СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку  3 класс " Школа России"  2020-2021 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку  3 класс " Школа России"  2020-2021 учебный год»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 19


адрес: территория: телефон:

ул. Текстилей д.17 г.Ногинск Московской области 8(496)515-13-44, 8(496)515-13-42




РАССМОТРЕНО


на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол №___от ___.___.2020г.


СОГЛАСОВАНО


Зам. директора по УВР
_____________/ Е.В. Старова

____._____________2020 г.


УТВЕРЖДЕНО


Директор МБОУ оош № 19

_____________/ О.Н.Тиунова

Приказ от ___.___.2020 г. №____


М.П.




Рабочая программа


по предмету "Родной язык "

(по предмету, элективному курсу, внеурочной деятельности и др.)

уровень программы: базовый

(базовый, профильный или расширенное изучение предмета)


Учебный год: 2020 - 2021


Класс: 3В


Составитель: Уласевич Т.А., учитель начальных классов.













Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке», Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы курса «Русский язык»,Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04. 2015 г. № 1/15).

В соответствии с учебным планом и планом графиком МБОУ оош №19 на 2020 – 2021 учебный год на изучение курса отводится 17 часов (0,5 часа в неделю).

Предметы «Русский язык», «Родной язык» изучаются интегрировано. Рабочая программа предполагает использование учебника: В.П.Канакин, В.Г.Горецкий, М.В. Бойкина, М.Н. Деменьтьева, Н.А.Стефаненко, Н.А.Федосова «Русский язык. 1 – 4 классы» (предметная линия учебников системы «Школа России») – М.: Просвещение, 2016.


Общая характеристика предмета.

Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях, содержание учебного предмета «Родной язык».

Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родной язык».

Содержание курса «Родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

В содержании курса «Родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.


Целями изучения предмета «Родной язык» в начальной школе являются:

  • воспитание гражданина и патриота;

  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

  • осознание национального своеобразия русского языка;

  • формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;

  • воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;

  • овладение культурой межнационального общения;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения;

  • о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка;

  • о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;

  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.


Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

    • развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

    • формировать у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

    • формировать навыки культуры речи во всех её проявлениях, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

    • воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.

Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.

Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.


В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам образования выделяются три группы результатов: личностные, метапредметные и предметные.

Планируемые результаты:

Личностные результаты.

У учащихся будут сформированы:

- представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;

- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.


Метапредметные результаты:

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности.

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

  • осознавать цели и задачи урока, темы;

  • в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

  • адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

  • участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), учитывая конечную цель, намечать действия при работе в паре, распределять роли и действовать в соответствии с ними;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать цели и задачи изучения курса, раздела;

  • планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;

  • осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;

  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;

  • строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений;

  • находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);

  • по маршрутному листу прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу;

  • преобразовывать слова, словосочетания, предложения в условные модели и наоборот;

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);

  • озаглавливать текст;

  • задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;

  • понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста.


Предметные результаты.

Ученик, окончивший 3 класс, научится:

- понимать и истолковывать значения слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

- понимать особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

- понимать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением;

- осознавать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью;

- понимать и истолковывать значения крылатых выражений; знать источники крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок, комментировать истории происхождения таких выражений, уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

- характеризовать лексику с точки зрения происхождения, понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира; общему представлению об особенностях освоения иноязычной лексики; определять значение лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;

- определять различия между литературным языком и диалектами; осознавать диалекты как часть народной культуры; понимать национально-культурное своеобразие диалектизмов;

- осознавать изменения в языке как объективный процесс; понимать внешние и внутренние факторы языковых изменений; иметь общее представление об активных процессах в современном русском языке;

- владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретать опыт использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремиться к речевому самосовершенствованию, владеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;

- соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

- использовать различные словари, в том числе мультимедийных;

- обогащать активный и потенциальный словарный запас, расширятьобъём используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.


Содержание учебного предмета

3 класс (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (9 ч).

Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок (дело мастера боится и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.

Раздел 2. Язык в действии (5 ч).

Суффиксы, с помощью которых можно выразить своё отношение к ситуации или человеку (мальчик- мальчишка, девочка – девчушка и т.п.). Особенности рода имён существительных в русском языке. Особенности изменения имён существительных по числам. Общепринятые нормы родного русского языка в употреблении имён существительных во множественном числе. Правильное употребление предлогов.


Раздел 3. Секреты речи и текста (3 ч)

Распознавание типов текста. Составление текстов-повествований, текстов-рассуждений. Редактирование текста.


Контроль уровня обученности.

Виды контроля

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода (четверти) с целью систематического контроля уровня освоения учащимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых предметных знаний и умений, степени развития деятельностно - коммуникативных умений, ценностных ориентаций для урегулирования учебной деятельности учащихся и её корректировки.

Текущий контроль успеваемости включает:

-стартовый контроль

– проводится в начале учебного года и определяет уровень знаний учащихся, необходимый для продолжения обучения;

- тематический контроль – проводится периодически с целью проверки усвоения программного материала по каждой теме курса, для оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных программ;

- промежуточная аттестация – проводится в конце учебного года с целью контроля уровня освоения образовательных программ, в том числе отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.

Формы текущего контроля успеваемости по предмету «Родной язык»:

-устный опрос

-письменная самостоятельная работа

-контрольное списывание

-творческая работа

-графическая работа

-тестовые задания

-комплексная работа на межпредметной основе и работе с информацией



Тематическое планирование.

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Практическая часть:

Творческие работы

Проверочные работы

Списывания

Тесты

1

Русский язык: прошлое и настоящее

9

1

1

1


2

Язык в действии

5

1


1

1

3

Секреты речи и текста

3




1


Итого

17

2

2

2

2




Календарно-тематическое планирование

№ разделов и тем

Содержание программы. Тема урока.

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

3 четверть ( 11 часов)

11




Русский язык: прошлое и настоящее. (9часов)

9 ч



Где путь прямой, там не езди по прямой

1



Кто друг прямой, тот брат родной

1



Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

1



Сошлись два друга - мороз да вьюга

1



Ветер без крыльев летает

1



Какой лес без чудес

1



Дело мастера боится

1



Заиграйте, мои гусли

1



Что ни город, то норов. У земли ясно солнце, у человека - слово

1




Язык в действии. (5 часов).

5 ч



Для чего нужны суффиксы?

1



Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

1



4 четверть ( 6 часов)

6



Все ли имена существительные «умеют» изменятся по числам?

1



Как изменяются имена существительные во множественном числе?

1



Зачем в русском языке такие разные предлоги?

1




Секреты речи и текста. (3 часа)

3 ч



Создаём тексты - рассуждения

1



Учимся редактировать текст

1



Создаём тексты-повествования.

1




Итого:

17 ч