СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку 7.1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку 7.1»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №67»

«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

начальных классов

Протокол №

от « » июня 2020 года

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Школа №67»

Приказ №

от « » августа 2020 года


Руководитель МО:







Жабина Л.А.


Бараковский В.Ф.





Адаптированная рабочая программа


Учебного предмета «Родной (русский) язык»


1 час в неделю (всего 34 часа)


3 класс (Вариант 7.1)




Составитель:

учитель начальных классов

Шумаева Е.М.










Рязань 2020



Пояснительная записка


Адаптированная программа по родному (русскому) языку в 3 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разработана на основе следующих документов современного российского образования:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования и науки РФ № 1312 от 09.03.2004 г), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 01.02. 2012 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. N 253
    "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)

  5. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Школа № 67» города Рязани;

  6. Учебный план МБОУ «Школа № 67» города Рязани на 2020/2021 учебный год.


Программа разработана на основе авторской программы по родному (русскому) языку для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова.



Программа отражает содержание обучения предмету «Родной (русский) язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей учащихся раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Программа отражает содержание обучения предмету «Родной (русский) язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.1 образовательных потребностей раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Цель реализации адаптированной программыобучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программыобучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;

• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;

• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.

В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихсяс ЗПР заложеныдифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подходобучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты адаптированной программы обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:

• структуре адаптированной программы;

• условиям реализации адаптированной программы;

• результатам освоения адаптированной программы.

Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки адаптированной программыобучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:

-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

-прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу формирования адаптированной программыобучающихся с ЗПР положены следующие принципы:

• принципы государственной политики РФ в области образования1 (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

• онтогенетический принцип;

• принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;

• принцип целостности содержания образования.

• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

• принцип сотрудничества с семьей.

Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:

• расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

• осознание национального своеобразия русского языка;

• формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;

• овладение культурой межнационального общения;

• формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

• совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;

• совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

• совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования;

• обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

• приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

• совершенствование способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;

• изучение исторических фактов развития языка;

• расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);

Важнейшими ЗАДАЧАМИ курса являются:

• приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа;

• формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;

• расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира;

• формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.

• расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.

• расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 учебные недели в год.

В соответствии с календарным учебным графиком рабочая программа реализуется за 34 учебных часа в год.

Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

«Русский язык: прошлое и настоящее»:

  • Распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты).

  • Распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы.

  • Использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слов.

  • Понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.

  • Понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения.

  • Использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

«Язык в действии»:

  • Произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного).

  • Выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности.

  • Проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных.

  • Пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова.

  • Пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов.

«Секреты речи и текста»:

  • Различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

  • Владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога.

  • Использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения.

  • Владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа.

  • Анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами.

  • Создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

  • Оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

  • Соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста.

  • Приводить объяснения заголовка текста.

  • Редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.

Регулятивные УУД:

  • Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.

  • Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

  • Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.

  • Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

  • Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов.

  • Оценивать собственную успешность в выполнения заданий.


Познавательные УУД

  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.

  • Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.

  • Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

  • Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.

  • Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.

  • Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.


Коммуникативные УУД

  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

  • Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.

  • Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.

  • Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

  • Воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка.

  • Приобщение к литературному наследию русского народа.

  • Обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

  • Расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

  • Воспринимать историко-географический образ России (территория, границы, географические особенности, многонациональность, основные исторические события; государственная символика, праздники, права и обязанности гражданина.

  • Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию.

  • Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.


Содержание учебного предмета


п/п

Содержательные линии и их характеристика

Кол-во

часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты по предмету

Модели инструментария для оценки планируемых результатов

Базовый уровень

Повышенный (функциональный) уровень

1.


«Русский язык: прошлое и настоящее».


Расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов.

Взаимосвязь языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.


12 ч.

- распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим);

- распознавать слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений);

- распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник);

- распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь);

- понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

- различать эпитеты, сравнения;

- использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;

- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами


-употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта в современных ситуациях речевого общения;

-употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения


Самоконтроль и

взаимоконтроль при

изучении учебного

материала.

Наблюдение.

Самостоятельная работа по освоению программного материала.

Проверочная работа в ходе текущего оценивания.

Самоанализ и самооценка учащихся.

Текущая аттестация.

Устный опрос.

Контрольная работа.

Списывание с творческим заданием.


2.

«Язык в действии».


Наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

7 ч.

- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного)

- осознавать смыслоразличительную роль ударения;

- различать по суффиксам различные оттенки значения слов;

-владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных (родительный падеж множественного числа слов);

- владеть нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением);

- различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа


- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;

-редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок



Самоконтроль и

взаимоконтроль при

изучении учебного

материала.

Наблюдение.

Самостоятельная работа по освоению программного материала.

Проверочная работа в ходе текущего оценивания.

Самоанализ и самооценка учащихся.

Текущая аттестация.

Устный опрос.

Контрольная работа.



«Секреты речи и текста».



Совершенствование четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.


11 ч.

- строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;

- создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;

-создавать тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);


- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-давать оценку невежливому речевому поведению.

-использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

-знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);

-пользоваться основными способами правки текста.

-редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;

-анализировать типичную структуру рассказа


Самоконтроль и

взаимоконтроль при

изучении учебного

материала.

Наблюдение.

Самостоятельная работа по освоению программного материала.

Проверочная работа в ходе текущего оценивания.

Самоанализ и самооценка учащихся.

Текущая аттестация.

Устный опрос.

Контрольная работа.

Создание текста-повествования, текста-рассуждения.

Тематическое планирование


№п\п

Название темы (раздела)

Количество часов на изучение

Количество контрольных работ

Практические и лабораторные работы, экскурсии , проекты

( сочинения, изложения и др)

1.

«Русский язык: прошлое и настоящее».




12 ч.

1

Списывание с творческим заданием.

Контрольная работа по разделу: «Русский язык: прошлое и настоящее».

Презентация проектных работ

по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее».

2.

«Язык в действии».


7 ч.

1

Контрольная работа по разделу «Язык в действии».

Презентация проектных работ по разделу «Язык в действии».

3.

«Секреты речи и текста»


11 ч.

2

Творческая работа. Создание текста-повествования о путешествии по городам.

Творческая работа. Сочинение-рассуждение по пословице «При солнышке тепло, при матушке добро».

Контрольная работа по разделу: «Секреты речи и текста».

Итоговая контрольная работа.

Презентация проектных работ

по разделу «Секреты речи и текста.


Всего:

30 ч.

4






Календарно – тематическое планирование


урока


Тема

Кол-во часов

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

Виды, формы контроля

Дата

Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч)


1.

Где путь прямой, там не езди по кривой.

Правда, кривда, россказни в произведениях для детей.




1

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены особенности мировосприятия и отношений между людьми

Распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике.






Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.


2.

Кто друг прямой, тот брат родной.

Слова, связанные с отношениями между людьми.

1

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (друг – недруг,

брат – братство – побратим союзники, дружина)

Распознают слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми.

Текущий.

Фронтальный. Взаимоконтроль.


3.

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

Образные названия дождя.

Диалектные слова.

1

Слова, называющие природные явления: образные названия дождя. Диалекты Донского края.

Распознают слова, называющие природные явления.

Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.


4.

Сошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия снега.

Диалектные слова.

1

Слова, называющие природные

явления: образные названия снега. Диалекты Донского края.

Распознают слова, называющие природные явления.

Текущий.

Фронтальный. Взаимоконтроль


5.

Ветер без крыльев летает.

Образные названия ветра.

Диалектные слова.

1

Слова, называющие природные

явления: образные названия ветра. Диалекты Донского края.

Распознают слова, называющие природные явления.

Текущий.

Фронтальный.


6.

Какой лес без чудес.

Образные названия растений.

Диалектные слова.

1

Слова, называющие и характеризующие виды русского леса, части леса и растения леса.

Образные названия растений.

Диалекты Донского края.


Распознают слова, называющие растения.

Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.


7.

Дело мастера боится.

Историзмы и архаизмы профессий.

Тест по теме: «Устаревшие слова».

1

Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры. Слова, называющие «исчезнувшие» профессии: ямщик, извозчик, коробейник, лавочник…

Распознают слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры.

Учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.

Текущий.

Фронтальный. Работа в парах.


8.

Заиграйте, мои гусли…

Историзмы и архаизмы названий музыкальных инструментов.

1

Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты Русские народные музыкальные инструменты: балалайка, гусли, гармонь…

Используют словарные статьи для определения лексического значения слова.




Текущий.

Фронтальный. Взаимоконтроль.


9.

Что ни город, то норов.

Этимология топонимов старинных русских городов.

1

Названия старинных русских городов. Сведения о происхождении гербов и названий старинных русских городов.

Находят сведения о старинных русских городах в различных информационных источниках.

Текущий.

Фронтальный. Работа в группах.


10.

У земли ясно солнце, у человека – слово.

Сказочные образы, эпитеты, сравнения.

Списывание с творческим заданием.

1

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения

(например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Списывание отрывка фольклорного текста с творческим заданием.

Учатся подбирать и употреблять сравнения, эпитеты в устной и письменной речи; работают со словарем синонимов.


Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.


11.

Проверочная работа по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее».

1

Контрольная работа по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее».


Индивидуальный контроль.


12.

Анализ и коррекция ошибок.

Презентация проектных работ

по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее».

1

Особенности устного выступления.

Проектные задания:

  • «История моего имени и фамилии».

  • Странички «Природного словаря».

  • Откуда в русском языке это слово?

  • Место, в котором я живу. Улицы, связанные с профессиями, на карте моего города.и т. д.

Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.


Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.


13.

Для чего нужны суффиксы?

Многообразие и значение суффиксов русского языка.

1

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка. (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Учатся различать по суффиксам различные оттенки значения слов.










Текущий.

Фронтальный. Работа в парах.


14.

Особенности рода имён существительных в русском языке? Существительные общего рода: задира, непоседа…


1

Специфика грамматической категории рода имен существительных в русском языке. Существительные общего рода: задира, непоседа…

Учатся определять род существительных.







Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.


15.

Все ли имена существительные

«умеют» изменяться по числам?


1

Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа.



Учатся различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа.


Текущий.

Фронтальный. Взаимоконтроль.


16.

Как изменяются имена существительные во множественном числе?

Несклоняемые имена существительные.

1

Практическое овладение нормами употребления форм числа имен существительных (родительный падеж множественного числа).

Несклоняемые имена существительные.




Учатся выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже.

Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.


17.

Зачем в русском языке такие разные предлоги?


Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных.

Учатся правильно и точно употреблять предлоги, образовывать предложно-падежных форм существительных.

Текущий.

Фронтальный. Работа в парах.


18.

Проверочная работа по разделу «Язык в действии».

1

Контроль знаний.


Индивидуальный контроль.


19.

Анализ и коррекция ошибок.

Презентация проектных работ

по разделу «Язык в действии».

1

Особенности устного выступления.

Приобретение опыта поиска информации. Учатся публичному выступлению.

Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.


20.

Типы текстов. Текст – повествование. Характерные признаки текста-повествования.

1

Типы текстов. Текст – повествование. Характерные признаки текста-повествования.

Учатся определять типы текстов. Знакомятся с характерными признаками текста-повествования.

Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.


21.

Структура текста-повествования.

1

Структура и особенности текста-повествования.

Знакомятся со

структурой текста-повествования.


Текущий.

Фронтальный. Взаимоконтроль.


22.

Творческая работа. Создание текста-повествования о путешествии по городам.

1

Создание текстов-повествований о путешествии по городам.


Создают текст-повествование.


Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.


23.

Учимся редактировать тексты.

1

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы.

Учатся редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок.

Текущий.

Фронтальный. Работа в парах.


24.

Текст – рассуждение.Характерные признаки текста-рассуждения.

1

Текст – рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения.

Знакомятся с характерными признаками текста-рассуждения.

Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.


25.

Структура текста-рассуждения.

1

Структура и особенности текста-рассуждения.

Знакомятся со структурой и особенностями текста-рассуждения.

Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.


26.

Проверочная работа по разделу: «Секреты речи и текста».

1

Контроль знаний.


Индивидуальный контроль.


27.

Анализ и коррекция ошибок.

Учимся редактировать тексты.

2

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы.

Учатся редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок.

Текущий.

Фронтальный. Работа в парах.


28.

Итоговая проверочная работа.

1

Контроль знаний.


Индивидуальный контроль.


29.

Анализ и коррекция ошибок.

Презентация проектных работ

по разделу «Секреты речи и текста».

2

Особенности устного выступления.

Приобретение опыта поиска информации. Учатся публичному выступлению.

Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.


30.

Презентация проектных работ

по разделу «Секреты речи и текста».

2

Особенности устного выступления.

Приобретение опыта поиска информации. Учатся публичному выступлению.

Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.



1 Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!