Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа»
Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № ____ от __________2021г. Руководитель МО _______ /Болькина Т.П./ | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________________ /Назимкина Е.Н./ «____» ________________2021г. | «Утверждаю» Директор МБОУ « Большеигнатовская СОШ» ________________________ /А.И.Горбунова/ Приказ № ______ от ___________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному языку
для учащихся 1-а класса
на 2021-2022 учебный год
Составлена по УМК «Школа России» к учебнику О.М.Александровой, Л.А.Вербицкой.
Родной язык. 1 класс
Разработала:
Аринина Елена Ивановна
учитель начальных классов
высшая категория
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык» для 1 класса - нормативный документ, который определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета в конкретном классе, разработанная на основе следующих документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Постановление Совета Федераций Федерального Собрания РФ от 28 июля 2018 года № 393- СФ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»»,
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»),
Автор | Название учебника | Класс | Издательство, год выпуска |
Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И.,Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю. | Родной язык | 1 | М.: АО «Издательство «Учебная литература» (права на все пособия переданы по сублицензионному договору АО «Издательство «Просвещение»); 2020. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык»
Изучение предмета «Родной язык» в 1-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родной язык» в 1-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце первого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» научится:
• распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
• использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
• понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; при реализации содержательной линии «Язык в действии» научится:
• произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
• осознавать смыслоразличительную роль ударения; при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научится:
• различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
• владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
• использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
• владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
• анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
Личностные результаты:
осмыслить позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
осмыслить значение общения для передачи и получения информации;
формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку;
формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;
получать представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях русского народа;
получать представление об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, миролюбия, терпения и т.д.);
получать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формировать потребность к творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм (узелки на память);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач;
ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения при освоении материала урока;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Секреты речи и текста (8 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Раздел 2. Язык в действии (12 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Учебно-тематическое планирование
№ раздела | Наименование разделов | Кол-во часов |
1 | Секреты речи текста. | 8 |
2 | Язык в действии. | 10 |
3 | Русский язык: прошлое и настоящее | 12 |
4 | Секреты речи и текста | 3 |
ИТОГО | 33 |
Календарно- тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема | количество часов | |
по плану | фактически | |
| Раздел 1. секреты речи и текста – 8 ч. | | |
1 | | | Как люди общаются друг с другом. | | |
2 | | | Как люди общаются друг с другом. Обобщение. | | |
3 | | | Вежливые слова | | |
4 | | | Вежливые слова. Обобщение | | |
5 | | | Как люди приветствуют друг друга | | |
6 | | | Зачем людям имена | | |
7 | | | Спрашиваем и отвечаем | | |
8 | | | Спрашиваем и отвечаем. Обобщение | | |
ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ – 10 ч. | | |
9 | | | Выделяем голосом важные слова. | | |
10 | | | Выделяем голосом важные слова. Обобщение. | | |
11 | | | Выделяем голосом важные слова. Закрепление. | | |
12 | | | Как можно играть звуками. | | |
13 | | | Где поставить ударение | | |
14 | | | Где поставить ударение. Обобщение | | |
15 | | | Где поставить ударение. Обобщение пройденного. | | |
16 | | | Где поставить ударение. Закрепление | | |
17 | | | Как сочетаются слова | | |
18 | | | Как сочетаются слова. Обобщение | | |
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ – 12 ч. | | |
19 | | | Как писали в старину | | |
20 | | | Как писали в старину. | | |
21 | | | Как писали в старину. | | |
22 | | | Как писали в старину. Обобщение. | | |
23 | | | Дом в старину: что как называлось | | |
24 | | | Дом в старину: что как называлось. Обобщение | | |
25 | . | | Дом в старину: что как называлось. Обобщение пройденного | | |
26 | | | Дом в старину: что как называлось. Закрепление | | |
27 | | | Во что одевались в старину | | |
28 | | | Во что одевались в старину. | | |
29 | | | Во что одевались в старину. | | |
30 | | | Во что одевались в старину. | | |
СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА – 3 ч. | | |
31-33 | | | Сравниваем тексты. | | |