Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Благодатенская средняя общеобразовательная школа»
Касторенского района Курской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО учителей и.о. зам. директора поУВР директор школы
начальных классов _________ Е.В. Башкирёва ________ В.Н. Провольнева
Протокол №1 «25» августа 2018 года Приказ № 70
от «24» августа 2018года от «1» сентября 2018 года.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
на 2018-2019 учебный год
1 класс
Составитель: Зуева Елена Владимировна -
учитель начальных классов
п. Белогорье
2018 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы Л. Ф. Климановой, С.Г. Макеевой «Русский язык», (УМК «Перспектива») и предназначена для первого класса четырехлетней начальной школы.
Предмет русский язык входит в образовательную область – «Филология».
Согласно учебному плану МКОУ «Благодатенская средняя общеобразовательная школа » на изучение курса «Русский язык» в 1 классе отводиться 165 часов 115 часов – письмо, 50 часов – русский язык: 5 часов в неделю.
Программа обеспечивается следующими учебниками и учебными пособиями:
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. - М.: Просвещение, 2016
Климанова Л.Ф., Желтовская Л.Я. Пропись 4. Пишу красиво. - М.: Просвещение, 2017.
Сборник рабочих программ «Перспектива» 1- 4 кл. 2011.
Русский язык. Методическое пособие. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. М.: «Просвещение», 2012г.
Результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
• умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;
• умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;
• умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;
• умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;
• овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
• готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
• определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;
• готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
• первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;
• понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;
• овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
• формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
• овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.
Слова с непроверяемыми написаниями: берёза, ветер, воробей, ворона, девочка, до свидания, карандаш, класс, корова, мальчик, молоко, Москва, пенал, портфель, ребята, русский, Россия, столица, собака, сорока, тетрадь, ученик, учитель, фамилия, язык.
Содержание учебного предмета.
Учебник авторов Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой для 1 класса ориентирован на изучение русского языка на коммуникативно-познавательной основе. Он продолжает развитие содержания курса, заложенного в учебнике «Азбука», существенно дополняет и развивает его.
Учебник включает следующие темы: «Мир общения», «Слово и его значение», «Группа слов», «Звуки и буквы. Алфавит», «Слоги. Перенос слова», «Ударение. Ударные и безударные гласные звуки», «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме», «Правописание жи—ши, ча—ща, чу— щу», «Разделительный мягкий знак и разделительный твёрдый знак», «Звонкие и глухие согласные звуки», «Знаки препинания в конце предложения», «От предложения к тексту».
Каждый раздел, помимо правил, заданий, упражнений и текстов включает диалоги сквозных персонажей учебника: учеников Ани и Вани и профессора Самоварова. Они помогают детям включиться в изучение темы, обсудить её с разных сторон, с разных точек зрения и приучают детей высказывать собственное мнение.
Профессор Иван Иванович Самоваров даёт пояснение к темам, обобщает наблюдения и формулирует правила.
Дополнительный материал к теме содержится в рубрике «Для любознательных», которую учитель может использовать по своему усмотрению.
Наблюдать, как функционируют языковые единицы в тексте (звук, слово, его значение и звукобуквенная форма), помогает рубрика «Словесное творчество». Задания, объединённые общим названием «Творческая переменка», рассчитаны на развитие творческих способностей детей.
Учебник «Русский язык» для 1 класса начинается с темы «Мир общения», в которой ученики повторяют ранее изученный материал и знакомятся с новым материалом. Такой подход позволяет начать обучение с практического, функционального аспекта изучения языка, с диалога, с разговорной речи, наиболее близкой, понятной и доступной младшему школьнику.
Основная цель темы «Мир общения» — дать общий, целостный взгляд на язык, чтобы потом, по мере его изучения, ребёнок мог связать в единую систему массу разрозненных понятий, правил, сведений о языке. Таким объединяющим понятием, наполняющим значением и смыслом изучение различных единиц языка (звуков, букв, слов, предложений), является понятие «общение» (т. е. речевое общение). Это понятие, представленное в наглядно-образных моделях, осмысливается учащимися как процесс взаимодействия партнёров (собеседников), которые не просто передают или воспринимают информацию, а общаются ради какой-то цели и результатов. Причём «общение» в учебнике рассматривается широко: непосредственное общение (детей, взрослых), общение опосредованное (с авторами рассказов, с персонажами учебника и др.), общение условное (с миром природы, растениями и животными, с предметами материальной культуры).
В теме «Мир общения» учащиеся встречаются с таким сложным понятием, как «язык». Это понятие даётся не для заучивания, а для первоначального представления о нём, чтобы дети смогли охватить, представить вместе такие единицы языка, как звуки, буквы, слова и предложения, которые школьникам предстоит изучить во втором и последующих классах. Все эти сложные понятия представлены в игровой, наглядно-образной форме.
Повысить интерес детей к изучению языка помогает использование текстов различной стилистической направленности: художественных, научных, деловых.
Таким образом, первая тема учебника «Мир общения» даёт общее, пока ещё недостаточно глубоко осмысленное, но целостное представление о языке. Игровая, занимательная, наглядно-образная форма делает этот сложный, но необходимый для понимания сути языка материал доступным и интересным.
Тема «Слово и его значение» посвящена формированию элементарных представлений о лексическом значении слова (без использования термина), его многозначности, синонимах и антонимах. Ученики учатся: различать в слове его звуковую сторону и определять значение слова; объяснять смысл, значение используемых в речи слов; сравнивать и различать слово и предмет, подбирать к одному предмету несколько слов-названий, по-разному характеризующих его; сравнивать предметы, называемые одним многозначным словом, находить в них общее; объяснять значение многозначного слова в конкретных примерах его употребления; сравнивать синонимы и антонимы по значению и по звучанию (без использования терминов); употреблять синонимы и антонимы разных тематических групп в речи; объединять слова в группы на основе их значения (по тематическим признакам); употреблять заглавную букву в написании имён собственных; придумывать и записывать слова — имена собственные и нарицательные, классифицировать, давать группам слов общее название.
В теме «Группа слов» внимание учеников переключается с конкретного лексического значения слова на его грамматическое значение (без использования термина), обобщающее признаки, характерные для целой группы слов. Ученики распределяют слова по группам на основе их основного значения и вопроса, составляют группы слов, объединённых общими признаками, записывают вопросы, на которые они отвечают {какой? что делает? кто? что?), составляют тематические словарики. Использование игровых заданий позволяет через слово познавать мир. Например, конкурс «Кто больше знает слов и их значений?» позволяет осмыслить внешние и внутренние особенности человека (младенец, дитя, старец, рост, фигура, волосы) и качества и черты его характера (ум, смелость, честность). Формируется первоначальное представление о словообразовании и словоизменении.
В теме «Звуки и буквы. Алфавит» ученики обобщают первоначальные сведения о звуках и буквах русского языка; выполняют звуковой анализ слов и составляют звуко-буквенную схему слова; знакомятся с русским алфавитом как основой письменности; осмысливают различия между звуком и буквой: звуками" в устной речи и названиями букв этих звуков ([ж] — «жэ», [к] — «ка», [ф] — «эф»).
В теме «Слоги. Перенос слов» ученики закрепляют умение делить слова на слоги, опираясь на количество гласных звуков в слове, объяснять различие между словом и слогом; учатся переносить слова со строки на строку по слогам, определять несколько вариантов переноса слов.
Тема «Ударение. Ударные и безударные гласные звуки» позволяет закрепить умения ставить ударение в словах, называть ударный слог, подчёркивать безударные гласные; использовать орфоэпический словарь для определения верного произношения слова; сравнивать произношение и написание гласных в словах, находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова.
В теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки» ученики обобщают представления о способе обозначения на письме мягкости и твёрдости согласных звуков; учатся различать способы передачи мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я и выполняют звуко-буквенный анализ слов: день, яма, мяч, конь, ель.
Тема «Правописание буквосочетаний жи—ши, ча - ща, чу—щу» знакомит учеников с традиционным написанием буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.
В теме «Разделительный мягкий знак и разделительный твёрдый знак» внимание учеников обращается на употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и и употребление разделительного твёрдого знака на основе наблюдения без изучения правил.
В теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами» ученики учатся характеризовать согласные звуки (твёрдые — мягкие, звонкие — глухие), сравнивать произношение и написание парных (звонких и глухих) согласных на конце слова и перед гласными.
Заключительные темы учебника «От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения» и «Текст» предназначены для обобщения тех знаний, которые дети получили в 1 классе. Раздел имеет практическую направленность и учит детей самостоятельной творческой деятельности при написании текстов делового характера: записки, приглашения, письма. Особое внимание обращается на культуру речевого поведения школьников, на умение обратиться к собеседнику в вежливой форме (устно и письменно).
Календарно - тематическое планирование (165ч)
№ урока | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Письмо Рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай» Твои новые друзья. Дорога в школу. | 25 1 | | |
2 | Первое задание. На уроке. Что в центре круга? | 1 | | |
3 | Большие и маленькие. Сравни. | 1 | | |
4 | Каких цветов больше? Направление. Найди короткий путь. | 1 | | |
5 | Чем похожи? Где чей домик?. | 1 | | |
6 | Лото. Найди пару. | 1 | | |
7 | У речки. Сколько? Столько. | 1 | | |
8 | Целое и часть. На компьютере. | 1 | | |
9 | Часть и целое. Целое из частей. | 1 | | |
10 | Головоломка. Овал. | 1 | | |
11 | В квартире. Веселые превращения. | 1 | | |
12 | Сравни дома. В магазине одежды. | 1 | | |
13 | В походе. На привале. | 1 | | |
14 | На коньках. | 1 | | |
15 | На волнах. Морские путешествия. | 1 | | |
16 | На лугу. Мы рисуем. | 1 | | |
17 | Под грибом. | 1 | | |
18 | Мы — спортсмены. | 1 | | |
19 | Кто построил домики? Сравни и подумай. | 1 | | |
20 | Рассмотри и расскажи. В гости к бабушке. | 1 | | |
21 | Распиши посуду. Наличники. | 1 | | |
22 | Расшитые полотенца. Лоскутное одеяло. | 1 | | |
23 | Прогулка в парке». Знаки в городе. Подбери пару. Разгадай секрет. | 1 | | |
24 | Подумай и сравни. В спортивном зале. | 1 | | |
25 | На велосипедах. Собери машину. | 1 | | |
26 | Букварный период Рабочая тетрадь «Мой алфавит» 1часть Буквы А, а. | 80 1 | | |
27 | Буквы О, о. | 1 | | |
28 | Строчная буква у. | 1 | | |
29 | Заглавная буква У. | 1 | | |
30 | Проверочная работа. | 1 | | |
31 | Буквы И, и. | 1 | | |
32 | Буква ы. | 1 | | |
33 | Строчная буква э. | 1 | | |
34 | Заглавная буква Э. | 1 | | |
35 | Повторение изученных букв. | 1 | | |
36 | Буквенная мозаика. | 1 | | |
37 | Пиши, да не спеши. | 1 | | |
38 | Закрепление изученного. | 1 | | |
39 | Закрепление изученного. | 1 | | |
40 | Проверочная работа. | 1 | | |
41 | Буквы М, м. | 1 | | |
42 | Буквы С, с. | 1 | | |
43 | Буквы Н, н. | 1 | | |
44 | Буквы Л, л. | 1 | | |
45 | Закрепление изученных букв. | 1 | | |
46 | Закрепление изученных букв. | 1 | | |
47 | Буквы Т, т. | 1 | | |
48 | Буквы К, к. | 1 | | |
49 | Загадки слов. | 1 | | |
50 | Закрепление изученного. | 1 | | |
51 | Буквенная мозаика. | 1 | | |
52 | Буквы Р, р. | 1 | | |
53 | Буквы В, в. | 1 | | |
54 | Буквы П, п. | 1 | | |
55 | Закрепление изученного. | 1 | | |
56 | Буквы Г, г. | 1 | | |
57 | Закрепление изученного. | 1 | | |
58 | Закрепление изученного. | 1 | | |
59 | Буквы Е, е. | 1 | | |
60 | Повторение. Проверка знаний. | 1 | | |
61 | Буквы Ё, ё. | 1 | | |
62 | Письмо слов с буквами е, ё. | 1 | | |
63 | Закрепление изученного. | 1 | | |
64 | Закрепление изученного. | 1 | | |
65 | Закрепление изученного. Буквенная мозаика. | 1 | | |
66 | Рабочая тетрадь «Мой алфавит» 2 часть Буквы Б, б. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками [б] - [п], [б'] - [п']. | 1 | | |
67 | Буквы З, з. | 1 | | |
68 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками [з] - [с], [з'] - [с']. | 1 | | |
69 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками [з] - [с], [з'] - [с']. | 1 | | |
70 | Закрепление изученного. | 1 | | |
71 | Буквы Д, д. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками [д] - [т], [д'] - [т']. | 1 | | |
72 | Строчная буква ж. | 1 | | |
73 | Заглавная буква Ж. | 1 | | |
74 | Правописание слов с буквосочетанием жи. | 1 | | |
75 | Закрепление изученного. | 1 | | |
76 | Буквенная мозаика. | 1 | | |
77 | Буквы Я, я. | 1 | | |
78 | Закрепление изученного. | 1 | | |
79 | Строчная буква х. | 1 | | |
80 | Заглавная буква Х. Закрепление изученного. | 1 | | |
81 | Буква ь. Правописание слов с мягким знаком – показателем мягкости. | 1 | | |
82 | Буквы Й, й. | 1 | | |
83 | Буквы Ю, ю. | 1 | | |
84 | Обозначение мягкости согласных буквой ю. | 1 | | |
85 | Буквенная мозаика. Проверка знаний. | 1 | | |
86 | Закрепление изученного. | 1 | | |
87 | Буквы Ш, ш. Правописание слов с буквосочетаниями жи - ши. | 1 | | |
88 | Буквы Ч, ч. Правописание слов с буквосочетаниями ча-чу. | 1 | | |
89 | Буквы Щ, щ. Правописание слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу. | 1 | | |
90 | Упражнения в правописание слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу. | 1 | | |
91 | Закрепление изученного. | 1 | | |
92 | Буквы Ц, ц. | 1 | | |
93 | Буквы Ф, ф. | 1 | | |
94 | Буква ъ. Правописание слов с разделительными ъ и ь. | 1 | | |
95 | Упражнения в написании слов с изученными буквами. | 1 | | |
96 | Закрепление изученного. | 1 | | |
97 | Буквенная мозаика. Закрепление изученного. Проверка знаний. | 1 | | |
98 | Рабочая тетрадь «Пиши красиво» Отработка написания элементов букв. | 1 | | |
99 | Отработка написания элементов букв – плавных линий с точкой. | 1 | | |
100 | Отработка написания элементов букв – прямых линий с одним и двумя закруглениями и плавными линиями. | 1 | | |
101 | Отработка написания элементов букв – прямых линий с петлёй внизу. | 1 | | |
102 | Отработка написания элементов букв –прямых линий с петлёй в верху и внизу. | 1 | | |
103 | Отработка написания элементов букв – овалов и полуовалов. | 1 | | |
104 | Отработка написания элементов букв. Кроссворд. | 1 | | |
105 | Упражнения в написании букв. | 1 | | |
106 | Послебукварный период Отработка написания элементов букв. | 10 1 | | |
107 | Отработка написания элементов букв. | 1 | | |
108 | Отработка написания элементов букв. | 1 | | |
109 | Отработка написания элементов букв. | 1 | | |
110 | Отработка написания элементов букв. Правописание имён собственных. | 1 | | |
111 | Отработка написания элементов букв. Правописание имён собственных, слов с буквосочетанием чк. | 1 | | |
112 | Упражнения в написании букв. Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, ю, я, и. | 1 | | |
113 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Правописание слов с разделительным мягким знаком, с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. | 1 | | |
114 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 | | |
115 | Проверочная работа. | 1 | | |
116 | Русский язык В мире общения Знакомство с учебником. В мире общения. | 50 31 1 | | |
117 | Главное средство общения – родной язык. | 1 | | |
118 | Словесное творчество. | 1 | | |
119 | Роль слова в общении. | 1 | | |
120 | Слово и его значение. | 1 | | |
121 | Слово и его значение. | 1 | | |
122 | Слово и его значение. | 1 | | |
123 | Имя собственное. | 1 | | |
124 | Имя собственное. Правописание имен собственных. | 1 | | |
125 | Имя собственное. Правописание имен собственных. | 1 | | |
126 | Слова с несколькими значениями. | 1 | | |
127 | Слова, близкие по значению (синонимы). | 1 | | |
128 | Слова, противоположные по значению (антонимы). | 1 | | |
129 | Группы слов. | 1 | | |
130 | Группы слов. | 1 | | |
131 | Слова, отвечающие на вопросы кто? и что? | 1 | | |
132 | Из старинных учебников. | 1 | | |
133 | Звуки и буквы. | 1 | | |
134 | Звуки и буквы. | 1 | | |
135 | Алфавит. | 1 | | |
136 | Гласные звуки, обозначение их буквами. | 1 | | |
137 | Согласные звуки, обозначение их буквами. | 1 | | |
138 | Согласные звуки, обозначение их буквами. | 1 | | |
139 | Слоги. | 1 | | |
140 | Деление слов на слоги. | 1 | | |
141 | Деление слова для переноса. | 1 | | |
142 | Деление слова для переноса. | 1 | | |
143 | Ударение. | 1 | | |
144 | Ударение. | 1 | | |
145 | Говори правильно! | 1 | | |
146 | Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. | 1 | | |
147 | Твёрдые и мягкие согласные звуки Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | 7 1 | | |
148 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме | 1 | | |
149 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я. | 1 | | |
150 | Итоговый диктант за 1класс. | 1 | | |
151 | Работа над ошибками. Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | | |
152 | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | | |
153 | Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Словарный диктант. | 1 | | |
154 | Раздел. ь и ъ. Звон. и глух. согл. Разделительный мягкий знак. | 7 1 | | |
155 | Разделительный мягкий знак. | 1 | | |
156 | Контрольное списывание. | 1 | | |
157 | Разделительный твёрдый знак. | 1 | | |
158 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | | |
159 | Диктант с грамматическими заданиями. | 1 | | |
160 | Работа над ошибками. | 1 | | |
161 | От слова к предложению. От предложения к тексту. От слова к предложению. | 5 1 | | |
162 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | | |
163 | От предложения к тексту. | 1 | | |
164 | От предложения к тексту. | 1 | | |
165 | Повторение. | 1 | | |
Лист корректировки
№ урока | Тема | Корректирующие мероприятия | Причина, основание (№ и дата приказа) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |