Пояснительная записка.
Рабочая программа по родном языку «Адыгэбзэ».
Родной язык предназначен для учащихся 5-9-х классов общеобразовательных
организаций с русским языком обучения.
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной образовательной программы основного общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 г. федерального учебно - методического объединения по общему образованию), с учетом основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Содержание Программы входит в этнокультурный компонент и учитывает основные положения Законов Карачаево‑Черкесской Республики: № 53‑РЗ от 28.12.2001 г. «О языках народов Карачаево‑Черкесской Республики» и № 72‑РЗ от 06.12.2013 г. «Об отдельных вопросах в сфере образования на территории Карачаево‑Черкесской Республики».
Планирование ориентировано на учебник «Адыгэбзэ». 8 класс. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. (Урусов Х. Ш, Тамбиев Б. А.) – г. Нальчик. «Издательство «Эльбрус». 2013г.
В Программе определены ценности, цели и задачи изучения учебного предмета «Адыгэбзэ», его место в учебном плане, планируемые результаты обучения, содержание предмета, а также представлено тематическое планирование и требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса.
Содержание предмета.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры родного народа, средством приобщения к богатствам черкесской культуры и литературы.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования является усвоение содержания предмета «Адыгэбзэ», достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Основными задачами обучения родному языку в общеобразовательных организациях с обучением на русском языке (для учащихся, изучающих родной язык) являются:
- усиление мотивации к изучению родного языка, заложенной в начальных классах, уважительное отношение к своей национальности, его истории и культуре, а также воспитание положительного отношения к представителям других национальностей и их духовному наследию;
- последовательное обучение в соответствии со всеми видами речевой деятельности и разделами кабардино-черкесского языкознания;
- освоение различных способов искусства общения; обучение красивому и грамотному общению на родном языке;
- совершенствование умений и навыков устной и письменной речи, научить пользоваться всеми возможностями родного языка в повседневной жизни;
- беспрерывное получение знаний и накопление опыта коммуникации посредством родного языка;
- формирование навыков использования родного языка как средства получения знаний по другим предметам;
- привлечение учащихся к изучению наследия адыгской национальной культуры;
- на уроках родного языка учитывать взаимосвязь образовательных и воспитательных задач;
- обратить внимание на воспитательное значение при выполнении письменных работ (изложений и сочинений);
- совершенствование логического мышления учащихся, умение связно, доступно и последовательно излагать свои мысли на родном языке в устной и письменной форме;
- совершенствование умений и навыков чтения, письма, работы с учебником, дополнительной и справочной литературой;
- проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах кабардино-черкесского литературного языка.
8 КЛАСС (68 ч.)
Синтаксис. Пунктуация
Словосочетание
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слово.
Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Синтаксический разбор словосочетания.
Логическое ударение.
Предложение. Главные члены предложения
Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания.
Виды предложений по цели высказывания. Предложения простые и сложные. Грамматическая основа предложения.
Двусоставные и односоставные предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Порядок слов в предложении.
Сказуемое. Способы выражения сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.
Подлежащее. Способы выражения подлежащего.
Второстепенные члены предложения
Дополнение. Прямое и косвенное дополнение. Способы выражения дополнений.
Определение. Способы выражения определений. Согласованное и несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении.
Обстоятельства. Его основные значения и способы выражения. Классификация обстоятельств: места и времени, обстоятельства образа действия, цели, причины, меры и степени.
Синтаксический разбор двусоставного предложения.
Односоставные простые предложения
Классификация односоставных предложений в зависимости от главного члена.
Классификация односоставных предложений с главным членом – сказуемым. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Безличные односоставные предложения.
Односоставные предложения с главным членом – подлежащим. Назывное предложение.
Понятие о неполных предложениях. Использование неполных предложений в беседе (диалоге).
Синтаксический разбор односоставных предложений.
Предложения с однородными членами
Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами предложения.
Сочетание сказуемого с однородными подлежащими.
Синтаксический разбор предложений с однородными членами.
Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями)
Обращение нераспространенное и распространенное. Знаки препинания при обращениях.
Вводные слова (словосочетания). Вводные предложения. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях.
Предложения с обособленными и уточняющими членами
Понятие об обособлении. Обособленные обстоятельства. Обособленные определения и приложения. Обособленные дополнения. Уточняющие члены предложения. Знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксический разбор предложений с обособленными членами.
Результаты освоения курса:
Личностные результаты:
понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей черкесского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту родного языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли родного языка как национального языка черкесского народа, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
К концу 8 класса обучающийся научится:
- находить в тексте словосочетания, определять главное и зависимое слово, способ связи слов в словосочетании, отличать словосочетание от предложения, проводить синтаксический разбор словосочетания;
- различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений, устанавливать верный порядок слов в предложении, ставить логическое ударение;
- различать односоставные и двусоставные предложения, распознавать простые глагольные и простые именные сказуемые, составные глагольные и составные именные сказуемые, характеризовать способы выражения подлежащего;
- комментировать выделение в предложении второстепенных членов по их признакам, распознавать в тексте прямое и косвенное дополнение;
- распознавать определение, способы выражения определений, различать согласованное и несогласованное определение, различать приложение как разновидность определения, расставлять знаки препинания при приложении;
- распознавать в тексте обстоятельства, их основные значения и способы выражения, различать обстоятельства места и времени, образа действия, цели, причины;
- моделировать односоставные и двусоставные предложения разных типов и использовать их в речевой практике, заменять односоставные предложения двусоставными, следить за изменением содержания предложения;
- сопоставлять и разграничивать предложения определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные односоставные предложения, находить в тексте неполные предложения, проводить синтаксический разбор односоставных и двусоставных предложений;
- разграничивать однородные и неоднородные члены, находить в тексте однородные члены предложения, в том числе связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией, комментировать сочетание сказуемого с однородными подлежащими, употреблять обобщающие слова при однородных членах предложения, соблюдать правила пунктуации, проводить синтаксический разбор предложений с однородными членами;
- понимать основные функции обращения, различать обращение нераспространенное и распространенное, правильно интонировать предложения с обращениями, моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения;
- различать вводные слова и члены предложения, пользоваться вводными словами в речи для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания и т. д., соблюдать интонацию и пунктуацию в предложениях с вводными словами;
- владеть основными правилами пунктуации при выделении обособленных членов предложения, определять виды обособления, выделять в тексте обособленные дополнения, определения, приложения, уточняющие члены предложения, интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, проводить синтаксический разбор предложений с обособленными членами.
Родной язык. 8 класс.
Тематическое планирование. Базовый уровень (2 часа в неделю) (68 ч.)
№ п/п | Тема урока | Цели и задачи урока | Кол – во часов | Сроки. Дано | Факт. |
1 | Повторение. Фонетика. Графика. Лексика. | Различать гласные и согласные звуки. Уметь различать смысл многозначных слов, прямое и переносное значение слов. лексический разбор слова. | 1 | | |
2 | Словообразование. Морфология. | Словообразование, их правописание Основные способы словообразования, морфемный разбор слова. | 1 | | |
3 | Орфография | Чередование гласных, согласных в корне слова | 1 | | |
4 | Контрольный диктант №1 теме «Повторение» | Систематизация знаний, контроль. Проверка степени знаний учащихся по пройденным материалам 7 класса. | 1 | | |
5 | Словосочетание. Предложение. | Словосочетание как единица синтаксиса; грамматические средства связи в словосочетании; главное и зависимое слово в словосочетании; виды словосочетаний. | 1 | | |
6 | Согласование. Управление. | Познакомить учащихся с видами подчинительной связи (согласование, управление). | 1 | | |
7 | Р/р. Изложение | Учить детей передавать смысл текста; формировать умение формулировать основную мысль текста, отбирать в исходном тексте основное, производить исключение и обобщение. | 2 | | |
8 | Примыкание. | Познакомить учащихся с видами подчинительной связи (примыкание). | 1 | | |
9 | Логическое ударение | Познакомить учащихся с логическим ударением, научиться определять логическое ударение. | 1 | | |
10 | Контрольный диктант №2 с гр. заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация» | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. | 1 | | |
11 | Простое предложение. Односоставные и двусоставные предложения. | Проанализировать и повторить материал по структуре простого предложения; грамматической основе предложения. | 1 | | |
12 | Распространенные и нераспространенные предложения. | Познакомить учащихся с понятием распространенности; развивать навык и умение отличать распространенные предложения от нераспространенных. | 1 | | |
13 | Р/р. Сочинение № 2 | Развивать навыки письменной речи, умение излагать свои мысли четко и лаконично; отработать навыки построения предложения. | 2 | | |
14 | Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое | Обобщить знания учащихся о сказуемом, полученные в 5—7 классах по теме «Сказуемое», отработать умения: а) выделять сказуемое в предложении; б) различать простое глагольное сказуемое; в) определять части речи в роли сказуемого. | 1 | | |
15 | Составное глагольное, именное сказуемое | Закрепить навык вычленения из текста сказуемого как главного члена предложения, объяснить принципы образования составного глагольного сказуемого. | 2 | | |
16 | Согласование сказуемого с подлежащим | Познакомить учащихся с согласованием сказуемого с подлежащим. | 2 | | |
17 | Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения» | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала по теме «Главные члены предложения» | 1 | | |
18 | Р/р. Изложение | Учить детей передавать смысл текста; формировать умение формулировать основную мысль текста, отбирать в исходном тексте основное, производить исключение и обобщение. | 2 | | |
19 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | Показать роль второстепенных членов в предложении, повторить на уроке (усвоить) три группы второстепенных членов: дополнения, определения, обстоятельства. | 1 | | |
20 | Определение | Закрепить знания учащихся по теме по теме «Определение», способы выражения определения, дать понятие согласованных и несогласованных определений. | 1 | | |
21 | Приложение | Познакомить учащихся с особой группой определений — приложением; раздельным и дефисным написанием приложений. | 1 | | |
22 | Обстоятельство. Обстоятельство места и времени | Проверить и систематизировать сведения об обстоятельствах за 5 - 7 кл., научить различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения. | 1 | | |
23 | Р/р. Сочинение. | Развивать навыки письменной речи, умение излагать свои мысли четко и лаконично; отработать навыки построения предложения. | 2 | | |
24 | Обстоятельство причины и цели | Познакомить учащихся с обстоятельствами причины и цели, научить различать виды обстоятельств. | 1 | | |
25 | Обстоятельство образа действия | Познакомить учащихся с обстоятельствами образа действия, научить различать виды обстоятельств. | 1 | | |
26 | Контрольный диктант № 4 с гр. заданием по теме «Второстепенные члены предложения» | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала по теме «Второстепенные члены предложения». Проверить умения и навыки по изученной теме. | 1 | | |
27 | Закрепление | Закрепить порядок и структуру разбора двусоставного предложения, повторить функцию главных и второстепенных членов предложения. | 1 | | |
28 | Односоставные предложения | Проверить прочность знаний учащихся по определению односоставного и двусоставного предложений, уметь определять типы выражения главных членов в односоставном предложении. | 1 | | |
29 | Определенно - личные предложения | Дать понятие определенно-личных предложений, научить находить определенно-личные предложения в тексте и уметь создавать собственные определенно-личные предложения. | 1 | | |
30 | Безличные предложения | Дать понятие о безличном предложении, отработать умения и навыки учащихся узнавать безличные предложения. | 1 | | |
31 | Назывные предложения | Дать понятие назывного предложения, научить детей определять назывные предложения, создавать самим назывные предложения. | 1 | | |
32 | Неполные предложения | Дать понятие «неполное предложение», объяснить условия его применения в тексте; показать различие неполных и назывных предложений. | 1 | | |
33 | Закрепление | Закрепить знания и умения по теме «Односоставное предложение», навык применении терминологии по теме. | 1 | | |
34 | Р/р. Изложение | Развивать связную речь учащихся, отработать умения создавать текст-описание, обогащать словарь учащихся, развивать умение находить опорные слова в тексте. | 2 | | |
35 | Понятие об однородных членах | Повторить и обобщить сведения об однородных членах предложения, изученных ранее; сообщить новую информацию о способах выражения однородных членов. | 1 | | |
36 | Однородные определения | Показать различия однородных и неоднородных определений, формировать навыки различать однородные и неоднородные определения в тексте. | 1 | | |
37 | Союзы при однородных членах | Закрепить навыки постановки знаков препинания при бессоюзной и союзной связи однородных членов предложения. | 1 | | |
38 | Обобщающее слово при однородных членах предложения. | Познакомить учащихся с обобщающим словом при однородных членах предложения, отработать умение грамотно ставить знаки препинания при обобщающем слове. | 1 | | |
39 | Согласование однородного сказуемого с подлежащим. | Познакомить учащихся с согласование однородного сказуемого с подлежащим. | 2 | | |
40 | Р/р. Сочинение по картине | Развивать навыки письменной речи, умение излагать свои мысли четко и лаконично; отработать навыки построения предложения. | 2 | | |
41 | Порядок слов в предложении | Познакомить учащихся с порядок слов в предложении, научить грамотно использовать полученные знания на практике. | 1 | | |
42 | Закрепление | Закрепить знания по изученной теме, убедиться в прочности усвоения материала, в грамотном использовании знаков препинания и союзов при однородных членах предложения. | 1 | | |
43 | Контрольный диктант № 5 «Предложения с однородными членами» | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала по теме «Предложения с однородными членами». Проверить умения и навыки по изученной теме. | 1 | | |
44 | Обращение | Дать понятие обращения, закрепить навыки применения знаков препинания при обращении. | 1 | | |
45 | Вводные слова и словосочетания | Дать понятие о вводных конструкциях и их обособлении, научить правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами. | 1 | | |
46 | Вводные предложения | Познакомить учащихся со вставными конструкциями, научить различать вводные слова и вводные предложения, развивать умения грамотного употребления вводных конструкций в устной или письменной речи. | 1 | | |
47 | Р/р. Изложение | | 2 | | |
48 | Понятие об обособлении | Дать понятие обособления; уточнить, какие члены предложения подлежат обособлению; особенности обособления в письменной и устной речи. | 1 | | |
49 | Обособленные обстоятельства | Повторить материал об обособлении деепричастия и деепричастного оборота, отработать умения определять границы деепричастного оборота. | 2 | | |
50 | Обособленные определения | Познакомить учащихся с понятием «обособленные определения», отработать навык определения согласованных и несогласованных определений. | 2 | | |
51 | Р/р. Сочинение | Развивать навыки письменной речи, умение излагать свои мысли четко и лаконично; отработать навыки построения предложения. | 1 | | |
52 | Приложение | Формировать умение учащихся обособлять приложения, отработать навыки постановки знаков препинания при выделении приложения (условия обособления приложения). | 1 | | |
53 | Обособленные дополнения | Познакомить учащихся с понятием «обособленные дополнения», отработать навык определения обособленных дополнений | 1 | | |
54 | Закрепление | Закрепить знания по изученной теме, убедиться в прочности усвоения материала, в грамотном использовании знаков препинания при обособлении. | 1 | | |
55 | Контрольный диктант № 6. С грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения» | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала по теме «Обособленные члены предложения». Проверить умения и навыки по изученной теме. | 1 | | |
56 | Повторение | Повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные в 8 классе. | 1 | | |
Перечень учебно-методического обеспечения. 8 класс
1. Урусов Х. Ш., Тамбиев Б. А. Кабардинский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - Нальчик. «Эльбрус» 2013.
2. Анзорова С.П., Кантемирова Б.А. Сборник упражнений по развитию речи. - Карачаевск, 2007
3. Бакова М.И. Учебный словарь антонимов кабардино-черкесского языка. - Карачаевск, 2011
4. Кантемирова Б.А. Пособие для письменных работ. - Черкесск, 2005
5. Кантемирова Б.А. Сборник упражнений по лексике и фразеологии. Учебное пособие. - Черкесск, 2011
6. Кантемирова Б.А., Адышесова М.Р. Методические рекомендации для учителей черкесского языка и литературы в средних и старших классах. - Черкесск, 2009.
7. Кантемирова Б.А., Эльмесова Л.А. Контрольно-измерительный материал по кабардино-черкесскому языку для учащихся 5-9 классов. - Нальчик. 2012.
8. Таов Ж. К., Унатлоков В. Х. Сборник диктантов и изложений по кабардино-черкесскому языку для учащихся 5-9 классов. - Нальчик. 2013.
9. Балова Л.Ф. Сборник изложений и сочинений по кабардино-черкесскому языку для учащихся 5-9 классов. - Нальчик. 2008.
Перечень контрольных работ
Контрольных диктантов
6
Контрольный диктант №1 «Нэгумэ Шорэ» с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного материала в 5-7 классах».
Контрольный диктант №2 «Бжэндэхъу уэрэд» с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».
Контрольный диктант №3 «Къурш ажэхэр» с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения».
Контрольный диктант №4 «Дато» с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения».
Контрольный диктант №5 «Экскурс» с грамматическим заданием по теме «Предложения с однородными членами».
Контрольный диктант №6. «И хэкум» с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения».
Контрольных сочинений
4
Контрольное сочинение – рассуждение № 1на тему «Лэжьыгъэ».
Контрольное сочинение – рассуждение № 2 на тему «Компьютерым и сэбэпымрэ и зэранымрэ»
Контрольное сочинение по картине № 3 «Осенние дожди (Бжьыхьэ уэшххэр)» Попков В. Е.
Контрольное сочинение – описание № 4 «Си къуажэ».
Контрольных изложений
4
Контрольное подробное изложение №1 по тексту «Шэджагъуашхэм и уасэр.
Контрольное сжатое изложение №2 по тексту «Хьэчим и лъэрэз».
Контрольное выборочное изложение №3 по тексту «Шыхэпщ».
Контрольное изложение № 4 с элементами сочинения по тексту «Трамвайм къыщыхъуар» и выборочным темам к нему.