К рабочей программе учебного предмета литература в 5 классе.
Преподавание данного курса осуществляется в соответствии с составленной рабочей программой на основе программы основной школы по литературе в 5 -9 классах общеобразовательных учреждений с русским ( неродным) и родным ( нерусским ) языком обучения.
Авторы программы по русской литературе: с. К. Бирюкова, Р.З. Хайруллин, Н.Н.Вербовая, К.М..Нартов, Н.С.Русина. Общая редакция К.М..Нартова. Санкт-Петербург. Просвещение .2005.
Минимальное количество часов по программе основного общего образования по литepaтype - в 5 классе отводится 3 ч в неделю, 102 ч в год.
Введение 1 ч
Устное народное творчество-15ч
Литературные сказки 20 ч
Русская литература Х1Х века-28ч
Русская литература XXвека-23ч
Зарубежная литература -13ч
Рабочая программа составлена на основе документа: Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. (Приказ МОРФ от 05.03. 2004 № 1089)
Преподавание ведется по учебнику - хрестоматии для 5 класса «Литература» в 2-х ч. Авторы-составители: м. г. Ахметзянов, Л. С. Багаутдинова, Н. Н. Вербовая. с. -По Просвещение.2008.
Количество часов: 103.
В неделю: 3 ч.
Количество контрольных работ: классных сочинений - 3.
Цель изучения литературы в школе - воспитание читателя, умеющего понимать и ценить слово. Для чего необходимо приобщить учащихся к богатству русской клaccической и зарубежной·литературы. За основу литературного образования берется чтение с последующим изучением художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Важным средством для этой основы на всех этапах изучения литературы в школе становится noвышение качества чтение, расширение его круга, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст. Такова задача на предстоящий учебный год. Необходимо развивать "души прекрасные порывы" - эмоциональное восприятие произведения , а не просто,текста. Изучение курса литературы в 5 классе определяет
дальнеишее отношение учеников к данному предмету.
Основы аналитического чтения заложены в программе начальной школы, где учащиеся определяют главного героя, тему, сюжет. Они уже могут находить «человека» В произведении о природе. Выделяют отдельные места в тексте произведения. Умеют пересказывать. В 5 классе эти умения и навыки получают дальнейшее развитие. Преемственность осуществляется.
К концу учебного года учащиеся должны знать авторов, произведения, размеры стихосложения, уметь отв~чать на вопросы, составлять монологический ответ, анализировать произведение.
К концу учебного года пятиклассники должны знать и уметь: -определять жанр произведения;
-определять мораль сказки и басни;
-различать фантастику и сказку;
-определять систему обрctзов и выделять главного героя;
-знать что такое сюжет его особенности;
-роды литературы; ,
-сатира и юмор аллегория басни;
-определять историческую основу произведения патриотический или иной пафос;
-определять изобразительно-выразительные средства языка проблематику
произведения и его стиль;
-иметь понятие об эпитете портрете пейзаже;
-уметь составлять характt!ристику героев произведения;
-определять конфликт в произведении композицию;
-знать что такое поэтическое восприятие окружающего мира понимать задачи поэзии
• и прозы ..
Работа по развитию речи включает в себя выполнение норм чтения, его выразительности, умению пересказывать логично, умению понимать прочитанное, организацию и проведение письменных работ .
• Список литературы
Учебник-хрестоматия для 5 класса «Литература» в 2-х ч. Авторы составители: Ахметзянов М. Г., Багаутдинова Л. С., Н. Н. Вербовая.
С.-П. Просвещение. 2008.
Астафьев В. П. Повести. Рассказы. М. Дрофа. 2002. Библиотека
отечественной классики.
Беломестных . О .Б., М. С. Корнеева. Поурочные разработки по
литературе. 5 класс. М. Вако. 2003.
Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.
Просвещение. 1990.
Литература в школе. Журнал для учителя.
Нагибин Ю. Дворы, переулки и весь мир. Повесть и рассказы. М. Детская
литература. 1984.
Нартов К. М. Учебник-хрестоматия. С.-П. Просвещение. 1996.
Русская литературная сказка XVIII- ХХ веков. Том 1. БОК. М. Дрофа. 2002.
Русская поэзия второй половины XIX века. М. Дрофа. 2002. 10.Русская басня XVIII- ХХ веков. М. Дрофа. 2002.
Русская литературная сказка XVIII - ХХ веков. Том 2 . М. Дрофа. 2002 .