Планируемые результаты
Содержание курса родного (татарского) языка и литературного чтения обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Учащийся научится:
определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Учащийся получит возможность научиться:
формулировать собственное мнение и позицию;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями: сравнение; анализ; синтез ;классификация и обобщение по родовидовым признакам; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений; отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Метапредметными результатами изучения курса «Родного ( татарского) языка и литературного чтения» в 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради.
Учащийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
отличатьверно выполненное задание от неверного;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
различать фольклорные произведения;
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Учащийся получит возможность научиться:
воспринимать настроение услышанного произведения и соотносить его с иллюстрацией, музыкальным произведением;
способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных
заданий могут быть им успешно выполнены;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые).
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
слушать и понимать речь других;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
узнавать настроение собеседника по мимике и жестам;
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно
сообщать товарищу об ошибках;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Учащийся получит возможность научиться:
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
доносить свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
читать текст, соблюдая правила чтения;
пересказывать текст, находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения татарского языка.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса татарского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах татарского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Учащийся научится:
различать устную и письменную речь,
различать буквы и звуки;
различать гласные и согласные звуки и буквы, обозначающие их на письме, звонкие и глухие согласные звуки, мягкие и твердые
звуки в слове;
выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова;
делить слова на слог; определять ударный слог в слове;
обозначать мягкость согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и мягкого знака (ь) ;
писать имена и фамилии людей, клички животных с заглавной буквы;
выделять из короткого текста предложения, оформлять предложение в устной и письменной речи;
употреблять заглавную букву в начале и точку в конце предложения;
списывать с печатного и письменного текстов;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного,
давать краткий и полный ответ на вопрос.
Учащийся получит возможность научиться:
пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;
слушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;
проводить фонетико-графический разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,
оценивать правильность проведения фонетико-графического разбора слов;
читать слово орфографический и орфоэпический и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится , в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение;
соблюдать нормы татарского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с их произношением, предложения и тексты в 25—30 слов;
определять главную мысль предложения;
составлять и записывать тексты из 8—12 предложений по опорным словам, на определенную тему.
соотносить иллюстрации с отрывком произведения, создавать собственную;
дополнять текст по заданию учителя; выделять ключевые слова;
соотносить иллюстрации с отрывком произведения, создавать собственную;
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной деятельности во 2 классее: списывание (предл) 5-6, словарный диктант (слов) 7-10, диктант (слов) 25-30, сочинение (слов) 30-35, техника чтения (слов) 30-35.
II. Содержание тем
Повторение (19 часов)
Здравствуй школа! Повторение пройденного за 1 класс. Специфические гласные звуки татарского языка. Габдулла Тукай “Туган тел”. Слово. Слог. Деление слов на слоги. Зәкия Тайфулова “Туган ил”. Ударение. Правильная постановка ударения. Резеда Валиева “Туган җир”. Словосочетание. Контрольное списывание. Газинур Морат “Иң матур ил”. Алфавит. Работа со словарем. Гариф Галиев “Туган ил кайдан башлана?”. Словарный диктант. Гласные звуки. Работа над ошибками. Бишек җыры . Твердые и мягкие гласные звуки.
Фонетика (33 часа)
Гласные звуки {а}, {ә}. Такмаклар. Гласный звук {о}. Правила письма. Гласный звук {ө}. Правила письма. Мәкаль - сүзнең җиләге. Гласные звуки {у}, {ү}. Гласные звуки {э}, {ы}. Табышмак – зиһен ачкычы. Контрольный диктант. “Көзге урман”. Работа над ошибками. Татар халык әкиятләре. Звонкие и глухие согласные звуки. Буквы К, Г. Согласные звуки {гъ}, {къ}, {к}, {г}. Әминә Бикчәнтәева “Тәмле сүз”,. Буква В. Согласный звук {w} ,{в}. Буквы Х, Х. Шәүкүт Галиев “Рәхмәтләр хакында”. Согласные звуки {х}, {х}.Буква Н. Согласные звук {н}. Шәехзада Бабич “Кышкы юл”. Согласные звук {й}. Сочетание йо, йө. Правила письма. Шәехзада Бабич “Кышкы юл”. Буква Я, звуки {йа}, {йә}.Чтение слогов и слов с буквой Я. Контрольное списывание “Алсу”. Роберт Миңнуллин “Ак кыш”. Работа над ошибками. Буква Ю, звуки {йу},{йү}. Чтение слогов и слов с буквой Ю. Буква Е, звуки {йы},{йэ}. Чтение слогов и слов с буквой Е. Галимҗан Ибраһимов “Кар ява”. Словарный диктант. Слова с разделительным твердым и мягким знаком. Согласные звуки {ц},{щ}. Контрольное списывание «Кыш». Глухие и звонкие согласные на конце слова. Гәрәй Рәхим “Безнең тауда”. Контрольный диктант. «Кыш». Җәвад Тәрҗеманов ”Һай, Кыш бабай...”. Работа над ошибками. Буквы э,е. Правила письма. Двойные согласные.
Морфология (33 часа)
Имя существительное. Резеда Вәлиева “Ак песи”. Правильная постановка вопроса кто? что? Собственные и нарицательные имена существительные. Мәхмүт Хөсәен “Безнең дусларыбыз”. Единственное число имени существительного. Контрольное списывание «Тутый кош». Множественное число имен существительных. Словарный диктант. Окончание множественного числа. Муса Җәлил “Күке”. Словарный диктант. Повторение и обобщение темы «Имя существительное». Әминә Бикчәнтаева “Үрдәк беренчелекне алган”. Имя прилагательное. Словосочетание прилагательное-существительное. “Кем нәрсә ярата” (Татар халык әкияте). Употребление в речи имен прилагательных. Контрольный диктант «Яз килә». Марс Шабаев “Ташу”. Работа над ошибками. Повторение и обобщение темы «Имя прилагательное». Повторение и обобщение темы «Имя прилагательное». Контрольное списывание «Китап уку». Гәрәй Рәхим “Каргалар шәһәре”. Словосочетание прилагательное-существительное. Роберт Миңнуллин “Яз керде өебезгә”. Повторение. Повторение и обобщение темы «Имя прилагательное». Глагол. Глаголы прошедшего времени. Зәкәрия Әхмәров “Агачлар да авырый”. Глаголы настоящего времени. Глаголы будущего времени. “Рәхмәт сезгә, ветераннар” Сочинение. Повторение и обобщение темы «Глагол».
Синтаксис (13 часов)
Синтаксис. Предложение. Габдулла Тукай “Безнең гаилә”. Главные члены предложения. Словарный диктант. Ильдар Юзеев
“Һәркемнең үз эше”. Второстепенные члены предложения. Бикә Рәхимова “Бишек җыры”. Контрольный диктант. Работа над ошибками. Клара Булатова “Әниемнең кызы юк бит”.Понятие о порядке слов в предложении в тат.языке. Җәүдәт Дәрзаман
“Саумы җәй”. Контрольное списывание.
Повторение изученного (4 часа)
Повторение и обобщение по теме «Главные члены предложения». Галимҗан Гыльманов “Чәчәк буласым килә” Повторение пройденного материала. Повторение пройденного за год. Обобщение пройденного за год.
III. Тематическое планирование.
№ | Тема | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | |
Повторение (19 часов) |
1 | Здравствуй школа! | 2.09 | | |
2 | Повторение пройденного за 1 класс. Специфические гласные звуки татарского языка. | 3.09 | | |
3 | Габдулла Тукай “Туган тел” | 5.09 | | |
4 | Слово. Слог. | 9.09 | | |
5 | Деление слов на слоги. Контрольная работа № 1. | 10.09 | | |
6 | Зәкия Тайфулова “Туган ил” | 16.09 | | |
7 | Ударение. | 17.09 | | |
8 | Правильная постановка ударения | 19.09 | | |
9 | Резеда Валиева “Туган җир” | 23.09 | | |
10 | Словосочетание. | 24.09 | | |
11 | Контрольное списывание “Туган ягымда көз”. | 26.09 | | |
12 | Газинур Морат “Иң матур ил” | 30.09 | | |
13 | Работа над ошибками | 1.10 | | |
14 | Алфавит. Работа со словарем. | 3.10 | | |
15 | Гариф Галиев “Туган ил кайдан башлана?” | 7.10 | | |
16 | Словарный диктант. Гласные звуки. | 8.10 | | |
17 | Работа над ошибками. | 10.10 | | |
18 | Бишек җыры | 14.10 | | |
19 | Твердые и мягкие гласные звуки. | 15.10 | | |
Фонетика (33 часа) |
20 | Гласные звуки {а}, {ә}. | 17.10 | | |
21 | Такмаклар | 21.10 | | |
22 | Гласный звук {о}. Правила письма. | 22.10 | | |
23 | Гласный звук {ө}. Правила письма. Контрольная работа № 8. | 24.10 | | |
24 | Мәкаль - сүзнең җиләге | 28.10 | | |
25 | Гласные звуки {у}, {ү} | 29.10 | | |
26 | Гласные звуки {э}, {ы}. | 7.11 | | |
27 | Табышмак – зиһен ачкычы | 11.11 | | |
28 | Контрольный диктант. “Көзге урман”. | 12.11 | | |
29 | Работа над ошибками. | 14.11 | | |
30 | Татар халык әкиятләре | 18.11 | | |
31 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 19.11 | | |
32 | Буквы К,Г. Согласные звуки {гъ}, {къ}, {к}, {г}. | 21.11 | | |
33 | Әминә Бикчәнтәева “Тәмле сүз” | 25.11 | | |
34 | Буква В. Согласный звук {w},{в}. | 26.11 | | |
35 | Буквы Х, Х. Согласные звуки {х}, {х} | 28.11 | | |
36 | Шәүкүт Галиев “Рәхмәтләр хакында” | 2.12 | | |
37 | Буква Н. Согласные звук {н}. | 3.12 | | |
38 | Согласные звук {й}. Сочетание йо, йө. Правила письма. | 5.12 | | |
39 | Шәехзада Бабич “Кышкы юл” | 9.12 | | |
40 | Буква Я, звуки {йа}, {йә}.Чтение слогов и слов с буквой Я. | 10.12 | | |
41 | Контрольное списывание “Алсу” | 12.12 | | |
42 | Роберт Миңнуллин “Ак кыш” | 16.12 | | |
43 | Работа над ошибками. Буква Ю, звуки {йу},{йү}. Чтение слогов и слов с буквой Ю. | 17.12 | | |
44 | Буква Е, звуки {йы},{йэ}. Чтение слогов и слов с буквой Е. | 19.12 | | |
45 | Галимҗан Ибраһимов “Кар ява” | 23.12 | | |
46 | Словарный диктант. Слова с разделительным твердым и мягким знаком. | 24.12 | | |
47 | Согласные звуки {ц},{щ}. Контрольное списывание «Кыш» | 26.12 | | |
48 | Гәрәй Рәхим “Безнең тауда” | 9.01 | | |
49 | Глухие и звонкие согласные на конце слова. | 13.01 | | |
50 | Контрольный диктант. «Кыш». | 14.01 | | |
51 | Җәвад Тәрҗеманов “Һай, Кыш бабай...” | 16.01 | | |
52 | Работа над ошибками. Двойные согласные. | 20.01 | | |
Морфология (33 часа) |
53 | Имя существительное. | 21.01 | | |
54 | Резеда Вәлиева “Ак песи” | 23.01 | | |
55 | Правильная постановка вопроса кто? что? | 27.01 | | |
56 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 28.01 | | |
57 | Мәхмүт Хөсәен “Безнең дусларыбыз” | 30.01 | | |
58 | Единственное число имени существительного. Контрольная работа № 2. | 3.02 | | |
59 | Контрольное списывание «Тутый кош» | 4.02 | | |
60 | Әнәс Кари “Тиен” | 6.02 | | |
61 | Работа над ошибками. Множественное число имен существительных. | 10.02 | | |
62 | Окончание множественного числа. | 11.02 | | |
63 | Муса Җәлил “Күке” | 13.02 | | |
64 | Словарный диктант. Повторение и обобщение темы «Имя существительное». | 17.02 | | |
65 | Работа над ошибками | 18.02 | | |
66 | Әминә Бикчәнтаева “Үрдәк беренчелекне алган” | 27.02 | | |
67 | Имя прилагательное. Контрольная работа № 3. | 3.03 | | |
68 | Словосочетание прилагательное-существительное. | 4.03 | | |
69 | “Кем нәрсә ярата” (Татар халык әкияте). | 6.03 | | |
70 | Употребление в речи имен прилагательных. | 10.03 | | |
71 | Контрольный диктант «Яз килә». | 11.03 | | |
72 | Марс Шабаев “Ташу” | 13.03 | | |
73 | Работа над ошибками. Повторение и обобщение темы «Имя прилагательное». | 17.03 | | |
74 | Словосочетание прилагательное- существительное. | 18.03 | | |
75 | Роберт Миңнуллин “Яз керде өебезгә” | 20.03 | | |
76 | Повторение и обобщение темы «Имя прилагательное». | 24.03 | | |
77 | Контрольное списывание «Китап уку». | 25.03 | | |
78 | Гәрәй Рәхим “Каргалар шәһәре” | 27.03 | | |
79 | Работа над ошибками. Глагол. | 31.03 | | |
80 | Глаголы прошедшего времени | 1.04 | | |
81 | Зәкәрия Әхмәров “Агачлар да авырый” | 3.04 | | |
82 | Глаголы настоящего времени | 7.04 | | |
83 | Глаголы будущего времени | 8.04 | | |
84 | “Рәхмәт сезгә, ветераннар” Сочинение. | 17.04 | | |
85 | Повторение и обобщение темы «Глагол». Контрольная работа № 4. | 21.04 | | |
Синтаксис (13часов) |
86 | Синтаксис. Предложение. | 22.04 | | |
87 | Габдулла Тукай “Безнең гаилә” | 24.04 | | |
88 | Главные члены предложения. | 28.04 | | |
89 | Словарный диктант. Подлежащее. | 29.04 | | |
90 | Ильдар Юзеев “Һәркемнең үз эше” | 3.05 | | |
91 | Сказуемое. | 5.05 | | |
92 | Второстепенные члены предложения. | 6.05 | | |
93 | Бикә Рәхимова “Бишек җыры” | 8.05 | | |
94 | Контрольный диктант. | 12.05 | | |
95 | Работа над ошибками. Подлежащее и сказуемое. | 13.05 | | |
96 | Клара Булатова “Әниемнең кызы юк бит” | 15.05 | | |
97 | Понятие о порядке слов в предложении в тат.языке. Контрольное списывание. | 19.05 | | |
98 | Җәүдәт Дәрзаман “Саумы җәй” | 20.05 | | |
Повторение изученного (4 часа) |
99 | Повторение и обобщение по теме «Главные члены предложения» | 22.05 | | |
100 | Галимҗан Гыльманов “Чәчәк буласым килә” Повторение пройденного материала. | 26.05 | | |
101 | Повторение пройденного материала за год. | 27.05 | | |
102 | Обобщение пройденного материала за год. | 28.05 | | |
11