РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
АДМИНИСТРАЦИИ ГО «ГОРОД КАСПИЙСК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10
(VIII ВИДА)»
г . Каспийск, ул. Трудовая 11 б Тел. 5-22-53, 5-22-58
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «31.08.23г» | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОКУ «С(К)ОШ №10 (VIII вида)» ________Джалилова З.М. | УТВЕРЖДЕНО Директор МОКУ «С(К)ОШ№10(VIII вида)» Приказ №___ от ___ ___23г. _________Азизагаев А.З. « » 2023 г. |
Рабочая программа по ручному труду для учащегося 1класса составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы (ФАООП) образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на 2023-2024уч.год
Составитель учитель дефектолог
Мурадова Ж.А.\
Пояснительная записка
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;Приказ Минпросвещения России от 24. 11.2022 № 1026 « Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями)».
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Тематическое планирование рассчитано на 3 час в неделю, что составляет 97 учебных часов в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы "Ручной труд", Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, давать отчет о проделанной работе); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательность, воображения, речь, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду.
Целью обучения ручному труду является формирование у детей с проблемами в интеллектуальном развитии трудовой культуры через установление в их сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей их жизни.
Задачами курса "Ручной труд" являются:
формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога;
воспитание положительных качеств личности ученика ( трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе ит.д.);
уважение к людям труда;
развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде (выполнение правил безопасной работы, соблюдение санитарно-гигиенических требований и т.д.).
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы.
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практический метод (упражнения, практическая работа);
репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
творческий метод;
Планируемы результаты обучения:
Личностные результаты:
воспитание и развитие социально значимых личностных качеств;
воспитание и развитие индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду;
воспитание и развитие системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающих успешность совместной деятельности.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
знание видов трудовых работ;
знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
составление стандартного плана работы по пунктам;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);
выполнение несложного ремонта одежды.
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
знание видов художественных ремесел;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;
осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;
использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
Содержание курса
№ | Раздел | Краткое содержание раздела | Кол-во часов |
1 | Работа с глиной и пластилином. | Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. | |
2 | Работа с природными материалами. | Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. | |
3 | Работа с бумагой. | Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном: Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки: - разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации; - разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство; - разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа. Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация). Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок). | |
Учащиеся должны :
Знать:
правила рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства;
знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами соблюдать санитарно-гигиенические требований при выполнении трудовых работ;
приемы работы с бумагой, работы пластилином, природным материалом, нитками;
приемы, формообразования, соединения деталей;
Уметь:
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы;
оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец)
уметь по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;
правильно располагать детали, соблюдать пропорций, рационально располагать материал на рабочем столе;
употреблять в речи слове, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношений между ними.
при изготовлении изделий планировать ближайшее операции по предметной карте и без нее;
Учебно-методическое обеспечение:
- учебник "Ручной труд" Л.А. Кузнецова (Москва "Просвещение" 2016г.)
- методические рекомендации "Ручной труд" Л.А.Кузнецова ( Москва "Просвещение" 2016г.)
- В.В. Выганов "Оригами"( Москва, 2002)
- И.М. Петрова "Объемная аппликация"
- З.А. Богатеева "Чудесные поделки из бумаги"
- С.А. Хворостухина "Оригинальные поделки для дома"
- Н.В.Чен "Замечательные поделки своими руками" (Харьков Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г.)
- Хордина Рос, "Большая книга развивающих занятий для детей" ( Харьков. Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г).
Календарно – тематическое планирование
№ п./п | Тема | Кол-во часов | Кол-во часов с/р. | дата | Практические умения и навыки |
| 1 четверть | 24 | 24 | | |
| Лепка .Вводное занятие .Соблюдение ТБ на уроке. | 2 | | | Соблюдать правила безопасности. |
| Ознакомление с материалом для поделок. Пластилин. | 2 | | | Уметь работать с пластилином. |
| Изготовление палочек . Лепка. | 2 | | | Уметь работать по образцу. |
| Лепка по образцу предметов шарообразной формы. Мяч. | 2 | | | Уметь лепить из пластилина предметы шарообразной формы. |
| Лепка по образцу овощей в виде формы шара. | 3 | | | Работать по образцу. |
| Лепка по образцу предметов овальной формы. Огурец. | 3 | | | Работать по образцу. |
| Работа с природными материалами. Экскурсия в природу. Сбор природного материала. | 1 | | | |
| Композиция из сухих листьев. | 3 | | | Составлять композицию из сухих листьев. |
| Композиция «Букет». | 3 | | | Работать по инструкции учителя. |
| 2 четверть | 23 | 23 | | |
| Работа с бумагой. Аппликация. Сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям. | 3 | | | Работать по образцу. |
| Изготовление по образцу летающих игрушек. Стрелы. | 3 | | | Следовать инструкции учителя. |
| Изготовление по образцу .Кораблик. | 3 | | | Работать по образцу. |
| Резание ножницами по линии сгиба. | 4 | | | Работать с ножницами. |
| Резание полос разной длины. | 4 | | | Уметь пользовать ножницами. |
| Резание полосы бумаги на квадраты. | 3 | | | Работать по образцу. |
| Получение треугольников путем сгиба квадрата с угла на угол. | 3 | | | |
| 3 четверть | 28 | 28 | | |
| Лепка . Лепка по образцу. Морковка. | 3 | | | Работать с пластилином. |
| Лепка по образцу. Гриб. | 2 | | | Работать по образцу. |
| Лепка по образцу. Бабочка. | 3 | | | |
| Лепка по образцу. Ёж. | 3 | | | |
| Лепка по образцу. Цветок. | 3 | | | |
| Работа с бумагой. Аппликация. Резание полосы бумаги по длине | 4 | | | Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами. |
| Резание полосы бумаги по размеченным кривым линиям. | 3 | | | |
| Изготовление аппликации. Флажок. | 3 | | | Изготавливать аппликацию. |
| Симметричное вырезание из бумаги овощей. Помидор. | 4 | | | Работать по образцу. |
| 4 четверть | 22 | 22 | | |
| Работа с бумагой. Аппликация. Изготовление по образцу фруктов. Груша. | 2 | | | Работать по образцу. |
| Изготовление по образцу овощей. Картофель. | 2 | | | |
| Изготовление по образцу пингвина. | 3 | | | |
| Составление по образцу композиции из геометрических фигур. Домик. | 3 | | | |
| Составление по образцу композицию из геометрических фигур. Снеговик. | 3 | | | Знать геометрические фигуры. |
| Составление по образцу орнамента из геометрических фигур. Квадрат. | 3 | | | Составлять орнамент из геометрических фигур. |
| Составление по образцу орнамента из геометрических фигур. Треугольников.. | 3 | | | |
| Составление по образцу орнамента из геометрических фигур. Кругов. | 3 | | | |