

  • с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

  • с осуществлением на каждом возрастном уровне, благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

  • с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

  • с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

  • с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с первым этапом подросткового развития - переходом к кризису младшего подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14–15 лет, 8–9 классы), характеризуется:

  • бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

  • стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

  • особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

  • обостренной, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности; т.е. моральным развитием личности;

  • сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом, проявляющимися в разных формах непослушания, сопротивления и протеста;

  • изменением социальной ситуации развития :ростом информационных перегрузок, характером социальных взаимодействий, способами получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбором условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни развитие социальной взрослости подростка требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.


Общая характеристика учебного предмета


Изучение родного (аварского) языка и литературы в основной школе направлено на формирование и развитие коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Лингвистическая компетенция формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм аварского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Развитие речи учащихся на уроках аварского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма).

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики аварского языка, освоение норм аварского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала также и в деятельностной форме. Направленность предмета на формирование коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

Она предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Учебный материал выстроен по тематическому принципу – он поделен на несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько тем. Темы родного (аварского) языка и литературы чередуются, поэтому в календарно-тематическом планировании разделы не указаны.


Место учебного предмета в учебном плане


Рабочая программа составлена в соответствии с годовым календарным графиком, учебным планом школы, предусматривающими изучение предмета в 5, 7, 8 классах по 1 часу в неделю, 35 часов в год.













Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета


Планируемые результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей.

В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:

личностные, предметные, метапредметные

Личностными результатами освоения обучающимися основной школы программы по родному (аварскому) языку и литературному чтению являются:

  1. понимание аварского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности;

  2. осознание эстетической ценности языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту аварского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы программы по родному (аварскому) языку и литературе являются:

Коммуникативные универсальные учебные действия : владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила аварского речевого этикета.

Познавательные универсальные учебные действия: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами .

Регулятивные универсальные учебные действия: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию .

Предметными результатами являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли аварского языка как национального языка аварского народа, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  3. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии, основными нормами аварского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

  4. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

  5. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

  6. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  7. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности

Структура настоящей программы развития универсальных учебных действий (УУД) сформирована в соответствии с ФГОС и содержит в том числе значимую информацию о целях, понятиях и характеристиках УУД, планируемых результатах развития компетентности обучающихся, а также описания особенностей реализации направления учебно-исследовательской и проектной деятельности и описание содержания и форм организации учебной деятельности по развитию ИКТ-компетентности.

Описание особенностей, основных направлений и планируемых результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также особенностей формирования ИКТ-компетенций

Одним из путей формирования УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая может осуществляться в рамках реализации программы учебно-исследовательской и проектной деятельности. Программа ориентирована на использование в рамках урочной и внеурочной деятельности для всех видов образовательных организаций при получении основного общего образования.

Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся.

Особенностью учебно-исследовательской деятельности является «приращение» в компетенциях обучающегося. Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием.

Учебно-исследовательская работа учащихся может быть организована по двум направлениям:

  • урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки; семинары; практические и лабораторные занятия, др.;

  • внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: научно-исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции и др.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся может проводиться в том числе по таким направлениям, как:

  • исследовательское;

  • информационное;

  • социальное;

  • игровое;

  • творческое.

В рамках каждого из направлений могут быть определены общие принципы, виды и формы реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности, которые могут быть дополнены и расширены с учетом конкретных особенностей и условий образовательной организации, а также характеристики рабочей предметной программы.

В ходе реализации настоящей программы могут применяться такие виды проектов (по преобладающему виду деятельности), как: информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный.

Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании нескольких. Количество участников в проекте может варьироваться, так, может быть индивидуальный или групповой проект. Проект может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за один урок, так и в течение более длительного промежутка времени. В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, и учителя.

Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся –(автор проекта) самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:

  • урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

  • учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

  • домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.























Содержание учебного предмета


5, 7, 8 классы

Повторение изученного в начальных классах.

Лексика. Состав слова. Самостоятельные части речи. Словосочетание. Предложение.

Фонетика и орфоэпия.

Гласные звуки и их классификация. Закон сингармонизма. Согласные звуки и их классификация. Ассимиляция согласных. Ударение. Интонация. Модели слогов.

Графика и орфография.

Аварский алфавит. Гласные и согласные звуки. Правописание букв ь, ъ.

Лексикология.

Лексическое значение слова. Происхождение лексики аварского языка. Активный и пассивный словарь. Фразеологизмы.

Состав слова и словообразование.

Понятие о значимых частях слова. Словообразующие, формообразующие и модальные морфемы. Основа слова. Производные и непроизводные слова. Разбор слова по составу. Способы словообразования. Образование имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий.

Устное народное творчество.

Пословицы, поговорки, загадки ,интересные сведения о книгах.

Окрыляясь народным творчеством. Общие черты и различия басен











Тематическое планирование







№ п/п

Разделы, темы

Количество часов







Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая  программа

по классам





5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

1.

Повторение за ____класс







1.1

Речь. Текст. Предложение. Слово.







1.2

Звуки и буквы.







1.3

Геминатал ва лабиалиял гьаркьал







1.4

Входной диктант.







2.

Предложение.







2.1

Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.







2.2

Восклицательные предложения







2.3

Главные и второстепенные члены предложения.







2.4

Связь слов в предложении.







2.5

Словосочетания.







3.

Состав слова.







3.1

Родственные слова.







3.2

Корень.







3.3

Основа и окончание.







3.4

Суффикс.







3.5

Безударная в корне слова.







4

Части речи.







4.1

Существительное







4.2

Нарицательные имена сущ.







4.3

Собственные имена сущ.







4.4

Род имен сущ.







4.5

Число имен сущ.







4.6

Изменение имен сущ. по падежам







4.7

Прилагательное.







4.8

Синонимы, омонимы и антонимы.







4.9

Род имен прилагательных.







4.10

Число имен прилагательных.







4.11

Числительное.







4.12

Глагол.







4.13

Времена глаголов.







4.14

Прошедшее время глаголов







4.15

Будущее время глаголов.







4.16








4.17

Настоящее время







5.

Повторение за ____ класс







5.1

Предложение.







5.2

Текст.







5.3

Состав слова.







5.4

Части речи.







6.

Проверочные работы.








Итого:








14