СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному языку в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному языку в 8 классе»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по родном языку «Адыгэбзэ».

Родной язык предназначен для учащихся 5-9-х классов общеобразовательных

организаций с русским языком обучения.


Программа составлена на основе Федерального государственного образова­тельного стандарта и примерной образовательной программы основного общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 г. федерального учебно - методического объединения по общему образованию), с учетом основных поло­жений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра­жданина России. Содержание Программы входит в этнокультурный компонент и учитывает основные положения Законов Карачаево‑Черкесской Республики: № 53‑РЗ от 28.12.2001 г. «О языках народов Карачаево‑Черкесской Республики» и № 72‑РЗ от 06.12.2013 г. «Об отдельных вопросах в сфере образования на терри­тории Карачаево‑Черкесской Республики».

Планирование ориентировано на учебник «Адыгэбзэ». 8 класс. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. (Урусов Х. Ш, Тамбиев Б. А.) – г. Нальчик. «Издательство «Эльбрус». 2013г.

В Программе определены ценности, цели и задачи изучения учебного предмета «Адыгэбзэ», его место в учебном плане, планируемые результаты обучения, со­держание предмета, а также представлено тематическое планирование и требова­ния к материально-техническому обеспечению образовательного процесса.


Содержание предмета.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры родного народа, средством приобщения к богатствам черкесской культуры и литературы.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования является усвоение содержания предмета «Адыгэбзэ», достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Основными задачами обучения родному языку в общеобразовательных организациях с обучением на русском языке (для учащихся, изучающих родной язык) являются:

- усиление мотивации к изучению родного языка, заложенной в начальных классах, уважительное отношение к своей национальности, его истории и культуре, а также воспитание положительного отношения к представителям других национальностей и их духовному наследию;

- последовательное обучение в соответствии со всеми видами речевой деятельности и разделами кабардино-черкесского языкознания;

- освоение различных способов искусства общения; обучение красивому и грамотному общению на родном языке;

- совершенствование умений и навыков устной и письменной речи, научить пользоваться всеми возможностями родного языка в повседневной жизни;

- беспрерывное получение знаний и накопление опыта коммуникации посредством родного языка;

- формирование навыков использования родного языка как средства получения знаний по другим предметам;

- привлечение учащихся к изучению наследия адыгской национальной культуры;

- на уроках родного языка учитывать взаимосвязь образовательных и воспитательных задач;

- обратить внимание на воспитательное значение при выполнении письменных работ (изложений и сочинений);

- совершенствование логического мышления учащихся, умение связно, доступно и последовательно излагать свои мысли на родном языке в устной и письменной форме;

- совершенствование умений и навыков чтения, письма, работы с учебником, дополнительной и справочной литературой;

- проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах кабардино-черкесского литературного языка.



8 КЛАСС (68 ч.)

Синтаксис. Пунктуация

Словосочетание

Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слово.

Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Синтаксический разбор словосочетания.

Логическое ударение.

Предложение. Главные члены предложения

Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания.

Виды предложений по цели высказывания. Предложения простые и сложные. Грамматическая основа предложения.

Двусоставные и односоставные предложения.

Распространенные и нераспространенные предложения.

Порядок слов в предложении.

Сказуемое. Способы выражения сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.

Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

Второстепенные члены предложения

Дополнение. Прямое и косвенное дополнение. Способы выражения дополнений.

Определение. Способы выражения определений. Согласованное и несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении.

Обстоятельства. Его основные значения и способы выражения. Классификация обстоятельств: места и времени, обстоятельства образа действия, цели, причины, меры и степени.

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

Односоставные простые предложения

Классификация односоставных предложений в зависимости от главного члена.

Классификация односоставных предложений с главным членом – сказуемым. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Безличные односоставные предложения.

Односоставные предложения с главным членом – подлежащим. Назывное предложение.

Понятие о неполных предложениях. Использование неполных предложений в беседе (диалоге).

Синтаксический разбор односоставных предложений.

Предложения с однородными членами

Однородные члены предложения, их признаки. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами предложения.

Сочетание сказуемого с однородными подлежащими.

Синтаксический разбор предложений с однородными членами.

Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями)

Обращение нераспространенное и распространенное. Знаки препинания при обращениях.

Вводные слова (словосочетания). Вводные предложения. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях.

Предложения с обособленными и уточняющими членами

Понятие об обособлении. Обособленные обстоятельства. Обособленные определения и приложения. Обособленные дополнения. Уточняющие члены предложения. Знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксический разбор предложений с обособленными членами.


Результаты освоения курса:

Личностные результаты:

  1. понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей черкесского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту родного языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Предметные результаты:

  1. представление об основных функциях языка, о роли родного языка как национального языка черкесского народа, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. освоение базовых основ лингвистики;

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

  7. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

К концу 8 класса обучающийся научится:

- находить в тексте словосочетания, определять главное и зависимое слово, способ связи слов в словосочетании, отличать словосочетание от предложения, проводить синтаксический разбор словосочетания;

- различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений, устанавливать верный порядок слов в предложении, ставить логическое ударение;

- различать односоставные и двусоставные предложения, распознавать простые глагольные и простые именные сказуемые, составные глагольные и составные именные сказуемые, характеризовать способы выражения подлежащего;

- комментировать выделение в предложении второстепенных членов по их признакам, распознавать в тексте прямое и косвенное дополнение;

- распознавать определение, способы выражения определений, различать согласованное и несогласованное определение, различать приложение как разновидность определения, расставлять знаки препинания при приложении;

- распознавать в тексте обстоятельства, их основные значения и способы выражения, различать обстоятельства места и времени, образа действия, цели, причины;

- моделировать односоставные и двусоставные предложения разных типов и использовать их в речевой практике, заменять односоставные предложения двусоставными, следить за изменением содержания предложения;

- сопоставлять и разграничивать предложения определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные односоставные предложения, находить в тексте неполные предложения, проводить синтаксический разбор односоставных и двусоставных предложений;

- разграничивать однородные и неоднородные члены, находить в тексте однородные члены предложения, в том числе связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией, комментировать сочетание сказуемого с однородными подлежащими, употреблять обобщающие слова при однородных членах предложения, соблюдать правила пунктуации, проводить синтаксический разбор предложений с однородными членами;

- понимать основные функции обращения, различать обращение нераспространенное и распространенное, правильно интонировать предложения с обращениями, моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения;

- различать вводные слова и члены предложения, пользоваться вводными словами в речи для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания и т. д., соблюдать интонацию и пунктуацию в предложениях с вводными словами;

- владеть основными правилами пунктуации при выделении обособленных членов предложения, определять виды обособления, выделять в тексте обособленные дополнения, определения, приложения, уточняющие члены предложения, интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, проводить синтаксический разбор предложений с обособленными членами.



Родной язык. 8 класс.

Тематическое планирование. Базовый уровень (2 часа в неделю) (68 ч.)


№ п/п

Тема урока

Цели и задачи урока

Кол – во часов

Сроки.

Дано

Факт.

1

Повторение. Фонетика. Графика. Лексика.

Различать гласные и согласные звуки. Уметь различать смысл многозначных слов, прямое и переносное значение слов. лексический разбор слова.

1



2

Словообразование. Морфология.

Словообразование, их правописание Основные способы словообразования, морфемный разбор слова.

1



3

Орфография

Чередование гласных, согласных в корне слова

1



4

Контрольный диктант №1 теме «Повторение»

Систематизация знаний, контроль. Проверка степени знаний учащихся по пройденным материалам 7 класса.

1



5

Словосочетание. Предложение.

Словосочетание как единица синтаксиса; грамматические средства связи в словосочетании; главное и зависимое слово в словосочетании; виды словосочетаний.

1



6

Согласование. Управление.

Познакомить учащихся с видами подчинительной связи (согласование, управление).

1



7

Р/р. Изложение

Учить детей передавать смысл текста; формировать умение формулировать основную мысль текста, отбирать в исходном тексте основное, производить исключение и обобщение.

2



8

Примыкание.

Познакомить учащихся с видами подчинительной связи (примыкание).

1



9

Логическое ударение

Познакомить учащихся с логическим ударением, научиться определять логическое ударение.

1



10

Контрольный диктант №2 с гр. заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация»

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков.

1



11

Простое предложение. Односоставные и двусоставные предложения.

Проанализировать и повторить материал по структуре простого предложения; грамматической основе предложения.

1



12

Распространенные и нераспространенные предложения.

Познакомить учащихся с понятием распространенности; развивать навык и умение отличать распространенные предложения от нераспространенных.

1



13

Р/р. Сочинение № 2

Развивать навыки письменной речи, умение излагать свои мысли четко и лаконично; отработать навыки построения предложения.

2



14

Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое

 Обобщить знания учащихся о сказуемом, полученные в 5—7 классах по теме «Сказуемое», отработать умения: а) выделять сказуемое в предложении; б) различать простое глагольное сказуемое; в) определять части речи в роли сказуемого.

1



15

Составное глагольное, именное сказуемое

Закрепить навык вычленения из текста сказуемого как главного члена предложения, объяснить принципы образования составного глагольного сказуемого.

2



16

Согласование сказуемого с подлежащим

Познакомить учащихся с согласованием сказуемого с подлежащим.

2



17

Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения»

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала по теме «Главные члены предложения»

1



18

Р/р. Изложение

Учить детей передавать смысл текста; формировать умение формулировать основную мысль текста, отбирать в исходном тексте основное, производить исключение и обобщение.

2



19

Второстепенные члены предложения. Дополнение

Показать роль второстепенных членов в предложении, повторить на уроке (усвоить) три группы второстепенных членов: дополнения, определения, обстоятельства.

1



20

Определение

 Закрепить знания учащихся по теме по теме «Определение», способы выражения определения, дать понятие согласованных и несогласованных определений.

1



21

Приложение

Познакомить учащихся с особой группой определений — приложением; раздельным и дефисным написанием приложений.

1



22

Обстоятельство. Обстоятельство места и времени

Проверить и систематизировать сведения об обстоятельствах за 5 - 7 кл., научить различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения.

1



23

Р/р. Сочинение.

Развивать навыки письменной речи, умение излагать свои мысли четко и лаконично; отработать навыки построения предложения.

2



24

Обстоятельство причины и цели

Познакомить учащихся с обстоятельствами причины и цели, научить различать виды обстоятельств.

1



25

Обстоятельство образа действия

Познакомить учащихся с обстоятельствами образа действия, научить различать виды обстоятельств.

1



26

Контрольный диктант № 4 с гр. заданием по теме «Второстепенные члены предложения»

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала по теме «Второстепенные члены предложения». Проверить умения и навыки по изученной теме.

1



27

Закрепление

Закрепить порядок и структуру разбора двусоставного предложения, повторить функцию главных и второстепенных членов предложения.

1



28

Односоставные предложения

Проверить прочность знаний учащихся по определению односоставного и двусоставного предложений, уметь определять типы выражения главных членов в односоставном предложении.

1



29

Определенно - личные предложения

Дать понятие определенно-личных предложений, научить находить определенно-личные предложения в тексте и уметь создавать собственные определенно-личные предложения.


1



30

Безличные предложения

 Дать понятие о безличном предложении, отработать умения и навыки учащихся узнавать безличные предложения.

1



31

Назывные предложения

Дать понятие назывного предложения, научить детей определять назывные предложения, создавать самим назывные предложения.

1



32

Неполные предложения

 Дать понятие «неполное предложение», объяснить условия его применения в тексте; показать различие неполных и назывных предложений.

1



33

Закрепление

Закрепить знания и умения по теме «Односоставное предложение», навык применении терминологии по теме.

1



34

Р/р. Изложение

 Развивать связную речь учащихся, отработать умения создавать текст-описание, обогащать словарь учащихся, развивать умение находить опорные слова в тексте.

2



35

Понятие об однородных членах

Повторить и обобщить сведения об однородных членах предложения, изученных ранее; сообщить новую информацию о способах выражения однородных членов.

1



36

Однородные определения

Показать различия однородных и неоднородных определений, формировать навыки различать однородные и неоднородные определения в тексте.

1



37

Союзы при однородных членах

Закрепить навыки постановки знаков препинания при бессоюзной и союзной связи однородных членов предложения.

1



38

Обобщающее слово при однородных членах предложения.

Познакомить учащихся с обобщающим словом при однородных членах предложения, отработать умение грамотно ставить знаки препинания при обобщающем слове.

1



39

Согласование однородного сказуемого с подлежащим.

Познакомить учащихся с согласование однородного сказуемого с подлежащим.

2



40

Р/р. Сочинение по картине

Развивать навыки письменной речи, умение излагать свои мысли четко и лаконично; отработать навыки построения предложения.

2



41

Порядок слов в предложении

Познакомить учащихся с порядок слов в предложении, научить грамотно использовать полученные знания на практике.

1



42

Закрепление

Закрепить знания по изученной теме, убедиться в прочности усвоения материала, в грамотном использовании знаков препинания и союзов при однородных членах предложения.

1



43

Контрольный диктант № 5 «Предложения с однородными членами»

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала по теме «Предложения с однородными членами». Проверить умения и навыки по изученной теме.

1



44

Обращение

Дать понятие обращения, закрепить навыки применения знаков препинания при обращении.

1



45

Вводные слова и словосочетания

Дать понятие о вводных конструкциях и их обособлении, научить правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами.

1



46

Вводные предложения

 Познакомить учащихся со вставными конструкциями, научить различать вводные слова и вводные предложения, развивать умения грамотного употребления вводных конструкций в устной или письменной речи.

1



47

Р/р. Изложение


2



48

Понятие об обособлении

Дать понятие обособления; уточнить, какие члены предложения подлежат обособлению; особенности обособления в письменной и устной речи.

1



49

Обособленные обстоятельства

Повторить материал об обособлении деепричастия и деепричастного оборота, отработать умения определять границы деепричастного оборота.

2



50

Обособленные определения

Познакомить учащихся с понятием «обособленные определения», отработать навык определения согласованных и несогласованных определений.

2



51

Р/р. Сочинение

Развивать навыки письменной речи, умение излагать свои мысли четко и лаконично; отработать навыки построения предложения.

1



52

Приложение

Формировать умение учащихся обособлять приложения, отработать навыки постановки знаков препинания при выделении приложения (условия обособления приложения).

1



53

Обособленные дополнения

Познакомить учащихся с понятием «обособленные дополнения», отработать навык определения обособленных дополнений

1



54

Закрепление

Закрепить знания по изученной теме, убедиться в прочности усвоения материала, в грамотном использовании знаков препинания при обособлении.

1



55

Контрольный диктант № 6. С грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения»

Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала по теме «Обособленные члены предложения». Проверить умения и навыки по изученной теме.

1



56

Повторение

Повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные в 8 классе.

1




Перечень учебно-методического обеспечения. 8 класс


1. Урусов Х. Ш., Тамбиев Б. А. Кабардинский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - Нальчик. «Эльбрус» 2013.

2. Анзорова С.П., Кантемирова Б.А. Сборник упражнений по развитию речи. - Карачаевск, 2007

3. Бакова М.И. Учебный словарь антонимов кабардино-черкесского языка. - Карачаевск, 2011

4. Кантемирова Б.А. Пособие для письменных работ. - Черкесск, 2005

5. Кантемирова Б.А. Сборник упражнений по лексике и фразеологии. Учебное пособие. - Черкесск, 2011

6. Кантемирова Б.А., Адышесова М.Р. Методические рекомендации для учителей черкесского языка и литературы в средних и старших классах. - Черкесск, 2009.

7. Кантемирова Б.А., Эльмесова Л.А. Контрольно-измерительный материал по кабардино-черкесскому языку для учащихся 5-9 классов. - Нальчик. 2012.

8. Таов Ж. К., Унатлоков В. Х. Сборник диктантов и изложений по кабардино-черкесскому языку для учащихся 5-9 классов. - Нальчик. 2013.

9. Балова Л.Ф. Сборник изложений и сочинений по кабардино-черкесскому языку для учащихся 5-9 классов. - Нальчик. 2008.


Перечень контрольных работ


Контрольных диктантов

6

Контрольный диктант №1 «Нэгумэ Шорэ» с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного материала в 5-7 классах».

Контрольный диктант №2 «Бжэндэхъу уэрэд» с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

Контрольный диктант №3 «Къурш ажэхэр» с грамматическим заданием по теме «Главные члены предложения».

Контрольный диктант №4 «Дато» с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения».

Контрольный диктант №5 «Экскурс» с грамматическим заданием по теме «Предложения с однородными членами».

Контрольный диктант №6. «И хэкум» с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения».


Контрольных сочинений

4

Контрольное сочинение – рассуждение № 1на тему «Лэжьыгъэ».

Контрольное сочинение – рассуждение № 2 на тему «Компьютерым и сэбэпымрэ и зэранымрэ»

Контрольное сочинение по картине № 3 «Осенние дожди (Бжьыхьэ уэшххэр)» Попков В. Е.

Контрольное сочинение – описание № 4 «Си къуажэ».


Контрольных изложений

4

Контрольное подробное изложение №1 по тексту «Шэджагъуашхэм и уасэр.

Контрольное сжатое изложение №2 по тексту «Хьэчим и лъэрэз».

Контрольное выборочное изложение №3 по тексту «Шыхэпщ».

Контрольное изложение № 4 с элементами сочинения по тексту «Трамвайм къыщыхъуар» и выборочным темам к нему.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!