Планируемые результаты учебного предмета «Родной язык» ( русский) для 5 класса
Примерная рабочая программа базируется на системно-деятельностном, компетентностном, коммуникативном и культурологическом подходах обучения родному (русскому) языку. Основное содержание обучения родному (русскому) языку в общеобразовательной организации направлено на формирование коммуникативной, лингвистической и социокультурной компетенций учащихся.
Освоение программы 5 класса предусматривает формирование у обучающихся следующих личностных результатов по родному (русскому) языку:
уважительное отношение к родному языку как средству межличностного и межкультурного общения;
оценивание жизненных ситуаций, исходя из общечеловеческих норм;
целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;
доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другому народу, компетентность в межкультурном диалоге.
К метапредметным результатам обучения родному языку относятся:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
владение культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
умение организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы;
умение оценивать качество работы, опираясь на определенные критерии;
умение анализировать и понимать причины удач и неудач в учебе;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.
К предметным результатам обучения родному языку в 5 классе относятся:
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц;
формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Содержание программы учебного предмета «Родной язык» ( русский) для 5 класса
Раздел 1. Язык – отражение национальной культуры. «Язык есть дух народа».
Языковая картина мира. Национальное своеобразие языковой картины мира. Способы выражения национальной картины мира. Базовые аксиологические понятия русской национальной картины мира. Базовые национальные ценности:
– патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России. Значение языка в историческом развитии страны. Языковые выражения народной мысли. Пословицы и поговорки. Фразеологические единицы.
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Роль русского языка в международном сотрудничестве.
Раздел 2. Язык и культура.
– искусство и язык – эстетические возможности языковых единиц. Выразительное чтение. Единицы техники речи. Художественное чтение. Лучшие образцы художественного чтения.
Раздел 3. Экология языка.
– природа – экологическое сознание. Экология языка. Взаимосвязь экологии языка и сохранения базовых национальных ценностей.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Родной язык» ( русский) для 5 класса
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Примечание |
1 | Чему учит предмет «Родной (русский) язык»? | 1 | | |
2 | Русский язык в семье родственных языков. | 1 | | |
3 | Национальное своеобразие понятий «языковая картина мира», «языковая личность», «русская языковая картина мира». | 1 | | |
4 | Отражение русской языковой картины мира в фольклоре. Пословицы. Поговорки. Обряды. | 1 | | |
5 | Р.р. Музей одной пословицы. | 1 | | |
6 | Русский речевой этикет. Единицы речевого этикета. | 1 | | |
7 | Р.р. Русский речевой этикет. | 1 | | |
8 | Текст как продукт речевой деятельности | 1 | | |
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Примечание |
9 | Средства связи и виды связи предложений в тексте | 1 | | |
10 | Типы речи: повествование, описание, рассуждение | 1 | | |
11 | Выразительное чтение. Единицы техники речи: интонация, логическое ударение, дыхание. | 1 | | |
12 | Орфоэпия. | 1 | | |
13 | Художественное чтение отрывка прозаического и/ или лирического произведения. Конкурс чтецов. | 1 | | |
14 | Экология русского языка | 1 | | |
15 | Словари – наши помощники. Виды словарей. Особенности работы с ними. | 1 | | |
16 | Устное сочинение «Язык есть дух народа». | | | |
17 | Зачет. | | | |