СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Родному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Родному языку»


Бюджетное общеобразовательное учреждение

Полтавского муниципального района Омской области

«Соловьевская средняя школа»

структурное подразделение «Лубянская основная школа»




РАССМОТРЕНО

на заседании МО начальных классов

Протокол № 1 от 26 августа 2020 г.

Руководитель:___________



СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР:

_________ С.В.Дрейхель

Протокол № 1 от 27 августа 2020 г.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

_________ Радионова Л. Ю.

Протокол № 1 от 28 августа 2020 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету «Родной язык»

Класс: 4

Количество часов в год: 17





Рабочую программу составила :

учитель начальных классов:

Полянская Ольга Владимировна




2020 – 2021 учебный год




РАЗДЕЛ I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

« РОДНОЙ ЯЗЫК»


Предметные результаты изучения предметной области «Родной язык» (уровень НОО).


Для достижения регламентированных ФГОС начального общего образования предметных результатов освоения основной образовательной программы в предметной области «Русский язык» учебный материал расширяется за счет реализации содержательной линии «Язык и речь жителей Омского Прииртышья».

Основная цель – формирование и развитие языковой личности, осознающей себя частью истории, культуры народа, своего края. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой родине, сознательного отношения к языку как первоэлементу истории и культуры родного края, интереса к наукам, изучающим язык, историю и культуру региона;

- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию с жителями Омского Прииртышья, ближнего и дальнего зарубежья, в том числе на основе краеведческого материала;

- формирование национальной языковой картины мира, включая ее региональный компонент;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать, оценивать языковые факты с национально-региональным компонентом, работать с текстами разных стилей по истории и культуре родного края, в том числе на иностранных языках;

- формирование исследовательских умений при анализе типичных речевых ситуаций и отдельных языковых явлений на лингво-краеведческом материале как основы культуротворческой деятельности обучающихся.

Интегрированный вариант включает следующие дидактические единицы:

  • Общие сведения о языке и речи жителей Омского Прииртышья,

  • Тексты авторов омского региона как речевые произведения.


Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • осознание языка как основного средства мышления и общения людей;

  • восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;

  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

  • внимание к мелодичности народной звучащей речи;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

  • способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

  • эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.



Предметные

Обучающиеся научатся:

при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

  • распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми;

  • с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);

  • распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;

  • осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

  • понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;

  • осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

  • использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;


при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

  • соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

  • выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

  • проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

  • заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени; выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;

  • с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

  • соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

  • пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

  • пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;


при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

  • использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

  • владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

  • составлять план текста, не разделённого на абзацы;

  • пересказывать текст с изменением лица; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

  • оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

  • соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;

  • приводить объяснения заголовка текста.


Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся на доступном уровне:

  • осознавать цели и задачи изучения предмета в целом, раздела, темы;

  • планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;

  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

  • руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).

  • осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

  • вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.


Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;

  • дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);

  • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

  • классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;

  • владеть общим способом проверки орфограмм в словах;

  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;

  • строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.


Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • владеть диалоговой формой речи;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.




РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Содержание дидактических единиц


Общие сведения о языке и речи жителей Омского Прииртышья.

Языки и народы на территории Омской области. Мысли о Сибири, родном крае в текстах омских авторов. Русский язык как государственный язык на территории Омской области.

Русский язык в кругу других славянских языков на территории Омской области. Наблюдения над речью сибиряков: новые и устаревшие слова.

Омск в начале ХІХ века. Лексический состав речи чиновников, военных, крестьян Омской области в ХІХ веке. Новая лексика, отражающая культурную и бытовую жизнь Омска ХІХ века: кадетский корпус, заимка, форпост и др.

«Семья» языков на территории Омской области. Русский как мировой язык на территории Омской области. Основные направления развития омской лингвистической школы.

Тексты авторов омского региона как речевые произведения.

Типы текстов разных стилей о нашей области в глубокой древности. Основные темы и идеи, строение текстов омских авторов об историческом прошлом нашего края. Стиль текстов на тему «Вера в Сибири».

Виды речевой деятельности. Слушание текстов. Правила поведения слушающего. Слушание текстов о коренных народах Западной Сибири. Цели и способы слушания текстов о Ермаке. Слушание собеседника в научной дискуссии на тему «Вопрос о мирном присоединении Сибири».

Требования к тексту как речевому произведению (на материале темы «О тюрках в Прииртышье»).

Типы речи текстов. Описание. Описание воинского снаряжения дружины Ермака, татар, джунгаров. Описание животных Омского Прииртышья. Описание и повествование в текстах о реках Омской области. Тексты –описания о растительном мире Омского Прииртышья. Описание памятника сибирской культуры.

Функции и виды чтения (на материале текстов о походе, личности и судьбе И.Д.Бухгольца). Сопоставление текстов научного и художественного стиля о Московско-сибирском тракте. Позиция рассказчика в текстах о строительстве новой Омской крепости

Устное и письменное высказывание о сибиряках, их характере, обычаях, нравах. Происхождение сибирских имен и фамилий. Устный рассказ о подлинных и мнимых героях Омска в ХVІІІ столетии. Характеристика текстов омских авторов о сибиряках в войне 1812 года. Жанры текстов с региональным содержанием. Словесный портрет омских губернаторов ХІХ века. Способы выражения оценки в текстах о декабристах в Сибири. Виртуальная экскурсия в кадетский корпус. Репортаж из кадетского корпуса. Рассуждение на тему «Омск в судьбе Ф.М.Достоевского» (на материале экскурсии в музей Ф.М.Достоевского). Телерепортаж: «Из окна поезда, мчащегося по Транссибу». Беседа о революции и гражданской войне на территории Омской области. Рассуждение. Культурная жизнь Омска 20-х годов ХХ в. Преодоление конфликта в общении. Дискуссия о жизни страны и Сибири в 30-е годы ХХ столетия. Композиция публичного выступления на тему «Огонь, зажженный на века» (Сибиряки в Великой Отечественной войне).

Перцептивные и продуктивные виды речевой деятельности (обобщение): на материале произведений омских литераторов и исследованиях об их творчестве. Свойства и признаки текста: на материале произведений о музеях и выставочных зала Омска и городов Омской области. Кодекс пишущего. Критическая статья, рецензия и др. на театральный спектакль (Театральный Омск). Свойства и признаки текста: на материале произведений о музеях и выставочных зала Омска и городов Омской области. Кодекс говорящего. Приемы полемики (на материале научной жизни Омской области). Кодексы слушающего и читающего: на материале высказываний о городах и людях Омской области. Кодекс редактора: на основе собственных произведений разных стилей и жанров об улицах, скверах, парках, памятных местах г. Омска. Кодекс собеседника: на основе обсуждения событий общественной, политической и культурной жизни страны и Омской области сегодня.


4 класс (17 часов),

О звуках живой речи Прииртышья (12 часов)

Устойчивость звуковой системы национального русского языка как фактор эффективности общения в коллективе, объединяющем разные поколения.

Произношение безударных гласных в диалектной речи: оканье; яканье; ёканье; иканье; еканье; уканье; выпадение безударных гласных; вставка гласных в труднопроизносимых сочетаниях согласных; особенности произношения А, О, Ы после шипящих и Ц.

Безударные гласные в старожильческих говорах Омского Прииртышья. Особенности произношения безударных гласных в городском просторечии: особое аканье; конкуренция еканья и иканья в речи горожан разного возраста.

Особенности произношения согласных в речи сибиряков на территории Омской области. Особенности произношения разных групп согласных в речи жителей Омского Прииртышья. Фонетические признаки старожильческих говоров Омского Прииртышья в области согласных.

Развитие речи (5 часов)

Практикум. Сбор материала «живой речи» региона. Описание «живой речи» одного лица.



Класс

Теория (кол-во часов)

Практика (кол-во часов)

4

12

5

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану образовательных учреждений РФ на изучение предметной области Родной язык в 4 классе, выделяется 17 ч. Количество часов в неделю – 0,5ч, форма промежуточной аттестации: презентация проектов . Согласно календарному графику работы БОУ "Соловьевская СШ" структурного подразделения "Лубянская ОШ" на 2020-2021уч. г. тематическое планирование скорректировано на 16ч.



РАЗДЕЛ ΙII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ


п/п

Название раздела, темы

Дата проведения

план

факт

О звуках живой речи Прииртышья (12 часов)

1

Безударные гласные в старожильческих говорах Омского Прииртышья.

05.09



2

Особенности произношения безударных гласных в городском просторечии.

12.09

19.09



3

Особенности произношения безударных гласных в городском просторечии: конкуренция еканья и иканья в речи горожан разного возраста.

26.09

03.10



4

Особенности произношения согласных в речи сибиряков на территории Омской области.

10.10

17.10


5

Особенности произношения разных групп согласных в речи жителей Омского Прииртышья.

24.10


6

Фонетические признаки старожильческих говоров Омского Прииртышья в области согласных.

31.10

14.11

21.11


Развитие речи. Практикум (5 часов)

1

Сбор материала «живой речи» региона «Особенности произношения безударных гласных в городском просторечии: особое аканье; конкуренция еканья и иканья в речи горожан разного возраста»

28.11


2

Сбор материала «живой речи» региона «Особенности произношения согласных в речи сибиряков на территории Омской области»

05.12


3

Сбор материала «живой речи» региона «Особенности произношения разных групп согласных в речи жителей Омского Прииртышья»

12.12


4

Описание «живой речи» одного лица «Фонетические признаки старожильческих говоров Омского Прииртышья в области согласных»

19.12


5

Итоговый тест.

26.12



Учебник « Русский родной язык» для 4 класса.Авторы: О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И.Казакова, М.И.Кузнецова, Л.А.Рябинина, О.В.Соколова. Издательство «Просвещение «, 2020г.


Список литературы для использования при обучении родному языку


Язык и культура. Язык – речь – словесность. Малая родина в текстах омских авторов (стихи Т. Белозерова, А. Кутилова, Л. Евдокимовой, А. Третьяковой; публицистика А. Долгушина) .

Устное и письменное общение, вербальные и невербальные средствах общения. Диалог и монолог.

Текст и его признаки (на материале текстов омских авторов об истории края в глубокой древности: научные тексты Б. Коникова, Н.А. Томилова, В.И. Матющенко, И. Захаровой, А. Кондратова, Н. Довгалюк А. Абрамовой, Ю.Н. Ярзуткина; легенды Б. Гвоздева; стихи П. Васильева, А. Кутилова, П. Драверта, О. Клишина).

Виды речевой деятельности. Слушание. Цели и способы слушания. Слушание текстов омских авторов о природе Омского Прииртышья. Научные тексты Б. Юдина, Н. Бархатовой; легенды Б. Гвоздева; стихи П. Васильева, Н. Трегубова, Г. Лазарева, И. Ливертовского, Г. Шмакова, Г. Суворова, В. Макарова; стихи и проза Т. Белозерова, А. Кутилова; проза, публицистика В. Аношина, М. Юрасовой.

Рефлексивное слушание текстов омских авторов о населении Прииртышья накануне присоединения к Русскому государству. Научные тексты А. Гончаренко, И. Воробьевой, И.В. Захаровой, Б. Сухорукова, Б. Коникова, И. Морева, И. Скандакова; И. Воробьевой, А. Абрамовой, Ю.Н. Ярзуткина; легенды Б. Гвоздева, Г. Оселедцева; стихи П. Васильева.

Глобальное слушание текстов омских авторов о походе Ермака. Научные тексты Н. Карамзина, А. Колесникова; легенды Б. Гвоздева; Сборы Ермака в Сибирь (былина); поэмы К. Рылеева, И. Дмитриева; стихи П. Васильева, Т. Белозерова, Т. Четвериковой.

Детальное слушание текстов омских авторов о реках Сибири. Научные тексты Д. Фиалкова, Н. Бархатовой; легенды Б. Гвоздева; стихи Л. Мартынова, В. Ерофеевой-Тверской, А. Преловского, Т. Белозерова, Т. Четвериковой, А. Кобытева; проза, публицистика М. Юрасовой.

Функции языка и функции чтения.

Чтение текстов омских авторов о Сибири накануне строительства Омской крепости.

Научные тексты И. Новикова, А. Колесникова, В. Аношина, А. Долгушина; проза, публицистика М. Юрасовой, И. Голубецкого, М. Журавлева; стихи В. Макарова, Т.Четвериковой, В. Новикова, В. Балачана.

Виды чтения текстов об основании Омска. Научные тексты Г. Миллера, П. Палласа, М. Журавлева; стихи Т. Белозерова, Е. Забелина, Т.Четвериковой; проза, публицистика М. Юрасовой, Б. Гвоздева, П. Брычкова,

Строение текстов омских авторов о вере в Сибири. Научные тексты А. Колесникова, Н. Лебедевой, П. Лукина, Ф. Валеева, Н. Покровского; стихи Т. Белозерова, А. Кутилова, В. Ерофеевой, Г. Кудрявской, Н. Парыгиной, С. Мальгавко, С. Курач; легенды Б. Гвоздева; «Житие» протопопа Аввакума; проза, публицистика М. Юрасовой, П. Брычкова.

Уровни организации текста (на материале текстов омских авторов о Московско-Сибирском тракте. Научные тексты А. Колесникова, А. Калошина, А. Долгушина, В. Аношина; легенды Б. Гвоздева стихи Н. Трегубова, Т.Четвериковой, В. Балачана, Н. Старостина. Функционально-смысловые типы речи текстов омских авторов о строительстве новой Омской крепости. Научные тексты А. Колесникова, М. Журавлева; стихи Л. Мартынова, Т. Четвериковой; легенды Б. Гвоздева; проза, публицистика М. Юрасовой. Позиция автора, рассказчика, персонажа в текстах омских авторов о выдающихся людях в истории Сибири. Научные тексты А. Палашенкова; стихи А. Преловского, проза, публицистика И. Петрова, М. Юрасовой, А. Лейфера, Н. Ульянова, П. Брычкова; легенды Б. Гвоздева; стихи В. Балачана, А. Кутилова, М. Маркеловой.

Комплексный анализ текстов омских авторов о сибиряках. Научные тексты О. Жидик, Л. Дониной, Н. Щербаковой, В. Аношина; проза, публицистика, мемуаристика А. Глейнера. Турбина, Н. Ядринцева, И. Петрова; стихи А. Кутилова, В. Макарова, М. Улыбышевой, Н. Разумова, Е. Кордзахия, С. Курач, В. Чижова; стихи и проза Т. Белозерова

Говорение как вид речевой деятельности. Речь говоримая и речь озвученная (на материале текстов омских авторов о Сибири, родном крае. Публицистика В.Устинова, И. Петрова; стихи Л. Мартынова, В. Новикова, Т.Четвериковой,; сочинения и стихи омских школьников.

Речевая ситуация. Система стилей. Уместность как качество хорошей речи (на материале текстов омских авторов об архитектуре Прииртышья в ХVІІІ веке. Научные тексты А. Колесникова, А. Палашенкова, Н. Лебедевой; проза, публицистика, мемуаристика Б. Фразера, И. Белова, П. Палласа, М. Юрасовой, И. Голубецкого; стихи и проза Л. Мартынова, Т. Белозерова.

Содержательность текста. Изобретение идей (на тему «1812 г. в истории Прииртышья»). Научные тексты В. Шулдякова, А. Палашенкова, Н. Пугачевой; проза, публицистика М. Юрасовой, Ф. Надя; стихи Л. Мартынова, А. Кутилова.

«Размножение» идей по ассоциативным рядам и смысловым моделям (на тему «Декабристы в Западной Сибири»). Научные тексты А. Палашенкова, К. Канаки, Н. Линчевской, Н. Пугачевой, О. Тальской, П. Орлова; проза, публицистика В. Щеткова, М. Юрасовой, Б. Гвоздева, М. Иоффе, Т. Еременко, И. Петрова; стихи Н. Чижова, В. Макарова, В. Новикова.

Типы речи. Этапы повествования. Расположение идей. Рекомендации рассказчику (на материале текстов о первой Омской области). Научные тексты А. Колесникова, К. Канаки, А. Палашенкова, И. Словцова, П. Вибе, П.Семенова-Тян-Шанского; проза, публицистика Н. Ядринцева, И. Шихатова, Б. Гвоздева, Д. Банникова; стихи Л. Мартынова, Н. Трегубова.

Рассуждение и описание. Беседа. Диалог и монолог в беседе. Типы собеседников и линии поведения в беседе. Продуктивные и непродуктивные модели беседы (на материале текстов об образовании в Омском Прииртышье в ХІХ веке). Научные тексты Л. Конаржевской, А. Палашенкова, Н. Пугачевой, П. Золотова, Н. Юрцовсого; проза, публицистика Г. Потанина, А. Лейфера, Д. Банникова, И. Шихатова, Н. Миненко, С. Федорова; поэма Л. Мартынова «Правдивая история об Увенькае, воспитаннике азиатской школы толмачей в городе Омске».

Выразительность как качество хорошей речи. Украшение речи: тропы и фигуры речи (на материале текстов омских авторов о природе Омского края. Научные тексты Н. Бархатовой, Г. Зайкова, проза М. Юрасовой, И. Одинцова, А. Кутилова, Л. Трутнева, стихи Г. Шмакова, Н. Разумова, С. Курач, В. Новикова, стихи и проза Т. Белозерова.

Публицистический стиль. Похвала и комплимент. Речевой этикет (на тему «Сибирь в лицах»). Научные тексты Н. Пугачевой, Н. Миненко, С. Федорова, А. Кандеевой; проза и публицистика А. Лейфера, С. Маркова, П. Козлова, Ю. Макарова, Н. Органов, А. Седельников, В. Обручева, Н Яновский; стихи Л. Мартынова, В. Макарова.

Интервью. Требования к поведению собеседников (на материале о переселении крестьян и возникновении новых деревень в ХІХ веке). Научные тексты И. Голубецкого, В. Семенова-Тян-Шанского; проза Е. Пушкаревой, Г. Оселедцева, А. Долгушина, Б. Гвоздева; стихи Н. Трегубова, А. Кобытева, стихи омских школьников.

Беседа и спор. Требования к поведению говорящего (на материале «Достоевский в Омске»). Научные тексты Н. Пугачевой, В. Вайнермана, А. Палашенков; проза, публицистика А. Лейфера, Л. Трубициной, А. Милюкова, М. Францевой, Ю. Селезнева, Б. Гвоздева, И. Белова; стихи Л. Мартынова, С. Маркова, Ю. Макарова, В. Новикова.

Письмо как вид речевой деятельности. Культура письменной речи (на материале текстов о Сибирской железной дороге). Научные тексты П. Вибе, В. Борзунова; проза, публицистика Л. Шинкарева, Б. Гвоздева, М. Санькова; проза и стихи Л. Мартынова.

Нормы построения письменного высказывания. Содержательность речи (на материале текстов омских авторов о революции и гражданской войне в Западной Сибири). Научные тексты С. Новикова, В. Алексеева, Э.Хазиахметова, В.Болдырева, Н.Иванова, В.Шулдякова, И.Шихова, Л.Шинкарева, П.Вибе; проза, публицистика М.Юрасовой, А.Куломзина, Д.Банникова, Ю.Гвоздева, А.Сорокина, М.Санькова, М.Шангина, М.Касвинова; стихи и проза Л.Мартынова; стихи С.Маркова, Ф.Чернова, А.Несмелого.

Нормы построения письменного высказывания. Последовательность изложения. Композиция высказывания (на материале текстов омских авторов о революции и гражданской войне в Западной Сибири; на материале текстов омских авторов о культурной жизни Омска в конце ХІХ – первой четверти ХХ века). Научные тексты Н.Мороченко, Н.Миненко, С.Федорова; Е.Беленького, С.Поварцова, В.Хомякова, Г.Надточий, С.Яневской; проза, публицистика А.Сорокина, В.Иванова, А.Чехова, В.Семенова-Тян-Шанского, И.Шихатова, Т.Шипиловой; стихи и проза Л.Мартынова; стихи Д.Бурлюка, К.Бальмонта, Т.Белозерова, В.Новикова, Ю.Макарова.

Нормы построения письменного высказывания. Украшения письменной речи (на материале текстов омских авторов 30-е годы в судьбах сибиряков). Научные тексты В.Самосудова, С.Поварцова, В.Хомякова; проза, публицистика В.Васильева, В.Сорокина, М. Шангина; стихи П.Васильева.

Качества хорошей речи. Классификация ошибок речи: ошибки неязыковые-языковые; речевые-стилистические (на материале текстов омских авторов о Великой отечественной войне в судьбах сибиряков). Научные тексты Н.Пугачевой, В.Кузнецова; проза, публицистика М.Шангина, Г.Оселедцева, В.Семенова, С. Веремея, М.Санькова, А.Лейфера, В.Луговская, И.Петрова; стихи Ю.Плотова, Я.Горчакова, Я.Журавлева, В.Балачана, С.Добронравова, И.Ливертовского, Р.Рождественского, М.Безденежных, Т.Белозерова.

Редактирование текста. Приемы правки черновика. Требования к пишущему (на материале текстов омских авторов о связи времен, о прошлом и будущем). Научные тексты Т.Леоновой, Н.Козловой, Т.Фадеевой; проза, публицистика И.Петрова, И.Коровкина, Е.Злотиной, Ю.Макарова, А.Лейфера, Н.Тюриной, О.Смолина; стихи Т.Четвериковой, В.Макарова, В.Новикова, Н.Трегубова, В.Балачана.