Пояснительная записка
Программа курса «Русский язык» для 10–11 классов (базовый и углублённый уровни) подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и Примерной основной образовательной программой среднего общего образования; Бугрова, Л. В. Русский язык : рабочая программа : 10—11 классы : базовый и углублённый уровни — М. : Вентана-Граф, 2017 г.
Программа реализует основные идеи ФГОС, конкретизирует цели и задачи, отражает обязательное для усвоения содержание обучения русскому языку в старшей школе.
Важнейшая цель изучения предметной области «Русский язык и литература» на завершающем этапе школьного обучения заключается в том, чтобы развивать умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений в устной и письменной форме, культуру читательского восприятия и понимания литературных текстов, читательскую самостоятельность. Русский язык и литература ориентированы на разные аспекты работы с текстом: языковой/речевой и эстетический, по-разному формируют информационную компетентность; объединяет их
фокусировка на текстовой деятельности, связанной с развитием способностей и умений самостоятельно создавать тексты различной природы. Этим объясняются общие подходы в формировании результатов предметной области: результаты определяются через деятельность, связанную с работой с текстом.
Подобный подход к изучению родного языка, в центре внимания которого в той или иной форме находится анализ текста, позволяет комплексно решать задачи формирования общекультурных и предметных компетенций, достичь личностных, метапредметных и предметных результатов образования средствами изучаемого предмета.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа рассчитана на 210 часов (углублённый уровень), предусмотренных
в Федеральном базисном плане. Изучение русского языка по
годам обучения осуществляется в объёме 10 класс — 105 часов,
11 класс — 105 часов (углублённый уровень).
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ФОРМИРУЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему
языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к состоянию речевой культуры общества в целом.
Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу — создателю культурных ценностей, уважительного отношения к другим
культурам.
Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка, осознающей значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности.
Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.
Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики филологии.
Сформированность экологического мышления, бережного отношения к слову.
Сформированность духовно-нравственных ориентиров, способствующих воспитанию национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей.
Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ФОРМИРУЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении.
Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания.
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей, основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях
русской культуры.
Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Планируемые предметные результаты освоения курса
Выпускник на базовом уровне научится - распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте; - использовать языковые средства адекватно цели и ситуации речевого общения; - опознавать в предъявленных текстах формы русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго); - различать основные разновидности монологической и диалогической речи; - создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); - определять признаки и структурные элементы текста; - опознавать типы текстов; - подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания и в соответствии с типом текста; - определять тему, проблему и основную мысль текста; - анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; - определять лексические и грамматические средства связи предложений в тексте в соответствии с видами связи; - выделять основные признаки определённого стиля речи; - различать и анализировать тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; - создавать тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; - отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; - опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка, определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические); - анализировать текст с точки зрения наличия в нём определённых изобразительно-выразительных средств; - использовать изобразительно-выразительные средства языка в устных и письменных текстах разных жанров и стилей; - использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); - извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат; - выделять основные аспекты культуры речи; - выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; - соблюдать культуру публичной речи; - опознавать основные виды языковых норм; - соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; - оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; - использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам; | Выпускник на углублённом уровне научится - рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы; - видеть взаимосвязь единиц и уровней языка; - характеризовать единицы языка того или иного уровня; - анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - анализировать роль форм русского языка, использованных в предъявленных текстах; - комментировать высказывания о богатстве и выразительности русского языка; - анализировать языковые средства в зависимости от типа и жанра высказывания; - использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; - иметь представление об истории русского языкознания; - выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; - характеризовать языковые средства в соответствии с типом и жанром текста; - опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи; - дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; - проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; - оценивать стилистические ресурсы языка; - создавать тексты определённого стиля в некоторых жанрах, относящихся к этому стилю - проводить комплексный анализ текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; - владеть умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; - создавать отзывы, рецензии, аннотации на предложенный текст; - характеризовать основные аспекты культуры речи; - соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; - соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; - соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; - опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; - осуществлять речевой самоконтроль; - совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; - использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств - оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы |
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться - видеть взаимосвязь единиц и уровней языка; - характеризовать единицы языка того или иного уровня; - анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - анализировать роль форм русского языка, использованных в предъявленных текстах; - комментировать высказывания о богатстве и выразительности русского языка; - анализировать языковые средства в зависимости от типа и жанра высказывания; - использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; - иметь представление об истории русского языкознания; - выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; - характеризовать языковые средства в соответствии с типом и жанром текста; - опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи; - дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; - проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию - создавать тексты определённого стиля в некоторых жанрах,относящихся к этому стилю; - проводить комплексный анализ текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; - владеть умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов - создавать отзывы, рецензии, аннотации на предложенный текст; - характеризовать основные аспекты культуры речи; - соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; - соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; - соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; - опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм; - осуществлять речевой самоконтроль; - оценивать коммуникативные качества и эффективность собственной и чужой речи; - совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; - использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; - оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художествен- ной литературы; - воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания. | Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться - проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте; - выделять и описывать социальные функции русского языка; - проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности; - анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию; - характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка; - проводить лингвистический анализ форм существования русского языка на примере раз- личных текстов; - проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме; - проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью; - критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст; - создавать тексты определённого стиля в различных жанрах; - выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности; - осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию; - использовать языковые средства с учётом вариативности современного русского языка; - проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи; - редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка; - определять пути для совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи; |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА, РЕАЛИЗУЕМОЕ С ПОМОЩЬЮ УМК «РУССКИЙ ЯЗЫК. 10–11 КЛАССЫ» И. В. ГУСАРОВОЙ
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения.
Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Русский язык как объект научного изучения. Русистика и её разделы. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.
Основные сферы речевого общения, их соотнесённость с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в уст-ной и письменной форме.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ языковых средств текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности — чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения её эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.
Тематическое планирование
10 класс
№ | Содержание | Кол-во часов |
| Введение | 1 |
1 | Модуль 1. Общие сведения о языке | 4+1РР |
2 | Модуль 2. Речь как вид коммуникативной деятельности | 5+2РР |
3 | Модуль 3. Орфография | 2 |
4 | Модуль 4. Синтаксис и пунктуация | 8 |
5 | Модуль 5. Становление и развитие русского языка | 2+1РР |
6 | Модуль 6. Текст как результат речевой деятельности | 2 |
7 | Модуль 7. Орфография | 2 |
8 | Модуль 8. Синтаксис и пунктуация | 5 |
9 | Модуль 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма | 2 |
10 | Модуль 10. Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста | 2+1РР |
11 | Модуль 11. Орфография | 2 |
12 | Модуль 12. Синтаксис и пунктуация | 5+1РР |
13 | Модуль 13. Лексика и фразеология | 12+1РР |
14 | Модуль 14. Функциональные стили речи | 5 |
15 | Модуль 15. Орфография | 1 |
16 | Модуль 16. Синтаксис и пунктуация | 5 |
17 | Модуль 17. Фонетика | 4+1РР |
18 | Модуль 18. Нормы русского литературного языка | 3 |
19 | Модуль 19. Орфография | 3 |
20 | Модуль 20. Синтаксис и пунктуация | 5 |
21 | Модуль 21. Морфемика и словообразование | 4+1РР |
22 | Модуль 22. Русский речевой этикет | 2 |
23 | Модуль 23. Орфография | 3 |
24 | Модуль 24. Синтаксис и пунктуация | 5 |
| Обобщение и систематизация | 4 |
| Итого | 105 |
Учебно-методический комплекс и материально - техническое обеспечение:
1. Примерная программа основного общего образования по русскому языку, авторская рабочая программа Л.В.Бугрова, к учебно-методическому комплекту И. В. Гусаровой. М.: Вентана-Граф, 2017
2. Учебник «Русский язык 10 класс» . – М.: «Вентана-Граф»
3. Компьютер
4. Проектор
5. Экран
Поурочно-тематическое планирование
10 класс
№п/п | Сроки реализации/ неделя | Тема | Теорети ческие | Практи ческие |
1 | 1 | Введение в курс русского языка 10 класса. Цель изучения курса. Входное диагностическое тестирование. | 1 | |
| | Содержательный учебный блок 1 | | |
| | Модуль 1. Общие сведения о языке (3+1РР) | | |
1 | 1 | Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка. | 1 | |
2 | 1 | Взаимосвязь языка и мышления. Язык как знаковая система. | 1 | |
3 | 2 | Естественные и искусственные языки. Разновидности искусственных языков. Единицы и уровни языковой системы. Разница между языком и речью. | 1 | |
4 | 2 | Обучение написанию сочинения. Структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ: формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора, аргументация собственной позиции. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках | | 1 РР |
| | Модуль 2. Речь как вид коммуникативной деятельности (5+2 РР) | | |
1 | 2 | Речь. Формы речи | 1 | |
2 | 3 | Монологическая и диалогическая речь | 1 | |
3 | 3 | Разновидности монологических высказываний с точки зрения их основной цели: информационная, убеждающая, побуждающая речь | 1 | |
4 | 3 | Составление монологических высказываний различной целевой направленности и их анализ | 1 | |
5 | 4 | Диалог и его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. | 1 | |
6 | 4 | Организация групповой дискуссии на актуальную тему | | 1 РР |
7 | 4 | Обучение написанию сочинения. Проблема текста; типы проблем; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках | | 1 РР |
| | Модуль 3. Орфография ( 2 ч.) | | |
1 | 5 | Правописание сложных слов | 1 | |
2 | 5 | Правописание сложных слов | 1 | |
| | Модуль 4. Синтаксис и пунктуация ( 8 ч.) | | |
1 | 5 | Словосочетание как синтаксическая единица. Синтаксический анализ словосочетания: строение, типы, виды грамматической связи. | 1 | |
2 | 6 | Особенности управления некоторых грамматических форм | 1 | |
3 | 6 | Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении | 1 | |
5 | 6 | Основы русской пунктуации и функции знаков препинания | 1 | |
6 | 7 | Способы передачи и пунктуационного оформления чужой речи: знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании | 1 | |
7 | 7 | Итоговый контроль по блоку 1 | | 1 и.к. |
8 | 7 | Анализ результатов итогового контроля по блоку 1 и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся | 1 | |
| | Содержательный учебный блок 2 | | |
| | Модуль 5. Становление и развитие русского языка (2+1 РР) | | |
1 | 8 | Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка | 1 | |
2 | 8 | Этапы развития русского литературного языка | 1 | |
3 | 8 | Обучение написанию сочинения. Проблема текста; типы проблем; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках | | 1 РР |
| | Модуль 6. Текст как результат речевой деятельности ( 2 ч.) | | |
1 | 9 | Основные признаки текста Способы и средства связи предложений в тексте | 1 | |
2 | 9 | Функционально-смысловые типы речи (текстов) Комплексный анализ текста. Конструирование текста | 1 | |
| | Модуль 7. Орфография (2 ч.) | | |
1 | 9 | Употребление прописных и строчных букв | 1 | |
2 | 10 | Употребление прописных и строчных букв. | 1 | |
| | Модуль 8. Синтаксис и пунктуация ( 5 ч.) | | |
1 | 10 | Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и сказуемое. Типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное, составное именное | 1 | |
2 | 10 | Согласование подлежащего и сказуемого | 1 | |
3 | 11 | Тире между подлежащим и сказуемым. Односоставные предложения Разновидности именных односоставных предложений | 1 | |
4 | 11 | Итоговый контроль по блоку 2 | | 1 и.к. |
5 | 11 | Анализ результатов итогового контроля и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся | 1 | |
| | Содержательный учебный блок 3 | | |
| | Модуль 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма ( 2 ч.) | | |
1 | 12 | Возникновение и развитие славянской письменности. Из истории русской графики | 1 | |
2 | 12 | Состав алфавита и принцип русской графики .Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии | 1 | |
| | Модуль 10. Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста (2+1РР) | | |
1 | 12 | Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение | 1 | |
2 | 13 | Способы информационной переработки текста: конспектирование, реферирование, аннотирование | 1 | |
3 | 13 | Обучение написанию сочинения. Комментарий к проблеме; типы комментариев: текстуальный и концептуальный (концепционный). Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках | | 1 РР |
| | Модуль 11. Орфография ( 2 ч.) | | |
1 | 13 | Правописание н и нн в суффиксах слов разных частей речи | 1 | |
2 | 14 | Правописание н и нн в суффиксах слов разных частей речи | 1 | |
| | Модуль 12. Синтаксис и пунктуация (5+1РР) | | |
1 | 14 | Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство | 1 | |
2 | 14 | Дефис при одиночном приложении | 1 | |
3 | 15 | Неполные предложения. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения | 1 | |
4 | 15 | Итоговый контроль по блоку 3 | | 1 и.к. |
5 | 15 | Анализ результатов итогового контроля по блоку 3 и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся | 1 | |
6 | 16 | Обучение написанию сочинения. Авторская позиция, средства выражения авторской позиции. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках | | 1 РР |
| | Содержательный учебный блок 4 | | |
| | Модуль 13. Лексика и фразеология (12+1РР) | | |
1 | 16 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Способы переноса лексических значений слова: метафора, метонимия, синекдоха. Типы лексических значений слова | 1 | |
2 | 16 | Омонимы и паронимы | 1 | |
3 | 17 | Лексические омонимы и смежные с ними явления: омофоны, омоформы, омографы | 1 | |
4 | 17 | Синонимия. Антонимия | 1 | |
5 | 17 | Формирование и развитие русской лексики: исконно русская; заимствования из славянских языков: старославянизмы и их признаки; заимствования из неславянских языков | 1 | |
6 | 18 | Освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы, варваризмы | 1 | |
7 | 18 | Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова – историзмы и архаизмы; неологизмы | 1 | |
8 | 18 | Диалекты как часть общенародного языка | 1 | |
9 | 19 | Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления | 1 | |
10 | 19 | Эмоционально-экспрессивная лексика | 1 | |
11 | 19 | Фразеология; отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов | 1 | |
12 | 20 | Типы фразеологизмов по степени слитности их компонентов: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения. Классификация фразеологизмов с точки зрения происхождения, сферы употребления и стилистической окрашенности | 1 | |
13 | 20 | Обучение написанию сочинения. Аргументация собственной позиции; виды аргументов; структура аргумента. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках | | 1 РР |
| | Модуль 14. Функциональные стили речи (5 ч.) | | |
1 | 20 | Научный стиль, его разновидности и особенности; анализ текста научного стиля | 1 | |
2 | 21 | Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности | 1 | |
3 | 21 | Публицистический стиль, его разновидности и особенности; анализ текста публицистического стиля | 1 | |
4 | 21 | Особенности языка художественной литературы; анализ текста художественного произведения | 1 | |
5 | 22 | Стиль устной речи – разговорный стиль и его особенности | 1 | |
| | Модуль 15. Орфография (1 ч.) | | |
1 | 22 | Правописание приставок при-/пре | 1 | |
| | Модуль 16. Синтаксис и пунктуация (5 ч.) | | |
1 | 22 | Общая характеристика сложных предложений | 1 | |
2 | 23 | Сложносочиненные предложения | 1 | |
3 | 23 | Знаки препинания в сложносочиненных предложениях | 1 | |
4 | 23 | Итоговый контроль по блоку 4 | | 1 и.к. |
5 | 24 | Анализ результатов итогового контроля по блоку 4 и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся | 1 | |
| | Содержательный учебный блок 5 | | |
| | Модуль 17. Фонетика (4+1 РР) | | |
1 | 24 | Фонетика. Единицы фонетики. Понятие фонемы Устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки | 1 | |
2 | 24 | Артикуляционная классификация согласных звуков | 1 | |
3 | 25 | Артикуляционная классификация гласных звуков | 1 | |
4 | 25 | Законы русского слогоделения и правила переноса | 1 | |
5 | 25 | Обучение написанию сочинения-рассуждения на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках | | 1 РР |
| | Модуль 18. Нормы русского литературного языка (3 ч.) | | |
1 | 26 | Понятие языковой нормы. Орфоэпические нормы | 1 | |
2 | 26 | Формирование орфоэпических норм | 1 | |
3 | 26 | Комплексный анализ текста | 1 | |
| | Модуль 19. Орфография (3 ч.) | | |
1 | 27 | Употребление ь после шипящих согласных. Правописание разделительных ъ и ь знаков | 1 | |
2 | 27 | Правописание приставок на з-/с-; чередующиеся гласные в этих приставках Правописание букв и и ы в корне слова после приставок на согласную | 1 | |
3 | 27 | Правописание в корнях слов гласных, проверяемых ударением. Правописание в корнях согласных, находящихся в слабой позиции по признаку звонкости—глухости | 1 | |
| | Модуль 20. Синтаксис и пунктуация (5 ч.) | | |
1 | 28 | Общая характеристика сложноподчиненных предложений, виды придаточных предложений | 1 | |
2 | 28 | Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях | 1 | |
3 | 28 | Типы соподчинения/подчинения в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными частями | 1 | |
4 | 29 | Итоговый контроль по блоку 5 | | 1 и.к. |
5 | 29 | Анализ результатов итогового контроля по блоку 5 и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся | 1 | |
| | Содержательный учебный блок 6 | | |
| | Модуль 21. Морфемика и словообразование (4+1РР) | | |
1 | 29 | Основные виды морфем. Словообразовательные и формообразующие морфемы .Нулевые морфемы | 1 | |
2 | 30 | Основа слова. Изменения в морфемном составе слова . | 1 | |
3 | 30 | Способы словообразования | 1 | |
4 | 30 | Процессы, сопровождающие словообразование | 1 | |
5 | 31 | Обучение написанию сочинения-рассуждения на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках | | 1 РР |
| | Модуль 22. Русский речевой этикет (2 ч.) | | |
1 | 31 | Национальная специфика этикета | 1 | |
2 | 31 | Правила и нормы речевого этикета | 1 | |
| | Модуль23. Орфография (3 ч.) | | |
1 | 32 | Правописание чередующихся гласных в корнях слов | 1 | |
2 | 32 | Правописание о / е после шипящих и ц в разных морфемах | 1 | |
3 | 32 | Правописание и / ы после ц в разных морфемах Правописание согласных в корнях, проверяемых способом подбора однокоренного слова | 1 | |
| | Модуль 24 Синтаксис и пунктуация (5 ч.) | | |
1 | 33 | Бессоюзные сложные предложения | 1 | |
2 | 33 | Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях | 1 | |
3 | 33 | Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи | 1 | |
4 | 34 | Итоговый контроль по блокам 1—6 | | 1 и.к. |
5 | 34 | Анализ результатов итогового контроля по блокам 1-6 и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся | 1 | |
| | Резервные часы (4 ч.) | | |
1 | 34 | Обобщение и систематизация изученного материала | 1 | |
2 | 35 | Обобщение и систематизация изученного материала | 1 | |
3 | 35 | Обобщение и систематизация изученного материала | 1 | |
4 | 35 | Обобщение и систематизация изученного материала | 1 | |