СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ручному труду

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образо­вания школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ручному труду»

 РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

АДМИНИСТРАЦИИ ГО «ГОРОД КАСПИЙСК»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10

(VIII ВИДА)»

г . Каспийск, ул. Трудовая 11 б Тел. 5-22-53, 5-22-58



РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол № 1

от «31.08.23г»




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МОКУ «С(К)ОШ №10 (VIII вида)»

________Джалилова З.М.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МОКУ

«С(К)ОШ№10(VIII вида)»

Приказ №___ от ___ ___23г.

_________Азизагаев А.З.

« » 2023 г.




Рабочая программа по ручному труду для учащегося 1класса составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы (ФАООП) образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на 2023-2024уч.год



















Составитель учитель дефектолог

Мурадова Ж.А.\

Пояснительная записка

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;Приказ Минпросвещения России от 24. 11.2022 № 1026 « Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями)».

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Основная образовательная программа начального общего образования;

Тематическое планирование рассчитано на 3 час в неделю, что составляет 97 учебных часов в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 1 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы "Ручной труд", Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образо­вания школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, давать отчет о проделанной работе); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательность, воображения, речь, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду.

Целью обучения ручному труду является формирование у детей с проблемами в интеллектуальном развитии трудовой культуры через установление в их сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей их жизни.

Задачами курса "Ручной труд" являются:

формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога;

воспитание положительных качеств личности ученика ( трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе ит.д.);

уважение к людям труда;

развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

формирование организационных умений в труде (выполнение правил безопасной работы, соблюдение санитарно-гигиенических требований и т.д.).

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы.

словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

практический метод (упражнения, практическая работа);

репродуктивный метод (работа по алгоритму);

коллективный, индивидуальный;

творческий метод;

Планируемы результаты обучения:

Личностные результаты:

воспитание и развитие социально значимых личностных качеств;

воспитание и развитие индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду;

воспитание и развитие системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающих успешность совместной деятельности.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

знание видов трудовых работ;

знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;

анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;

пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;

составление стандартного плана работы по пунктам;

владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);

выполнение несложного ремонта одежды.

Достаточный уровень:

знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

знание видов художественных ремесел;

нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;

знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;

осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;

отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;

использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;

выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.



















Содержание курса

Раздел

Краткое содержание раздела

Кол-во часов

1

Работа с глиной и пластилином.

Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин ― мате­риал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных ра­бот. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пла­стилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: кон­с­тру­ктивным, пластическим, комбинированным.

 

2

Работа с природными материалами.

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками.

 

3

Работа с бумагой.

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:

- разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;

- разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;

- разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)».

Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).

Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).

 

Учащиеся должны :

Знать:

правила рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства;

знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами соблюдать санитарно-гигиенические требований при выполнении трудовых работ;

приемы работы с бумагой, работы пластилином, природным материалом, нитками;

приемы, формообразования, соединения деталей;

Уметь:

осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы;

оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец)

уметь по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;

правильно располагать детали, соблюдать пропорций, рационально располагать материал на рабочем столе;

употреблять в речи слове, характеризующих пространственные признаки предметов и пространственные отношений между ними.

при изготовлении изделий планировать ближайшее операции по предметной карте и без нее;

Учебно-методическое обеспечение:

учебник "Ручной труд" Л.А. Кузнецова (Москва "Просвещение" 2016г.)

- методические рекомендации "Ручной труд" Л.А.Кузнецова ( Москва "Просвещение" 2016г.)

- В.В. Выганов "Оригами"( Москва, 2002)

- И.М. Петрова "Объемная аппликация"

- З.А. Богатеева "Чудесные поделки из бумаги"

- С.А. Хворостухина "Оригинальные поделки для дома"

- Н.В.Чен "Замечательные поделки своими руками" (Харьков Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г.)

- Хордина Рос, "Большая книга развивающих занятий для детей" ( Харьков. Издательство "Клуб семейного досуга" 2009г).

Календарно – тематическое планирование

№ п./п

Тема

Кол-во часов

Кол-во часов с/р.

дата

Практические умения и навыки

 

1 четверть

24

24

 

 

 

Лепка .Вводное занятие .Соблюдение ТБ на уроке.

2


 

Соблюдать правила безопасности.

 

Ознакомление с материалом для поделок. Пластилин.

2


 

Уметь работать с пластилином.

 

Изготовление палочек . Лепка.

2


 

Уметь работать по образцу.

 

Лепка по образцу предметов шарообразной формы. Мяч.

2


 

Уметь лепить из пластилина предметы шарообразной формы.

 

Лепка по образцу овощей в виде формы шара.

3


 

Работать по образцу.

 

Лепка по образцу предметов овальной формы. Огурец.

3


 

Работать по образцу.

 

Работа с природными материалами.

Экскурсия в природу. Сбор природного материала.

1


 

 

 

Композиция из сухих листьев.

3


 

Составлять композицию из сухих листьев.

 

Композиция «Букет».

3


 

Работать по инструкции учителя.

 

2 четверть

23

23

 

 

 

Работа с бумагой. Аппликация.

Сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям.

3


 

Работать по образцу.

 

Изготовление по образцу летающих игрушек. Стрелы.

3


 

Следовать инструкции учителя.

 

Изготовление по образцу .Кораблик.

3


 

Работать по образцу.

 

Резание ножницами по линии сгиба.

4


 

Работать с ножницами.

 

Резание полос разной длины.

4


 

Уметь пользовать ножницами.

 

Резание полосы бумаги на квадраты.

3


 

Работать по образцу.

 

Получение треугольников путем сгиба квадрата с угла на угол.

3


 

 

 

3 четверть

28

28

 

 

 

Лепка .

Лепка по образцу. Морковка.

3


 

Работать с пластилином.

 

Лепка по образцу. Гриб.

2


 

Работать по образцу.

 

Лепка по образцу. Бабочка.

3


 

 

 

Лепка по образцу. Ёж.

3


 

 

 

Лепка по образцу. Цветок.

3


 

 

 

Работа с бумагой. Аппликация.

Резание полосы бумаги по длине

4


 

Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами.

 

Резание полосы бумаги по размеченным кривым линиям.

3


 

 

 

Изготовление аппликации. Флажок.

3


 

Изготавливать аппликацию.

 

Симметричное вырезание из бумаги овощей. Помидор.

4


 

Работать по образцу.

 

4 четверть

22

22

 

 

 

Работа с бумагой. Аппликация.

Изготовление по образцу фруктов. Груша.

2



Работать по образцу.

 

Изготовление по образцу овощей. Картофель.

2



 

 

Изготовление по образцу пингвина.

3



 

 

Составление по образцу композиции из геометрических фигур. Домик.

3



 

 

Составление по образцу композицию из геометрических фигур. Снеговик.

3



Знать геометрические фигуры.

 

Составление по образцу орнамента из геометрических фигур. Квадрат.

3



Составлять орнамент из геометрических фигур.

 

Составление по образцу орнамента из геометрических фигур. Треугольников..

3



 

 

Составление по образцу орнамента из геометрических фигур. Кругов.

3