Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №67»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов Протокол № от « » июня 2020 года | «Утверждаю» Директор МБОУ «Школа №67» Приказ № от « » августа 2020 года |
Руководитель МО: | | | | | |
| Жабина Л.А. | | Бараковский В.Ф. | |
Адаптированная рабочая программа
Учебного предмета «Родной (русский) язык»
1 час в неделю (всего 34 часа)
3 класс (Вариант 7.1)
Составитель:
учитель начальных классов
Шумаева Е.М.
Рязань 2020
Пояснительная записка
Адаптированная программа по родному (русскому) языку в 3 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе следующих документов современного российского образования:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования и науки РФ № 1312 от 09.03.2004 г), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 01.02. 2012 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. N 253
"Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Школа № 67» города Рязани;
Учебный план МБОУ «Школа № 67» города Рязани на 2020/2021 учебный год.
Программа разработана на основе авторской программы по родному (русскому) языку для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова.
Программа отражает содержание обучения предмету «Родной (русский) язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей учащихся раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Программа отражает содержание обучения предмету «Родной (русский) язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Цель реализации адаптированной программыобучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программыобучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.
В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихсяс ЗПР заложеныдифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подходобучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты адаптированной программы обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:
• структуре адаптированной программы;
• условиям реализации адаптированной программы;
• результатам освоения адаптированной программы.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки адаптированной программыобучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной программыобучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования1 (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• онтогенетический принцип;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;
• принцип целостности содержания образования.
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:
• расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
• осознание национального своеобразия русского языка;
• формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
• овладение культурой межнационального общения;
• формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
• совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
• совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования;
• обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
• приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
• совершенствование способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
• изучение исторических фактов развития языка;
• расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
Важнейшими ЗАДАЧАМИ курса являются:
• приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа;
• формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
• расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира;
• формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.
• расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
• расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 учебные недели в год.
В соответствии с календарным учебным графиком рабочая программа реализуется за 34 учебных часа в год.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
«Русский язык: прошлое и настоящее»: Распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты). Распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы. Использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слов. Понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами. Понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения. Использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения. «Язык в действии»: Произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного). Выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности. Проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных. Пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова. Пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов. «Секреты речи и текста»: Различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога. Использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения. Владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа. Анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами. Создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста. Приводить объяснения заголовка текста. Редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла. | Регулятивные УУД: Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов. Оценивать собственную успешность в выполнения заданий. Познавательные УУД Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Коммуникативные УУД Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. | Воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка. Приобщение к литературному наследию русского народа. Обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета. Расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Воспринимать историко-географический образ России (территория, границы, географические особенности, многонациональность, основные исторические события; государственная символика, праздники, права и обязанности гражданина. Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов. |
Содержание учебного предмета
№ п/п | Содержательные линии и их характеристика | Кол-во часов | Требования ФГОС Планируемые результаты по предмету | Модели инструментария для оценки планируемых результатов |
Базовый уровень | Повышенный (функциональный) уровень |
1. | «Русский язык: прошлое и настоящее». Расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Взаимосвязь языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира. | 12 ч. | - распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим); - распознавать слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений); - распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); - распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь); - понимать значение устаревших слов по указанной тематике; - различать эпитеты, сравнения; - использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова; - понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами | -употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта в современных ситуациях речевого общения; -употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения | Самоконтроль и взаимоконтроль при изучении учебного материала. Наблюдение. Самостоятельная работа по освоению программного материала. Проверочная работа в ходе текущего оценивания. Самоанализ и самооценка учащихся. Текущая аттестация. Устный опрос. Контрольная работа. Списывание с творческим заданием. |
2. | «Язык в действии». Наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни. | 7 ч. | - произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного) - осознавать смыслоразличительную роль ударения; - различать по суффиксам различные оттенки значения слов; -владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных (родительный падеж множественного числа слов); - владеть нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением); - различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа | - выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; -редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок | Самоконтроль и взаимоконтроль при изучении учебного материала. Наблюдение. Самостоятельная работа по освоению программного материала. Проверочная работа в ходе текущего оценивания. Самоанализ и самооценка учащихся. Текущая аттестация. Устный опрос. Контрольная работа. |
| «Секреты речи и текста». Совершенствование четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. | 11 ч. | - строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад; - использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; - соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; - создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации; -создавать тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами); | - оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; -давать оценку невежливому речевому поведению. -использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах; -знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка); -пользоваться основными способами правки текста. -редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; -анализировать типичную структуру рассказа | Самоконтроль и взаимоконтроль при изучении учебного материала. Наблюдение. Самостоятельная работа по освоению программного материала. Проверочная работа в ходе текущего оценивания. Самоанализ и самооценка учащихся. Текущая аттестация. Устный опрос. Контрольная работа. Создание текста-повествования, текста-рассуждения. |
Тематическое планирование
№п\п | Название темы (раздела) | Количество часов на изучение | Количество контрольных работ | Практические и лабораторные работы, экскурсии , проекты ( сочинения, изложения и др) |
1. | «Русский язык: прошлое и настоящее». | 12 ч. | 1 | Списывание с творческим заданием. Контрольная работа по разделу: «Русский язык: прошлое и настоящее». Презентация проектных работ по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее». |
2. | «Язык в действии». | 7 ч. | 1 | Контрольная работа по разделу «Язык в действии». Презентация проектных работ по разделу «Язык в действии». |
3. | «Секреты речи и текста» | 11 ч. | 2 | Творческая работа. Создание текста-повествования о путешествии по городам. Творческая работа. Сочинение-рассуждение по пословице «При солнышке тепло, при матушке добро». Контрольная работа по разделу: «Секреты речи и текста». Итоговая контрольная работа. Презентация проектных работ по разделу «Секреты речи и текста. |
| Всего: | 30 ч. | 4 | |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Содержание | Характеристика деятельности учащихся | Виды, формы контроля | Дата |
Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч) | |
1. | Где путь прямой, там не езди по кривой. Правда, кривда, россказни в произведениях для детей. | 1 | Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь). Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены особенности мировосприятия и отношений между людьми | Распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике. | Текущий. Фронтальный. Самоконтроль. | |
2. | Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с отношениями между людьми. | 1 | Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (друг – недруг, брат – братство – побратим союзники, дружина) | Распознают слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми. | Текущий. Фронтальный. Взаимоконтроль. | |
3. | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Образные названия дождя. Диалектные слова. | 1 | Слова, называющие природные явления: образные названия дождя. Диалекты Донского края. | Распознают слова, называющие природные явления. | Текущий. Фронтальный. Самоконтроль. | |
4. | Сошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия снега. Диалектные слова. | 1 | Слова, называющие природные явления: образные названия снега. Диалекты Донского края. | Распознают слова, называющие природные явления. | Текущий. Фронтальный. Взаимоконтроль | |
5. | Ветер без крыльев летает. Образные названия ветра. Диалектные слова. | 1 | Слова, называющие природные явления: образные названия ветра. Диалекты Донского края. | Распознают слова, называющие природные явления. | Текущий. Фронтальный. | |
6. | Какой лес без чудес. Образные названия растений. Диалектные слова. | 1 | Слова, называющие и характеризующие виды русского леса, части леса и растения леса. Образные названия растений. Диалекты Донского края. | Распознают слова, называющие растения. | Текущий. Фронтальный. Самоконтроль. | |
7. | Дело мастера боится. Историзмы и архаизмы профессий. Тест по теме: «Устаревшие слова». | 1 | Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры. Слова, называющие «исчезнувшие» профессии: ямщик, извозчик, коробейник, лавочник… | Распознают слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры. Учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами. | Текущий. Фронтальный. Работа в парах. | |
8. | Заиграйте, мои гусли… Историзмы и архаизмы названий музыкальных инструментов. | 1 | Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты Русские народные музыкальные инструменты: балалайка, гусли, гармонь… | Используют словарные статьи для определения лексического значения слова. | Текущий. Фронтальный. Взаимоконтроль. | |
9. | Что ни город, то норов. Этимология топонимов старинных русских городов. | 1 | Названия старинных русских городов. Сведения о происхождении гербов и названий старинных русских городов. | Находят сведения о старинных русских городах в различных информационных источниках. | Текущий. Фронтальный. Работа в группах. | |
10. | У земли ясно солнце, у человека – слово. Сказочные образы, эпитеты, сравнения. Списывание с творческим заданием. | 1 | Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Списывание отрывка фольклорного текста с творческим заданием. | Учатся подбирать и употреблять сравнения, эпитеты в устной и письменной речи; работают со словарем синонимов. | Текущий. Фронтальный. Самоконтроль. | |
11. | Проверочная работа по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее». | 1 | Контрольная работа по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее». | | Индивидуальный контроль. | |
12. | Анализ и коррекция ошибок. Презентация проектных работ по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее». | 1 | Особенности устного выступления. Проектные задания: «История моего имени и фамилии». Странички «Природного словаря». Откуда в русском языке это слово? Место, в котором я живу. Улицы, связанные с профессиями, на карте моего города.и т. д. | Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов. | Текущий. Фронтальный. Самоконтроль. | |
13. | Для чего нужны суффиксы? Многообразие и значение суффиксов русского языка. | 1 | Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка. (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). | Учатся различать по суффиксам различные оттенки значения слов. | Текущий. Фронтальный. Работа в парах. | |
14. | Особенности рода имён существительных в русском языке? Существительные общего рода: задира, непоседа… | 1 | Специфика грамматической категории рода имен существительных в русском языке. Существительные общего рода: задира, непоседа… | Учатся определять род существительных. | Текущий. Фронтальный. Самоконтроль. | |
15. | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? | 1 | Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа. | Учатся различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа. | Текущий. Фронтальный. Взаимоконтроль. | |
16. | Как изменяются имена существительные во множественном числе? Несклоняемые имена существительные. | 1 | Практическое овладение нормами употребления форм числа имен существительных (родительный падеж множественного числа). Несклоняемые имена существительные. | Учатся выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже. | Текущий. Фронтальный. Самоконтроль. | |
17. | Зачем в русском языке такие разные предлоги? | | Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных. | Учатся правильно и точно употреблять предлоги, образовывать предложно-падежных форм существительных. | Текущий. Фронтальный. Работа в парах. | |
18. | Проверочная работа по разделу «Язык в действии». | 1 | Контроль знаний. | | Индивидуальный контроль. | |
19. | Анализ и коррекция ошибок. Презентация проектных работ по разделу «Язык в действии». | 1 | Особенности устного выступления. | Приобретение опыта поиска информации. Учатся публичному выступлению. | Текущий. Фронтальный. Самоконтроль. | |
20. | Типы текстов. Текст – повествование. Характерные признаки текста-повествования. | 1 | Типы текстов. Текст – повествование. Характерные признаки текста-повествования. | Учатся определять типы текстов. Знакомятся с характерными признаками текста-повествования. | Текущий. Фронтальный. Самоконтроль. | |
21. | Структура текста-повествования. | 1 | Структура и особенности текста-повествования. | Знакомятся со структурой текста-повествования. | Текущий. Фронтальный. Взаимоконтроль. | |
22. | Творческая работа. Создание текста-повествования о путешествии по городам. | 1 | Создание текстов-повествований о путешествии по городам. | Создают текст-повествование. | Текущий. Фронтальный. Самоконтроль. | |
23. | Учимся редактировать тексты. | 1 | Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы. | Учатся редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок. | Текущий. Фронтальный. Работа в парах. | |
24. | Текст – рассуждение.Характерные признаки текста-рассуждения. | 1 | Текст – рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. | Знакомятся с характерными признаками текста-рассуждения. | Текущий. Фронтальный. Самоконтроль. | |
25. | Структура текста-рассуждения. | 1 | Структура и особенности текста-рассуждения. | Знакомятся со структурой и особенностями текста-рассуждения. | Текущий. Фронтальный. Самоконтроль. | |
26. | Проверочная работа по разделу: «Секреты речи и текста». | 1 | Контроль знаний. | | Индивидуальный контроль. | |
27. | Анализ и коррекция ошибок. Учимся редактировать тексты. | 2 | Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы. | Учатся редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок. | Текущий. Фронтальный. Работа в парах. | |
28. | Итоговая проверочная работа. | 1 | Контроль знаний. | | Индивидуальный контроль. | |
29. | Анализ и коррекция ошибок. Презентация проектных работ по разделу «Секреты речи и текста». | 2 | Особенности устного выступления. | Приобретение опыта поиска информации. Учатся публичному выступлению. | Текущий. Фронтальный. Самоконтроль. | |
30. | Презентация проектных работ по разделу «Секреты речи и текста». | 2 | Особенности устного выступления. | Приобретение опыта поиска информации. Учатся публичному выступлению. | Текущий. Фронтальный. Самоконтроль. | |
1 Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).