Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа д.Курманаево
Муниципального района Аургазинский район РБ
Рассмотрено и принято на заседании ШМО Протокол № 1 от ________2020г | Согласовано Заместитель директора по УВР _________ А.Х.Алимбекова ___________2020 г | Утверждаю Директор школы ________Р.Р.Рафиков Приказ № от _______ г |
Рабочая программа
по предмету «Родной (татарский) язык»
для начального общего образования(1-4) классы
Сроки реализации:с 01.09.2020 по 31.05.2024г.
Рабочая программа составлена на основе программы начального общего образования татарский и русские языки 1-4 классы с татарским языком обучения Казань. Издательство «Магариф».2010 г.
Составитель : учитель начальных классов
Асфандиярова Римма Талгатовна
2020 год
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Родной язык:
воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Литературное чтение на родном языке:
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Родной (татарский) язык
Планируемые предметные результаты освоения с учетом общих требований Стандарта и специфики учебного предмета «Родной (татарский) язык» должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования:
овладение первоначальными знаниями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства народов Российской Федерации;
осознание языка как значимой части национальной культуры, как средства общения между разными народами;
воспитание позитивного отношения к овладению литературными нормами устной и письменной речи;
овладение орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами татарского языка, первоначальными сведениями о татарском речевом этикете, умение выборочного использования языкового материала, необходимого для коммуникации в объеме изученного программного материала;
использование полученных знаний по татарскому языку в познавательной и коммуникативной деятельности при различных жизненных ситуациях (в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях).
В результате усвоения татарского языка учащиеся осознают язык как средство коммуникации, как национально-культурный феномен. К концу 4-го класса они воспринимают владение нормами устной и письменной речи по родному языку как показатель развития общей культуры человека.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного контроля, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
1-й класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к учебе в школе, к предмету «Родной (татарский) язык»;
представление о причинах успеха в учебе;
осознание сути новой социальной роли – ученика: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Родной язык и литературное чтение на родном языке», отвечать на вопросы учителя (учебника), активно участвовать в беседах и дискуссиях;
элементарные навыки сотрудничества: освоение позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; соблюдение элементарных правил работы в группе, проявление доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и понимание того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого ученика.
Обучающийся получит возможность для формирования:
положительного отношения к школе;
первоначального представления о знании и незнании;
первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;
первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
понимания необходимости осознанного выполнения правил и норм школьной жизни;
бережного отношения к демонстрационным приборам, учебным моделям и др.
Метапредметные результаты
Познавательные
Обучающийся научится:
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
умению прослушать короткий информационный текст, получив представление о его содержании;
осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
принимать и сохранять учебную задачу.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач;
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;
составлять небольшие высказывания в устной форме.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
принимать участие в работе парами (группами); понимать задаваемые вопросы;
воспринимать различные точки зрения;
понимать необходимость вежливого общения с другими людьми;
контролировать свои действия в классе;
слушать партнера; не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
наблюдать за действиями других участников учебной деятельности;
формулировать свою точку зрения;
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
совместно со сверстниками определять задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта.
Регулятивные
Обучающийся научится:
принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
осознавать результат учебных действий; описывать результаты действий, используя математическую терминологию.
Обучающийся получит возможность научиться:
принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;
в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой (с помощью смайликов, разноцветных фишек), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их вербально.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
— построить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав, и составить упрощенную фонетическую транскрипцию слова;
— записывать слова и высказывания в тетради с вспомогательной разлиновкой в соответствии с нормами графики;
— выделять в процессе записи слова (высказывания) изученные орфограммы;
— записывать под диктовку и списывать несложный по содержанию и синтаксической структуре текст (25–30 слов), написание слов в котором не расходится с произношением, обозначая непосредственно в процессе письма ударный слог в каждом слове;
— контролировать и оценивать правильность собственной и чужой записи слова (высказывания), аргументируя свою оценку;
— строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.
Обучающийся получит возможность научиться:
проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
писать текст по диктовку;
давать фонетическую характеристику звуку;
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ, обратившись за помощью к учителю, родителям и др.
2 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры татарского народа;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса родного (татарского) языка;
способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.
Обучающийся получит возможность для формирования:
положительного отношения к школе;
первоначального представления о знании и незнании;
чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.
Метапредметные результаты
Познавательные
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
ориентироваться всоответствующих возрасту словарях и справочниках;
находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану;
владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки Интернета;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
критически оценивать получаемую информацию.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
владеть диалоговой формой речи;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные
Обучающийся научится:
осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
осуществлять самопроверку и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические ошибки.
Обучающиесяполучат возможность научиться:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
различать основные языковые средства (слово, предложение, текст);
практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты, включающие изученные орфограммы;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
соблюдать нормы татарского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
3класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
осознание себя учеником, выражающееся в интересе к другим ученикам и учителям и желании следовать принятым нормам поведения в школе и дома;
осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения и неотъемлемой частью национальной культуры;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Метапредметные результаты
Познавательные
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
различать способ и результат действия;
умению прослушать короткий информационный текст, получив представление о его содержании;
осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач;
способность различать себя (как личность) и результат своей работы;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
использовать речь для регуляции своего действия;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
умению участвовать в коллективно-распределённом диалоге и работать в группе при решении учебно-практических задач;
умению показать готовность группы к следующему этапу работы;
умению пользоваться справочной литературой (словарями, справочниками) с целью установления норм правописания и произношения;
вместе с другими учениками составлять план наблюдения (знаково-символический) за наблюдаемой языковой единицей;
признавать существования у людей различных точек зрения по обсуждаемому вопросу;
умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы,
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Регулятивные
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
умению оценивать результат своей работы;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
принимать оценку учителем и одноклассником результата своей работы;
сравнивать результат своей работы с предложенным образцом;
способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых языковых единиц;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
в сотрудничестве с учителем преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
различать предложение, словосочетание, слово;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
соблюдать нормы родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу;
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
4класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
способность оценивать личностные качества одноклассников, такие как товарищество, организованность, умение отстаивать свою точку зрения, самостоятельность;
способность понимать другого человека, становится в позицию другого человека и рассматривать свои действия и их результат с точки зрения этого человека;
способность к критическому мышлению, умение формировать собственное мнение по поводу того или иного предмета, сопоставлять его с другими мнениями, уважать их;
объективно и самокритично оценивать свои достижения;
способность следить за собственной речью, оценивать ее с точки зрения правильности, точности, богатства, выразительности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.
Метапредметные результаты
Познавательные
Обучающийся научится:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
принимать и сохранять учебную задачу;
умению обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления;
умение пользоваться справочной литературой (словарями, справочниками) с целью установления норм правописания и произношения (или каких-либо иных норм и точных сведений), нахождения нужной информации (определений, правил, исключений из них и т.п.);
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
проводить сравнение изучаемых языковых объектов по заданным критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
признавать существования у людей различных точек зрения по обсуждаемому вопросу;
умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные
Обучающийся научится:
обучать составлению плана и последовательности действий решения учебной проблемы совместно с учителем;
учить работать с планом, сверяя свои действия с целью, корректировать свою работу, вносить необходимые дополнения в работу;
формировать умение объективно оценивать свою работу в диалоге с учителем и одноклассниками;
формирование волевой саморегуляции как способности к преодолению препятствий.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Предметные.
Обучающийся научится:
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении;
оценивать уместность использования слов в тексте;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, подбирать примеры с определённой орфограммой;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
сопоставлять различные точки зрения;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи);
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
2. Содержание учебного предмета , курса.
Материал учебного предмета «Родной (татарский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (1-4 классы) структурирован в соответствии с видами речевой деятельности и следующими разделами языкознания: фонетика и орфография, лексикология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи.
Аудирование.
Понимание содержания прослушанного текста, ответы на вопросы по его содержанию, проведение беседы с целью определения основной мысли текста.
Говорение.
Использование изученных языковых единиц с учетом речевой ситуации. Составление диалогической и монологической речи с соблюдением орфоэпических и интонационных норм родного языка. Использование образцов татарского речевого этикета по различным темам в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях.
Чтение.
Понимание содержания прочитанного текста с соблюдением орфоэпических норм, определением логического ударения. Определение темы и основной мысли текста.
Письмо.
Формирование навыков письма букв, звукосочетаний, слогов, слов и предложений. Письмо под диктовку и переписывание текста на изученное правило. Составление небольшого письменного текста на основе просмотренной картины (рисунка) или видеозаписи, с привлечением увиденного (услышанного) материала.
Фонетика.
Звуки речи. Выделение отдельных гласных и согласных из прослушанного слова. Определение количества и последовательности букв и звуков. Сравнение слов, отделяющихся друг от друга одним или несколькими буквами (звуками).
Определение гласных и согласных, твердых и мягких, ударных и безударных, звонких и глухих согласных.
Слог. Деление слова на слоги. Определение ударного слога.
Графика.
Понятие о буквах и звуках. Гласные и согласные звуки. Мягкие и твердые гласные и их буквенные обозначения. Сравнение мягкого и твердого произношения слов. Значение гласных в твердом и мягком произношении слов. Буквы е, ё, ю, я. Твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки.
Чтение.
Формирование послоговое, беглое чтение с соблюдением произносительных норм. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с соблюдением нужной интонации и паузы в соответствии с проставленными знаками препинания. Осознанное и выразительное чтение небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Письмо.
Выполнение гигиенических норм при письме. Овладение быстрыми и ритмичными движениями руки и пальцев при письме. Правописание строчных и заглавных букв. Письмо под диктовку слов и предложений, у которых не расходятся произношение и правописание. Осознание необходимости соблюдения при письме таких графических средств, как интервал между словами, проставление знака переноса между ними.
Слово и предложение.
Лексическое значение слова. Выделение слова из предложения. Наблюдение над порядком расположения слов в предложении. Изменение порядка слов в предложении.
Орфография. Ознакомление с правилами орфографии:
раздельное написание слов;
написание букв о и о в первом слоге татарских слов;
заглавная буква в начале предложения, знаки препинания - точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;
деление слов на слоги, перенос слов по слогам.
Развитие речи. Понимание содержания прочитанного или прослушанного текста. Составление небольших текстов с использованием сюжетных картин, на основе личных наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия.
Определение гласных и согласных звуков. Выделение ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных. Характеристика звуков: гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий- глухой. Деление на слоги. Произношение звуков и звукосочетаний с соблюдением орфоэпических норм современного литературного языка. Элементы фонетического анализа.
Г рафика.
Звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Употребление разделительных знаков (ъ и ь). Соотношение звуков и букв в словах с е, ё, ю, я. Интервал между словами, знак переноса. Знание татарского алфавита. Использование алфавита при работе со справочной литературой.
Лексика.
Слово как единство произносимого и значимого. Определение семантики слова по толковому словарю. Наблюдения над однозначными и многозначными словами, над употреблением речи синонимов и антонимов.Состав слова.
Понятие об однокоренных словах, их отличия от синонимов и омонимов. Определение корня слова и аффикса. Понятие о словообразовательных аффиксах. Выполнение упражнений с элементами словообразовательного анализа.
Морфология.
Понятие о частях речи. Имя существительное, его значение и употребление в речи. Вопросы имен существителных. Определение имен существительных, отвечающих на вопросы кем? нэрсэ? Собственные и нарицательные имена. Формы единственного и множественного числа. Названия и вопросы падежей. Склонение имен существительных. Имена с аффиксами притяжательное™. Выполнение упражнений на морфологический анализ существительных.
Имя прилагательное: его значение и употребление в речи. Вопросы прилагательных, выражение различных признаков предметов. Степени сравнений имен прилагательных. Выполнение упражнений на морфологический анализ имен прилагательных.
Местоимения. Понятие о местоимениях. Личные местоимения: значение, употребление в речи, формы единственного и множественного числа, склонение личных местоимений.
Глагол. Значение глагола и употребление в речи. Определение глаголов, отвечающих на вопросы нишли? (что делает?), нишлэде? (что делал?), нишлэр? (что будет делать?). Спряжение глаголов. Формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Утвердительная и отрицательная формы глаголов. Выполнение упражнений на морфологический анализ глаголов.
Наречие. Его значение, вопросы, употребление в речи.
Послелоги, их значение в речи.
Частицы да, дэ, та, тэ, гына, генэ, кына, кенэ, ук, ук, ич, бит. Правописание частиц.
Синтаксис.
Выделение слов, слосочетаний и предложений. Разные по цели высказывания предложения, знаки препинаний при них. Чтение различных коммуникативных предложений с соответствующей интонацией.
Понятие о главных членах предложения. Определение связи слов в словосочетаниях и предложениях с помощью наводящих вопросов.
Определение предложений с однородными членами с союзами Ъэм, э, лэкин. Составление собственных предложений с союзами и без них с интонацией перечисления.
Определение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация.
Формирование орфографической зоркости, уместное использование правил правописания:
правописание букв о, е, э;
правописание букв, обозначающих согласные звуки;
перенос слов;
заглавные буквы в начале предложения и в именах собственных;
разделительные знаки (ъ, ь);
твердые согласные [гъ], [къ];
обозначение в письме звука гамза - Ьэмзэ [ ’ ];
знаки препинания в конце предложения;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи.
Выражение своего мнения с учетом ситуации, цели и адресата общения. Аргументированное выражение своего мнения. Овладение основными элементами проведения беседы: вводное слово, поддержание темы и ее продолжение, привлечение внимания собеседника и т.д. Усвоение норм татарского речевого этикета в процессе повседневной учебной деятельности и во внеклассных мероприятиях: приветствие, прощание, извинение, благодарение, обращение с просьбой и др. Особенности татарского речевого этикета при общении с собеседником, уровень владения которого не всегда соотвествует требованиям программы. Составление собственных речевых (монологических) высказываний описательного или оценочного характера.
Текст.
Понятие о тексте. Семантическое единство предложений в тексте. Озаглавливание текста. Последовательность составляющих текста. Абзац. Составление плана по содержанию текста. Составление текста по предложенному плану. Особенности описательного, повествовательного текста.
Особенности составления письменных текстов с учетом пунктуальности, правдивости, выразительности описываемых событий (фактов).
Ознакомление с различными видами изложений и сочинений (без заучивания правил): изложение на основе полного или частичного использования предложенного текста, изложение с элементами сочинения, повествовательно-описательное сочинение и др.
1 КЛАСС(интегрировано с литературным чтением)
Добукварный период-8ч
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов Рисование бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий. Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Букварный период-42ч(интегрировано с литературным чтением)
Правильное начертание письменных прописных (заглавных) и строчных букв и их соединений. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Общее представление о предложении. Смысловая и интонационная законченность предложения. Смысловая связь слов в предложении (по вопросам). Роль предложения в речевом общении. Постепенный переход на скорописное письмо. Знакомство с правилами правописания и их применение: 1) раздельное написание слов; 2) прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; 3) перенос слов по слогам; 4) знаки препинания в конце предложения.
Послебукварный период-11ч
Алфавит, правильное название букв алфавита. Списывание текста. Оформление предложений в тексте.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение татарского языка и литературного чтения. Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения грамоте.
Татарский язык
Звуки и буквы-3ч
Звуки речи. Гласные звуки и их буквенные обозначения. Твёрдые и мягкие гласные звуки, парность-непарность гласных звуков. Различение гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных. Парные и непарные согласные звуки (буквы). Деление слов на слоги и определение их количества. Перенос слов по слогам. Классификация слов по количеству слогов. Нахождение и исправление ошибок, допущенные при делении слов на слоги.
Синтаксис-1ч
Выделение слов и предложений. Разные по цели высказывания предложения, знаки препинаний при них. Употребление прописной буквы в начале предложения. Понятие о главных членах предложения. (без введения терминологии).
Морфология-2ч
Группировка слов по частям речи. Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слова, называющие действия. Слова, называющие признаки. Служебные слова. (без введения терминологии). Имена собственные, употребление заглавной буквы в именах собственных.
Орфография-4ч
Ознакомление с правилами орфографии: написание буквы э (е) в словах; написание букв о и ө в первом слоге татарских слов. Буквы е, ю, я. Твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки. Твердые согласные [гъ], [къ] их буквенные обозначения ; Сонорные согласные [м], [н] [ң]; Согласные [в], [w] и их буквенные обозначения.
Развитие речи-1ч
Письмо под диктовку и переписывание текста на изученное правило. Составление предложений из предложенных слов. Составление небольшого письменного текста на основе просмотренной картины (рисунка) или видеозаписи, с привлечением увиденного (услышанного) материала.
Письмо по памяти загадок, пословиц, стихотворений.
2 КЛАСС
Фонетика и орфоэпия-15ч
Звуки и буквы. Гласные и согласные. Твердые и мягкие гласные. Сингармонизм. Буквы, обозначающие на письме согласные звуки. Различение звуков и букв. Гласные звуки.
Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую.
Согласные глухие и звонкие, парные и непарные. Буквы, обозначающие на письме согласные звуки. Специфичные звуки татарского языка [w], [гъ], [къ], [х], [ч]; [җ], [ң], [һ].
Правописание слов с буквами [я], [ю], [е]. Озвончение глухих. Соседство двух одинаковых согласных.
Правописание и произношение слов с [ъ], [ь].
Графика-1ч
Татарский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями.
Слово-14ч
Корень слова. Однокоренные слова. Аффиксы. Особенности образования слов.
Слова, выражающие предмет. Нарицательные и собственные имена сущствительные. Написания с прописной буквы имен, фамилий людей, кличек животных, названий городов, рек, деревень, улиц.
Слова, выражающие действие. Значение и употребление в речи.
Слова, обозначающие признаки предметов. Употребление прилагательных в предложении. Особенности синтаксической связи между прилагательным и существительным в татарском языке.
Предложение-4ч
Слово, словосочетание и предложение. Составление словосочетаний и предложений. Распространенные и нераспространенные предложения. Главные члены предложения. Порядок слов в предложении. Виды предложений по цели высказывания. Особенности произношения.
3 КЛАСС
Лексика. Слово-12 ч.
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова, употребление в собственной речи. Заимствованные слова в татарском языке. Синонимы и антонимы, омонимы: использование в речи. Словарное богатство татарского языка. Словари татарского языка: толковый словарь татарского языка, словари синонимов, антонимов, омонимов и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни.
Состав слова и словообразование 6 ч.
Понятие об однокоренных словах, их отличия от синонимов и омонимов. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова.
Выделение и определение значимых частей слова: корня слова и аффикса. Понятие о словообразовательных и словоизменяющих аффиксах. Разбор слова по составу. Выполнение упражнений с элементами словообразовательного анализа.
Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря.
Морфология-15ч
Понятие о частях речи.
Имя существительное. Значение и употребление. Формы единственного и множественного числа. Правописание аффиксов множественного числа. Названия и вопросы падежей. Склонение имен существительных. Выполнение упражнений на морфологический анализ существительных.
Глагол. Значение глагола и употребление в речи. Положительная (утвердительная) и отрицательная формы глаголов. Спряжение глаголов. Формы настоящего, прошедшего и будущего времени изъявительного наклонения. Правописание аффиксов будущего времени изъявительного наклонения: -ар, -әр, -ыр, -ер, -р, -ачак, -әчәк, -ячак, -ячәк(практическое овладение).
Морфологический анализ глаголов.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Степени сравнений имен прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная, уменьшительная. Правописание аффиксов сравнительной степени: - рак, -рәк и частиц в превосходной степени.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные
местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения
1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонение
личных местоимений
Частицы. Приемы и способы различия частиц да, дә, та, тә от аффиксов местно-временного падежа –да, -дә, -та, -тә. Правописание частиц.
Послелоги, их значение в речи. Употребление послелогов с именами существительными и местоимениями в разных падежах.
Синтаксис-1ч.
Предложение. Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные). Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений (практическое усвоение).
Понятие о главных и второстепенных членах предложения. Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении.Понятие о нераспространенных и распространенных предложениях.
Словосочетание. Сходство и различие предложения, словосочетания, слова. Различение главного и зависимого слова в словосочетании.
4 КЛАСС
Повторение пройденного .Алфавит.1ч
Слово и его значение (лексика)-3ч.
Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. Сведения о заимствованиях в татарском языке. Представление о фразеологизмах. Татарско- русский, русско- татарский , орфографический словари. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.
Слово и его строение (состав слова)-1ч
Углубление представлений о морфемном составе слова. Определение корня слова и аффикса. Понятие о словообразовательных аффиксах. Выполнение упражнений с элементами словообразовательного анализа.
Сложные слова (кушма сүзләр), парные слова (парлы сүзләр),тезмә сүзләр.
Значения и роль окончаний в словах.
Слово как часть речи (морфология)-2ч.
Имя существительное-2ч
Имя существительное, его значение и употребление в речи. Вопросы имен существителных. Определение имен существительных, отвечающих на вопросы кем? нәрсә? Собственные и нарицательные имена. Формы единственного и множественного числа. Названия и вопросы падежей. Склонение имен существительных. Имена с аффиксами притяжательности (-ым/-ем/-м/-ың/-ең/-ң/-ы/-ыбыз/-ыгыз/-егез/-лары/-еләре/ләре).Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Морфологический разбор имён существительных.
Глагол-4 ч.
Значение глагола и употребление в речи. Определение глаголов, отвечающих на вопросы нишли? (что делает?), нишләде? (что делал?что сделал?), нишләр? (что будет делать?). Глаголы повелительного и изъявительного наклонения .Спряжение глаголов. Спряжение глаголов изъявительного наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени. Формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Изменение глаголов по временам. Спряжение глаголов повелительного наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени. Утвердительная и отрицательная формы глаголов. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу. Роль глаголов в предложениях. Выполнение упражнений на морфологический анализ глаголов.
Имя прилагательное-2ч.
Имя прилагательное: его значение и употребление в речи. Вопросы прилагательных, выражение различных признаков предметов. Степени сравнений имен прилагательных. Роль имён прилагательных в предложениях. Имя прилагательное в роли сказуемого, в роли второстепенных членов предложения. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Значение и употребление в речи. Выполнение упражнений на морфологический анализ имен прилагательных.
Местоимение-1ч.
Понятие о местоимениях. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения: значение и употребление в речи, формы единственного и множественного числа, склонение личных местоимений.
Вопросительные местоимения. Различение падежных форм личных и вопросительных местоимений. Роль местоимений в предложениях. Значение и употребление в речи.
Имя числительное-1ч.
Имя числительное, его значение, вопросы. Количественные и порядковые числительные. Синтаксические функции числительных.
Особенности синтаксической связи между числительным и существительным в татарском языке. Значение и употребление в речи. Морфологический разбор имен числительных.
Наречие1ч.
Наречие, его значение, вопросы . Грамматические признаки наречия. Роль наречий в предложении и тексте.
Служебные части речи-1ч.
Частицы да, дә, та, тә, гына, генә, кына, кенә, ук, үк, ич, бит., ич,ла-лә, ләбаса-лабаса.Правописание частиц.
Союзы кадәр,хәтле,чаклы,шикелле,өчен,таба,белән,аша. Союзные слова ас,өс,эч,тыш,арт,ал,ян,урта,кырый,буй,төп,ара,тирә.Их правописание.
Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражение различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы). Наблюдение над ролью предлогов и союзов в составе словосочетаний, союзов в составе сложных предложений.
Синтаксис-9ч.
Словосочетание и предложение в татарском языке, порядок слов в них. Значения словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано. Главные члены предложения. Выражение подлежащего существительными и личными местоимениями. Выражение сказуемого глаголами изъявительного наклонения и прилагательными. Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Выражение определения прилагательными. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами һәм, ә, ләкин, әмма. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Предложения, осложнённые обращениями, интонация и знаки препинания при них. Понятие о простых и сложных предложениях. Различение простых и сложных предложений.
3. Тематическое планирование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел (ч.)
Класс (ч.)
1
2
3
4
Добукварный период
8ч
Букварный период (интегрир . с лит чтением)
42ч
Послебукварный период
16ч
Фонетика и орфоэпия
15ч
Графика.
1ч
Слово
14ч
Предложение
4ч
Итого
66ч
34ч