Бюджетное общеобразовательное учреждение
Полтавского муниципального района Омской области
«Соловьевская средняя школа»
структурное подразделение «Лубянская основная школа»
РАССМОТРЕНО на заседании МО начальных классов Протокол № 1 от 26 августа 2020 г. Руководитель:___________ | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР: _________ С.В.Дрейхель Протокол № 1 от 27 августа 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы: _________ Радионова Л. Ю. Протокол № 1 от 28 августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Родной язык»
Класс: 4
Количество часов в год: 17
Рабочую программу составила :
учитель начальных классов:
Полянская Ольга Владимировна
2020 – 2021 учебный год
РАЗДЕЛ I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
« РОДНОЙ ЯЗЫК»
Предметные результаты изучения предметной области «Родной язык» (уровень НОО).
Для достижения регламентированных ФГОС начального общего образования предметных результатов освоения основной образовательной программы в предметной области «Русский язык» учебный материал расширяется за счет реализации содержательной линии «Язык и речь жителей Омского Прииртышья».
Основная цель – формирование и развитие языковой личности, осознающей себя частью истории, культуры народа, своего края. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой родине, сознательного отношения к языку как первоэлементу истории и культуры родного края, интереса к наукам, изучающим язык, историю и культуру региона;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию с жителями Омского Прииртышья, ближнего и дальнего зарубежья, в том числе на основе краеведческого материала;
- формирование национальной языковой картины мира, включая ее региональный компонент;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать, оценивать языковые факты с национально-региональным компонентом, работать с текстами разных стилей по истории и культуре родного края, в том числе на иностранных языках;
- формирование исследовательских умений при анализе типичных речевых ситуаций и отдельных языковых явлений на лингво-краеведческом материале как основы культуротворческой деятельности обучающихся.
Интегрированный вариант включает следующие дидактические единицы:
Общие сведения о языке и речи жителей Омского Прииртышья,
Тексты авторов омского региона как речевые произведения.
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.
Предметные
Обучающиеся научатся:
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми;
с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени; выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
составлять план текста, не разделённого на абзацы;
пересказывать текст с изменением лица; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
приводить объяснения заголовка текста.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
осознавать цели и задачи изучения предмета в целом, раздела, темы;
планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
владеть диалоговой формой речи;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание дидактических единиц
Общие сведения о языке и речи жителей Омского Прииртышья.
Языки и народы на территории Омской области. Мысли о Сибири, родном крае в текстах омских авторов. Русский язык как государственный язык на территории Омской области.
Русский язык в кругу других славянских языков на территории Омской области. Наблюдения над речью сибиряков: новые и устаревшие слова.
Омск в начале ХІХ века. Лексический состав речи чиновников, военных, крестьян Омской области в ХІХ веке. Новая лексика, отражающая культурную и бытовую жизнь Омска ХІХ века: кадетский корпус, заимка, форпост и др.
«Семья» языков на территории Омской области. Русский как мировой язык на территории Омской области. Основные направления развития омской лингвистической школы.
Тексты авторов омского региона как речевые произведения.
Типы текстов разных стилей о нашей области в глубокой древности. Основные темы и идеи, строение текстов омских авторов об историческом прошлом нашего края. Стиль текстов на тему «Вера в Сибири».
Виды речевой деятельности. Слушание текстов. Правила поведения слушающего. Слушание текстов о коренных народах Западной Сибири. Цели и способы слушания текстов о Ермаке. Слушание собеседника в научной дискуссии на тему «Вопрос о мирном присоединении Сибири».
Требования к тексту как речевому произведению (на материале темы «О тюрках в Прииртышье»).
Типы речи текстов. Описание. Описание воинского снаряжения дружины Ермака, татар, джунгаров. Описание животных Омского Прииртышья. Описание и повествование в текстах о реках Омской области. Тексты –описания о растительном мире Омского Прииртышья. Описание памятника сибирской культуры.
Функции и виды чтения (на материале текстов о походе, личности и судьбе И.Д.Бухгольца). Сопоставление текстов научного и художественного стиля о Московско-сибирском тракте. Позиция рассказчика в текстах о строительстве новой Омской крепости
Устное и письменное высказывание о сибиряках, их характере, обычаях, нравах. Происхождение сибирских имен и фамилий. Устный рассказ о подлинных и мнимых героях Омска в ХVІІІ столетии. Характеристика текстов омских авторов о сибиряках в войне 1812 года. Жанры текстов с региональным содержанием. Словесный портрет омских губернаторов ХІХ века. Способы выражения оценки в текстах о декабристах в Сибири. Виртуальная экскурсия в кадетский корпус. Репортаж из кадетского корпуса. Рассуждение на тему «Омск в судьбе Ф.М.Достоевского» (на материале экскурсии в музей Ф.М.Достоевского). Телерепортаж: «Из окна поезда, мчащегося по Транссибу». Беседа о революции и гражданской войне на территории Омской области. Рассуждение. Культурная жизнь Омска 20-х годов ХХ в. Преодоление конфликта в общении. Дискуссия о жизни страны и Сибири в 30-е годы ХХ столетия. Композиция публичного выступления на тему «Огонь, зажженный на века» (Сибиряки в Великой Отечественной войне).
Перцептивные и продуктивные виды речевой деятельности (обобщение): на материале произведений омских литераторов и исследованиях об их творчестве. Свойства и признаки текста: на материале произведений о музеях и выставочных зала Омска и городов Омской области. Кодекс пишущего. Критическая статья, рецензия и др. на театральный спектакль (Театральный Омск). Свойства и признаки текста: на материале произведений о музеях и выставочных зала Омска и городов Омской области. Кодекс говорящего. Приемы полемики (на материале научной жизни Омской области). Кодексы слушающего и читающего: на материале высказываний о городах и людях Омской области. Кодекс редактора: на основе собственных произведений разных стилей и жанров об улицах, скверах, парках, памятных местах г. Омска. Кодекс собеседника: на основе обсуждения событий общественной, политической и культурной жизни страны и Омской области сегодня.
4 класс (17 часов),
О звуках живой речи Прииртышья (12 часов)
Устойчивость звуковой системы национального русского языка как фактор эффективности общения в коллективе, объединяющем разные поколения.
Произношение безударных гласных в диалектной речи: оканье; яканье; ёканье; иканье; еканье; уканье; выпадение безударных гласных; вставка гласных в труднопроизносимых сочетаниях согласных; особенности произношения А, О, Ы после шипящих и Ц.
Безударные гласные в старожильческих говорах Омского Прииртышья. Особенности произношения безударных гласных в городском просторечии: особое аканье; конкуренция еканья и иканья в речи горожан разного возраста.
Особенности произношения согласных в речи сибиряков на территории Омской области. Особенности произношения разных групп согласных в речи жителей Омского Прииртышья. Фонетические признаки старожильческих говоров Омского Прииртышья в области согласных.
Развитие речи (5 часов)
Практикум. Сбор материала «живой речи» региона. Описание «живой речи» одного лица.
Класс | Теория (кол-во часов) | Практика (кол-во часов) |
4 | 12 | 5 |
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану образовательных учреждений РФ на изучение предметной области Родной язык в 4 классе, выделяется 17 ч. Количество часов в неделю – 0,5ч, форма промежуточной аттестации: презентация проектов . Согласно календарному графику работы БОУ "Соловьевская СШ" структурного подразделения "Лубянская ОШ" на 2020-2021уч. г. тематическое планирование скорректировано на 16ч.
РАЗДЕЛ ΙII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
п/п | Название раздела, темы | Дата проведения |
план | факт |
О звуках живой речи Прииртышья (12 часов) |
1 | Безударные гласные в старожильческих говорах Омского Прииртышья. | 05.09 | |
2 | Особенности произношения безударных гласных в городском просторечии. | 12.09 19.09 | |
3 | Особенности произношения безударных гласных в городском просторечии: конкуренция еканья и иканья в речи горожан разного возраста. | 26.09 03.10 | |
4 | Особенности произношения согласных в речи сибиряков на территории Омской области. | 10.10 17.10 | |
5 | Особенности произношения разных групп согласных в речи жителей Омского Прииртышья. | 24.10 | |
6 | Фонетические признаки старожильческих говоров Омского Прииртышья в области согласных. | 31.10 14.11 21.11 | |
Развитие речи. Практикум (5 часов) |
1 | Сбор материала «живой речи» региона «Особенности произношения безударных гласных в городском просторечии: особое аканье; конкуренция еканья и иканья в речи горожан разного возраста» | 28.11 | |
2 | Сбор материала «живой речи» региона «Особенности произношения согласных в речи сибиряков на территории Омской области» | 05.12 | |
3 | Сбор материала «живой речи» региона «Особенности произношения разных групп согласных в речи жителей Омского Прииртышья» | 12.12 | |
4 | Описание «живой речи» одного лица «Фонетические признаки старожильческих говоров Омского Прииртышья в области согласных» | 19.12 | |
5 | Итоговый тест. | 26.12 | |
Учебник « Русский родной язык» для 4 класса.Авторы: О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И.Казакова, М.И.Кузнецова, Л.А.Рябинина, О.В.Соколова. Издательство «Просвещение «, 2020г.
Список литературы для использования при обучении родному языку
Язык и культура. Язык – речь – словесность. Малая родина в текстах омских авторов (стихи Т. Белозерова, А. Кутилова, Л. Евдокимовой, А. Третьяковой; публицистика А. Долгушина) .
Устное и письменное общение, вербальные и невербальные средствах общения. Диалог и монолог.
Текст и его признаки (на материале текстов омских авторов об истории края в глубокой древности: научные тексты Б. Коникова, Н.А. Томилова, В.И. Матющенко, И. Захаровой, А. Кондратова, Н. Довгалюк А. Абрамовой, Ю.Н. Ярзуткина; легенды Б. Гвоздева; стихи П. Васильева, А. Кутилова, П. Драверта, О. Клишина).
Виды речевой деятельности. Слушание. Цели и способы слушания. Слушание текстов омских авторов о природе Омского Прииртышья. Научные тексты Б. Юдина, Н. Бархатовой; легенды Б. Гвоздева; стихи П. Васильева, Н. Трегубова, Г. Лазарева, И. Ливертовского, Г. Шмакова, Г. Суворова, В. Макарова; стихи и проза Т. Белозерова, А. Кутилова; проза, публицистика В. Аношина, М. Юрасовой.
Рефлексивное слушание текстов омских авторов о населении Прииртышья накануне присоединения к Русскому государству. Научные тексты А. Гончаренко, И. Воробьевой, И.В. Захаровой, Б. Сухорукова, Б. Коникова, И. Морева, И. Скандакова; И. Воробьевой, А. Абрамовой, Ю.Н. Ярзуткина; легенды Б. Гвоздева, Г. Оселедцева; стихи П. Васильева.
Глобальное слушание текстов омских авторов о походе Ермака. Научные тексты Н. Карамзина, А. Колесникова; легенды Б. Гвоздева; Сборы Ермака в Сибирь (былина); поэмы К. Рылеева, И. Дмитриева; стихи П. Васильева, Т. Белозерова, Т. Четвериковой.
Детальное слушание текстов омских авторов о реках Сибири. Научные тексты Д. Фиалкова, Н. Бархатовой; легенды Б. Гвоздева; стихи Л. Мартынова, В. Ерофеевой-Тверской, А. Преловского, Т. Белозерова, Т. Четвериковой, А. Кобытева; проза, публицистика М. Юрасовой.
Функции языка и функции чтения.
Чтение текстов омских авторов о Сибири накануне строительства Омской крепости.
Научные тексты И. Новикова, А. Колесникова, В. Аношина, А. Долгушина; проза, публицистика М. Юрасовой, И. Голубецкого, М. Журавлева; стихи В. Макарова, Т.Четвериковой, В. Новикова, В. Балачана.
Виды чтения текстов об основании Омска. Научные тексты Г. Миллера, П. Палласа, М. Журавлева; стихи Т. Белозерова, Е. Забелина, Т.Четвериковой; проза, публицистика М. Юрасовой, Б. Гвоздева, П. Брычкова,
Строение текстов омских авторов о вере в Сибири. Научные тексты А. Колесникова, Н. Лебедевой, П. Лукина, Ф. Валеева, Н. Покровского; стихи Т. Белозерова, А. Кутилова, В. Ерофеевой, Г. Кудрявской, Н. Парыгиной, С. Мальгавко, С. Курач; легенды Б. Гвоздева; «Житие» протопопа Аввакума; проза, публицистика М. Юрасовой, П. Брычкова.
Уровни организации текста (на материале текстов омских авторов о Московско-Сибирском тракте. Научные тексты А. Колесникова, А. Калошина, А. Долгушина, В. Аношина; легенды Б. Гвоздева стихи Н. Трегубова, Т.Четвериковой, В. Балачана, Н. Старостина. Функционально-смысловые типы речи текстов омских авторов о строительстве новой Омской крепости. Научные тексты А. Колесникова, М. Журавлева; стихи Л. Мартынова, Т. Четвериковой; легенды Б. Гвоздева; проза, публицистика М. Юрасовой. Позиция автора, рассказчика, персонажа в текстах омских авторов о выдающихся людях в истории Сибири. Научные тексты А. Палашенкова; стихи А. Преловского, проза, публицистика И. Петрова, М. Юрасовой, А. Лейфера, Н. Ульянова, П. Брычкова; легенды Б. Гвоздева; стихи В. Балачана, А. Кутилова, М. Маркеловой.
Комплексный анализ текстов омских авторов о сибиряках. Научные тексты О. Жидик, Л. Дониной, Н. Щербаковой, В. Аношина; проза, публицистика, мемуаристика А. Глейнера. Турбина, Н. Ядринцева, И. Петрова; стихи А. Кутилова, В. Макарова, М. Улыбышевой, Н. Разумова, Е. Кордзахия, С. Курач, В. Чижова; стихи и проза Т. Белозерова
Говорение как вид речевой деятельности. Речь говоримая и речь озвученная (на материале текстов омских авторов о Сибири, родном крае. Публицистика В.Устинова, И. Петрова; стихи Л. Мартынова, В. Новикова, Т.Четвериковой,; сочинения и стихи омских школьников.
Речевая ситуация. Система стилей. Уместность как качество хорошей речи (на материале текстов омских авторов об архитектуре Прииртышья в ХVІІІ веке. Научные тексты А. Колесникова, А. Палашенкова, Н. Лебедевой; проза, публицистика, мемуаристика Б. Фразера, И. Белова, П. Палласа, М. Юрасовой, И. Голубецкого; стихи и проза Л. Мартынова, Т. Белозерова.
Содержательность текста. Изобретение идей (на тему «1812 г. в истории Прииртышья»). Научные тексты В. Шулдякова, А. Палашенкова, Н. Пугачевой; проза, публицистика М. Юрасовой, Ф. Надя; стихи Л. Мартынова, А. Кутилова.
«Размножение» идей по ассоциативным рядам и смысловым моделям (на тему «Декабристы в Западной Сибири»). Научные тексты А. Палашенкова, К. Канаки, Н. Линчевской, Н. Пугачевой, О. Тальской, П. Орлова; проза, публицистика В. Щеткова, М. Юрасовой, Б. Гвоздева, М. Иоффе, Т. Еременко, И. Петрова; стихи Н. Чижова, В. Макарова, В. Новикова.
Типы речи. Этапы повествования. Расположение идей. Рекомендации рассказчику (на материале текстов о первой Омской области). Научные тексты А. Колесникова, К. Канаки, А. Палашенкова, И. Словцова, П. Вибе, П.Семенова-Тян-Шанского; проза, публицистика Н. Ядринцева, И. Шихатова, Б. Гвоздева, Д. Банникова; стихи Л. Мартынова, Н. Трегубова.
Рассуждение и описание. Беседа. Диалог и монолог в беседе. Типы собеседников и линии поведения в беседе. Продуктивные и непродуктивные модели беседы (на материале текстов об образовании в Омском Прииртышье в ХІХ веке). Научные тексты Л. Конаржевской, А. Палашенкова, Н. Пугачевой, П. Золотова, Н. Юрцовсого; проза, публицистика Г. Потанина, А. Лейфера, Д. Банникова, И. Шихатова, Н. Миненко, С. Федорова; поэма Л. Мартынова «Правдивая история об Увенькае, воспитаннике азиатской школы толмачей в городе Омске».
Выразительность как качество хорошей речи. Украшение речи: тропы и фигуры речи (на материале текстов омских авторов о природе Омского края. Научные тексты Н. Бархатовой, Г. Зайкова, проза М. Юрасовой, И. Одинцова, А. Кутилова, Л. Трутнева, стихи Г. Шмакова, Н. Разумова, С. Курач, В. Новикова, стихи и проза Т. Белозерова.
Публицистический стиль. Похвала и комплимент. Речевой этикет (на тему «Сибирь в лицах»). Научные тексты Н. Пугачевой, Н. Миненко, С. Федорова, А. Кандеевой; проза и публицистика А. Лейфера, С. Маркова, П. Козлова, Ю. Макарова, Н. Органов, А. Седельников, В. Обручева, Н Яновский; стихи Л. Мартынова, В. Макарова.
Интервью. Требования к поведению собеседников (на материале о переселении крестьян и возникновении новых деревень в ХІХ веке). Научные тексты И. Голубецкого, В. Семенова-Тян-Шанского; проза Е. Пушкаревой, Г. Оселедцева, А. Долгушина, Б. Гвоздева; стихи Н. Трегубова, А. Кобытева, стихи омских школьников.
Беседа и спор. Требования к поведению говорящего (на материале «Достоевский в Омске»). Научные тексты Н. Пугачевой, В. Вайнермана, А. Палашенков; проза, публицистика А. Лейфера, Л. Трубициной, А. Милюкова, М. Францевой, Ю. Селезнева, Б. Гвоздева, И. Белова; стихи Л. Мартынова, С. Маркова, Ю. Макарова, В. Новикова.
Письмо как вид речевой деятельности. Культура письменной речи (на материале текстов о Сибирской железной дороге). Научные тексты П. Вибе, В. Борзунова; проза, публицистика Л. Шинкарева, Б. Гвоздева, М. Санькова; проза и стихи Л. Мартынова.
Нормы построения письменного высказывания. Содержательность речи (на материале текстов омских авторов о революции и гражданской войне в Западной Сибири). Научные тексты С. Новикова, В. Алексеева, Э.Хазиахметова, В.Болдырева, Н.Иванова, В.Шулдякова, И.Шихова, Л.Шинкарева, П.Вибе; проза, публицистика М.Юрасовой, А.Куломзина, Д.Банникова, Ю.Гвоздева, А.Сорокина, М.Санькова, М.Шангина, М.Касвинова; стихи и проза Л.Мартынова; стихи С.Маркова, Ф.Чернова, А.Несмелого.
Нормы построения письменного высказывания. Последовательность изложения. Композиция высказывания (на материале текстов омских авторов о революции и гражданской войне в Западной Сибири; на материале текстов омских авторов о культурной жизни Омска в конце ХІХ – первой четверти ХХ века). Научные тексты Н.Мороченко, Н.Миненко, С.Федорова; Е.Беленького, С.Поварцова, В.Хомякова, Г.Надточий, С.Яневской; проза, публицистика А.Сорокина, В.Иванова, А.Чехова, В.Семенова-Тян-Шанского, И.Шихатова, Т.Шипиловой; стихи и проза Л.Мартынова; стихи Д.Бурлюка, К.Бальмонта, Т.Белозерова, В.Новикова, Ю.Макарова.
Нормы построения письменного высказывания. Украшения письменной речи (на материале текстов омских авторов 30-е годы в судьбах сибиряков). Научные тексты В.Самосудова, С.Поварцова, В.Хомякова; проза, публицистика В.Васильева, В.Сорокина, М. Шангина; стихи П.Васильева.
Качества хорошей речи. Классификация ошибок речи: ошибки неязыковые-языковые; речевые-стилистические (на материале текстов омских авторов о Великой отечественной войне в судьбах сибиряков). Научные тексты Н.Пугачевой, В.Кузнецова; проза, публицистика М.Шангина, Г.Оселедцева, В.Семенова, С. Веремея, М.Санькова, А.Лейфера, В.Луговская, И.Петрова; стихи Ю.Плотова, Я.Горчакова, Я.Журавлева, В.Балачана, С.Добронравова, И.Ливертовского, Р.Рождественского, М.Безденежных, Т.Белозерова.
Редактирование текста. Приемы правки черновика. Требования к пишущему (на материале текстов омских авторов о связи времен, о прошлом и будущем). Научные тексты Т.Леоновой, Н.Козловой, Т.Фадеевой; проза, публицистика И.Петрова, И.Коровкина, Е.Злотиной, Ю.Макарова, А.Лейфера, Н.Тюриной, О.Смолина; стихи Т.Четвериковой, В.Макарова, В.Новикова, Н.Трегубова, В.Балачана.